Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат на тему:«Технологический процесс исполнения изделия декоративно- прикладного искусства по виду художественная вышивка» Выполнил практикант

  • Барнаул 2020 Содержание

  • Глава 1. НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКОГО СЕВЕРА

  • Глава 2 . ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫШИВКИ

  • Глава3. ПОДГОТОВКА К ВЫШИВКЕ

  • Глава 4. ОПИСАНИЕ ШВОВ

  • Список литературы

  • худ вышивка. Технологический процесс исполнения изделия декоративно прикладного искусства по виду художественная вышивка


    Скачать 60.24 Kb.
    НазваниеТехнологический процесс исполнения изделия декоративно прикладного искусства по виду художественная вышивка
    Анкорхуд вышивка
    Дата24.12.2020
    Размер60.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreferat.docx
    ТипРеферат
    #163947

    Министерство культуры Алтайского края

    КГБПОУ «Алтайский краевой колледж культуры и искусств»

    Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство

    и народные промыслы»

    По виду «Художественная вышивка»

    Реферат

    на тему:

    «Технологический процесс исполнения изделия декоративно- прикладного искусства по виду художественная вышивка»

    Выполнил практикант

    Фисенко М.С.

    Барнаул 2020

    Содержание

    Введение………………………………………………….………………..…...3

    Глава 1. Народная вышивка русского севера……………..…………….....5

    Глава 2. Инструменты и приспособления для вышивки………...…………10

    Глава 3. Подготовка к вышивке………………………………………………13

    Глава 4. Описание швов……………………………………………………....16

    Заключение…………………………………………………….…………….…21

    Список литературы……………………………………………………………22

    Введение

    Вышивание - распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины – матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузке или рубахе из простого холста с незамысловатым, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса, талант неизвестной мастерицы.

    Поистине необозрима география этого вида творчества. Пожалуй, не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века (изображения вышивки встречаются в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки), искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и в одежде дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.

    Искусство вышивания имеет свою историю. Оно, как и любое другое искусство, знало периоды расцвета и упадка. Так, вышивки, созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Достаточно сказать, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись известными живописцами (Перуджино, Боттичелли и др.). В 19 веке вышивание постепенно деградирует – к середине столетия оно становится в основном средством воспроизведения популярных картин, а во второй половине с возникновением и развитием машинного вышивания в промышленности развитых стран ручное вышивание лишается своих художественных традиций и приходит в упадок.

    Новую жизнь народная вышивка приобрела в период существования СССР. Искусство вышивания развивалось на основе старинных национальных вышивок и завоевывало все большую популярность. Вновь было модно вышитое столовое и постельное белье; панно и картины, выполненные гладью или крестом, украшали интерьеры квартир; большую роль играла вышивка в отделке одежды. И это не удивительно. В условиях всеобщего дефицита и однообразия советские женщины стремились украсить вышивкой блузку, юбку или платье из недорогой ткани.

    В наши дни вышивка не потеряла своей популярности. В современной вышивке сохранились лучшие традиции народного вышивального искусства. Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми и современными вещами. Мебель, посуда, ткани, одежда, игрушки и многое другое, что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы предметы эти были выполнены с большим вкусом и мастерством. Изучая образцы народных крестьянских вышивок художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форме, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям.

    Как художник кистью, так вышивальщица ниткой может отобразить окружающий мир и передать настроение. Вышиванием создаются уникальные произведения прикладного искусства. Увлечение вышиванием способствует развитию вкуса, чувства прекрасного, а главное приносит ни с чем не сравнимую радость творчества и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого и прекрасного труда.

    Декоративно-прикладное искусство народов Российской Федерации богато и разнообразно. Заслуженной славой пользуются произведения художников Хохломы и Городца, живописцев Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскина и Жостова, ювелиров Великого Устюга и златокузнецов Кубачей, холмогорских и тобольских костерезов, богородских и хотьковских резчиков по дереву, мастеров глиняной игрушки Каргополя и Дымки, кружевниц Вологды, Ельца, Михайлова и Советска, ткачихи вышивальщиц южных, центральных и северных областей, ковровщиц Курска, Тюмени, Дагестана и Башкирии, а также мастеров многих других центров художественного ремесла.

    Привлекательны результаты их труда, но мало известно о процессах создания этих совершенных по пластике и орнаменту произведений. Немногие знают, что современных художников вдохновляют работы мастеров традиционных народных промыслов, поражающие выразительностью форм и соразмерностью узора. Эти зачастую безымянные мастера народных промыслов воплотили в вещественных формах стремление самых широких масс преобразить свое непосредственное окружение по законам гармонии и красоты. Традиционное жилище и костюм, орудия труда и утварь — бесчисленные тому примеры.

    В народном ремесле нет мелочей. Поэтому нужно обращать серьезное внимание на выбор и подготовку материала. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд обычность используемых материалов, у каждого народа в каждом промысле есть тонкости подготовки нитей к ткачеству, своя излюбленная цветовая гамма, свои способы отделки. Все это в комплексе и дает неповторимый декоративный эффект.

    Процесс создания художественных изделий немыслим без умения обращаться со специальными инструментами и оборудованием, без знания и соблюдения технологических режимов. Этому нужно тоже уделять должное внимание. Эстетические чувства, художественная культура активнее развиваются в процессе творческого труда, в процессе изготовления общественно полезных вещей. Поэтому надо особенно тщательно подбирать предметы, над которыми будут работать мастера. Народное искусство всегда было преимущественно бытовым, и изучать его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру следует, непременно создавая нужные для современников изделия. Теоретические знания приемов необходимо сразу закреплять, выполняя в материале собственные варианты традиционных изделий и украшая их творчески переработанными типовыми композициями, т. е. заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном интерьере, станут частью или дополнением современного костюма.

    В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее. Вот почему по цвету, орнаменту и фактуре вышивки всегда можно определить, где она была выполнена и когда применялась.

    Глава 1. НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКОГО СЕВЕРА

    Для народной вышивки русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и Карельская АССР, характерно ярко выраженное стилевое единство. К северным районам примыкают также Псковская, Новгородская и частично Калининская области. Общим для вышивки всех названных районов являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани: счетная гладь, косая стежка, роспись, набор и др. Технические приемы вышивки, в основе которых лежит отсчет нитей ткани, в значительной мере ограничивают свободу работы вышивальщиц, заставляя их придерживаться трех направлений — вертикального, горизонтального и диагонального, отчего все формы орнаментальных мотивов неизбежно приобретают четкие, суховатые, прямолинейные очертания.

    Наибольшее распространение имели роспись (или полукрест) и белая строчка. Старинный двусторонний шов роспись, состоящий из мелких красных стежков, создавал на белом холсте тонкий графический узор. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора. Нежные голубые, зеленые и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность.

    Белая строчка относится к сквозным счетным швам, которые выполняются по разреженной ткани. Плотный белый узор размещается на сетке из квадратных или прямоугольных ячеек. Красота строчевых вышивок достигается четким выделением белоснежного узора на легком прозрачном фоне.

    Круг мотивов вышивок, выполненных швами роспись и белая строчка, очень близок. Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Основным же являлся гладкий ступенчатый или гребенчатый ромб . Кроме геометрических мотивов, в северных вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто встречается в народной вышивке русского Севера изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных игривых конях. Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой.

    Позднее древняя символика многих изобразительных мотивов была забыта. Однако, по традиции, их включали в узор свадебных рубах и полотенец как необходимый символический элемент, являвшийся залогом благополучия новой семьи.

    Образ величавой женской фигуры, считавшийся у древних славян символом плодородия, к девятнадцатому столетию стал основой для изображения народных праздников и обрядов. В русских народных вышивках этого периода почти повсеместно встречается изображение хоровода девушек, всадников с ветками зелени в руках, ряженых, венчанье молодых в церкви, свадебный поезд с женихом и невестой в празднично оформленной карете или санях в сопровождении многочисленных гостей.

    Народная фантазия создала бесконечное количество вариантов сюжетных вышивок. И все они отличаются необыкновенной красотой и поэтичностью.

    Жизненные впечатления порождали новые решения, которые крестьянские девушки органично вплетали в привычные для данной местности сюжеты и сцены. Так, в девятнадцатом столетии в крестьянских вышивках появились изображения женских фигур с веерами или зонтиками в руках ,многоярусные дворцы, парки с многовековыми деревьями, цветами, неведомыми зверями и птицами, огромные парусные корабли и др.

    Северные вышивки очень декоративны. Каждый вышитый мотив, как бы сложен он ни был, легко читается. Графически-плоскостная манера изображения мотивов с геометризованным силуэтом способствовала точно найденной ритмической взаимосвязи всех элементов узора, удивительной гармонии линий. Мастерицы добивались своеобразия изобразительных форм благодаря четким, характерным линиям и красивому узорному заполнению орнаментальной плоскости. Народная вышивка русского Севера — это поэтический рассказ о красоте родной природы.

    Большим своеобразием отличалась вышивка Каргополья , Архангельской области и Пудожского района Карельской АССР, где наряду с белой строчкой, красной росписью и набором существовал многоцветный узор, выполненный счетной гладью в сочетании с традиционными, вышеназванными швами. Наибольший интерес представляют вышивки оплечий женских каргопольских рубах. Узоры оплечья всегда строились в виде замкнутого прямоугольника с плотным ковровым узором, края которого чаще всего имели обрамление из ряда легких цветов. Узор центральной части оплечий состоял из искусно сплетенных ромбов, розеток, восьмиконечных звезд, гребенчатых треугольников и других геометрических форм, сомкнутых в одну зигзагообразную линию. Несмотря на сплошное заполнение фона вышивкой, оплечья всегда имели предельно ясную симметрическую композицию.

    В темновато-брусничный или насыщенно-розовый цвет основного узора искусно вводится синий, зеленый и золотистый шелк, а иногда и золотные нити. Цветные шелка переливаются и горят на пламенеющем фоне, как драгоценные самоцветы, озаряя волшебным светом чеканный ювелирный узор оплечья.

    По плотности узора и насыщенности цвета к оплечьям примыкают каргопольские и пудожские полотенца, вышитые счетной гладью, набором, косой стежкой и росписью. Здесь главенствует крупный декоративный узор: многоцветные барсы с поднятой передней лапой, величавые орлы с распростертыми крыльями, сказочные сирены с девичьими ликами и туловищем птицы.

    По монументальности форм изобразительных и геометрических мотивов, по многоцветию и красочности колорита каргопольские и пудожские полотенца не имеют себе равных в русской народной вышивке XVIII—XIX вв.

    Иными были вышивки подзоров Вологодской области. Излюбленной здесь была белоснежная вышивка в технике тамбур по сетке (шов по письму), где рельефный узор на ткани с высоким тамбурным контуром четко выделялся на мелкой строчевой сетке с квадратными ячейками. Обычно так вышивали подзоры и полотенца со сложными многофигурными композициями, сюжеты которых отражали жизнь города и деревни. Здесь были изображены парки с узорными дворцами, раскидистыми деревьями, водоемами и пригорками, где среди цветов и сказочных птиц прогуливались дамы и кавалеры в нарядных платьях. Чаще же на этих подзорах встречается изображение роскошной кареты в сопровождении нарядных всадников.

    В технике шов по письму, кроме бытовых сцен из жизни города и сельских усадеб, выполнялся растительный орнамент. Пышные цветы, крупные удлиненные листья, гибкие стебли этого орнамента по композиции и очертаниям мотивов напоминают древнерусские золотные вышивки.

    В Крестецком районе Новгородской области развился другой вид белоснежной сквозной вышивки, так называемая крестецкая строчка. Техника крестецкой строчки сложилась во второй половине XIX в. на основе игольного кружева, широко распространенного в этот период в отделке городского платья. Основой крестецкой строчки является геометрический орнамент. Своеобразие этой уникальной вышивки заключается в том, что каждый отдельный прием ее выполнения образует самостоятельные формы орнамента, которые по-разному сочетаются и варьируются в узорах. Выполняется вышивка по крупной сетке или в просветах удаленной ткани.

    Небольшие прозрачные кружки на тонкой, как паутинка, сетке сочетаются с многолучевыми звездами. Плотные, словно чеканные розетки, образованные частым переплетением белых ниток, объединяются с узором, состоящим из россыпи мелких кружков или легких воздушных петель. Сочетание крупных звездчатых форм, заполненных легкими ажурными разделками, наподобие пены, с небольшими снежинками образует красивый узор, известный у народных мастериц под названием вологодские стекла. Техника выполнения этого узора весьма трудоемка и требует большого мастерства.

    Основной узор почти всегда объединяется с широкими и узкими узорными мережками. Сложные узоры этих мережек выполняются с помощью дополнительных сновок, т. е. ниток, проложенных в определенном порядке по столбикам. Все узоры крестецкой строчки отличаются тонкостью, можно сказать, ювелирностью, напоминая украшения из серебряной скани.

    На Каргополье, в Заонежье и во многих районах Новгородской области во второй половине XIX в. на полотенцах, подзорах и праздничных рубахах мастерицы любили вышивать тамбурный узор (в каждом районе он имел свои характерные особенности). В Заонежье тонкая линия красного или белого тамбура, петляя и извиваясь, весело обегала контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор из нежных, изящных цветов и полевых травок. В Новгородской области графический линейный рисунок из мелких листьев и цветов сочетался с плотными большими цветами, поверхность которых сплошь зашивалась тамбурным швом, создающим красивую бугристую фактуру.

    Новгородские мастерицы, кроме белого и красного тамбура, применяли многоцветный, построенный на сочетании сближенных тонов. Особенно часто встречаются пастельные оттенки зеленой, золотистой и розовой шерсти.

    На Каргополье предпочитали яркий пламенеющий фон кумача, который расцвечивали белыми, зелеными, алыми, желтыми, лиловыми, голубыми тонами шерсти и хлопка (как и в вышивках счетной гладью и набором).

    Кроме цветочного узора, в тамбурных вышивках Каргополья встречается изображение сказочной птицы — павы, издавна являвшейся у русского народа символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

    К вышивкам, получившим широкое распространение во второй половине XIX в., относится крест. Узоры, выполненные крестом, во многих случаях являлись повторением старинных мотивов, вышитых швом роспись. Здесь встречаются все те же геометрические мотивы, цветы, кусты и привычные для крестьянских узоров мотивы, которые брали мастерицы с печатных городских картинок.

    Глава 2. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫШИВКИ

    Для выполнения вышивки, кроме ткани и ниток, необходимы: пяльцы, иглы, ножницы, сантиметр, наперсток, крючок, шило, костяная или пластмассовая круглая палочка.

    Основное назначение пялец — держать ткань в натянутом виде и сохранять вышитый узор от стягивания (деформации).

    Пяльцы бывают круглые, овальные и прямоугольные.

    Для вышивки небольших вещей применяются круглые или овальные пяльцы. Они состоят из двух обручей (диаметром от 20 до 25 см), входящих друг в друга. Для лучшего закрепления ткани в пяльцах меньший обруч плотно обертывается тонкой тканью. Запялка ткани производится очень просто: расправленную ткань там, где должна быть вышивка, накладывают на меньший обруч, а большим ее туго натягивают (рис. 13). При строчевой вышивке в круглых и овальных пяльцах лучше выполнять рисунок небольшой величины, чтобы он умещался в плоскости натянутой ткани. Иначе при перепяливании выдернутая сетка, попадая на круг, может растянуться, а нити столбиков сдвинуться. При выполнении вышивки на тонких тканях следует остерегаться прорывов. Если необходимо выполнить вышивку на небольшом кусочке (меньше пялец), то к нему с четырех сторон пришивается другая ткань. Для выполнения узора на крупных вещах с большим количеством вышивки применяются прямые раздвижные пяльцы, состоящие из четырех плоских прямоугольных планок. На поперечных планках по концам должны быть удлиненные пазы, куда будут вставляться продольные планки при запялке ткани. На продольных планках — круглые отверстия. Поперечные и продольные планки крепляются по углам деревянными колышками. Размер прямых раздвижных пялец может быть разным. Для небольших пялец (до 1 м) толщина планок должна быть не меньше 4—5 см, продольные планки на 0,5 см тоньше, чем проемы в поперечных планках (чтобы при запялке тканей они могли свободно проходить в продолговатые пазы). К поперечным планкам прочно прибивается плотная ткань, к которой в дальнейшем будет пришиваться ткань для вышивки. Сложенную вдвое плотную ткань следует прибивать к планкам по прямой нитке. Для другой стороны пялец делаются мешочки с петлями шириной в 5—6 см из той же плотной прочной ткани. В них пропускаются круглые палочки, которые с помощью шнуров притягиваются к продольным планкам. К свободному краю мешочков пришивается ткань для вышивки. При сборке пялец важно равномерно натянуть материал, чтобы нити запяливаемой ткани не получили перекосов. Готовые к работе пяльцы устанавливаются на специальные подставки. Можно пяльцы класть на края двух одинаковых по высоте столов. Если вышивается длинная ткань (полотенце, подзор и др.), то после запялки свободные концы навертываются на специальные круглые палки.

    Иглы для вышивания должны быть короткими, прочными, с большими овальными ушками, чтобы меньше перетиралась рабочая нитка. Толщина иглы зависит от толщины ниток, которыми должна выполняться вышивка, и плотности ткани.

    Ножницы необходимо иметь двух видов: маленькие, с острыми концами для подрезки и выдергивания ниток под мережки и строчевую вышивку и большие для разрезания тканей. Ножницы должны быть хорошего качества, острые и с полным примыканием концов.

    Шило — толстая игла, укрепленная ушком в круглую деревянную ручку. Длина иглы должна быть 1,5—2 см. Употребляется шило при вышивке упругих толстых тканей и кожи, для предварительного прокалывания отверстий, чтобы игла с мягкой рабочей ниткой без затруднения проходила сквозь материал.

    Крючок вязальный с деревянной ручкой применяется при выполнении тамбурного шва цепочкой.

    Костяная или пластмассовая круглая палочка служит для прокалывания дырочек в ткани при исполнении белой глади.

    Глава3. ПОДГОТОВКА К ВЫШИВКЕ

    Подготовка к вышивке содержит две основные операции: разметку рисунка на ткани и его перевод. Для счетных швов достаточно только отметить место расположения узора, про-метав контур мотива стежками цветной нити. Если задуманному изделию не соответствует размер имеющегося рисунка, его можно увеличить или уменьшить. Чтобы изменить размер рисунка, его нужно разлиновать на равные квадраты. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают такое же количество квадратов, но крупнее или мельче, чем на основном рисунке. После этого на сетку чистого листа переносится узор, соответствующий каждому квадрату; необходимым условием переноса рисунка является точность вычерченных квадратов на каждом листе, иначе формы рисунка могут быть сильно искажены.

    Свободные швы — гладь, тамбур, золотное шитье, владимирские швы, белая гладь и другие приемы вышивки, не связанные со структурой ткани, требуют перевода рисунка на ткань. Чаще всего переводят рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги. Для этого на гладкий стол или доску расстилают ткань так, чтобы нити основы и утка не имели перекосов. Поверх ткани накладывают копировальную бумагу (лучше бывшую в употреблении) и кальку с рисунком. Все это прочно прикрепляется к доске кнопками. Перевод рисунка осуществляется карандашом или заостренной костяной палочкой. При этом не следует сильно опираться рукой на рисунок, чтобы избежать ненужных отпечатков копировальной бумаги на ткань. На бархат, цветные шерстяные и шелковые ткани переводят рисунок путем обметки контура светлой ниткой. Для этого рисунок, нанесенный на тонкую папиросную бумагу, прикрепляют к ткани, а затем вручную или на машине аккуратно прошивают контур мелкими частыми стежками. По окончании обметки ткань от бумаги очищается. После того как вышивка выполнена, наметка выдергивается.

    Существует универсальный способ перевода рисунка на ткань — с помощью припороха. Применяется он для любых тканей светлых и темных, гладких и ворсистых, шерстяных, шелковых, льняных и т. д. Кроме того, припорох дает тонкий контур рисунка, не искажая его форм, что облегчает выполнение вышивки.

    Процесс перевода рисунка припорохом делится на четыре этапа:

    1) рисунок переводится карандашом или тушью на кальку;

    2) полученный рисунок скалывается вместе с 2—3 слоями чистой кальки и кладется на мягкую ткань. Затем аккуратно тонкой иглой на равном расстоянии прокалываются дырочки по контуру рисунка. Если рисунок предназначен для ворсистой ткани, то дырочки накалываются толстой иглой;

    3) кальку с рисунком для лучшей сохранности промывают керосином и просушивают в течение 30—40 минут;

    4) кальку с рисунком накладывают на ткань и прочно прикрепляют кнопками к столу. Затем тампоном из скрученного сукна (шириной 5—6 см и длиной 20—30 см), смочен-ным в смеси керосина, зубного порошка и синьки, слегка протирают весь рисунок по проколу. Смесь, проходя через дырочки, наколотые на кальке, оставляет отпечатки контура рисунка на ткани.

    Окончив припорашивание, кальку аккуратно снимают и протирают ваткой, смоченной в керосине, чтобы раствор не остался в дырочках. Калькой с наколотым рисунком можно пользоваться несколько раз.

    После того как рисунок переведен на ткань, можно приступать к выполнению вышивки. Для того чтобы обратная сторона вышитого узора была опрятной, необходимо умело закреплять рабочие нити в процессе выполнения узора. При вышивке не рекомендуется делать узлов, портящих внешний вид изделия. Для закрепления рабочей нитки на ткани без узла существует несколько способов :

    1) в том месте, где начинается выполнение вышивки, делается два-три туго затянутых стежка, которые в дальнейшем перекроются поверхностными стежками узора;

    2) первый стежок делается таким образом, чтобы на поверхности остался кончик рабочей нитки, который прошивается вторым стежком и закрывается при дальнейшей вышивке;

    3) рабочую нитку, сложенную пополам, продевают в ушко иголки петлей. При переходе через ткань иглу пропускают в образовавшуюся петлю и туго ее затягивают;

    При стягивании первого столбика мережки делают двойной узел рабочей нитки;

    5) при окончании вышивки рабочую нитку мелкими стежками пропускают под настил готовых мотивов и конец аккуратно подрезают.

    Для того чтобы вышитый узор соответствовал задуманной вещи, был красив и разнообразен по фактуре и цвету, согласовывался со структурой ткани, необходимо знать различные швы, выработанные в течение многих поколений русскими народными мастерицами. Изучать процесс выполнения швов необходимо постепенно, переходя от простых приемов к сложным.

    Глава 4. ОПИСАНИЕ ШВОВ

    По технике выполнения русские народные швы делятся на счетные, где для каждого стежка отсчитываются нити ткани, и свободные, когда стежки укладываются по рисованному контуру.

    Счетные швы, в свою очередь, делятся на верхошвы, выполняющиеся по цельной ткани, и сквозные, для которых удаляется определенное количество нитей основы и утка

    Верхошвы

    Наибольшее распространение получили четыре счетных шва: роспись, набор, счетная гладь и косая стежка..

    Роспись (полукрест, двусторонний шов, досюльный шов ит. д.) состоит из тонких линий, образуемых мелкими равномерными стежками цветных ниток, которые создают одина-ковый узор на лице и изнанке. Выполняется шов роспись двукратным ходом рабочей нитки. В начале швом вперед иголку делаются стежки через 3—5 нитей ткани (один на лице, второй на изнанке). Обратным ходом рабочей нитки покрываются пропущенные места. Дважды стежки нигде не перекрываются. Чтобы добиться правильной прямой, диагональной или ступенчатой линии, уколы каждого нового стежка при обратном ходе рабочей нитки делаются в укол предыдущего стежка. Таким образом, соединяя между собой ранее нанесенные стежки, получают тонкую цветную линию, идущую по контуру узора, или дополняющие его мотивы. Счетная гладь по внешнему виду напоминает на-бор, однако рисунок выявляется не сразу, а отдельными элементами. Рабочая нитка, сделав стежок, возвращается обратно, иголка при этом вкалывается рядом с ранее положенным стежком. При выполнении счетной глади, как и в наборе, рабочую нитку не следует туго натягивать, чтобы не стянуть ткань.

    Счетная гладь имеет ряд разновидностей: простая гладь — в местах узора стежки покрывают поверхность ровными параллельными рядами, которые располагаются вдоль нитей ткани или по диагонали;

    Косая стежка представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу стежков, расположенных по диагонали по отношению к основным и уточным нитям ткани. Косой стежкой можно вышивать прямые узкие и широкие полосы или заполнять ими целые орнаментальные мотивы. Для заполнения больших плоскостей ряды косой стежки плотно прилегают друг к другу, образуя ровную зернистую поверхность. При выполнении косой стежки иглу ведут от края узора вправо на 4—6 ниток и вверх на 2—4 нитки ткани. На изнанке делается горизонтальный стежок справа налево на 2—4 нитки ткани. Второй косой стежок делается на 2—4 нитки ткани выше первого и т. д.

    Кроме таких широко распространенных швов, в русской народной вышивке существуют счетные швы, которые всегда дополняют другие. К ним относятся атласники и поддевчатый шов.

    Атласники — разновидность счетной глади. Стежки счетной глади имеют равную длину, стежки атласника уменьшаются или увеличиваются в зависимости от той геометрической формы, которую заполняют : ромбика , зубчика ит. д. Атласник простой имеет вид ряда треугольников, которые вышиваются цепочкой друг за другом. Выполняется он слева направо. Стежки выкалывают по вертикальной или горизонтальной нитке ткани, постепенно уменьшая их к правому углу, где начинается следующая фигура треугольника. Между зубчатыми рядами атласников пропускаются мережки — раскол или панки.

    Поддевчатый шов имеет две разновидности:

    1) вышивают узкие полосы при переходе от многоцветного фактурного узора к гладкой ткани.

    Выполняя такую легкую узорную полосу, вначале по счету нитей наносят два ряда вертикальных стежков. Затем, не продергивая нить через ткань, в определенном порядке перевивают ранее образованные вертикальные стежки, нанося сетчатый красивый узор;

    2) выполняют отдельные звездочки. Вначале вышивают два нижних вертикальных стежка, потом их перевивают, выводя с изнанки рабочую нитку слева направо. Затем рабочая

    нитка переводится в верхнюю часть узора для образования следующих двух вертикальных стежков, и ход иглы повторяется. При переходе от одной фигуры к другой делают длинный стежок с изнанки, откуда начинают выполнять следующую фигуру узора.

    Крест — шов, состоящий из двух косых перекрещивающихся стежков. Первые стежки идут слева направо в одну сторону до конца рисунка, захватывая каждый раз 3—4 нитки

    ткани. При обратном ходе рабочей нитки первоначальные стежки перекрещивают новыми с тем же шагом, в 3—4 нитки. В результате такого хода рабочей нитки на лицевой стороне образуются ряды из крестиков, а на изнанке две прямые параллельные полоски.

    Свободные швы

    Кроме счетных, в русской народной вышивке есть такие швы, которые не связаны со структурой ткани. Они выполняются по рисованному контуру. К ним относятся: стебельчатый шов, тамбур, свободная гладь, белая гладь, владимирские швы и золотное шитье.

    Стебельчатый шов.

    Стебельчатый шов используют для выполнения тонких контуров узора. Он представляет прямую или кривую линию, где каждый последующий стежок отступает назад на половину предыдущего. Первый стежок выполняется следующим образом: закрепив нитку, выкалывают ее с изнанки на лицо и делают стежок среднего размера. Держа

    иглу острием к себе, выводят ее на изнанку. Второй стежок делают длиннее, при этом игла должна выйти из ткани около середины предыдущего стежка и т. д. Таким образом, получается линия, где стежки заходят один за другой.

    Рабочая нитка может быть расположена в процессе работы справа или слева от иглы, как удобнее вышивальщице. Стежки стебельчатого шва должны быть небольшие и уложены плотно друг к другу.

    Тамбур.

    Тамбурный шов представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой цепочкой. Ручной тамбур можно выполнить иглой или крючком. При выполнении тамбура иглой шьют способом на себя. Укрепив на изнанке рабочую нитку, выводят ее на лицо. Затем делают петлю и, придерживая ее большим пальцем левой руки, направляют рабочую нитку на изнанку, вводя иглу в предыдущий прокол. Следующий стежок на лицевую сторону делают так, чтобы кончик иглы попал в середину петли. Чтобы расширить там-бурную линию, можно сделать широкие петли. При выполнении таких петель, при переводе рабочей нитки с лица на изнанку, иглу вкалывают не в предыдущий прокол, а рядом. При выполнении тамбура крючком левая рука с рабочей ниткой должна находиться под пяльцами, а правая рука с крючком над пяльцами. При образовании петель крючок бородкой вперед вкалывается в ткань, затем на него справа налево на-кладывается рабочая нитка. Крючок с накинутой петлей поворачивается в обратную сторону и вытаскивается наверх. Затем ход рабочей нитки повторяется. Нужно отметить, что тамбур, выполненный иглой, плоский, цепочка же, полученная с помощью крючка, рельефная, она более декоративна и четче выделяет узор на фоне. Разновидность тамбурного шва — рельефная звездочка, лепестки которой выполняются удлиненными петлями .

    Свободная гладь.

    Свободная гладь имеет несколько разновидностей: простая, редкая и русская гладь. Свободная гладь применяется в основном для вышивки узора растительного характера в сочетании с другими приемами: стебельчатым швом, швом цепочка, узелками и др.

    Простая гладь может быть белой и цветной. Выполняется простая гладь непосредственно по ткани ровными, плотно уложенными стежками, заполняющими каждую форму орнамента. Контур узора предварительно прометывается частыми стежками способом вперед иголку. Чистота и четкость узора зависят от того, насколько аккуратно вкалывается игла вдоль линии рисунка, насколько точно сохранен контур каждой формы орнамента. Направление стежков зависит от формы каждой детали рисунка: листьев, цветов, ветвей. В цветах предпочтение отдается прямым стежкам. В мотивах с округлыми линиями, особенно тонкими, в виде ветвей, приходится переходить от прямой глади к косой. Однако при переходе от одного направления к другому необходимо следить, чтобы поворот стежков вышел плавным и малозаметным для глаза. Наибольшим разнообразием в простой глади отличается выполнение листьев. В небольших листочках стежки могут быть уложены плотно поперек или по диагонали. Листья с одной жилкой вышивают елочкой, располагая стежки диагонально по направлению к жилке. В этом случае сначала вышивают одну половину листа, затем другую. Образовавшийся желобок на месте жилки часто заполняют стебельчатым швом. Иногда плотно зашивают одну сторону листка, а вторую оставляют свободной, обводя только контур тамбурным или стебельчатым швом.

    Белую гладь выполняют некручеными нитками, настил которых дает ровную, гладкую поверхность. При выполнении цветной глади лучше применять крученые нитки, особен-но шелк. Настил из крученых цветных нитей дает дополнительную светотеневую игру, обогащающую фактуру узора. Редкая гладь отличается от простой тем, что края рисунка не прометываются. Стежки наносятся прямыми или косыми, смотря по очертаниям мотива, но укладываются они не плотно, а с промежутками.

    Редкая гладь может быть использована как самостоятельная техника для вышивки растительных узоров на женских и детских летних платьях, блузках, шарфах из тонкой ткани. Чаще же редкую гладь применяют в сочетании с простой, что позволяет обогащать рисунок, разнообразить колорит.

    Русская гладь — своеобразный вид вышивки, где стежки расположены рядами в шахматном порядке. Вертикальные или горизонтальные стежки прокладываются швом вперед иголку от одного края мотива до другого через 10—12 нитей с захватом 2—3 нитей ткани. При обратном ходе рабочей нитки стежки, плотно прилегая к первоначальному ряду, прикрывают верхние 2—3 нити ткани. Для получения равномерной зернистой поверхности мотива все стежки должны быть равной длины и оканчиваться точно посередине предыдущего гладевой шов, имеющий зернистую поверхность, можно сочетать с узорными разделками. Для этого в сердцевинках цветов вдоль и поперек ткани накладывают нитки и скрепляют места их пересечения мелким крестом или звездочкой. Затем клетки образованной сетки заполняют различными узорами.

    После окончания вышивки изделие должно быть хорошо проглажено. Гладят вышивку всегда с изнанки и на мягкой ткани, чтобы сохранить рельефность фактуры. При прогла-живании изделий необходимо следить за тем, чтобы не было перекосов ткани по основе и утку, искажающих внешний вид узора. Иногда перед проглаживанием вышитое изделие стирают в пяльцах.

    Заключение

    Изучив, таким образом последовательный процесс выполнения простых и сложных швов, можно выполнить любой орнамент, характерный для русской народной вышивки. Поскольку каждая область, где бытовала народная вышивка, обладала своими особенностями узоров и способами их воспроизведения, желательно, чтобы для изучения были отобраны узоры и приемы, характерные для данного района. С этой целью следует уделить максимальное внимание изучению коллекций вышивок местных историко-краеведческих и художественных музеев.

    Список литературы

    1 В.А. Барадулина и О.В. Танкус (ред.) Основы художественного ремесла Часть 1 Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1986.-240с.

    2 А.П. Косменко Традиционный орнамент финноязычных народов северо-западной России Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН, 2002.-218с.

    3 Э. И. Орловский Изделия народных художественных промыслов.- Л.: Лениздат, 1974г.-200с.

    4 Искусство вышивки и её история./Образовательный портал/ Электронный журнал Экстернат.РФ –Режим доступа: ext.spb.ru>site/2663-2013-04-07-12-23-43.pdf



    написать администратору сайта