Главная страница
Навигация по странице:

  • Методика музыкального воспитания изучает

  • Методика муз воспитания выдвигает и свои принципы

  • Для Академических хоров

  • Большое значение в формировании гласных имеет положение рта и губ поющих

  • Правила певческой орфоэпии

  • О и Ё

  • Такие частные вопросы


    Скачать 41.5 Kb.
    НазваниеТакие частные вопросы
    Дата10.06.2022
    Размер41.5 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла1.rtf
    ТипДокументы
    #582966

    Б1.1.

    Методика- это часть педагогики, которая трактует как на основе дидактических принципов, с помощью каких приемов, способов, методов наиболее целесообразно строить учебно-воспитательный процесс, как решать входящие в него общие и частные задачи.

    Методика освещает такие частные вопросы: как приемы разучивания песни, работа над вокально-хоровыми навыками, развитие музыкальных способностей ребенка.

    Предмет «методика» раскрывает суть муз. воспитания, осуществляемого средствами музыки. Термин «воспитание» педагогика определяет как «развитие духовных и физических сил детей, подростков и юношества, формирование их мировоззрения и приобретения ими знаний, умений и навыков». Сущность воспитания - это формирование качеств личности, ее духовного мира ( в процессе овладения знаниями, умениями и навыками).

    Методика музыкального воспитания изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и навыков. В решении своих проблем методика опирается и на психологию, например, изучение развития муз восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребенка, ее проявлений и развития, без понимания, что такое муз способности и человеческая деятельность.

    В основе методики лежат такие принципы, как : принцип воспитывающего обучения; научность и доступность осваиваемого материала; наглядность при его преподнесении; прочность знаний, умений навыков; активность муз деятельности учащихся, их самостоятельность; связь муз воспитания с жизнью, интересами детей.

    Методика муз воспитания выдвигает и свои принципы:

    1.Принцип единства эмоционального и сознательного(благодаря этому у учащихся развивается способность оценивать воспринятое и, таким образом, воспитываются их интересы и вкусы).

    2.Принцип единства художественного и технического (основывается на том , что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений).

    3.Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы ( должен лежать в основе различных видов муз деятельности учебно-воспитательного процесса: урока музыки, факультативных муз занятий, внеклассной и внешкольной деят-ти(кружки, праздники, дискотеки идр)).

    Методика муз воспитания предусматривает связь предмета музыки с другими,особенно близкими ей предметами:лит-рой, ИЗО, историей. Это необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания учащихся.

    Цель обучения- обеспечить подрастающим поколениям усвоение накопленного социально-дух опыта человека.Целью муз обучения явл освоение муз культуры, т.е.

    «Муз культура

    1)это муз ценности, создаваемые и сохраняемые в этом обществе

    2)это все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию муз ценностей

    3)все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и др качествами, обеспечивающими ее успех» (Сохор «Муз культура общества»)

    Муз культура личности характеризуется тем, в какой мере человек освоил эти ценности. Такой подход к пониманию муз культуры важен для муз педагогики:он позволяет выявить своеобразные содержания муз культуры,формы ее проявления и сферу воздействия на человека.

    Цель муз культуры,муз воспитания:ввести учащегося в мир большого муз искусства, научить их любить и понимать музыку, во всем богатстве ее форм и жанров, развивать способность воспринимать музыку, учавствовать в ее исполнении, овладевать основами муз грамотности, формировать творческие муз способности школьников.

    При конкретизации можно выделить 3 ведущие задачи:

    1.Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.У школьников необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, стремление к усвоению знаний.

    2.Формирование осознанного отношения к музыке.Решение этой задачи связано с формированием у учащихся худож мышления, умением самостоятельно применять полученные знания.Обе эти задачи реализуются в единстве.

    3.Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения,как наиболее доступной формы музицирования.Решение этой задачи связана с развитием у учащегося муз-слуховых представлений исполнительных навыков. Эта задача реализуется одновременно с первыми – формированием эмоционального и сознательного отношения школьников к музыке. В практике муз знаний все эти задачи взаимосвязаны, нельзя выделить не одну из них, не затронув её связи с другими.

    Б1.2.

    Дикция (с греч)- произношение «Критерий достижения хорошей дикции в хоре – это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией» Теория и практика работы с детским хором Стулова 2002г.

    Хор пение это искусство, объединяющее музыку и поэзию.Умение хора ясно и четко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения.Хорошее произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука,активизирует дыхание, помогает формированию звука в «высокой позиции».

    Принято различать 3 вида произношения:бытовое,сценическая речь и певческое произношение. Певческое произношение ближе к сценической речи.

    Для Академических хоров характерен прикрытый округлый звук, прикрытая манера пения.Сущность такой манеры выражается в том, что некоторые гласные, например И,Е,А поются более округленно, приближаясь по своему звучанию к звукам Ы,Э,О.

    Большое значение в формировании гласных имеет положение рта и губ поющих. Рот не следует открывать слишком широко, так как это может привести к открытому»белому звуку». Необходимо постоянно следить за тем,чтобы артикуляционный аппарат певцов (рот,губы,зубы,язык,мягкое и твердое нёбо) принимали форму,соответствующую данной гласной.Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, а так же и глотки,непосредственно связанной с гортанью.Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению,форсированию работы глотки,так как это приводит к искажению гласных.

    Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны.

    Правила певческой орфоэпии:

    1)Согласные, оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу,и пропеваются вместе с ним.

    Пример:

    Пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я

    Пропевается:Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.

    2)Согласные,оканчивающие слово,переносятся к началу следующего слова.

    Пример:

    Пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет

    Пропевается:Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.

    Это дает возможность дальше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.

    3)Есть группа слов,при произношении которых выпадают отдельные согласные.

    Пример:Солнце-сонце,поздний-позний.

    4)В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.

    Пример:что-што,скучно-скушно,счастье-щастье,дождь-дощь,счет-щет.

    5)Сочетание букв ться, произносится как цца.

    Пример:раздаться-раздацца,перебраться-перебрацца.

    6)Окончания его и ого произносятся как ево и ово.

    Пример: твоего-твоево,любимого-любимова.

    7)Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно,как один удлиненный звук.

    Пример:

    Пишется:Как красив этот сад

    Пропевается:Ка-ккраси-фэ-то-тсат.

    8) Все звонкие согласные переходят в глухие.

    Пример:сад-сат,красив-красиф.

    9)В случае, когда два согласных звука стоят рядом,первый из них произносится с мягким знаком.

    Пример:песня-песьня,масленица-масьленница,веснянка-весьнянка.

    10)Глагольные окончания ат,ят,ся при пении не изменяюся.

    11)В конце слова согласные утрируются (четко произносятся)

    12)Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно,однообразно,лишено кантилены.Можен исказиться смысл слов.От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги,особенно если неударный слог приходится на более высокий звук,нежели ударный.

    Тембр у детей чрезвычайно неровен,что наиболее ярко проявляется в пестром звучании гласных. Гласные звуки-основа пения, на них вырабатываются все вокальные качества голоса и вокальная техника.Добиваться у учащихся правильного формирования различных гласных нужно постепенно.Сначала следует больше использовать такие гласные,при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, ненапряжённо.Предпочтение отдается гласному У.При этом гласном ротовая полость и глотка раскрыты широко,пение совершается как бы «на зевке». Кроме того У освобождает голос от неприятного носового призвука.Пропевание песен и упр на У и Ю поможет в выроботке высокой позиции,мягкого звучания,отличного унисона и ансамбля.

    В достижении высокой позиции особенно велико значение пения закрытым ртом.

    Следующим гласным,имеющим большое значение в вокальном воспитании,явл гласный О.Этот звук не требует округления и при нем глотка хорошо открыта.Пение упр на О и Ё поможет выработать округлое,красивое звучание.Далее полезно перейти на И.Он требует приблежения к Ю илит Ы,помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных,заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание,как и звук У. Еще одна гласная Е.При ее звукообразовании глотка резко уменьшается,в активную работу вкл язык.

    Следует обратить внимание на значение русских народных песен для воспитания навыка красивого пения гласных.Во многих нар мелодиях встречаются характерные распевы на разных гласных. «Распев,распевание-это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация и русское голосоведение, а если глубже вслушаться,то и всё русское в музыке» - Кастальский.

    Распевы-замечательная школа вокального мастерства.Они помогут добиться большей напевности,льющегося протяжного звука.

    Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными.Одни согшласные произносятся с участием голосовых связок,другие- при помощи пропускания струи воздуха между языком и небом,языком и зубами.Согласные,которые произносятся с участием голосовых связок,благоприятны в вокальном отношении(б,в,г,д).Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского хора имеет применение слогов,состоящих из различных сочетаний гласных и согласных.

    При произношении одних согласных необходимо движение языка(например р т д) другие вызывают утечку воздуха (ш ж), третьи требуют значительного выдоха (в ф з).

    Согласные должны произноситься не только четко и ясно,но и чрезвычайно кратко и энергично.Для этого можно использовать народные прибаутки «Андрей-воробей», «Барашеньки» «Старый дед дед дед,скажем нет нет нет,вот он дом дом дом,парень наш наш наш,птица кар кар кар»,скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит» и тд.(Уч-ся должны утрированно произносить многие согласные, особенно р. Чтобы интонировать точно,можно петь слоги ди мо ле ку ма зи и тд.В борьбе с белым звуком ,плоским открытым звучанием может помочь сочетание у о с согласными(к угу). При выработке звонкого светлого звука наибольший эффект достигается применением гласных и е с согл(ди,ле,зи)

    Характер певч дикции зависит от характера музыки,содерж произведения.

    Распевные произв- мягко,марш-скандировано,твердо.в драматич произв-ях торж гимнах-произношение при более крупной артикуляции. Исполнение быстрое-произносим слова легко,близко,облегчать силу звука.Движение артикуляц аппарата при этом минимиальное.

    Произв-я»ничего на свете лучше нету»Гладков

    Здравствуйте мамы планеты Земля 6/8 протяжно легко

    Глинка Попутная песня на дикциюбыстро

    Прокофьев Болтунья куплет медленный распевный припев быстрый на дикцию


    написать администратору сайта