Дипломная работа по Городецкой росписи. Диплом Субботина 3. Технологические особенности выполнения изделий городецкой росписи
Скачать 242.5 Kb.
|
§2.2Современные технологические особенности выполнения городецкой росписи Технологический процесс городецкой росписи значительно проще, чем технологический процесс хохломской, особенно на уровне подготовки деревянной основы. Для технологического процесса необходимы определенные инструменты и материалы. Оборудование: - Стеллажи для просушивания и хранения изделий. - Сушильный шкаф, регулирующий температуру от 30 до 50° для более быстрого просушивания расписанных и пролаченных изделий. - Токарный станок для вытачивания "белья" под роспись. -Банки (50-100 г) для разведения красок. -Чашки и миски для грунта и шпатлевки. Инструменты: -Для точения изделий на токарном станке используют резцы по дереву: -полукруглые стамески, стамеску-косяк и резец-крючок. -Тампоны. Для грунтовки и лачения используют тампоны из капроновых чулок или мягкого поролона. -Штампики. Служат для выполнения большого числа одинаковых элементов. Штампики вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих сделать четкий отпечаток на изделии. -Кисти являются основным инструментом в данном технологическом процессе. Для росписи используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти № 1-5, для росписи крупных изделий — более крупные кисти № 6-8. Для лачения и грунтовки пригодятся мягкие плоские кисти. Для росписи кисти лучше всего перебрать, как рассказывалось выше (см. технологию хохломской росписи), или изготовить самостоятельно. Для этого из средней части беличьего хвоста выбирают пучок волос. Аккуратно отрезают. Вместе с ворсом отрезается и подшерсток, поэтому его необходимо убрать. Концы ворса выравнивают и перевязывают ниткой. Подготовленный таким образом ворс можно вставить в металлический патрон или обычную ученическую ручку. Материалы: Материалы, используемые при технологическом процессе городецкой росписи, достаточно разнообразны. Это связано с тем, что роспись ведется как масляными красками, так и клеевыми по левкасу. В учебных заведениях роспись лучше всего вести гуашью. Олифа натуральная. -Скипидар. Используют для разбавления масляных красок. Художественный скипидар (пинен) можно приобрести в художественном салоне. Шпатлевка № 1. Делают из 20 г сухого столярного или рыбьего клея, залитого 180 мл холодной дистиллированной воды. Данную смесь варят до полного растворения в клееварке, на водяной бане. Шпатлевку, приготовленную из рыбьего клея, перед употреблением подогревают, так как остывший клей представляет собой желеобразную массу. Шпатлевка № 2 готовится по следующему рецепту. В весовых частях смешивают: 17 ч. смолы МФ или 40 ч. смолы УКС, 2 ч. олифы льняной, 23 ч. талька, 33 ч. стеклопорошка, 8 ч. 10%-ного раствора щавелевой кислоты, 10 ч. каолина. Все сыпучие компоненты, просеянные через сито, смешивают в порядке, указанном в рецепте. Также используют готовые шпатлевки НКШ. Грунтовка № 1 готовится по следующему рецепту. Смешивают в весовых частях 5 ч. сухого столярного клея, 95 ч. воды, 50-60 ч. мела, 0,05 ч. фенола. Грунтовку № 2 делают из картофельного крахмала. Сухой крахмал замачивают в теплой воде, добавляют кипяток и подогревают на огне до кипения (по принципу варки киселя). "Кисель" должен быть достаточно крут и безкомков. Помимо этого используют готовую грунтовку ПМ-1, П-046 или водоэмульсионную краску ВА-27А, а также другие марки этой краски. Краски. Как уже говорилось, в технологическом процессе городецкой росписи используют масляные, казеиново-масляные и гуашевые краски. Это могут быть как готовые темперные краски на казеиново-масляной основе, так и краски, приготовленные перед росписью: Для их приготовления нужны пигменты: (белила цинковые, кадмий желтый, кадмий красный, кадмий оранжевый, охра светлая, охра красная, сиена натуральная, киноварь ртутная, кобальт фиолетовый, окись хрома, зелень изумрудная, ультрамарин, сажа газовая). Их смешивают с казеиново-масляной эмульсией, которую готовят по следующему рецепту: 8% казеина, 2% буры, 0,63% фенола, 20,9% льняного или подсолнечного масла, 0,02% стеатита алюминия, 0,1% скипидара, 5,2% ализаринового масла, 63,15% воды. Для приготовления эмульсии необходимое количество казеина заливают холодной водой и добавляют буру. После набухания раствор подогревают до 50°С и перемешивают до полного растворения казеина. Взятые по рецепту стеатит алюминия и скипидар нагревают на водяной бане до растворения. Фенол растворяют в теплой воде. В охлажденный раствор казеина, постоянно помешивая, вливают последовательно масло ализариновое и льняное, раствор стеатита алюминия и через 30 мин раствор фенола. Эмульсию перемешивают в течение 40 мин и фильтруют через три слоя марли. Пигменты, смешанные с эмульсией, растирают курантом на гранитной плите. Для того чтобы приготовить краски впрок, пигменты предварительно разводят водой до пастообразного состояния, растирают до степени перетира, а для предупреждения образования плесени при хранении вводят 2% фенола. С эмульсией смешивают непосредственно перед росписью. Масляные краски приобретают в художественных салонах.На занятиях в учебных заведениях более всего подходит гуашевая краска. Лучше всего приобретать комплект двенадцатицветовой художественной гуаши. Лаки. Для лачения изделий с городецкой росписью используют масляные лаки ПФ-283 (бывший С-4) и другие марки прозрачных масляных лаков, а также нитролаки. Рекомендуем лаки с матирующими добавками или матовые лаки, такие, какНЦ-241М,НЦ-243. Древесина. Для росписи нужна древесина. Для городецкой росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыханию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев. В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины. Технологическая последовательность выполнения городецкой росписи. Как мы уже упоминали, городецкую роспись пишут различными видами красок. В связи с этим различаются и материалы, используемые в подготовительных операциях данного технологического процесса. При росписи казеиново-масляными красками основу готовят следующим образом: деревянную основу — «белье» шлифуют шкурками с различным зерном, для того чтобы загладить риски, оставленные после резца, если это токарное изделие, или выглаживают шкурками изделие, вышедшее из-под рук столяра. Подготовленное таким образом изделие покрывают порозаполнителем. Теплый клей наносят плоской кистью в два слоя, с промежуточной сушкой при комнатной температуре в течение 2 часов. После полной просушки поверхность шлифуют мелкой шкуркой, чтобы снять ворсинки дерева, поднявшиеся после покрытия порозаполнителем. Последующая грунтовка производится клеемеловым грунтом. Столярные и токарные изделия, в зависимости от качества их поверхности, грунтуют щетинным флейцем от одного до трех раз с промежуточной и окончательной сушкой при температуре 18-23 градусов в течение 2 часов. Дефекты древесины исправляют шпатлевкой, приготовленной по рецепту грунтовки № 1, но с меньшим количеством воды, т.е. состав должен быть не жиже творожной массы. Перед шпатлеванием поверхность покрывают 30%-ным клеевым раствором. Через 2-3 часа высохшую поверхность зачищают шкуркой [6.c.593]. В качестве грунтовки можно использовать водоэмульсионную краску ВА-27А, а также другие марки краски, которые наносят на сухую отшлифованную поверхность древесины плоской кистью или краскораспылителем в два слоя. После этого просушивают каждый слой в течение 2-3 часов при температуре 18-23° С. Чтобы придать фону какой-то оттенок, в грунтовку добавляют краску необходимого цвета или сухой пигмент. Все хорошо промешивают и тогда покрывают основу грунтом. Роспись производят казеиново-масляными красками. Продолжительность высыхания таких красок 2 часа при температуре 18-23°С. Нужно учитывать, что при высыхании краски немного светлеют, но покрытие лаком вновь восстанавливает их первоначальный цвет. Высохшую роспись покрывают олифой. Но так как она долго сохнет, то в современном производстве ее заменяют масляными и нитроцеллюлозными лаками. Лаки дают высококачественное покрытие и предохраняют роспись от повреждений как механических, так и химических. При выполнении росписи масляными красками основу следует также тщательно подготовить под роспись. Небольшие дефекты заделывают шпатлевкой. Лучше всего применять безусадочную, водорастворимую, быстросохнущую шпатлевку НКШ, используемую в мебельной промышленности. Можно использовать импортные шпатлевки, имитирующие по цвету различные породы деревьев. Они также разводятся на воде и высыхают в течение двух часов. Шпатлевку можно приготовить самим. Ее наносят в два слоя с промежуточной и окончательной сушкой в течение 2-3 часов при комнатной температуре. Прошпатлеванную и просушенную поверхность тщательно шлифуют шкуркой, чтобы убрать излишки шпатлевки и выровнять поверхность изделия. Подготовленное таким образом изделие грунтуют. Для этого применяют грунтовку ПМ-1, ею покрывают изделие дважды с сушкой каждого слоя при температуре 18-23° С в течение часа. Грунтовку ПФ-046 наносят в один слой, и высыхает она за 10 часов при той же температуре. Можно грунтовать изделие олифой, которая высыхает за 48 часов. Затем изделие вновь шлифуют мелкой шкуркой, чтобы убрать поднявшийся деревянный ворс. Для окраски фона используют масляные краски, разведенные до малярной консистенции. Подготовленную основу расписывают масляными красками фабричного производства. Для разбавления красок применяют очищенный скипидар. Для того чтобы масляная краска быстрее высыхала, при росписи необходимо смешать скипидар с небольшим количеством лака ПФ-283. Роспись, выполненную масляными красками, можно не покрывать лаком. Однако для создания более высококачественного покрытия мы рекомендуем покрывать изделие одним или двумя слоями масляного лака ПФ-283. Роспись, выполненную масляными красками, нельзя покрывать нитролаками, так как в этом случае масляная краска может вспучиться и испортить роспись. В учебных заведениях лучше всего выполнять роспись гуашевыми красками. Это связано с тем, что гуашевые краски наиболее доступны для учащихся [6.c.502]. Подготавливаемую под роспись основу следует отшлифовать шкурками с различным зерном, для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись. Если в деревянной основе есть сколы или выбоины, их следует заделать шпатлевкой, как описано в случае росписи масляными красками. После того как шпатлевка просохнет, заготовку вновь шлифуют мелкой шкуркой. Если заготовка была качественной, и вам не пришлось заделывать сколы шпатлевкой, можно сразу приступить к грунтовке изделия. Для этого используйте грунтовку, полученную из картофельного крахмала. Остывшую грунтовку наносят в два-три слоя. После каждого слоя деревянной основе дают, как следует просохнуть и обязательно шлифуют мелкой шкуркой. В качестве грунтовки можно использовать также жидко разведенный клей ПВА. Грунтуют им так же, как картофельным крахмалом. Если под роспись используется основа из прессованных опилок, то в качестве грунта применяется водоэмульсионная краска. Она наносится на поверхность в два слоя с промежуточным высыханием и шлифовкой шкуркой. Если под роспись необходим цветной фон, то грунтовку (как основы из прессованных опилок, так и деревянной основы) можно производить водоэмульсионной краской, подкрашенной гуашью нужного цвета. В этом случае не следует грунтовать, деревянную основу грунтовкой из крахмала или клеем ПВА. Выполняя роспись гуашевыми красками, необходимо учитывать, что после высыхания они становятся белесыми. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Для того чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхания не поднимали предыдущие, рекомендуем в краску добавлять небольшое количество клея ПВА. Хорошо просушенное изделие покрывают масляным или нитролаком. Масляный лак ПФ-283 или другие марки масляного лака можно наносить тампонами, кистью или краскораспылителем. [7.c.24] Нитролаки лучше всего наносить краскораспылителем, так как в этом случае покрытие будет более ровным. Лаки наносятся в два-три слоя с полной просушкой между слоями. В этом случае образуется качественная пленка, которая защищает роспись от физических и химических повреждений. Таким образом, на основе изложенного в данном параграфе материала, можно сделать вывод: В связи с появлением в наше время новых технологий и материалов, многократно возрастают изобразительные и технологические возможности городецкой росписи. Заключение В настоящем исследовании, в соответствии с обозначенными задачами было выявлено своеобразие городецкого промысла, которое заключается в специфике появления и зарождения истоков данной росписи, ее художественной ценности и сюжетам вечным, не стареющим со временем. Проведенное исследование позволило нам рассмотреть произведения старых мастеров, проникнутых поэтическим восприятием мира. Вывить, что своими образами они говорят о вечном порядке, гармонии мироздания, о, неизменности круговорота природных сил, т.е. несет в своей художественной плоти высшие идеи, выраженные языком знака, заклинанием узоров, ритмами орнамента, символикой цвета. Народное искусство помогает лучше понять закономерности единства формы и содержания в современном декоративно-прикладном искусстве. Таким образом, проанализировав литературу по теме исследования, мы рассмотрели историю зарождения и становления городецкого промысла, выявили изобразительные возможности росписи. Рассмотрели виды композиций, выявили традиционные технологические особенности, а также определили современные материалы, использующиеся при изготовлении изделий городецкой росписи, выполнили роспись прялки и скамьи и сделали вывод, что в связи с появлением в наше время новых технологий, материалов, улучшением качества имеющихся, многократно возрастают изобразительные и технологические возможности городецкой росписи. Городецкие блюда, доски, мебель и т.д., все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие эстетическую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, это живой родник современной художественной культуры. И в заключении можно отметить, что неповторимое своеобразие городецких росписей способно снова заговорить своим особым художественным языком, в связи с большой жизнеспособностью этого искусства, в оформлении разнообразных вещей для современного быта. Список литературы: 1. Алферов Л.Г. Технология росписи: «Дерево, металл, керамика, ткани». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 352 с. 2. Бесчастнов Н.П. «Изображение растительных мотивов».- М.: ВЛАДОС, 2004.- 176 с. 3. Каплан Н.И. , Митлянская Т.Б. «Народные художественные промыслы» - М.: Высшая школа, 1980. – 180 с. 4. Некрасов А.И. «Русское народное искусство». – Л.: Просвещение, 1959. – 96 с. 5. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву.: Технология народных художественных промыслов.: М,:ВЛАДОС, 2002. – 304 с. 6. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел. – М.: ЭКСМО, 2003. – 608 с. 7. Богуславская И.Я. «Русское народное искусство». Л., 1968. – 203 с. 8. Былины в записках и пересказах 17-18 в. М. – Л., 1960. – 102 с. 9.Алферов Л.Г. Технология росписи. – Ростов-на-Дону, 2001. – 352с. 10.Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970. – 210с. 11.Бадаев В.С. Русская кистевая роспись. – М., 2004. – 32с. 12.Воронов В.С. Крестьянское искусство. – М., 1924. – 198с. 13.Городецкая роспись: Альбом / Авт.-сост.Вохринцева С.В. – Екатеринбург, 2002. – 10с. 14.Городецкая роспись: Альбом / Авт.-сост. Ю.Дорожин. – М., 2001. – 24с. 15. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М., 2000. – 176с. 16.Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984. – 184с. 17. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, 1988. – 148с. 18. Леднев В.С. Содержание образования: Учебное пособие. – М., 1989. – 312с. 19. Маврина Т.А. Городецкая живопись. – Л., 1970. – 128с. 20. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М., 1988. – 159 с. 21. Маленькие чудеса. Сборник очерков о русском народном искусстве. – Л., 1982. – 290с. 22. Народные художественные промыслы России: Альбом/ Авт-сост. П.И. Уткин. – М., 1984. – 16с. 23. Некрасова М.А. Современное народное искусство. – Л., 1980. – 234с. 24. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство детям. – М., 1976. – 218с. 25. Попова О.С. Русское народное творчество. – М., 1973. – 198с. 26. Разина Т.М. Русское народное искусство. –М., 1970. – 258с. 27. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М., 2002. – 304с. 28. Учимся рисовать. Городецкая роспись: Альбом / Авт-сост. Вохринцева С.В. – Екатеринбург, 2003. – 17с. 29. Чарнецкий Я.Я. Рисование. – М., 1965. – 188с. 30. Чекалов А.К. Русское народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1973. – 219с. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
|