Главная страница

Дипломная работа по Городецкой росписи. Диплом Субботина 3. Технологические особенности выполнения изделий городецкой росписи


Скачать 242.5 Kb.
НазваниеТехнологические особенности выполнения изделий городецкой росписи
АнкорДипломная работа по Городецкой росписи
Дата24.12.2022
Размер242.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДиплом Субботина 3.doc
ТипДиплом
#861766
страница2 из 3
1   2   3
§1.2Виды композиций городецкой росписи

В этом параграфе мы рассмотрим виды композиций городца, а также выявим характерные особенности данной росписи, посредством художественно – выразительного языка городецкого промысла.

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:
-цветочная роспись;
-цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
-сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как и сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов. Несмотря на то, что городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она всё же разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство.

Это умение художников помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства.

А теперь остановимся в отдельности на каждом из перечисленных видов композиций городецкой росписи.

Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях «массовых», так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал па передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более крупных изделиях, таких, как поставки, декоративные блюда, хлебницы, разделочные доски и детская мебель, композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. На боковых стенках поставка часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом [13.c.6].

В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки. «Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

«Ромб» - один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах.

«Цветочная полоса» - сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки. Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Даже если художник и использует различные цвета при нанесении подмалевка на деревянную основу, по тону эти цвета одинаковые. Благодаря этому в росписи нет одностороннего перевеса элементов. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи [14.c.19].

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.

Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь»или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.

Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут; симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Но асимметрия не будет бросаться в глаза, так как художник, приступая к росписи, продумывает размещение мотивов в целом. На протяжении всей работы она присутствует в его сознании, он вдумчиво и четко прорабатывает каждую деталь, каждый элемент росписи. Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др. [17.c.54].

Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь», трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная роспись.

Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.

Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись на подарочных прялках. Такие работы делались мастерами редко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять «уникальную» прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен. При выполнении сюжетной росписи на разделочных досках городецкие художники нередко опираются на те традиционные композиции, которые были распространены на городецких прялках. Это роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так, свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье - приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Если доски имеют недостаточно вытянутую форму, то художники обходятся без нижнего яруса, изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой. Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам; и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера; огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев — барышень и кавалеров — совсем не изменилась. Только краски теперь используются более звучные и сочные. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом. В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам. Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Таким образом, зритель или хозяин изделия видят в герое самого себя или кого-то из своих ближайших друзей и товарищей, а в окружающем их персонажей антураже тот мир, в котором хотелось бы жить и ему. Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев [17.c.78].

Под ногами у главных героев нередко пишутся животные - собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж. Удивительно разнообразны иллюстрации к сказкам. Особенно любят художники сказки А. С. Пушкина. В росписях они часто используют те сцены, которые окружают их в жизни: застолья, всадников, девушек, сидящих за работой и пр. Лишь по некоторым деталям росписи можно понять, что это иллюстрация к какой-то сказке, а, проанализировав весь сюжет, понять, к какому произведению относится данная иллюстрация. Наверное, поэтому, художники подписывают работы, (например, "Панно по "Сказке о мертвой царевне"). Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Такого же рода пословицы и нравоучительные высказывания мы встречаем под картинками русского лубка. Это подтверждает общность и огромное влияние, которое оказали лубочные картинки в целом на народное искусство. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в подарочное изделие ("Муж да жена - одна душа", "Работай до поту, поешь хлеба в охоту" и др.).

Городецкие кони и птицы.

Птиц в современной городецкой росписи изображают в различных вариантах. Проследим последовательность выполнения двух птиц с пышными красивыми хвостами: одна из них похожа на гордого павлина, другая — на насупленного индюка. На первом этапе обе птицы выполняются одинаково: ту и другую начинают писать с крыла. Ориентируясь на него, плавной линией изображают изгиб груди и шеи, потом линию, определяющую форму головки и спины. Получившуюся между ними плоскость полностью закрывают цветом. Одной линией намечают верхнюю границу разворота хвоста. С этого момента и начинается своеобразие изображения каждой из птиц. У первой птицы — павлина — хвост ограничивают поочередно с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и заливают цветом. У второй — прорисовывают каждое перышко хвоста, почти всегда в два цвета. Разные у них и ножки; у парной верхняя часть длинненькая в виде листочка, а нижняя маленькая и тоненькая; у второй верхняя часть кругленькая в виде ягодки, а нижняя, наоборот, крупнее, чем у первой.

Городецкий конь, как правило, черный и очень изящный: у него маленькая головка на тонкой, круто изогнутой шее с аккуратно причесанной гривой.

Местные мастера изображают его разными способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом заливают цветом. Детальную разработку выполняют белыми или желтыми тонкими штрихами и линиями; а сбрую и седло выделяют красным цветом. Другие строят фигуру коня пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди с шеей. К ним привязывают очертания седла, заднюю и брюшную части туловища. Причем плоскость, ограниченная линиями седла, в этом варианте остается светлой. Очередность написания мелких деталей — головы с ушками, ног, хвоста — самая разнообразная. Одни пишут сначала голову, ушки, потом поочередно верхнюю и среднюю части ног, копыта и хвост. Другие начинают с изображения ног, а заканчивают воспроизведением головы и хвоста. Этот вариант написания коня более сложный для начинающего художника, он требует развитого чувства пропорций. Чаще всего седло делают красным, а детальную разработку — светлыми штрихами и линиями. Если конь изображается без всадника, то уздечку рисуют привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди оформляют в виде цветка. Если конь с всадником, то уздечка дается ему в руку [21.c.250].

Верхнюю часть туловища всадника рисуют в фас, начиная с белого пятна головы, к ней приписывают воротник сюртука, а потом сам сюртук с рукавами, отмечают белыми пятнышками кисти рук; Руки, как правило, направлены к голове коня, полы сюртука плотно лежат на его спине. Своеобразно изображаются ноги всадника: одна из них, причем та, которая, казалось бы, должна быть по другую сторону коня, видна полностью в профильном повороте, а другая будто согнута в колене и заложена под первую так, что обуви не видно. Ботинок рисуют в профиль. Ближняя к зрителю рука держит уздечку, а дальняя — саблю. Детальную разработку головы начинают с прически и головного убора, потом рисуют основные линии лица. Кисти рук разрабатывают так же, как и лицо, черными штрихами, а силуэт фигуры — светлыми.

Проанализировав вышесказанное, можно понять отличительные особенности городецкой росписи, объяснить, зачем нужно изучать основы народного и декоративно-прикладного искусства, понимать художественно-выразительные особенности языка декоративного искусства. Использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

II. Глава:Технологические особенности выполнения изделий

городецкой росписи
§2.1Традиционные технологические особенности

Целью настоящего параграфа является рассмотрение традиционных технологических особенностей выполнения изделий городецкого промысла.

Для грунтовки донец служили краски на клею. Они заготовлялись различными по цвету. Для их хранения употребляли плошки глиняные или металлические. Количество колеров, заготовленных для окраски фона, зависело от фантазии мастера, но иногда определялось и его финансовыми возможностями. Составление колера было работой творческой. Разделив донца, заготовленные в «белье», на несколько групп в зависимости от ширины и чистоты, мастер приступал к их грунтовке. Верхний ярус грунтовался им обычно в желтый цвет — цвет лимона. Для этого в перемолотый ранее мел добавлялся также перемолотый желтый крон. Затем он грунтовал вторую полосу, второй ярус плоскости донца. И наконец нижний ярус. Клеевая краска высыхала быстро. Загрунтовав одно, два донца и отставив их в сторону, мастер определял, какую краску следует еще добавить в грунт, чтобы несколько изменить цвет.

Особенно тщательно мастера занимались окраской фонов на широких донцах. Их уже в начале грунтовки относили к разряду самых дорогих, предназначенных для сложных и более трудоемких композиций. Грунтовку производили один раз, и этот грунт второй раз не перекрашивали.

Если мастер был недоволен окраской фона, он умел по­править свои ошибки только на следующей стадии работы путем подбора красок для росписи [24.c.15].

После грунтовки мастер очень осторожно зачищал поверхность донец, удаляя «ворс» древесины, и покрывал их поверхность тонким слоем жидкого прозрачного клея, а затем, просушив донца, приступал к росписи.

Для росписи краски тоже делались на клею. Они раскладывались в специальные глиняные плошки — «чебулашки», которые по высоте были чуть ниже половины стакана, но шире его и с разливом и толстыми краями кверху. Иногда эти плошки имели и маленькие ручки. Такие плошечки гончары изготовляли специально для красильщиков.

Цвета для росписи мастер подбирал одновременно с процессом грунтовки, поэтому, раскладывая партию загрунтованных донец, он уже имел палитру красок и специальных смесей, оттенки которых были составлены в соответствии с расцветками фонов.

Начинался следующий этап в работе — подмалевка. Проследим за ходом этого процесса на примере выполнения рисунка с конем или всадником, который наиболее часто украшал плоскость верхнего яруса.

Пододвинув к себе поближе чашечку с заранее намолотой сажей, мастер размешивал ее деревянной палочкой до сметанообразного состояния. Если она загустела, то он подливал в нее немного горячего столярного клея или подогревал краску на горячей печке. Оправив кисть о край чашечки, мастер начинал быстрыми уверенными движениями малевать коней. Тут все выполнялось по привычному, хорошо отработанному порядку. Сначала проводил плавную округлую линию шеи коня, затем очерчивал его живот, закрашивал круп и заднюю ногу, затем переднюю полусогнутую и так далее. Уже потом рисовал голову и уши и наконец хвост [20.c.34].

Фантазию мастера никто не стеснял. В дальнейшем следовало на коней посадить всадников в синих кителях и зеленых штанах. Брал он краску синюю и также сочными широкими мазками малевал шею, руки, туловище всадника, полы его кителя. И так перебирал всю партию загрунтованных донец. Затем он брал, например, красную или оранжевую краску и малевал поочередно на всех донцах заранее оставленное на конях место для седла. Потом кистью замалевывал на донце детали, которыми он хотел поддержать звучание красных и оранжевых тонов. Затем брал чашечку с зеленой краской и малевал ею, например, брюки всадников, а заодно и листья у цветов или крылья у птицы, раскладывая одновременно зеленые пятна уже по всей поверхности донца в верхней, в средней и в нижней его части, а также и на «копылке».

Иногда мастер изменял рисунок деталей, выполнявшихся одним цветом, малюя одежду разных покроев или птиц в различных позах. Иногда мастер менял и колер, подбирая краску где потемнее, а где посветлее, где и совсем изменял его цвет.

Когда подмалевка была закончена, перед мастером стояла партия «замалеванных» донец с основными цветовыми пятнами, и он мог начинать следующую операцию — прокладку белилами поверхностей, где будут изображены лица людей и кисти их рук. Затем он производил «оттеневку» — отписывал более темными красками боковые поверхности цветов: по красному сурику — баканом, по розо­вому — краплаком, по голубому — ультрамарином, и это вместе с белильными мазками «разживки» придавало некоторую объемность формы. Более тем­ным цветом выделял и тычинки цветов — серпики и прожилки листочков.

Последующие этапы росписи называли разживкой. Они способствовали как бы оживлению рисунка в моменты его завершения и объединению всех мотивов в композицию целостную, гармоничную. Разживку выполняли черным цветом и белилами — эти два цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность различных красок и способствовать благоприятному их сочетанию. Киноварь, помещенная рядом с черным цветом, смотрится еще более яркой, оранжевый цвет кажется насыщеннее и светоноснее, голубой — легче, прозрачнее, зеленый — спокойнее.

Мастера знают эти волшебные качества черного цвета и, поль­зуясь им, достигают зрительного равновесия различно окрашенных деталей росписи. Они равномерно распределяют мазки черной сажи по поверхности донца, окрашивая ею прически, шляпы, туфли, сапоги, наводя на лицах глаза, рот и нос, местами выполняя контуры рисунка, нанося штриховую разживку, объединяя мотивы черной сеточкой и т. д. Разживки сажей становятся красивым дополнением к черным силуэтам коней, еще более усиливая их декоративную звучность. Черный цвет способен вносить в роспись торжественность, строгость [6.c.401].

Не меньшее значение имеет в росписи и белый цвет. Белилами обводили контуры мотивов, дополняли белой штриховкой складки тканей, детали конского убора, крылья птиц, формы цветов, белильными мазками выделяли округлость формы купавок. В белый цвет окрашивали лица всех персонажей жанровых сцен. Белильная разживка придавала особую нежность розовому цвету и голубому, смягчала резкость красного, зеленого, синего.

Иногда мастер, если ему покажется мало разживок, добавлял крапление или наносил декоративные разделки в виде мушек. По темному цвету выполнял крапление белилами, а по светлому — сажей, используя для этого небольшой кусочек ноздреватой губки, вставленной в трубочку, вырезанную из гусиного пера. Полосы с мелкими крапинками, образуемыми губкой, называли тропочками [5.c.66].

Когда разделка рисунка заканчивалась, донце покрывали вареным маслом и просушивали. Через сутки оно было готово.

Еще раз подчеркнем, что ни один мастер не повторял работы другого — это был один из основных законов Городецкой росписи.

В конце этого параграфа можно сделать вывод, что при всем разнообразии городецкие донца имеют свои ярко выраженные общие художественные особенности, и благодаря этому искусство их росписи представляет собой самостоятельную разновидность русского народного живописного мастерства.

Мастерами городецкой росписи была найдена при этом своя особая палитра цветов. Благодаря им в городецких росписях никогда не было пестроты и грубости цвета. Сочетания красок отличались своеобразной деликатностью, звонкостью и строгостью одновременно.

1   2   3


написать администратору сайта