Методические рекомендации _Технология изготовления картин из шер. Технология изготовления картин из шерсти в технике многослойной аппликации
Скачать 5.11 Mb.
|
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования - Центр детского творчества Татарского района Методические рекомендации по теме «Технология изготовления картин из шерсти в технике многослойной аппликации» Автор: Керова Г.Н. педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория, руководитель объединения «Город мастеров» 632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Ленина 33, тел: 8 -383-64-20-830, cdt–tatarsk@mаil.ru 2018 г. Содержание Пояснительная записка ………………………………………….……. стр.3 История техники «Шерстяная живопись »………………………...…стр.4-5 Материалы и инструменты……………………………………………. стр.6 Технологическая карта. Виды шерсти…………………………………стр.7 Основные методы выкладывания шерсти…………………………… стр.8-9 Методические указания для начинающих .………………………..….стр.10 Технология изготовления картины «Магнолии»……………….……стр.11-12 Технология изготовления картины «Зимняя ночь» ………………….стр.13-17 Заключение…………………………………………………………….. стр.18 Список литературы……………………………………………………. стр.19 Приложение……………………………………………………….… …стр.20-21 Пояснительная записка«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…» - писал Сухомлинский. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным рукоделием является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В декоративно-прикладном искусстве существует множество направлений и видов деятельности среди них работа с шерстью (шерстяными нитями). Шерсть остаются инструментом творчества, который доступен каждому. Изделия, сделанные своими руками, всегда несут в себе индивидуальный стиль автора. Во все работы можно вносить изменения по собственному усмотрению, проявляя свою фантазию и творчество. Данные методические рекомендации помогут научиться создавать картины из шерсти, которые удивят своей яркостью, оригинальностью, выразительностью. Они завоюют ваши сердца и послужат замечательным подарком к любому празднику. В данных методических рекомендациях представлены материалы по изготовлению картин разного уровня сложности - от более простого изделия к сложному. Подробно описана технология их изготовления, подробно описаны основные методы выкладывания шерсти при создании картин в технике «шерстяная живопись », предлагаются фотографии картин из шерсти, выполненные учащимися объединением «Город мастеров». С помощью этих рекомендаций обучающиеся познакомятся с историей возникновения техники «шерстяная живопись» и технологией изготовления картин из шерсти. Цель: Развитие творческой индивидуальности и самореализации, обучающихся через включение их в технологию изготовления картины из шерсти. Задачи познакомить с техникой «шерстяная живопись»; изучить технологический процесс изготовления картин из шерсти; сформировать навыки работы с шерстью; овладеть основными понятиями по теме «шерстяная живопись»; изготовить самостоятельно картину из шерсти; воспитывать аккуратность при работе с шерстью; Можно выделить систему технологии изготовления картин из шерсти, которой руководствуюсь при организации проектной деятельности обучающихся. Раскрою их на примере технологии изготовления картины «Магнолии» в технике «Шерстяная живопись». История возникновения технике «Шерстяная живопись» Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал. Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин. В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их приобретала более целостный статус. Вот уже около 100 лет во всем мире "общение" с цветной овечьей шерстью помогает людям справиться с душевным напряжением, стрессами, приобреcти равновесие, творчески раскрыться и ощутить полет вдохновения во время живописания шерстью, ведь этот процесс настолько динамичен творчески! - человек, рисующий картину шерстью, не ограничен какими-то заданными рамками, он всегда использует ту цветовую гамму, которая соответствует потребностям его души, сюжет, который наиболее близок в данный момент его состоянию. Картины из шерсти создаются в нескольких техниках. Наиболее легкая техника — это техника сухой послойной раскладки прядок шерсти, изображение закрепляется рамой со стеклом. И более трудоемкие способы — это мокрое и сухое валяние, их комбинация. «Утро в горах» «А налей-ка мне чашечку счастья» «На прогулке» Картины из шерсти — это картины, которые создаются на грани прикладного искусства и живописи. Судите сами, все мы знаем, что картины создаются на холсте или бумаге с использованием масляных и акварельных красок, мелков пастели, угля и прочих художественных материалов. Художник сначала готовит холст, потом прорабатывает эскиз и затем творит цветную иллюзию пространства или объекта в пространстве с помощью красок. В нашем же случае обычная шерсть, обработанная специальным образом, и окрашенная в самые разные цвета, используется вместо красок. Процесс же создания картины из шерсти включает те же этапы: подготовка холста, проработка сюжета и эскиза, подбор и подготовка палитры и создание шедевра. При этом здесь невозможно пользоваться какой-либо заранее созданной кем-то другим, схемой. В шерстяной живописи иллюзия пространства создается за счёт наложения тонких слоев шерсти разных оттенков (в живописи этот прием называется лессировкой), а так же за счет использования разных технологических приемов. Принципы построения изображения, создания перспективы как воздушной, так и пространственной, принципы смешивания цветов практически не отличаются от классических принципов живописи, хотя, безусловно, есть нюансы, связанные с особенностями материала. Готовые же картины часто напоминают рисунки пастелью, картины маслом, акварельные наброски, часто можно добиться даже достаточно большой реалистичности изображения. Шерсть очень пластична и послушна и, на мой взгляд, так же как и любой другой живописный материал, способна передать любую идею, которую захочет воплотить в ней художник. Этот волшебный материал способен раскрыть талант художника в людях, которые о нем и не подозревали. Этой техникой могут овладеть даже люди совсем не умеющие рисовать, ибо это материал очень благодарный и отзывчивый. Шерсть раскрывает свои секреты очень быстро. В процессе работы сразу видишь, во что преобразуется прядь в руках — в лепесток или в волну и в итоге рисование превращается в увлекательное приключение. Как смешивать разные цвета шерсти, что бы получить нужный оттенок, как вытянуть и скрутить прядку, что бы получилась красивая линия, как скатать, что бы получился идеально круглый зрачок, настричь листву и прочие моменты захватывают и увлекают. Картину испортить нельзя, поскольку шерсть, очень пластична, укладывается слоями, поэтому изображение всегда можно поправить, сняв неудачный слой, убрать те детали, которые не получились или поправить ножницами, откорректировав форму И так выкладывание картин из шерсти подразумевает под собой процесс «послойного» формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных волокон/прядей шерсти слой за слоем. Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем уже предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены. Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник. Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает картон. Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью: - шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет); - ножницы; - пинцет; - фоторамка; - флизелин или любая ткань с небольшим ворсом в качестве подложки. Виды шерсти Шерсть в магазинах чаще всего продается в виде ленты, но можно найти и кардочес. Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Кардочесанная шерсть (кардочес, «шерстяная вата») – это продукт чесания, в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Кардочес (шерстяная вата) Гребенная лента Технологическая последовательность изготовления картины. 1. Подготовка основы картины. 2. Проработка сюжета или эскиза. 3. Подбор шерсти нужного цвета. 4. Выкладывание фона картины. 5. Выкладывание рисунка картины. 6. Оформление картины в рамку под стекло. Основные методы работы с шерстью. 1. Метод вытягивание Из гребенной ленты можно вытягивать пряди разной толщины – тонкие, сквозь которые будет просвечивать предыдущий слой, или более плотные, с хорошей кроющей способностью (с последних удобно начинать процесс выкладывания картины, когда требуется быстро сформировать первый плотный слой-основу). Реализуется вытягивание так: в левой руке гребенная лента, правой рукой вытягиваем из гребенной ленты прядь, нужного размера. Обратите внимание на то, что ни в коем случае не должны быть напряжены руки. Иначе они просто устанут, да и прядки при этом будут не вытягиваться, а выдираться с усилием. Это не правильно. Процесс должен доставлять удовольствие. 2. Метод щипание (этот метод можно заменить использованием кардочеса) В результате щипания получаются пушистые комочки-паутинки, в которых все волокна спутаны (изогнуты и направлены в разные стороны). Такими «пушистиками» легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому. Фон, выложенный таким способом, выглядит пушистым, акварельным. Если под рукой есть кардочес нужного цвета, то щипание можно опустить. Кардочесанная шерсть всё упрощает и увеличивает скорость работы. Реализуется щипание таким образом: в левой руке держим гребенную ленту так, чтобы образовывался сгиб, пальцами правой руки частыми и быстрыми движениями щипаем с поверхности гребенной ленты (на сгибе поверхностные волоски. При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки (без петелек). Со временем (с опытом) это получается у всех. Для акварельного эффекта особо плотные пушистики можно «разреживать» (растягивать в разные стороны, получая при этом прозрачную паутинку большей площади. 3. Метод настригание. Часто при выкладывании картины шерсть приходится стричь. Здесь на помощь приходят ножницы. Шерсть настригается прямо на картину в нужном месте, при этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму. Руками или пинцетом можно как угодно расположить настриженную шерсть на поверхности картины. Из «настрига» например можно сформировать крону деревьев (листву). Хочется особо отметить, что шерсть можно и нужно смешивать. То есть можно взять 2-3 цвета шерсти и сформировать из них одну неоднородную по цвету прядь. Степень однородности можно получить разную, поэтому опять же нужно учитывать тот изобразительный эффект, которого мы хотим достичь. Ясно, что для формирования кроны дерева, например, одного цвета шерсти недостаточно – крона получится плоской, без объема. Есть также много разных приемов, применяемых при выкладывании картин из волокнистых материалов, но они представляют собой чаще всего комбинации этих трех основных методов работы с шерстью и хороши в конкретных случаях, обусловленных спецификой сюжета. Для выкладывания картин в основном используется шерсть, но также можно применять и другие волокнистые материалы: вискозу, акрил, шелк и пр. Следует помнить, что шерсть послушнее в работе по сравнению с другими волокнами. Это обусловлено её свойствами. Однако с помощью, например, шелковых волокон можно повысить декоративность картины – элементы с добавлением шелка будут отражать и преломлять свет, что создаст живую игру света и тени. Методические указания для начинающих: Чем больше Вам нравится сюжет, который Вы воплощаете в своей картине, тем удачнее получится сама картина и увлекательнее будет процесс. Поэтому очень важно, какие эмоции вызывает фотография или картинка, на которую Вы ориентируетесь, создавая свой шедевр. Для работы старайтесь выбирать самые милые для Вашего сердца сюжеты - успех в этом случае гарантирован. Шерсть - материал очень отзывчивый, благодарный, её образно можно сравнить с пластилином, потому что сразу чувствуешь и видишь, во что преобразуется прядь шерсти в твоих руках. Мне нравится смешивать разные цвета шерсти, скручивать, скатывать в шарики, стричь. Помните: Вы всегда можете "отмотать" процесс назад, поскольку работаете с шерстью и выкладываете её слоями; нужно просто снять часть слоя или убрать те детали, которые у Вас не получились. Для "рисования" картин шерстью совсем неважно, умеете Вы рисовать или нет. Главное в этом деле - обладать "усидчивостью" (многим, кстати, удобно выкладывать картины стоя) и иметь большое желание сделать что-то прекрасное своими руками. Короче, это ремесло для терпеливых и деятельных. Не старайтесь в точности скопировать изображение (фото), используйте его только как образец и источник вдохновения. У Вас ведь имеется свое индивидуальное видение этого сюжета?! Вы, как творец, как создатель, имеете право расставить свои акценты в этом сюжете (добавить или убрать какие-то детали на переднем плане, немного или полностью изменить фон (задний план) картины, выбрав цвета и оттенки шерсти наиболее подходящие в этом случае) Чтобы ускорить естественное сваливание шерсти полезно периодически в процессе выкладывания картины аккуратно прихлопывать её ладонью для скрепления слоев между собой. Не забывайте чаще прикладывать стекло к рабочей поверхности - так Вы очень быстро сможете обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить. Шерсть очень объемна, когда прижимаешь её стеклом, то детали картины "сплющиваются" и увеличиваются за счет этого в размерах. Часто бывает, что кладешь тонкий стебелек, а, приложив стекло, понимаешь, что он получился, великоват для этого цветка и приходится его "уменьшать". У каждого предмета есть тени, или блики, или светлые и темные пятна стороны предмета, по крайней мере, они обязательно должны быть, иначе предмет не будет иметь объема Технология изготовления картины «Магнолии». Убедившись, что все инструменты и материалы есть, можно приступать к выкладыванию картины. Открываем фоторамку, на стол перед собой кладем задник (картон), накрываем его подложкой (флизелин или др. ткань) и начинаем выкладывать пряди шерсти на флизелин, формируя задний план (фон) картины. Метод работы с шерстью – вытягивание. Пряди вытягиваем широкие, плотные, работаем быстро – здесь главное заполнить поверхность таким образом, чтобы под стеклом не просвечивал флизелин. Пряди выкладываем по диагонали или горизонтально (как удобнее). Цвет шерсти – сиреневый. Стараемся выкладывать разноцветную шерсть таким образом, чтобы сразу можно было сформировать многоцветный фон-основу. После выкладки сиреневой шерсти, добавляем фиолетовой. В середине картины бледно-розовой шерстью выкладываем светлое пятно. Чтобы сделать задний план картины тёплым и солнечным, добавляем желтой шерсти, (метод - щипание). Всё также с помощью щипания зеленой, а затем белой шерсти получаем яркий, акварельный фон для магнолий. Не забывайте на каждом новом этапе выкладывания картины прикладывать стекло, чтобы видеть конечный результат своих действий. Из светло-коричневой шерсти вытягиваем тонкие прядки, чуть подкручиваем их и получаем стебельки. Укладываем полученные стебельки таким образом, чтобы сформировать примерную композицию. Для рисования лепестков магнолий понадобится неоднородная разноцветная прядь (белый, розовый, бордовый). Формируется прядь, методом вытягивания (берется шерсть нужных цветов, складывается в одну прядь, из которой вытягивается часть волокон и снова складывается с первоначальной прядью) чем больше складываний-вытягиваний, тем однороднее по цвету получается изначально разноцветная прядь. Из этой пряди один за другим вырезаем лепестки, и складываем в цветок. Сначала выкладываем дальние по отношению к нам лепестки, затем ближние (внешние). Темно-коричневой и белой шерстью прорисовываем стебельки уже готовых цветов. Магнолий рисуем столько, сколько хочется. Композицию из цветов можно выстроить любую. На рисунке видны цветы первого (яркие, четкие) и второго плана (бледные ореолы). Оживить картину можно зелёными листочками. Вытягиваем тонкую прядь шерсти светло-зеленого цвета, несколько раз её рвем, получаем коротенькую прядку, подкрутив кончик которой, можно сформировать листочек. Такие листочки выкладываем у основания цветков магнолий. Кроме раскрывшихся цветов можно изобразить и бутоны. Бутоны, также как и цветы вырезаются по лепесткам из разноцветной пряди. В конце работы обязательно визуально оцениваем картину - всё ли нравится, поправляем, что не так, а затем накрываем её чистым стеклом (проще всего использовать жидкость для мытья стекол). Оформляем картину в рамку. Картина готова! Заключение Данные методические рекомендации используются обучающимися объединения «Город мастеров». Дети познакомились с техникой «шерстяная живопись»; изучили технологический процесс изготовления картин и сформировали навыки работы с шерстью; овладели основными понятиями по теме «шерстяная живопись»; самостоятельно изготовили картины в технике «шерстяная живопись». Участвуют в выставках разного уровня (галерею конкурсных работ можно посмотреть в приложении). При современных темпах жизни и нервных нагрузках растёт потребность в спокойном отдыхе, которому способствует работа с шерстью. Моя функция как педагога в процессе изготовления воспитанниками картин из шерсти конкретно заключается в следующем: - консультирование, помощь в подборе материалов; - наблюдение за ходом работы воспитанников; - оказание помощи (при необходимости) некоторым обучающимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности; - поддержание рабочей обстановки в объединении; - анализ и обобщение работы воспитанников; - оценка готовых работ (картин из шерсти). Подводя итоги своей работы, могу с уверенностью сказать, что картины из шерсти — это уникальный вид прикладного искусства своими корнями уходящий вглубь веков. Все мы хотим, что бы наш дом был красивым, уютным, что бы его интерьер отражал наш внутренний мир, в который мы всегда с удовольствием возвращаемся. Из этого желания и возникает желание творить или приобрести в свой дом предметы искусства. Для создания атмосферы уюта, гармонии в доме подходят предметы, созданные из природных материалов. Шерстяные картины недаром называют теплыми картинами, отнюдь не за то, что ими можно согреться в холодный день, завернувшись как в плед, но созерцая, их мы наполняемся теплотой чувств и любовью, которую, вложил в них автор. Изготовление картин из шерсти помогла воспитанникам погрузиться в интереснейший мир познания и творчества. Картина, выполненная своими руками – это художественный образ, встреча с которым способна доставить человеку наслаждение. Список литературы http://www.izuminki.com/2014/09/01/kartiny-iz-shersti/ http://www.docme.ru/doc/123003/proekt-malygina http://uslide.ru/mhk/10012-zhivopis-sherstyu.html http://ujp.ru/data/misc/2013/03/12/16825_Kachurina_Kristina_Leto_Kartina_v_tehnike_suhogo_valyaniya_shersti.doc Приложение Работы учащихся объединения «Город мастеров», педагог Керова Г.Н. «Парусник» «Синицы» Автор: Дарменова Диана Автор: Гурьянова Юлия «Зимняя ночь» «Берег моря Автор: Тыра Елена Автор: Тыра Ирина «Маки» «Синичка» Белеменко Наталья Гурьянова Юлия «На матушке-реке» «Лилии» Гурьянова Юлия Тыра Елена |