Техника безопасности. Введение в предмет. Информатика. Информация. Информационные процессы. Роль информации
Скачать 0.72 Mb.
|
Цели: ввести понятие «количество информации»; научить находить количество информации Программно – дидактическое обеспечение: О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 5 стр. 32; урок 6 стр. 38 Презентация Ход урока. I . Организационный момент. II. Изложение нового материала. Когда мы представляем информацию в разных формах или преобразуем ее из одной формы в другую, мы информацию кодируем При разговоре информация кодируется с помощью звуков, комбинации из которых образуют слова, а также с помощью жестов, мимики. При записи слова могут быть закодированы с помощью букв, числа с помощью цифр и т.д. Одна и та же информация может быть закодирована в различных видах. Количество учеников в классе может быть закодировано в виде рисунка, диаграммы, буквенной или числовой записи. При этом сама информация остается неизменной, меняются лишь способы кодирования. Выбор способа кодирования информации зависит от целей кодирования. Если мы хотим найти общее количество учащихся в школе, то для этого удобнее закодировать количество учащихся в каждом классе в виде чисел. А если мы хотим произвести сравнительный анализ количества учащихся по классам, то удобно информацию представить в виде диаграммы. В то же время совершенно разные сведения могут быть представлены в похожей форме. Например, с помощью азбуки Морзе (точек и тире) можно закодировать разную информацию. С помощью отдельных знаков или их наборов можно записывать только дискретные сообщения. Поскольку аналоговая информация непрерывна, то записать ее с помощью вышеперечисленных понятий нельзя. Различные языки служат средством для кодирования информации. Человек в своей практике общения использует много различных языков. Прежде всего это языки устной и письменной речи. Это языки жестов и мимики. Это языки различных указателей, например знаков дорожного движения или пиктограмм олимпийских видов спорта. Кроме того, человек использует ряд языков профессионального назначения. Сюда относятся языки математических формул, обозначений электроники и т.д. Наконец, сленг, арго, блатной жаргон служат для формирования и отгораживания определенной социальной группы посредством преднамеренного уменьшения понятности используемого языка.
В основном вся информация, которая окружает нас, закодирована. Мы с вами говорим и понимаем, друг друга, а например японец нас не поймет. Для него наша речь будет являться кодом. И его речь для нас. Например, предложение: На улице хорошая погода. Из чего состоит это предложение? Из чего состоят слова? Так вот алфавит это определенный код, который я думаю, вы все знаете? Все умеют читать? (Ответы детей).
Да, ребята, на конверте мы пишем адрес отправителя, адрес получателя и индекс. Индекс является определенным кодом того или иного населенного пункта. Он служит для того, чтобы письмо правильно и быстро пришло туда, куда надо. (Показываю конверт оформленный).
Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это операция преобразования символов одного кода в символы другого кода. Человек кодирует информацию с помощью языка Язык – это знаковая форма представления информации. Одну и ту же информацию можно кодировать разными способами: Например: Компьютер – русский язык COMPUTER – английский язык 67 79 77 80 85 84 69 82 код ASCII Огромное количество способов кодирования информации привело человека к попыткам создать универсальный язык или азбуку для кодирования. Своя система кодирования информации существует и в вычислительной технике. Она называется двоичным кодированием. Всю информацию, с которой работает вычислительная техника, можно представить в виде последовательности всего двух знаков – 1 и 0. Эти две цифры называются двоичными цифрами. Почему именно двоичное кодирование используется в вычислительной технике? Оказывается такой способ кодирования легко реализовать технически: 1 – есть сигнал, 0 – нет сигнала. Как разные виды информации кодируются в компьютере? Рассмотрим основные способы кодирования информации в компьютере: текстовой, числовой, графической, звуковой. Текстовая информация кодируется с помощью кодовой таблицы. Кодовая таблица – это внутреннее преставление символов в компьютере. Во всем мире в качестве стандарта принята таблица ASCII – Американский стандартный код для обмена информацией. Числовая информация переводится в двоичную систему исчисления. Кодирование графической информации: Растровое изображение- изображение разбивается на отдельные точки. Объем растрового изображения определяется умножением на информационный объем одной точки, который зависит от количества точек возможных цветов (для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен 1 биту и кодируется двумя цифрами – 0 или 1). Разные цвета и их оттенки получаются за счет наличия или отсутствия трех основных цветов – красного, синего, зеленого и их яркости. Каждая точка на экране кодируется с помощью 4 битов. Векторное изображение- изображение разбивается на элементарные отрезки и дуги. Положение этих элементарных объектов определяется координатами точек и длиной радиуса. Для каждой линии указывается ее тип (сплошная, пунктирная, штрих- пунктирная ), толщина и цвет. Информация о векторном изображении кодируется как обычная буквенно-цифровая и обрабатывается специальными программами. Кодирование звуковой информации. Звуковая информация может быть представлена последовательностью элементарных звуков ( фонем) и пауз между ними. Вывод звуков из компьютера осуществляется синтезатором речи, который считывает из памяти хранящийся код звука. Речь человека имеет большое разнообразие оттенков, поэтому каждое произнесенное слово должно сравниваться с предварительно занесенным в память компьютера эталоном, и при их совпадении происходит его распознавание и запись. Единицы измерения информации: Минимальной единицей измерения информации является бит. Один бит информации – это одна двоичная цифра: 0 или 1. Как правило, команды компьютера работают не с отдельными битами, а с восемью битами сразу. Восемь последовательных битов составляют байт. 10101111 1 байт 1 байт = 8 бит = 1 символ Память ЭВМ измеряется в байтах, но чаще всего для этого используют другие единицы: 1 килобайт (1 kb) = 1024 байта (210) 1 мегабайт (1 Mb) = 1024 килобайта 1 гигабайт (1 Gb) = 1024 мегабайта 1 терабайт (1 Tb) = 1024 гигабайта III. Итоги урока Оцените работу группы и назовите учащихся, отличившихся на уроке. Домашнее задание:Выучить основные определения и формулы. Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА . Цели: Выявить знания учащихся по теме «Информация» Ход урока. 1. Определение информации. 2. Виды информации: - самостоятельная работа по информатике - фотография - время - сладкий чай - аромат духов - звонок будильника - холодный снег 3. Что можно делать с информацией. - друзья обсуждают новый фильм - энциклопедия - ученый пишет научный доклад после проведения опытов 4. Прохождение информации внутри ЭВМ. Напиши, что делает с информацией каждое устройство. - клавиатура - - дисковод - - память - - процессор - - память - - дисплей - - принтер - 5. Хранение информации. Определение носителя информации. Примеры: 6. Хранить, чтобы искать. 7. Передача информации. 1. Схема передачи информации. 2. Способы передачи: 8. Искажения при передаче информации. 9. Обработка информации. 1. Схема обработки информации 2. Выдели хранение, обработку и передачу информации. Пришел школьник Вася со школы. Сел обедать. Попробывал суп. Недосолен. Вылил в кастрюлю. Откусил котлету. Горячая. Отдал кошке. Хлебнул компот. Вкуусно. Выпил Вася компот и крикнул бабушке:"Спасибо, все было очень вкусно!" 10. Алгоритмы обработки информации. 1. Определение алгоритма, исполнителя. 2. Выполни алгоритм. а). Отгадай загадки. |
1.Задачу ты решишь свободно: | 2. На квадратиках доски |
Я - небольшая часть лица. | Короли свели полки. |
Но прочитай меня с конца - | Нет для боя у полков |
Во мне увидишь что угодно. | Ни патронов, ни штыков. |
3. Два березовых кола | 4. В черном поле заяц белый |
Через лес несут меня. | Прыгал, бегал, петли делал. |
Кони эти рыжи | След за ним был тоже бел. |
А зовут их ... | Кто же этот заяц? ... |
б). Ответы запиши по такому алгоритму:
Аа# Бб+ Вв$ Гг%
3. Сколько загадок я могу загадать классу по этому алгоритму. Почему?
11. Кодирование информации.
1. Определение.
2. Закодируй задачу при помощи арабских цифр и математических знаков:
У меня было 2 яблока.Саша дал мне еще 3. Сколько яблок у меня стало?
12. Шифрование информации.
1. Определение.
2. Расшифруй шифровку."История появления названия весеннего цветка"
Тяльпбн. Нбзвбнйж цвжткб прйшлп к нбм йз Фрбнцжж, б Фрбнцфзь ппзбймствпвблй жгп йз Пжрсйй. Цвжтпк нбппмйнбжт ппвазкф нб гплпвж - тярббн.
Ответы к САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 1. Информация - отражение в голове человека всего мира - материального и нематериального. 2. Виды информации: | |
- самостоятельная работа по информатике(текстовая)
- фотография (графическая)
- время (числовая)
- сладкий чай (вкусовая)
- аромат духов (запаховая)
- звонок будильника (звуковая)
- холодный снег (осязательная)
3. Что можно делать с информацией.
- друзья обсуждают новый фильм (передача: один выводит И., другой вводит И.)
- энциклопедия (хранение)
- ученый пишет научный доклад после проведения опытов (обработка)
4. Прохождение информации внутри ЭВМ.
- клавиатура - вводит
(дисковод)
- память - хранит
- процессор - обрабатывает
- память - хранит
- дисплей - выводит
(принтер, дисковод)
5. Хранение информации.
Носитель информации - устройства, на которых храниться информация.
Примеры ...
6. Хранить, чтобы искать.
1. В алфавитном порядке.
2. Тема, содержание, индекс.
3. По приоритету.
7. Передача информации.
1.
2. Способы передачи: звук, письмо, жест, код.
8. Искажения при передаче информации.
1. Помехи.
2. Добавление лишней информации.
3. Уничтожение части информации.
Тема: Архитектура компьютера.
Цели: познакомить учащихся со структурой ПК, показать связь между устройствами;
Программно – дидактическое обеспечение:
О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 26 стр. 153; Презентация
Ход урока.
I . Организационный момент.
II. Изложение нового материала.
Архитектурой компьютера называется совокупность его компонентов.
Часто компоненты компьютера называют компьютерным "железом" (от англ. hardware).
Все компоненты компьютера делятся на внутренние и внешние.
Внутренние компоненты обычно находятся внутри системного блока (хотя для многих из них существуют и внешние модели). Зато внешние или, как их еще называют, периферийные устройства всегда располагаются вне системного блока.
Архитектура компьютеров, с которыми мы будем работать, называется открытой, а сами такие устройства - компьютерами с открытой архитектурой. Дело в том, что внутренние компоненты такого компьютера можно заменять, например, чтобы повысить производительность системы.
Замена отдельных устройств в составе компьютера называется модернизацией или апгрейдом (от англ. upgrade).
Компьютеры с открытой архитектурой впервые начала производить фирма IBM (произносится "ай-би-эм") в 80х годах прошлого века. Поэтому долгое время их называли еще IBM-совместимыми компьютерами.
Ноутбук - компьютер с закрытой архитектурой
Внешние компоненты компьютера, в свою очередь делятся на устройства ввода информации и устройства вывода.
Устройства ввода служат для занесения информации в компьютер. Устройства вывода выдают визуальную или звуковую информацию для пользователя.
Компоненты компьютера соединяются между собой при помощи электрических проводов. Иногда эти провода широкие и плоские (тогда они называются шлейфами) - такие тянутся, например, от материнской платы к дисководу или винчестеру, иногда тоненькие, как для наушников, или толстые, жесткие - такие подводят питание к системному блоку или монитору, соединяют между собой отдельные устройства.
Беспроводные устройства (обычно клавиатуры и мыши) обмениваются данными с компьютером при помощи инфракрасного порта или BlueTooth.
Внутренние компоненты компьютера
| Процессор - основное устройство в составе компьютера, в нем происходит вся обработка информации (за исключением некоторых видов графики и звука). Основные характеристики:
Разрядность процессора указывает на то, сколько бит отводится им на хранение и обработку целого числа. От разрядности зависит производительность. Обычная разрядность сегодня – 32 (32-разрядный процессор), однако Athlon64 – это 64-разрядный процессор. |
| Кулер - устройство охлаждения процессора и других компонентов. Современные процессоры при работе солидно греются. Для их охлаждения используется кулер, зачастую с радиатором. Кулер устанавливается прямо на процессор, обычно на термопасту – специальное вещество с высокой теплопередачей. Для самых производительных систем используются целые блоки с несколькими кулерами и системой радиаторов, они охлаждают не только процессор, но и винчестеры, и видеокарту. |
| Оперативная память (RAM) - устройство кратковременного хранения информации, с которой работает процессор. Основная характеристика: объем в мегабайтах. Например, 256 Mb, 1024Mb. При отключении питания или перезагрузке компьютера вся информация из оперативной памяти стирается. При работе с документами, нужно время от времени сохранять данные на диск. Иначе при случайной перезагрузке, зависании системы или даже скачке напряжения оперативная память очистится, и все данные, набранные после сохранения, потеряются. |
Устройства долговременного хранения информации служат для длительного хранения и быстрого доступа к информации. Большинство из них состоит из двух устройств: Дисковод + Диск (носитель информации) Естественно, при отключении питания, вся информация на носителях сохраняется. | |
| Винчестер (жесткий диск, hard disk, HDD) - основное устройство длительного хранения информации, единственное, совмещающее в себе дисковод и сам диск. Основная характеристика: емкость в гигабайтах. Например, 20Gb, 60Gb. |
| Лазерный дисковод (CD-ROM, CD-RW, DVD-ROM, DVD-RW) - устройство чтения, а часто и записи на лазерные диски. Разновидности:
Сейчас чаще всего встречается комбинация CD-RW + DVD. Этот "комбайн" может работать с любыми видами современных форматов: аудио-диски, MP4, DVD, диски с данными. Основная характеристика: скорость в единицах, кратных двойке, обозначается буквой "Х". Например, 56Х. Обычно, скорость чтения у CD-RW выше максимальной скорости записи. В характеристиках указывают обе: 56X-24X Самая правая кнопка дисковода служит для извлечения диска. Чтобы закрыть дисковод, лучше пользоваться ей же, а не подпихивать нежную полочку рукой. |
| Лазерный-диск (компакт-диск, CD) - основной современный носитель информации. В дисковод всегда вставляется радужной стороной вниз. Основные характеристики:
Записывать информацию на лазерные диски можно только в специальных программах, например, Nero Burning ROM. |
| Флоппи-дисковод служит для чтения и записи дискет. Дискеты сейчас считаются морально устаревшими носителями, поэтому на новые компьютеры флоппи-дисководы зачастую не ставят. |
| Дискета (флоппи-диск) имеет размер 3 дюйма и емкость 1,4 Mb. В дисковод ее нужно вставлять по выдавленной стрелочке и до щелчка. Одно из маленьких окошек в корпусе дискеты снабжено сдвигающейся крышечкой. Если оба окошка открыты, дискета защищена от записи. |
| Флэш-карты - миниатюрные накопители информации Плюсы флэш-накопителей:
|
Редко встречающиеся устройства длительного хранения информации:
| |
| Материнская плата - к ней подключаются и через нее взаимодействуют остальные компоненты компьютера. Разъемы крепления внутренних плат называются слотами, отдельные слоты предназначены для плат оперативной памяти. Разъемы крепления внешних компонентов называют портами (например, сейчас многие устройства подключаются через USB-порт). При сборке компьютера тип процессора должен подходить к типу процессорного слота в материнской плате. |
| Блок питания подводит электропитание к каждому компоненту компьютера. Основная характеристика - мощность в ваттах: чем больше устройств смонтировано в компьютере, тем большая мощность требуется. Например, 350 Вт. Обычно корпус продается вместе с блоком питания. |
| Видеокарта (видеоплата) - отвечает за вывод изображения на экран монитора. Имеет свою оперативную видеопамять, объем видеопамяти измеряется в тех же мегабайтах, например, 128 Mb. Кроме того на всех современных видеокартах установлен видеоакселератор (видео-ускоритель, 3D-ускоритель) - дополнительный процессор, обрабатывающий графику. |
| Звуковая карта (плата) - отвечает за вывод звука. Часто простенькая звуковая карта встроена в материнскую плату. Характеризуется глубиной звука - количеством бит, отводимым на каждый звук. |
| Сетевая карта (плата) отвечает за связь компьютера с другими компьютерами локальной сети. Отдельный вариант такой связи - выделенная линия при подключении к сети Интернет или городской локальной сети. |
| Модем - связывает компьютер с сетью удаленного доступа по телефонной линии. Основная характеристика - максимальная скорость соединения в бодах (бит/секунду). Например, 56K = 56 килобод Существуют радиомодемы, работающие не по телефонной линии, а на радиоволнах. |
Внешние компоненты компьютера
Устройства ввода
| Клавиатура - с нее вводится текстовая информация и команды управления. У стандартной клавиатуры 101 клавиша. Но современные клавиатуры могут содержать дополнительно:
|
| Манипулятор "мышь" - служит для работы с графическими элементами управления, а также рисования, черчения. Основная кнопка мыши - левая (под указательным пальцем). Колесико служит для прокручивания текста, а также используется как средняя кнопка. Современные мыши обычно имеют несколько дополнительных программируемых кнопок. |
| Джойстики и геймпады - аналоги мыши, использующиеся в игровых программах. |
| Графический планшет - может использоваться вместо мыши, удобен для рисования, черчения (существуют специальные конструкторские планшеты с набором сенсорных кнопок). |
Многофункциональное устройство с листовым сканером Планшетный сканер | Сканер - устройство преобразования графического изображения в электронный вид. Типы сканеров:
Разрешение сканирования отвечает за качество (и следовательно, размер) получившегося изображения. Измеряется в dpi - количестве точек на квадратный дюйм. Например, стандартное разрешение сканирования для веб-изображений - 300 dpi. Отсканированное изображение всегда имеет растровый тип. |
| Веб-камера - простенькая видеокамера, передающая напрямую в компьютер изображение довольно низкого качества. |
Другие устройства, которые могут использоваться как устройства ввода:
|
Устройства вывода
ЭЛТ-монитор ЖК-монитор | Монитор - на его экран выводится визуальная информация в текстовом или графическом виде. Основные характеристики:
|
Матричный принтер Струйный принтер Лазерный принтер | Принтер распечатывает текстовую или графическую информацию на бумаге. Основные характеристики:
Каждый принтер работает с определенным видом бумаги. Например, матричный с ручной подачей может печатать едва ли не на папиросной, а лазерному понадобится гладкая "тяжелая" бумага (плотностью 80 г/м2). |
| Плоттер - печатающее устройство большого формата, обычно используется для вывода чертежей и больших иллюстраций (плакатов, календарей и т.д.). В печатающую головку чертежного плоттера вставляются карандаши или фломастеры. Сейчас выпускают также струйные плоттеры. |
| Динамики служат для вывода звука. Это могут быть наушники, две простенькие колонки или мощная звуковая система из десятка мощных динамиков. |
III. Практическая работа
Исследование всех устройств компьютера на рабочем месте
IV. Итог урока.
Домашнее задание
Знать основные компоненты ПК и их основные назначения.