Главная страница
Навигация по странице:

  • Текст 13 ДУША МОЯ ЧИСТА

  • Текст 14 ЖИВОЙ КАК ЖИЗНЬ

  • Творческое задание

  • ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГИ

  • Текст 16 КОЛЛЕКЦИОНЕР БАХРУШИН

  • Текст 17 КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

  • Текст 18 КОЛЮЧЕЕ СЕМЕЙСТВО

  • Диктант. Тексты изложений сборник. Тексты изложений часть 1 Текст 1 айвазовский в феодосии


    Скачать 481.37 Kb.
    НазваниеТексты изложений часть 1 Текст 1 айвазовский в феодосии
    АнкорДиктант
    Дата23.03.2022
    Размер481.37 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТексты изложений сборник.pdf
    ТипДокументы
    #411439
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Расскажите о каком-либо известном архитектурном сооружении. Что оно значит для вас? Выскажите свою мысль и оформите вывод в виде сенкана, синквейна, хайку или 3-5 кеннингов.

    Текст 13
    ДУША МОЯ ЧИСТА
    Казалось, жизнь делала всё, чтобы этот человек утратил чистоту души, ожесточился к окружающему миру, потерял веру в доброту и совестливость.
    Горя, невзгод, незаслуженных обид, что довелось ему сполна испытать в жизни и литературе за свои тридцать пять лет земного бытия, хватило бы с лихвой на десятерых. А он выдержал, потому что был истинным поэтом и порядочнейшим человеком, был личностью. Он любил жизнь, природу, свой народ, любил до самозабвения свою родину – Россию. Он не щадил себя, не берёг себя. Ради слова великой правды о родине он очищал свою душу на огне поэзии и сам стал чистой, родниковой душой России. Главное, о чём он мечтал для себя в жизни: «Пусть она (душа) останется чиста до конца, до смертного креста!»
    Имя его навсегда останется среди светлых имён достойнейших сынов
    России. Имя его – Николай Рубцов, выдающийся русский поэт.
    Что говорить, не каждому дано «до смертного креста» сохранить
    «чистоту души», не каждый способен на этот высочайший нравственный подвиг. Если бы было всё легко и просто, то скольких человеческих трагедий можно было избежать в нашем далеко ещё не совершенном мире...
    Одним из тех, кому это было счастливо дано судьбой, и был Николай
    Рубцов…
    Имя поэта, его грустно-солнечная поэзия неотделимы от малой родины – земли Вологодской, наполнившей стихи обжигающей душу любовью к задумчивой первозданной красоте русского севера… Отсюда, с родных холмов, озёр, перелесков, Николаю Рубцову виделись необъятные дали и просторы его родины, которые породнили на время с морем. Море, а затем и город отозвались не одной крылатой строкой стихов поэта… За свои недолгие годы жизни поэт успел побывать во многих городах и сёлах, воспел и «избу в лазоревом поле», и «бессмертное величие Кремля», которое «невыразимо смертными словами».
    Да! Деревня, изба многие века была той крепостью народного духа, от которой идут корни государственности, корни нравственности, корни русского слова, русской поэзии. Это так. Но менялся мир, менялось отношение к нему, менялись и меняемся мы сами... Город стал неотъемлемой частью жизни, действительности. Вот и поэт открыто, чистосердечно признаётся, что … его
    «всё терзают грани меж городом и селом». А разве сегодня это не волнует, не терзает всех нас, сообща? Волнует, да ещё как!

    Великий провидец и чуткий диалектик жизни Николай Рубцов не только и не столько поэт деревни, а всей России; его стихи как народная совесть, как чистая душа России. Он жил и радостями, и заботами, и горем народа …
    Был ли поэт счастлив? Внешне можно посчитать – не был. А глубже – был… «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей». Он нёс слово правды в то непростое время, когда в жизни, в большой политике, к великому сожалению, порой так трагически не хватало единства слова и дела.
    Ныне мы можем с полным основанием и убеждённостью сказать о
    Николае Рубцове: «Это сердце под ношею горя было чистым, как солнце в кристалле...»
    450 слов
    По Ю. Прокушеву*
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Дополните текст изложения размышлениями о том, как вы понимаете смысл выражения «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей»», продолжив фразу: «Счастье – это…».

    Текст 14
    ЖИВОЙ КАК ЖИЗНЬ
    В нём (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от
    самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой
    как жизнь, обогащаться ежеминутно.
    Н.В. Гоголь
    Анатолий Фёдорович Кони, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью. Его страсть восхищала меня. И всё же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.
    Он, например, требовал, чтобы слово «обязательно» значило только
    «любезно, услужливо».
    Но это значение слова уже умерло. Теперь оно стало означать
    «непременно». Это-то и возмущало академика Кони.
    – Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – я сегодня слышал:
    «Он обязательно набьёт тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
    – Но ведь слово уже имеет другое значение, – возражал я, но Кони стоял на своем.
    Между тем нынче уже не найдёшь человека, для которого «обязательно» значило бы «любезно».
    Многое объясняется тем, что Кони в ту пору был стар. Он отстаивал те нормы русской речи, какие существовали во времена его детства и юности.
    Старики почти всегда воображают, будто их дети и внуки уродуют русскую речь.
    Я легко могу представить себе седоволосого старца, который в 1803 или в
    1805 году гневно застучал кулаком по столу, когда его внуки стали толковать о развитии ума и характера.
    – Откуда вы взяли это несносное «развитие ума»? Нужно говорить
    «прозябение»!
    Наступила новая эпоха. Прежние юноши стали отцами и дедами. И пришла их очередь возмущаться такими словами, которые ввела в обиход молодёжь: даровитый, отчётливый, голосование, человечный, общественность, хлыщ.
    Теперь нам кажется, что эти слова существуют на Руси спокон веку и что без них мы никогда не могли обойтись, а в 30-40-х годах XIX столетия то были
    слова-новички, с которыми тогдашние ревнители чистоты языка долго не могли примириться.
    Теперь даже трудно поверить, какие слова показались в ту пору князю
    Вяземскому низкопробными, уличными. Слова эти – бездарность и талантливый. «Бездарность, талантливый, – возмущался князь Вяземский, – новые площадные выражения в нашем литературном языке. Дмитриев правду говорил, что “наши новые писатели учатся языку у лабазников”».
    Теперь уже всякому кажется странным, что Некрасов, написав в одной из своих повестей «ерунда», должен был пояснить в примечании: «Лакейское слово, равнозначительное слову “дрянь”».
    Но вот миновали годы, и я, в свою очередь, стал стариком. Теперь и мне полагается ненавидеть молодёжные слова и вопить о порче языка.
    Помню, как страшно я был возмущён, когда молодые люди, словно сговорившись друг с другом, стали вместо «до свиданья» говорить почему-то
    «пока».
    Но стерпится – слюбится! За исключением слова «обратно» (в смысле
    «опять») да пошлого выражения «я кушаю», многие из подобных слов могли бы, кажется, мало-помалу завоевать себе право гражданства и уже не коробить меня.
    Это в высшей степени любопытный процесс – нормализация недавно возникшего слова в сознании тех, кому оно при своём появлении казалось совсем неприемлемым, грубо нарушающим нормы установленной речи.
    446 слов
    По К. Чуковскому*
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Дайте собственную оценку процессу, описанному писателем и лингвистом К.И. Чуковским.

    Текст 15
    ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГИ
    Что такое книга? Задумывался ли ты над этим когда-нибудь?!
    Научное определение понятия «книга» нуждается ещё в уточнении. У неё было немало прообразов в древности.
    Самый первый из них – «человек-книга». В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования и предания они хранили не на книжных полках, а в памяти. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому, от старших поколений к младшим.
    До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации. Один из них – узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, индейцы. Для узелкового письма требовалась толстая верёвка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой верёвке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет и т. д.
    На смену узелковому письму, которое было трудно читать, пришло письмо в картинках. Нужно было рассказать об охоте – рисовали диких зверей, человеческие фигурки с копьём, направленные на дичь. Рисунок, высеченный на могильной плите; рассказывал историю человека, погребённого под ней.
    Позже на каменных плитах стали появляться надписи – иероглифы – наиболее древние изобразительно-образные знаки египетского письма.
    Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских камнях змеи, совы, ястребы, гуси, львы с птичьими головами, цветы лотоса, руки, головы, люди, сидящие на корточках, люди с поднятыми вверх руками, жуки, пальмовые листья.
    Со временем возникло более простое письмо – буквенное, а приблизительно в ХIII веке до н. э. появился первый алфавит, принадлежавший финикийцам.
    Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или берёсту, с пергамента на бумагу.
    Сначала на бумаге писали только то, что должно было храниться недолго. Книги по-прежнему делались из пергамента. Но со временем дорогой пергамент уступает место дешёвой бумаге. Повсюду возникают
    школы и университеты. В большом количестве нужны книги. В античном мире и в средние века книги размножали путём переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография
    (гравюра на дереве). Первой печатной книгой считают текст, воспроизведённый ксилографическим путём в Корее в период с 704 по
    751 год. Возникло книгопечатание на Дальнем Востоке в ХI веке.
    В Европе книгопечатание начало распространяться в середине ХV века, когда Иоганн Гутенберг в Германии напечатал 42-строчную Библию
    – первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати. Иван Фёдоров в 1564 году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую книгу «Апостол».
    Пройдёт время, и стальные великаны, а не маленькие типографские станки будут умножать число книг с невиданной быстротой. Книга изменится внешне, она будет оснащаться разными шрифтами, великолепными иллюстрациями, наконец, станет такой, какой мы её знаем сегодня.
    (450 слов) По А. Чuрве
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Порассуждайте над проблемой, поставленной автором в тексте: какой будет книга будущего? Какую книгу читали бы с удовольствием вы?

    Текст 16
    КОЛЛЕКЦИОНЕР БАХРУШИН
    Целеустремлённым коллекционером, оставившим огромный след в русской культуре, был Алексей Александрович Бахрушин, создавший исключительный по своей ценности, единственный в России театральный музей.
    Худой, высокий, немного сутулящийся, с подслеповатыми глазами, в пенсне, которое постоянно поправлял своей костлявой рукой, говоривший образно, на простом русском языке густым придавленным баском, А.А. Бахрушин был сыном известного заводчика, крупного московского миллионера. Обучившийся в коммерческом училище,
    А.А. Бахрушин, несомненно, унаследовал известную скупость и чисто купеческие замашки от отца, державшего его в ежовых рукавицах, почему на первых порах своей самостоятельной жизни он был стеснён в деньгах.
    К музейному собирательству он, всегда интересовавшийся театром, подошёл как бы случайно и очень робко. Но появившаяся страсть, при его непреклонной энергии и выдержке, сделала его упорным собирателем.
    Самообразование помогло ему стать культурным театралом, и он настолько сросся с театром, что «Бахрушин» и «театр» стали синонимами. Прижимистый, он не жалел денег, когда нужно было купить неизвестный портрет Щепкина или эскиз художника А. Головина.
    Позднее, в тяжёлый 1920 год, Бахрушин, будучи в Петрограде, отыскал и приволок на своей сутулой спине огромный мешок, где оказались сотни неизвестных писем А. Островского. И сиял, что купил за бесценок ...
    Музей он устроил в полуподвальном этаже; богатство коллекции скрашивало неподходящее для музея помещение. Целая эпоха русского театра, преимущественно драматического, была собрана им: портреты в масле, в гравюре, в литографии, в рисунке, фото русских, главным образом московских, театров. Но покупался материал и по иностранному театру. Он собирал портреты деятелей театра, материал по оформлению спектаклей, эскизы русских художников театра.
    Балет, русский балет, был предметом постоянных поисков.
    Покупались туфли, слепки ступней выдающихся балерин, парики трагиков, щит Орлеанской девы – несравненной Ермоловой, письма – от
    ХVIII века до наших дней, старые театральные афиши и билеты. В музей был целиком перенесён кабинет Комиссаржевской.
    Бахрушин отдал себя, свою энергию, труд и большую долю состояния служению театру. Он собрал богатую библиотеку по истории
    театра.
    ... Гости разгуливали по залам музея, рассматривая театральную старину. Бахрушин, если бывал при этом, вынимал из витрины туфли знаменитой балерины 50-х годов девятнадцатого века Асёнковой, причмокивал и говорил: «Вот, нашёл, долго искал», – затем шла родословная редкости, показ постепенно переходил в беседу о том или ином артисте, театре или целой театральной эпохе. Нового посетителя
    Бахрушин усаживал и открывал перед ним переплетённый в парчу альбом и просил оставить о себе память.
    В 1913 году Алексей Александрович передал своё собрание музея
    Академии наук. Он говорил: «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание моё достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счёл себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу народа». Эти слова Бахрушина подытожили его многолетнюю собирательскую деятельность. Бахрушин был назначен почётным попечителем музея и до конца дней своих оставался его директором.
    (439 слов)
    По И. Бондаренко
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Расскажите, что вы коллекционируете или хотели бы коллекционировать.
    Аргументируйте. Кто были или стали бы первыми зрителями вашей коллекции?

    Текст 17
    КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
    Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.
    Церковные колокола, звучавшие на десятки вёрст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, придавал торжественность весёлым праздникам и гуляниям.
    Радостным мелодичным звоном встретила
    Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили обычно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность), как правило, отливали мелкие звоны. Литьё колоколов считалось почётным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.
    С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух.
    Надо было выдумать что-нибудь совершенно невероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
    Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья.
    О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: «Первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон».
    На берегах озера Неро, между Москвой и Ярославлем, стоит Ростов
    Великий. Этому небольшому городу перевалило за тысячу лет. Здесь чувствуешь себя так, словно перенёсся в эпоху былинных богатырей.
    Ростовский архитектурный ансамбль сложился в пору, когда здешним митрополитом стал энергичный деятель Иона Сысоевич, выходец из крестьян, одарённый могучей волей, честолюбивый, много повидавший на своём веку, начитанный, обладавший художественным вкусом. Иона Сысоевич затеял в
    Ростове огромное строительство.

    Возникла необходимость в новом звоне, который настраивал бы слушателей на торжественный лад. Мастер Фрол Терентьев создал гигантский колокол – настоящий музыкальный инструмент, отличавшийся бодрой, радостной звуковой окраской.
    Каждый заметный колокол в Ростове имеет своё имя: Большой Сысой,
    Лебедь, Голодарь, Красный... Более мелкие колокола безымянны. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – своё назначение.
    Народная музыка привлекала в Ростов людей со всей России. В середине прошлого века священнослужитель и знаток акустики Аристарх Израилев сделал нотную запись ростовских звонов.
    (402 слова) По Е. Осетрову
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.

    Текст 18
    КОЛЮЧЕЕ СЕМЕЙСТВО
    В развилинах ветвей, в дуплах и на пнях в тропических лесах, на бескрайних просторах травянистых саванн и в засушливых пустынях, на голых неприступных скалах и у самого берега моря произрастает великое множество кактусов. Сравнивая их, даже не верится, что все они принадлежат к одному и тому же биологическому семейству.
    Название «кактус» происходит от греческого слова, которым в древней
    Элладе называли какие-то колючие растения. Карл Линней впервые употребил его для обозначения группы ранее неизвестных растений, завезённых в Европу из Америки.
    Среди пяти тысяч видов кактусов, известных в настоящее время ботаникам, встречаются стройные могучие великаны, более чем на двадцать метров взметнувшие многогранные колонны своих стволов, едва заметные шарики с длинными острыми колючками, круглые лепёшки, вырастающие друг из друга в разных направлениях, длинные ветвистые лианы, похожие на спутанные космы седых волос, и ребристые шары, достигающие более метра в диаметре. Различны форма стеблей, строение и окраска цветков кактусов. Но все они способны запасать влагу в тканях своих листьев, веток, колючек.
    Мощные, толстые, крепкие корни кактусов играют огромную роль в приспособлении этих растений к жизни в пустыне. Они закрепляют кактусы в почве, не дают упасть во время сильных ураганов, запасают в себе органические вещества, всасывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Правда, основной «ловчей сетью» для воды являются не эти могучие корни-канаты, которые всё-таки недостаточно длинны, чтобы добраться до глубоко залегающих подземных вод. Влага, выпадающая в виде капелек росы, улавливается поверхностными корнями кактусов, расходящимися вширь на четыре-пять метров.
    Однако удерживать воду для поддержания жизнедеятельности боковые корни не могут. На помощь им приходит надземная часть кактуса, в первую очередь листья-колючки. Колючки, как конденсаторы влаги, создают вокруг тела кактуса своеобразную микроклиматическую зону с повышенной влажностью. В последние годы исследованиями учёных установлено, что сами колючки способны поглощать дождевые капли и влагу непосредственно из воздуха и являются своего рода миниатюрными биологическими насосами.
    Есть среди кактусов такие представители, у которых нет колючек, их роль выполняют длинные тонкие волоски, густо окутывающие тело растения.
    Многие виды кактусов разводят в своих квартирах любители комнатного цветоводства, ведь кактусы – невзыскательные растения. Известен случай,
    когда чешский учёный отправил на родину кактусы по почте во время одного из своих путешествий. По непредвиденным обстоятельствам посылка достигла места своего назначения лишь через полтора года. Как же велико было изумление людей, когда оказалось, что лишённые воздуха, света и воды растения не только не погибли, но и покрылись цветками.
    Есть среди кактусов такие, которые называют «царицей ночи» или
    «ночной принцессой» за изумительные крупные цветки белого цвета, похожие на лилию, в глубине которых золотистыми точками искрятся жёлтые тычинки.
    Всеми цветами радуги, среди которых отсутствуют только голубой и синий, цветут кактусы, опровергая многочисленные сказания о том, что кактус цветёт лишь один раз, после чего погибает.
    (436 слов) По В. Муроху, Л. Стекольникову
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта