Главная страница
Навигация по странице:

  • «ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ» Москва 2019 2 1. Преамбула, введение, общее описание направления развития СЦТ

  • Технология виртуальной реальности

  • Технология дополненной реальности

  • Таблица 1 – Определение субтехнологий и их уровень развития в мире и России Субтехнология Определение Уровень готовности в мире в России

  • Приоритезация субтехнологий между собой и обоснование

  • Приоритетными отраслями применения VR/AR-технологий и субтехнологий, важными для социального развития и экономического роста, являются

  • Эффекты от развития VR/AR-технологий и субтехнологий (технологическое лидерство, экономическое развитие, социальный прогресс)

  • Ключевыми рыночными тенденциями и глобальными драйверами развития VR/AR-рынка и субтехнологий являются

  • Развитие VR/AR-технологий и субтехнологий имеет синергетические эффекты с другими «сквозными» цифровыми технологиями в следующих направлениях

  • Перечень рисков и ограничений развития заделов по VR/AR-субтехнологиям, создания перспективных российских решений на их базе

  • Ограничение развития VR/AR-технологий по имеющимся заделам

  • 2. Текущее состояние и целевые показатели развития до 2021 и 2024 года (технологические и отдельные экономические)

  • Таблица 2 – Целевые технологические показатели развития VR/AR-технологий в разрезе субтехнологий по достижению ключевых

  • Курсовая портал универа. технологии виртуальной и дополненной реальности


    Скачать 0.96 Mb.
    Названиетехнологии виртуальной и дополненной реальности
    АнкорКурсовая портал универа
    Дата30.03.2023
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла07102019vrar.pdf
    ТипДокументы
    #1025532
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
    «СКВОЗНОЙ» ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    «ТЕХНОЛОГИИ
    ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»
    Москва
    2019

    2
    1. Преамбула, введение, общее описание направления развития СЦТ
    Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR-технологии) – ключ к принципиально новому уровню взаимодействия человека с цифровым миром, который играет все большую роль в глобальной экономике, политике, социальных отношениях.
    В настоящее время VR/AR-технологии получили наиболее серьезное развитие на рынках развлечений и маркетинга, но это не предел, а только первая ступень их внедрения.
    Наиболее перспективными с точки зрения экономического эффекта являются продукты на основе VR/AR-технологий в сфере промышленного производства, образования, здравоохранения, потребительских сервисов. Результаты анализа, проведенного при разработке настоящей дорожной карты, показали наличие у российских компаний, научно-образовательных организаций существенных технологических заделов, позволяющих претендовать на лидерские позиции на мировом рынке в ряде сегментов.
    Широкое внедрение VR/AR-технологий способствует развитию экономики страны, существенному повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках Индустрии 4.0, формированию новых подходов к процессу обучения и повышению уровня образования, качественному повышению уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи за счет удаленного присутствия врача. Вместе с этим VR/AR-технологии создают новейшие способы коммуникаций и потребительских сервисов, формируют массовые медиа для современного поколения.
    Поддержка российских компаний, создающих продукты с технологиями виртуальной и дополненной реальности, позволит создать отраслевые продукты мирового уровня, достичь технологических и экономических преимуществ в критически важных сегментах российского рынка, а также занять существенную долю мирового рынка.
    Технология виртуальной реальности (virtual reality, VR) это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности).
    Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом.
    Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Человек может взаимодействовать с трехмерной, компьютеризированной средой, а также манипулировать объектами или выполнять конкретные задачи. В своей простейшей форме виртуальная реальность включает 360-градусные изображения или видео. Достижение эффекта полного

    3 погружения в виртуальную реальность до уровня, когда пользователь не может отличить визуализацию от реальной обстановки, является задачей развития технологии.
    Технология дополненной реальности (augmented reality, AR) технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени.
    Информация предоставляется пользователю с использованием heads-up display (индикатор на лобовом стекле), очков или шлемов дополненной реальности (HMD) или иной формы проецирования графики для человека (например, смартфон или проекционный видеомэппинг).
    Технология дополненной реальности позволяет расширить пользовательское взаимодействие с окружающей средой.
    Технологии виртуальной и дополненной реальности представляют собой сложные технологические разработки, состоящие из субтехнологий. В рамках дорожной карты были выделены ключевые субтехнологии, оказывающие наибольшее влияние на развитие соответствующих СЦТ.
    Таблица 1 – Определение субтехнологий и их уровень развития в мире и России
    Субтехнология
    Определение
    Уровень готовности
    в мире
    в России
    Средства разработки
    VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта
    (UX) со стороны разработчика
    Универсальные инструменты разработчиков для комплексного создания VR/AR-решений, включая: универсальные среды разработки, библиотеки цифровых активов, цифровые двойники, аватары и форматы представления данных.
    Ключевые характеристики на 2019 г.: доля форматов инженерной и иной графики, поддерживаемых универсальным конвертером, – 25 %; процент сжатия графической информации – 20%, полигональный формат; отсутствие отраслевых стандартов, разработанных UX
    TRL 9
    TRL 8
    Платформенные решения для пользователей: редакторы создания контента и его дистрибуции
    Универсальные инструменты пользовательского уровня для создания, редактирования и доставки контента в VR/AR, включая библиотеки шаблонов и цифровых объектов, а также специализированные и универсальные маркетплейсы
    Ключевые характеристики на 2019 г.: поддержка 30% устройств с системой доставки контента; интеграция с 1 (одним) существующим графическим движком системы доставки контента; 500 сцен (библиотека) и объектов в системе создания контента (конструктор)
    TRL 7
    TRL 6

    4
    Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии
    Устройства отслеживания, определяющие ориентацию точки взгляда пользователя либо нахождения пользователя, направления его движения и его скорость
    Ключевые характеристики на 2019 г.: точность позиционирования универсальной системы трекинга в реальном времени при задержке 10 мс на автономном модуле 4 мм; отсутствие специализированных систем трекинга; начальная стадия разработки стандарта и SDK универсальной инфраструктуры позиционного трекинга
    TRL 9
    TRL 7
    Интерфейсы обратной связи и сенсоры для
    VR/AR
    Средства взаимодействия пользователя с виртуальным миром, передающие реакцию обратно к пользователю через устройства вывода в режиме реального времени.
    Ключевые характеристики на 2019 г.: принцип системы обратной связи – виброотдача без биометрических данных;
    3D-степеней свободы универсальной платформы обратной связи, 3 органа чувств, симулируемых в VR/AR
    TRL 7
    TRL 6
    Технологии графического вывода
    Периферийные устройства
    (очки, шлемы) и низкоуровневое программное обеспечение, преобразующие результаты обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком или пригодную для воздействия на исполнительные органы объекта управления.
    Ключевые характеристики на 2019 г.: разрешение
    VR/AR-гарнитуры 615 пикселей на дюйм, система визуализации – монофокальная, линейный уровень окружения, точность измерений окулографа при частоте
    1000 гц задержки
    1 мс и при энергопотреблении 50 мВ – 10 угловых минут
    TRL 9
    TRL 7
    Технологии оптимизации передачи данных для
    VR/AR
    Совокупность средств, методов и способов, служащих для передачи информации.
    Ключевые характеристики на 2019 г.: эхотест при проверке качества передачи данных при канале
    50 Мбит/сек 50–100 мс
    TRL 9
    TRL 5
    Приоритезация субтехнологий между собой и обоснование:
    При приоритизации субтехнологий эксперты определили целесообразность развития технологий с уже имеющимися существенными заделами: во-первых, базовое программное обеспечение (2 субтехнологии: «средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта
    (UX) со стороны разработчика»; «платформенные решения для пользователей: редакторы создания контента и его дистрибуции»). Целевые результаты направления
    «Моделирование VR/AR специфичных объектов и процессов»: 90% любых инженерных и 3D-данных возможно использовать «налету» в VR/AR из любых форматов
    (в том числе динамических). В текущем состоянии имеются в наличии разрозненные форматы и интерфейсы для САПР не интегрированные между собой. При этом именно

    5 российскими компаниями создан существенный задел для такой интеграции и сопоставления цифровой копии с реальным объектом. во-вторых, программно-аппаратные комплексы с достижением целевого результата направления «Full Immersion» (система полного погружения в иммерсивный мир
    (виртуальную реальность), когда более 50% пользователей виртуальной реальности не могут отличить визуализацию от реальной обстановки (3 субтехнологии: «технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии», «интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR», «технологии графического вывода»); в-третьих, прикладные технологии передачи AR/VR специфичных данных, позволяющие обеспечить быструю передачу данных в VR/AR без задержек и потери качества (субтехнология: «технологии оптимизации передачи данных для VR/AR»).
    Приоритетными отраслями применения VR/AR-технологий и субтехнологий,
    важными для социального развития и экономического роста, являются: образование и корпоративное обучение; промышленность и строительство; здравоохранение; массовые потребительские сервисы.
    Эффекты от развития VR/AR-технологий и субтехнологий
    (технологическое лидерство, экономическое развитие, социальный прогресс)
    Развитие VR/AR-технологий обеспечит технологическое лидерство России, особенно в отраслевых сегментах. Создание комплексных решений для здравоохранения, образования, промышленности может обеспечить цифровую трансформацию соответствующих отраслей.
    Развитие специализированных VR/AR-систем для промышленного сегмента позволит сформировать универсальные мировые стандарты для строительной и нефтегазовой отрасли, машиностроения и добывающей промышленности и др. При этом могут быть достигнуты следующие показатели: сокращение затрат на обслуживание оборудования, сокращение числа ошибок и простоев (до 30%); увеличение эффективности работы с инженерными 3D-моделями, автоматическая конвертация САПР моделей в VR/AR, сокращение срока проектирования (на 30–50%), сокращение срока согласования и строительства объектов (на 7–30%). Достижение указанных показателей подтверждено опытом внедрения VR/AR в международных компаниях, а также в ходе проведения пилотных внедрений в российских промышленных компаниях, например, Газпромнефть.

    6
    Внедрение VR/AR в образовательном сегменте позволит обеспечить доступные инструменты для пользователей и дополнить обучающие программы интерактивным визуальным VR/AR-контентом в размере до 30% всех образовательных материалов
    (с приоритетом на предметные области невоспроизводимые в традиционных форматах).
    Это может привести к следующим эффектам: повышение эффективности онлайн обучения; обеспечение непрерывного профессионального образования;обеспечение доступности качественного образования в регионах. При развитии маркетплейса образовательных проектов возможно получение российскими компаниями 15% мирового рынка VR-образования.
    В корпоративной сфере применение VR/AR-технологий способно обеспечить создание эффективной системы корпоративного обучения. Например, внедрение тактических симуляторов с VR-технологиями для отработки навыков работы с оборудованием (в том числе обслуживания и управления сложными аппаратами), отработки навыков при ОТиПБ.
    Имеется существенный технологический задел для внедрения VR/AR-технологий в сфере здравоохранения. Россия может войти в международную повестку с прорывными системами реабилитации пациентов с повреждениями опорно-двигательного аппарата, восстановления после инсульта, борьбы с фобиями и высокоточной диагностики глазных заболеваний. При этом возможно достигнуть снижения числа инвалидов среди работоспособного населения на 7% при реабилитации в VR. Специализированное обучение врачей, обеспечение непрерывного медицинского образования и система удаленного присутствия врача, например, хирурга на операции, позволит уменьшить число врачебных ошибок на 50–80% у прошедших обучение с применением технологий
    VR/AR. Таким образом, внедрение VR/AR-технологий будет способствовать повышению качества медицинского обслуживания, в том числе в отдаленных регионах страны, и обеспечению максимальной работоспособности населения.
    Развитие направления пользовательского применения
    VR/AR позволит сформировать сервисы для социально важных сфер, например, работы с инвалидами
    (навигация с дополненной реальностью для слабовидящих), развитие культурной составляющей (навигации и экскурсии по городам, музеям). В итоге, это будет способствовать повышению имиджа России как туристическо-привлекательной страны, увеличению посещаемости объектов культуры с привлечением молодежной аудитории.
    В результате, Россия в перспективе 4–5 лет имеет потенциал стать видимым игроком на международном рынке VR/AR-решений и занять более 15% мирового рынка

    7
    VR/AR-технологий. Как минимум не менее 3 (трех) российских компании к 2024 году смогут занять более 30% одного из приоритетных рынков. Как максимум российские технологии будут задавать отраслевые стандарты в мире, особенно в направлениях промышленности, медицины и образования.
    Развитие VR/AR-технологий окажет влияние на место Российской Федерации в международных рейтингах Цифровизации и на повышение итоговой позиции страны
    : на 56,8% позиции в Глобальном индексе инноваций рейтинга Индекса глобальной конкурентоспособности, на 8,1% позиции в Индексе человеческого капитала, на 74,3% позиции в
    Индексе инновационного развития Блумберг, на 1–2 ступени в Индексе цифровой конкурентоспособности.
    Ключевыми рыночными тенденциями и глобальными драйверами развития
    VR/AR-рынка и субтехнологий являются:
    растущий интерес к технологии у массовой публики за счет ярких проектов в сфере развлечения и игр; запущенные процессы цифровой трансформации в крупных компаниях; растущий объем венчурных инвестиций в VR/AR-проекты; появление значительного числа стартапов и исследовательских VR/AR-проектов; появление прослойки «ранних последователей» у VR/AR-проектов.
    Развитие VR/AR-технологий и субтехнологий имеет синергетические эффекты
    с другими «сквозными» цифровыми технологиями в следующих направлениях:
    В области взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта и больших данных возможно создание алгоритмов воспроизведения в VR/AR голоса и манеры движения любого человека (без участия человека). Как следствие, создание реалистичных аватаров, а также достижение высокого качества погружения в виртуальную реальность.
    Создание функционирующих в реальном времени цифровых копий отдельных людей повлияет на развитие таких направлений, как телемедицина, технологии удаленного присутствия врача и оцифровка болезней.
    Взаимодействие VR/AR-технологий с компонентами робототехники и сенсорики будет значимо для дистанционного управления роботизированными системами, проведения дистанционных операций на производстве и в медицине. Развитие технологий позиционирования в VR будет иметь большое значение для развития индустрии автономного транспорта и робототехники.

    8
    Синергетический эффект технологий VR/AR и технологий беспроводной связи позволит обеспечить бесперебойную работу носимых VR/AR-устройств, увеличить скорость загрузки контента, что расширит возможности рабочей зоны VR/AR-устройств.
    Взаимодействие VR/AR-технологий с новыми производственными технологиями и промышленным интернетом позволит автоматизировать создание максимально точных цифровых копий предприятий и оборудования, а также быструю интеграцию их в VR/AR.
    Области взаимодействия VR/AR-технологий с квантовыми технологиями на данном этапе сложно конкретизировать. Возможные эффекты: качественный скачок в точности и/или скорости распознавания объектов, более точная эмуляция сложных природных процессов, ускоренная в разы обработка больших объемов информации.
    Перечень рисков и ограничений развития заделов по VR/AR-субтехнологиям,
    создания перспективных российских решений на их базе
    Риски, способные сузить возможности развития VR/AR-технологии и создания перспективных решений: затруднено привлечение финансирования на развитие технологических проектов в связи с долгим выходом на рынок. Темп роста менее 10х в год (не венчурная модель роста) удлиняет срок выхода новых технологий на рынок; низкий уровень адаптации технологий для пользователей; недостижение целевых показателей VR/AR-технологии; появление принципиально новых технологических подходов в рамках решения схожих задач; недостаточное количество специалистов в сфере VR/AR-технологии, способных квалифицированно применять технологии в рабочем процессе либо использовать в повседневной жизни.
    Ограничение развития VR/AR-технологий по имеющимся заделам: низкая цифровая грамотность трудоспособного населения. Недостаточное понимание особенностей и возможностей использования VR/AR в профессиональной среде; недостаточное количество специалистов-разработчиков для проектов с VR/AR; закрытость внутренних сетей связи на промышленных предприятиях по нормативам безопасности;

    9 долгий процесс согласования пилотных проектов для внедрения в государственных корпорациях и промышленных предприятиях; высокая стоимость создания качественного VR/AR-контента; нехватка VR/AR-контента в потребительских и профильных сферах; отсутствие производимых в России матриц и оптических систем (волноводов), достаточных для создания VR/AR-устройств российского производства; отсутствие отечественных отраслевых стандартов систем проектирования (САПР) и универсальных VR/AR-устройств.
    2. Текущее состояние и целевые показатели развития до 2021 и 2024 года
    (технологические и отдельные экономические)
    Для эффективного внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности необходимо провести ряд мероприятий для достижения целевых показателей развития.
    Таблица 2 – Целевые технологические показатели развития VR/AR-технологий
    в
    разрезе
    субтехнологий
    по
    достижению
    ключевых
    точек
    развития
    в 2019, 2021, 2024 гг.
    Субтехнология
    Ключевые
    технологические
    показатели
    развития
    Целевой
    показатель
    2019 г.
    Целевой
    показатель
    2021 г.
    Целевой
    результат
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта