Главная страница
Навигация по странице:

  • Творческое задание

  • Текст 9 ВСЕМ ЛИ ДОСТУПНО НАСЛАЖДЕНИЕ МУЗЫКОЙ

  • Текст 10 ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

  • Текст 11 ГЕРОИ БОРОДИНА

  • Текст 12 ДЕРЕВЯННАЯ СКАЗКА

  • Диктант. Тексты изложений сборник. Тексты изложений часть 1 Текст 1 айвазовский в феодосии


    Скачать 481.37 Kb.
    НазваниеТексты изложений часть 1 Текст 1 айвазовский в феодосии
    АнкорДиктант
    Дата23.03.2022
    Размер481.37 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТексты изложений сборник.pdf
    ТипДокументы
    #411439
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Расскажите о современном Донбассе, включив в текст элементы описания любимого уголка родного края.

    Текст 7
    ВЕРТУШИНКА
    Маленькую нашу речушку, впадающую в большую многоводную реку, все называют Вертушинкой. Начало своё Вертушинка берёт среди широкого, зелёного, покрытого цветами луга – там, где из земли бьёт чистый прозрачный ключ.
    Люди давным-давно устроили над ключом деревянный низкий сруб, на котором висел сделанный из берёсты ковш. Каждый мог подойти и напиться холодной ключевой воды, от которой ломило зубы. Заглянешь, бывало, в колодец и, как в зеркале, увидишь своё лицо, глубокое небо с плывущими белыми облаками, увидишь песчаное дно родника.
    Вытекающий из родника ручеёк колышет высокую зелёную осоку, над которой летают, повисая в воздухе, лёгкие прозрачные стрекозы. Напьёшься из родника холодной воды, пойдёшь по течению ручья дальше и дальше.
    Наполняясь водою из попутных ключей, в глубокий лесной овраг вливается
    Вертушинка, вертится, бежит среди высоких крутых берегов. Если вглядеться хорошенько, многое можно увидеть.
    Вот на упавшем листке осины неведомо куда путешествует желтобрюхий толстый шмель. Быстрое течение ручья несёт мохнатого путешественника среди множества препятствий. Мелкая рыбёшка резвится в холодной прозрачной воде неглубоких затонов. Вот по песчаному дну ручья ползёт странное существо – ручейник, живущее в крошечном домике, слепленном из мелких песчинок. Паук-водолаз с серебристым пузырём воздуха на мохнатом своём брюшке спускается по подводному стеблю на дно ручья. Там, где течение затихает, по зеркальной поверхности воды на высоких тонких ножках быстро бегают паучки-челночки.
    Между стеблями растений быстро плавают под водой чёрные жуки- плавунцы. С берега спрыгнула, нырнула, загребая длинными задними лапами, и скрылась большеглазая зеленоватая лягушка. По берегам Вертушинки густо разрослись ивовые и ольховые кусты. Весною и летом здесь гнездятся, всю ночь звонко поют соловьи. На лесистых склонах глубокого оврага живут выводки рябчиков, перелетают с сучка на сучок голубокрылые сойки, поют и трещат дрозды. Ночами лесные звери подходят пить воду из Вертушинки. У берегов Вертушинки водятся проворные ночные зверьки норки.
    Маленькая речка Вертушинка очень похожа на большую полноводную реку. В ней есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты. Весною она широко разливается. Тогда в Вертушинку заходит из большой многоводной реки крупная рыба метать икру. Ранней весной здесь попадаются щуки, а под
    нависшими берегами, под корнями кустарников и деревьев прячутся скользкие налимы.
    Летом множество цветов растёт на берегах Вертушинки. Цветут незабудки. В глубоких затонах плавают белые лилии и жёлтые кувшинки.
    Порхают над цветами бабочки, резвятся стрекозы. Над заросшим подводной травою затоном жужжат, перелетая с цветка на цветок розоватой кашки, пчёлы, садятся на кашку тяжёлые шмели.
    Выводки маленьких диких уток-чирков прячутся в густой зелёной осоке.
    В начале лета можно увидеть проворных, покрытых пухом молодых утят, ловко ныряющих у зарослей высокого камыша. К Вертушинке подходят огромные живущие в лесу рогатые лоси. Здесь же резвятся по ночам зайцы, прыгают лёгкие белки. Зимой на снегу можно видеть много беличьих, лисьих и заячьих следов.
    (436 слов) По И. Соколову-Микитову
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Опишите своё любимое место отдыха, используя изобразительно- выразительные средства языка.

    Текст 8
    ВИДЫ ПАМЯТИ
    Памятью называют технический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Благодаря памяти мысли, чувства, стремления, действия из опыта прошлого не исчезают бесследно, а остаются те или другие представления.
    С тем, что память капризна, прихотлива, не раз сталкиваемся мы в жизни. Она может хранить в течение многих лет какой-то пустяк, увиденный в детстве. Но может и коварно подвести: вдруг на уроке забываются формулы или даты, выученные вчера вечером.
    У каждого человека память работает по-своему, в зависимости от её индивидуальных особенностей. Одному ученику достаточно внимательно прослушать урок, чтобы запомнить материал, а другому – обязательно прочитать. Третий необыкновенно быстро заучивает стихотворение, а над выводом коротенькой физической формулы бьётся долго. А четвёртый формулы запоминает мгновенно, а по истории путается и в датах, и в событиях.
    В современной психологии принято деление памяти по характеру.
    Их три вида: образная, эмоциональная и логическая.
    Образная память помнит запах моря и дыма, вкус хлеба и конфет, колючесть шипов и теплоту рукопожатия.
    Очень тесно связана с образной памятью эмоциональная – на чувства, переживания. Переживая что-то, мы невольно воссоздаём и образ переживаемого. Эмоциональная память – особая. Убедительное доказательство – разное отношение к увиденному у разных людей. По- разному пересказывают, допустим, содержание кинокартин или объяснения экскурсоводов. Кто-то перечислит последовательный ход событий, кто-то нарисует образы людей, дороги, кто-то расскажет только о том, что поразило его больше всего.
    И третий вид – логическая память. Это память на мысли, слова, она так же, как и другие виды, окрашивает личность индивидуальностью.
    Однажды студенты стали расспрашивать знаменитого физика-теоретика, помнит ли он, как тридцать лет назад присутствовал на конгрессе, где были мировые светила науки. Академик рассказал о том, кто присутствовал на встрече, привёл аргументы спора, записал на доске формулы, но не мог вспомнить, где шёл спор, кто и как был одет, присутствовали ли члены семей учёных ...
    Все три вида памяти живут бок о бок, но какая-то память преобладает над другими, главенствует в человеке. Поэтому люди по-
    разному запоминают и помнят.
    Надо сказать, что преобладание того или иного вида памяти связано с возрастом. Так, у детей больше развита образная и эмоциональная память, у взрослых – образная и логическая.
    Мало того, каждый вид имеет свои особенности. Например, образная память бывает очень разная. Одни хорошо помнят, что слышали, – слуховая память; другие, что видели, – зрительная память; у третьих память на движение – моторная.
    Развитие типов памяти – результат обучения. Одни дети быстро привыкают к работе молча. У них большей нагрузке подвергается зрительная память. Ученики, привыкшие готовить уроки группой, чаще пользуются слуховой памятью.
    Год от года навыки закрепляются. И в ходе учения, при растущей умственной нагрузке, незаметно и постепенно каждый привыкает пользоваться одним и тем же типом памяти. А остальные типы памяти он
    «забывает», и они остаются неработающими, нетренированными. Этот резерв необходимо включить в работу. И не только потому, что он резерв, но и потому, что в развитии памяти важна всесторонность.
    (448 слов)
    По В. Пекелису
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Проведите самоанализ и расскажите, какие виды памяти преобладают у вас. Почему вы сделали такой вывод? Аргументируйте.

    Текст 9
    ВСЕМ ЛИ ДОСТУПНО НАСЛАЖДЕНИЕ МУЗЫКОЙ?
    У начинающего слушателя часто возникает вопрос: «Как слушать музыку?» Музыканты и музыковеды считают, что никакого особого способа слушания музыки не существует. Но это не исключает того, что музыку надо действительно уметь слушать. Чтобы услышать все богатства, заключённые в музыкальном произведении, чтобы понять содержание услышанного и суметь оценить его форму, надо обладать навыками слушания музыки и элементарными знаниями особенностей музыкального искусства.
    Не требуется ли для этого каких-то особых музыкальных способностей?
    Понимание музыки и наслаждение ею доступно, разумеется, каждому. Но один человек хорошо запоминает мелодию и даже может повторить её голосом или «подобрать» на музыкальном инструменте, а другой не обладает такими способностями. Однако и на него музыка может подействовать: воодушевить, взволновать или успокоить. Некоторые понравившиеся ему мелодии он легко узнает, хотя и не споёт их правильно.
    Что можно сказать о человеке, который своё знакомство с музыкой ограничивает популярными песенками? Только то, что он вредит самому себе, обедняет свою жизнь. Ведь чем полнее и разнообразнее духовная жизнь человека, тем он счастливее.
    Посмотрим на тех, кто выходит из оперного театра или из зала филармонии после хорошего концерта: музыка уже давно отзвучала, а волнующее переживание всё ещё владеет ими.
    «Человек, слушающий музыку, не может не ощущать своей связи с целым миром… Музыка не только пробуждает дремлющие до времени в человеке чувства, но и даёт им выражение. Она позволяет излить то, что назрело в сердце, что давно просилось в мир, но не находило выхода. Она поднимает человека, облагораживает его, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы, в своё большое призвание», – считал композитор
    Шостакович.
    Существует неверное мнение, будто с музыкой человек встречается только в минуты отдыха и будто поэтому она играет в нашей жизни преимущественно развлекательную роль. На самом деле, возникнув, как и другие виды искусства, в недрах народной жизни в далёкой древности, музыка не только сопровождает человека в минуты отдыха и развлечений, но и является его спутником буквально всюду и всегда.
    История музыки начинается с пения. Но уже на самых ранних ступенях развития человеческой культуры рядом с пением появляется инструментальная музыка. Она складывалась из наигрышей пастухов, охотничьих сигналов,
    музыки, сопровождавшей танцы. В древности поэт, композитор и исполнитель, как правило, были объединены в одном лице. У некоторых народов Кавказа и
    Средней Азии и до сегодняшнего дня сохранилось искусство таких народных певцов-сказителей.
    Как в народной музыке, так и в произведениях великих композиторов отразились история, быт, психология, общественные и этические идеалы людей разных стран.
    Как и другие виды искусства, музыка сильнейшим образом воздействует на слушателя, вызывая в нём определённые мысли, чувства и настроения. Она не только доставляет слушателю удовольствие своими художественными достоинствами, но и вызывает в нём определённую оценку различных сторон жизни, отражённых в том или ином музыкальном произведении.
    (436 слов) По А. Чернову
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Согласны ли вы с мнением Д. Шостаковича о том, что музыка
    «поднимает человека»? А какую музыку слушаете вы? Каким образом она влияет на вас?

    Текст 10
    ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ
    Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
    Если человек рассчитывает прибрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура ... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
    Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.
    Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
    Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован.
    Но самая главная ошибка, ошибка роковая, – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое!
    Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
    Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей· Вселенной.
    Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, –
    явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
    Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту – главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно.
    (448 слов) По Д. Лuхачёву
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Как вы понимаете фразу «жизненно необходимая цель»? Сформулируйте свою главную жизненную задачу. Аргументируйте свой выбор.

    Текст 11
    ГЕРОИ БОРОДИНА
    К вечеру бой стал затихать. Обе армии стояли одна против другой, обескровленные, измотанные, поредевшие, но готовые к дальнейшей борьбе.
    Французы отошли с занятых высот, русские остались там, где стояли в конце сражения.
    Кутузов сначала намерен был «заутра бой затеять новый и до конца стоять» и даже распорядился готовиться к продолжению сражения, но когда получил донесение о потерях, – а они превышали 45 тысяч человек убитыми и ранеными, – то никакого иного решения, кроме отступления, он принять не мог. Французы потеряли убитыми и ранеными ещё больше, чем русские, – около 58,5 тысячи солдат и офицеров и 49 генералов. Однако и у них не было выбора – они должны были идти вперёд до конца.
    «Великая армия» разбилась о несокрушимую армию России, и потому
    Наполеон вправе был сказать: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты».
    А Кутузов оценил Бородинское сражение по-иному: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю».
    «Двунадесяти языкам» наполеоновского войска, собранного со всей
    Европы, противостояло ещё большее число российских «языцей», собравшихся со всей империи.
    На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединённых сознанием общего долга и любовью к своему Отечеству.
    И потому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Пётр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов, России верные сыны.
    И всё же, сколь ни ярки были вспышки этой искромётной офицерской доблести, при всей их красивости чем-то напоминали они торжественные огни праздничного фейерверка, в то время как лавинная, всесокрушающая солдатская доблесть была подобна могучему лесному пожару, который неудержимо шёл высокой жаркой стеной, круша и испепеляя всё, что стояло на пути.

    История сохранила нам имена героев Бородина, солдат и унтер-офицеров
    – кавалеров военного ордена Георгия Ефрема Митюхина, Яна Маца, Сидора
    Шило, Петра Милешко, Тараса Харченко, Игната Филонова и многих иных.
    Это был российский народ – многоликий, многоязыкий, разный, соединённый в едином государстве общей судьбой.
    Это был подлинный патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты. Народ-патриот выступил на поле Бородина подлинным творцом истории и убедительно доказал и себе самому, и всему миру, что нет на земле большей силы, чем народные массы, сплочённые народными вождями для достижения величественной, понятной и близкой их сердцу цели.
    (400 слов) По В. Балязину
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Что значит для вас «патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты»? Расскажите о человеке-патриоте или о патриотическом поступке.

    Текст 12
    ДЕРЕВЯННАЯ СКАЗКА
    Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало –1650 островов! Глядя на ели и берёзы, отражённые в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова.
    Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем сказочником.
    Плывём час... третий. Когда вдали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:
    – В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как нас, нигде нет.
    Зримым Подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста.
    Потом всё было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники- зодчие.
    Солнце умывалось за неровной кромкой бора...
    Что такое Кижи?
    Две многоглавые церкви, отделённые одна от другой колокольней. Всё из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.
    Множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами всё здание устремляется вверх, в заоблачные выси.
    Кто создал эту лесную и озёрную сказку – Преображенский храм?
    Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:
    – Долго плотники работали. Щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука – работница. Главы были поставлены, и новёхонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошёл к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всём Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».
    Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам

    Петра. Шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.
    Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.
    По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.
    Так что же такое Кижи?
    Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну.
    Кижи – это бессмертная древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
    (421 слово) По Е. Осетрову
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта