Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕКСТ ЗАИМСТВОВАН ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

  • Согласны ли Вы с такой точкой зрения Если нет, то почему

  • Нужен ли России феминизм как идеология и политическое движение

  • "Он царь над всеми сынами гордости": нужно ли государству быть страшным

  • Текст заимствован из рабочей программы дисциплины философия


    Скачать 21.67 Kb.
    НазваниеТекст заимствован из рабочей программы дисциплины философия
    Дата25.12.2022
    Размер21.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла_zadany_dlya_kr_Filosofiya_3HNNy4.docx
    ТипДокументы
    #862684

    КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
    ТЕКСТ ЗАИМСТВОВАН ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
    Вариант заданий выбирается по последней цифре зачетной книжки.

    Если последняя цифра 0, то выбирается 10 вариант.
    Задание 1. Выполните практическое задание:


    1. Прочтите эти фрагменты из сочинения Аристотеля: "Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее…

    Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей"1.

    "Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…"2

    Ответьте на вопросы:


    а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа?


    б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?


    в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?
    2. Определите, в чем состоит принцип "ученого незнания", изложенный ниже.

    "Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу".

    "Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине".

    Ответьте на вопросы:


    а) Кто был автором данного принципа?


    б) Достижима ли истина в соответствии с принципом "ученого незнания"?


    в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке?

    г) Какой стиль мышления представлен в данном отрывке: 1) догматический, 2) софистический, 3) скептический, 4) релятивистский, 5) диалектический?
    3. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:

    а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)… Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, и лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности». (Т. Гоббс)

    б) Свобода приходит вместе с человеком… Она есть бытие человека… Индивид полностью и всегда свободен». (Ж.-П. Сартр)

    в) «Свобода есть познанная необходимость». (Б. Спиноза)
    4. Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение.


    Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?
    5. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.
    6. Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п. Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”. Первые делают акцент на силе разума, а вторые — на его бессилии. Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.
    7. Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

    «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия». 

    Ответьте на вопросы:


    а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?


    б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

    в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?
    8. Известный древнегреческий афоризм призывает:

    «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

    а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.


    б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?

    в) Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.
    9. Поразмышляйте над следующим высказыванием:

    «В диалектике отрицать не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом… Я должен не только что-либо подвергнуть отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось возможным… Но как этого достичь? Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второй. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие». (Ф. Энгельс).


    а) Что такое «первое отрицание»? Каковым оно должно быть, чтобы сохранилось развитие?


    б) Что такое «снятие», каковы его основные характеристики?

    в) Сформулируйте в заключение закон отрицания отрицания. Приведите свои примеры.


    г) Ответьте на вопрос, какой именно момент развития этот закон характеризует?
    10. Французский философ Р. Декарт считал: "Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно: путем опыта и дедукции… Опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение об одной вещи посредством другой не может быть плохо построено, даже и у умов, весьма мало привычных к мышлению".


    а) Какое заблуждение вытекает из высказывания Декарта?


    б) На каких основаниях покоится столь высокая оценка дедуктивного метода?


    в) Какой способ мышления обнаруживается в высказывании Декарта?
    Задание 2. Напишите эссе на одну из тем:


    1. Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз


    2. Нужен ли России феминизм как идеология и политическое движение?

    3. Общечеловеческие ценности - иллюзия или реальность

    4. Не хлебом единым жив человек”- проблема духовного потребления и духовных потребностей современного общества


    5. "Он царь над всеми сынами гордости": нужно ли государству быть страшным?

    6. Каким образом философствование приводит к самостоятельности человеческого разума

    7. Ложь во спасение: за и против.

    8. Раскройте сущность и возможности языка как средства общения и мышления и покажите ограниченность этих возможностей

    9. Средства, цели и добродетели в этике. Объясните взгляды утилитаристов и философов добродетели на средства и цели в этике, а также найдите сходства и различия


    10. В чем смыл жизни?


    1 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. — С. 328—329.

    2 Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.- С. 59.


    написать администратору сайта