Главная страница
Навигация по странице:

  • Текст 25 МИР ПОЛОН ЧУДЕС

  • Текст 26 МНОГОЛИКИЙ КУПРИН

  • Текст 27 «МОЕ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ – ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ…»

  • Творческое задание

  • О ЛЕСОРУБЕ, КОТОРОМУ ДО ВСЕГО БЫЛО ДЕЛО

  • ОТКРЫТИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

  • Диктант. Тексты изложений сборник. Тексты изложений часть 1 Текст 1 айвазовский в феодосии


    Скачать 481.37 Kb.
    НазваниеТексты изложений часть 1 Текст 1 айвазовский в феодосии
    АнкорДиктант
    Дата23.03.2022
    Размер481.37 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТексты изложений сборник.pdf
    ТипДокументы
    #411439
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение,
    заменив, где необходимо, I лицо повествования на III-е.
    Дайте свой ответ на вопрос, который задаёт автор: кто прав в этом споре.
    Аргументируйте свою позицию.

    Текст 25
    МИР ПОЛОН ЧУДЕС
    Мир полон чудес. Они окружают каждого из нас с первых минут появления на свет, поскольку сама жизнь – высшее чудо, выпавшее на долю каждого живущего.
    В детстве нам всё кажется загадочным и таинственным. Удивление вызывает и встающая над рекой радуга, и тикающие на стене часы, и огонь на кончике спички. Но, подрастая, мы уже не будем пытаться разломать радиоприёмник, надеясь обнаружить там дядю, передающего последние известия. Знания, накопленные цивилизацией за многие тысячелетия, казалось бы, надёжно защитили современного человека от всего, что вызывало суеверный ужас у его далёкого предка. Никто из нас уже не боится солнечного затмения, не кидается прочь от грохочущего на киноэкране паровоза. Открыты тысячи законов, подробно и убедительно объясняющие многие явления природы. Многие, но далеко не все. Похоже, природа затеяла с человеком странную игру: каждая разгаданная тайна замещается двумя, тремя, десятью новыми, ещё более сложными для понимания. Так, изобретённые летательные аппараты, поднявшие человека в воздух, помогли ему увидеть изображённые на земле гигантские рисунки и иероглифы, предназначение которых непонятно до сих пор. Освоенный археологами метод радиоуглеродного анализа для определения возраста древних сооружений указал на удивительное несоответствие: высокая техника исполнения строительных работ предполагала использование совершенных механизмов, которыми зодчие древности обладать не могли.
    Оказывается, даже растения способны удивлять тех, кто считает их только примитивными потребителями удобрений, воды и света. Появление в научно-исследовательских лабораториях такого прибора, как осциллограф, заставило биологов по-новому взглянуть на «бесчувственные» растения, которые, как оказалось, могут испытывать и страх, и радость. Например, благодаря созданию комфортной эмоциональной среды строителю из графства
    Йоркшир в Англии удалось вырастить самую большую в мире луковицу – около пяти килограммов. На вопрос, как ему это удалось, он ответил, что каждый день ласково разговаривал с ней и включал на огороде музыку
    Моцарта. В другом случае замечено, что мысленное благожелательное воздействие на пшеницу способно увеличить длину ростков на восемьдесят процентов. А при окружении побегов эмоциями раздражения, недовольства рост их сокращался на сорок процентов по сравнению с контрольным вариантом.

    Дистанционное воздействие человека на растения было подтверждено и другим прибором – энцефалографом. Электроды устанавливались на листьях цветка. Человек усаживался в кресло на расстоянии одного-трёх метров и начинал концентрироваться на мысли, что собирается цветок сломать. Прибор сразу же записывал реакцию цветка. Если же рядом находились два растения, а
    «зловещие» мысли человек направлял только на одно, второе растение пребывало в покое. Но стоило на «глазах» одного цветка сломать другой, электрофизиологические реакции на приборе оказывались почти одинаковыми.
    Можно долго перечислять таинственные и загадочные явления, с которыми сталкиваются люди. Одни факты, считают исследователи, можно объяснить уже сегодня. Другие обрастают многочисленными версиями, а третьи вообще не укладываются в сознании. Их разгадка будет доступна человеку в далёком будущем.
    (424 слова) По энциклопедии «Я познаю мир»
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    «Мир полон чудес», – утверждает автор статьи из энциклопедии.
    Расскажите о том, как вы познаёте мир.

    Текст 26
    МНОГОЛИКИЙ КУПРИН
    Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром
    Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.
    Почему так часто менял он профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремёсла и «отображать» потом жизнь во всём её многообразии?!
    Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придаёт ему своеобразие, делает одного не похожим на другого.
    «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, – говорил Куприн, – встречались люди с самыми неожиданными биографиями – фантазёры и мечтатели с широкой и нежной душой».
    Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И
    Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.
    Тяжёлый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырёх стенах кабинета. Так, в 1908 году суд приговорил его «за опорочение представителя правительственной власти» вице-адмирала Чухнина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Куприн согласился на арест.
    Три дня протомился и затосковал. На пятый стал упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом!
    Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого интеллигентного и канцелярского труда. Он был убеждён: ничто не даёт такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом.
    Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

    Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступ ал к ней. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.
    Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер- ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь – всё записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и всё может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.
    Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.
    (440 слов)
    По В. Челышеву
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Порассуждайте над вопросами: Какие книги не стареют? О ком и о чём они? Расскажите об одной из таких книг.

    Текст 27
    «МОЕ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ – ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ…»
    В драме А.Н. Островского «Гроза» есть изобретатель Кулигин. Прототип этого героя – реальный изобретатель Иван Петрович Кулибин. Он масштабнее, крупнее, умнее своего литературного двойника. Но драматург был абсолютно точен … в описании немыслимой интеллектуальной духоты, непробиваемого самодовольного невежества, духовной нищеты тех, от кого зависело будущее его героя.
    Судьба Кулибина напоминает судьбу его современника, другого могучего русского гения – Василия Ивановича Баженова. Подобно проектам Баженова, крупнейшие работы Кулибина так и не увидели света. Осмеянные, затасканные по чиновничьим папкам, пожелтевшие на министерских столах, так и не вошли они в жизнь.
    Сегодня в одном из залов Эрмитажа вы можете увидеть знаменитые часы
    «яичной фигуры». Три года работал Кулибин над этим подарком для
    Екатерины II, постепенно «приходя к совершенству» в сложнейшей конструкции из 427 деталей. Этот уникальный механизм – единственная до конца завершённая и овеществлённая мечта, которую смог оставить потомкам
    Кулибин.
    Читая его жизнеописания, думаешь: какой же любовью к своему делу, каким терпением и оптимизмом обладал этот человек! Он, часовщик-самоучка, мечтает о массовом производстве и готов отдать в любую мастерскую свои карманные часы в высшей степени оригинальной конструкции. Предлагает царице сделать лифт в Зимнем дворце, удобный, абсолютно безопасный
    (конструктивные элементы его дожили до наших дней), – не стали делать лифта. Кулибин изобретает самодвижущийся педальный экипаж. Оказалось, никому не нужна его «самокатка». Он предлагает усовершенствовать спуск на воду вновь построенных кораблей – чертежи кладутся под сукно. Он предлагает изготовлять металлические протезы для инвалидов, но производить их начинают за рубежом, куда увёз одну из моделей Кулибина предприимчивый иностранец. А оптический телеграф? Через сорок лет, уже после смерти Кулибина, начинается его строительство по проекту француза
    Шато, который был хуже кулибинского проекта.
    Римский император улыбается ему: «Я очень рад, что имею случай познакомиться с таким необыкновенным человеком». И все вокруг необыкновенно улыбаются. Но когда нужны были не славословия, а дело, когда не для потехи скучающих богачей, а для серьёзной работы требовалась помощь, перед изобретателем возникала стена равнодушия.

    Над проектом моста через Неву Кулибин задумался, едва приехав из родного Нижнего Новгорода в Петербург. Десятилетия потратил он на проектирование сначала знаменитых одноарочных мостов из дерева, позднее – металлических. Подобными проектами не могло похвастаться ни одно европейское государство. Кулибин построил модель деревянного моста – она, простояв 23 года, сгнила, рухнула.
    То же и с «машинами-судами». Князь Куракин решил, что проект
    Кулибина «представит более для казны убытку, нежели прибыли». А ведь судно такое шло против течения быстрее, чем могли тащить его на бечеве бурлаки. Но какое дело князю до бурлаков?..
    Жизнь Кулибина – это пример неизбывного богатства России на таланты.
    Но жизнь эта – суровое обвинение царскому самодержавию, косности, невежеству, бюрократизму. А люди знают и помнят о русском самородке.
    Помнят уже два столетия и не забудут долго…
    426 слов
    По Я. Голованову*
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Объясните, почему Кулибин, всю жизнь наталкиваясь на «стену равнодушия», не оставлял своих трудов.

    Текст 28
    О ЛЕСОРУБЕ, КОТОРОМУ ДО ВСЕГО БЫЛО ДЕЛО
    В старину в одном городе люди потеряли улыбку.
    Уверяю вас, что это гораздо страшнее, чем кажется на первый взгляд.
    Никто не знал, откуда взялась эта загадочная болезнь, и местные светила науки изо дня в день изучали причины её возникновения.
    – Очевидно, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
    – Нет, нет. Это явление простудного характера, – возражал ему доктор
    Стрептоцид.
    – Чепуха! – категорически заявлял профессор Пенициллин.
    А болезнь принимала всё более угрожающий характер. Люди забыли о весне, о солнце, о друзьях, и на улицах вместо приветливых и дружелюбных слов только и слышалось:
    – Не твоё дело! Не суй свой нос! Иди своей дорогой!
    И как раз в это трудное время с гор спустился молодой Лесоруб. Подходя к городу, он увидел человека, который барахтался в реке.
    – Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь броситься на помощь.
    – Не твоё дело, – мрачно ответил утопающий и ушёл под воду.
    Лесоруб больше не стал тратить время на разговоры, а бросился в реку и вытащил человека на берег.
    – Ты что же это сопротивляешься, когда тебя спасать хотят? Смотри, чудак, так и утонуть недолго.
    – Да кто ж тебя знал, что ты всерьёз спасать надумал? У нас это не принято.
    Пожал плечами Лесоруб и отправился в город.
    Дорогу ему преградила огромная толпа народа. В центре толпы маленький старичок трудился над опрокинутой телегой и никак не мог поставить её на колёса.
    – Давай-ка, дед, вместе! – сказал Лесоруб. – Одному-то тебе не под силу.
    – Не твоё дело, – буркнул старик, не поднимая головы.
    – Ишь ты, гордый какой, – засмеялся Лесоруб. – У меня-то сил побольше твоего. А вдвоём не справимся – люди подсобят. Вон их сколько собралось тебе на подмогу.
    При этих словах толпа начала расходиться. Задним уйти было легко, а передним – труднее, и они волей-неволей взялись помогать старику.
    Вскоре в городе только и разговоров было, что о молодом Лесорубе.
    Говорили, что он во всё вмешивается, о каждом хлопочет, что ему до всего дело. Сначала к этому отнеслись с улыбкой (это была первая улыбка, появившаяся в городе за время эпидемии), а потом многие захотели составить

    Лесорубу компанию, потому что он был весёлый парень и делал интересное дело.
    Однажды утром профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово
    «чепуха» застряло у него в горле: на улице он увидел сотни улыбающихся лиц.
    Однако борьба с эпидемией была в плане работы больницы на весь следующий год, поэтому профессор решил закрыть глаза на факты. Он уже открыл рот, чтобы сказать: «Не моё дело», но его перебил Лесоруб, который как раз в это время входил в Зал заседаний:
    – Пожалуйста, профессор, не произносите этой фразы, ведь она и есть причина заболевания, которую вы так долго искали.
    Так кончилась эпидемия. Лишь только у жителей города исчезла из употребления фраза «Не твоё дело», к ним тотчас вернулась улыбка, они стали весёлыми и счастливыми. А Лесоруб ушёл в горы – у него там было много работы.
    450 слов
    По Ф. Кривину*
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Объясните, почему люди города потеряли улыбку.

    Текст 29
    ОТ ПАПИРУСА ДО СОВРЕМЕННОЙ КНИГИ
    Долог и тернист был путь к современной книге. У разных народов были и разные способы письма, и разные материалы. На каменной плите слова высекали, на страницы из шёлка – наносили кисточкой, на пальмовых листьях – выцарапывали. До наших времён дошли «книги» на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, берёсте.
    Предшественница печатной книги – рукописная книга, сделанная на пергаменте, а затем на бумаге. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.
    В разных странах стали создаваться целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почётной. Первыми создателями рукописных книг были монахи.
    Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писали заглавие. Затем книгу «одевали» в переплёт, украшенный серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Книги были подлинным произведением искусства. И хотя по внешнему виду такая книга напоминает шкатулку, всё же она очень близка к современной. Но очень медленно – иногда целый год – делался всего один экземпляр книги.
    Спрос на книги возрастал, и мастерские уже не могли его удовлетворить.
    Поэтому люди стремились упростить процесс изготовления книг. Делали, например, так: вначале текст вырезали на досках, а потом с них получали оттиски. Но вырезать буквы на доске – дело кропотливое, да и печатать с неё можно только одну книгу. Вот если бы можно было придумать подвижные буквы! Из отдельных букв, или литер, можно составлять любой текст.
    Книгопечатание изобрёл немец Иоганн Гутенберг. Он стал отливать буквы- литеры из металла. Из них составлял слова, строчки и страницы.
    Металлические литеры могли служить долго. Но не только в этом ценность великого изобретения Гутенберга. Он изобрёл механизированный печатный станок, что очень ускорило печатание книг.
    Первая типография была создана в середине ХV века, а уже к концу века во многих городах Европы появились типографские мастерские.
    Более четырёхсот лет назад в России замечательные русские мастера
    Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец отпечатали первую книгу. 19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. Теперь уже строку за строкой, букву за буквой не выводил, а набирал мастер.
    Металлические строки укладывал в страницу и заключал в специальную рамку.

    Помощник Ивана Фёдорова Пётр Мстиславец вставил рамку с набором в печатный станок. Смазав чёрной краской шрифт, он наложил на него лист чистой бумаги и плотно прижал его прессом. Потом поднял его. Иван Фёдоров бережно снял бумагу, ещё влажную от краски, и стал внимательно разглядывать первый отпечатанный лист книги. Это была церковная книга
    «Апостол». За свою жизнь Иван Фёдоров выпустил несколько книг. Среди них краткая грамматика с русской азбукой, первый русский учебник.
    Столетия прошли со времени изобретения книгопечатания. Создана целая отрасль индустрии – полиграфическая промышленность. За несколько часов печатаются многомиллионные тиражи газет. Всего несколько дней требуется, чтобы отпечатать многотысячный тираж журнала. Не очень много времени нужно и на печатание тиража книги. Потоком выходят из типографии книги – в библиотеки, в книжные магазины, к читателю.
    (450 слов) По А. Глухову
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Расскажите о книге, которую вы читали бы с удовольствием. О чём и о ком она должна быть?

    Текст 30
    ОТКРЫТИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА
    Уже ребёнок двух-трёх лет осознаёт себя как «Я». До этого он говорил про себя: «Мы пойдём гулять», а теперь: «Я пойду гулять». Хотя и в том и в другом случае знает, что пойдёт гулять с бабушкой, мамой или с кем-нибудь ещё.
    Подростки интенсивно осознают свои различные психологические и моральные свойства и качества. В первую очередь и главным образом те, которые проявляются в их общении с товарищами (честность – лживость, смелость – трусость), в учёбе и другой деятельности (собранный – разболтанный, трудолюбивый – ленивый).
    В ранней юности в развитии самосознания наступает качественно новый этап. В этом возрасте человек открывает свой внутренний мир. Что это значит?
    Ребёнок, подросток, как правило, воспринимают свои чувства, эмоции, мысли в тесной связи со своими поступками, действиями окружающих людей, как объективную реакцию на какие-то события жизни. Они размышляют и переживают в связи с каким-то конкретным поводом.
    Иначе обстоит дело в юности. Для юноши или девушки их мысли, переживания, чувства как бы отделяются от реальной действительности и существуют сами по себе. Они воспринимаются как сугубо внутренние состояния.
    Почти каждый человек (один раньше, другой позже, один внезапно, другой исподволь) обнаруживает, что он всё чаще и чаще как бы отстраняется от всего и всех в своём окружении ради погружения в самого себя. Он замечает, порой и не сознавая этого отчётливо, что внешний мир, различные события собственной жизни интересуют его и вызывают размышления и переживания только тогда или главным образом тогда, когда они дают повод для осмысления самого себя, для осознания своей отличности от окружающих, своей непохожести на них, иногда даже своей уникальности.
    Погружение в свой внутренний мир, исследование его преследует на самом деле, так сказать, глобальную цель – поиск смысла жизни.
    Все ли заняты поиском смысла жизни? Очевидно, все, но по-разному.
    Многие не задают себе вопрос: «В чём смысл жизни?» Для многих этот вопрос стоит очень остро. Для многих он предмет почти постоянных размышлений. А для многих он возникает тогда, когда в их жизни что-то не ладится, что-то не удовлетворяет.
    Само по себе появление вопроса «В чём смысл жизни?» свидетельствует о том, что наступило время перемен, время выбора и решений.

    Ставя перед собой этот вопрос, человек ищет чёткий ответ на него. Не формулируя вопроса, а лишь переживая беспокойство по поводу своей жизни или каких-то её отдельных, важных для него сторон, человек ищет пути устранения этого беспокойства. Но и в том и в другом случае он фактически ищет смысл жизни.
    Поиск этот весьма не прост. Хочется найти ответ, который разом бы объяснил и себя, и свою жизнь, и окружающих людей, и своё место среди них и в жизни вообще, и своё сегодня и завтра.
    Существует ли такой ответ?
    (422 слова) По А. Мудрику
    Творческое задание
    Напишите подробное изложение.
    Дайте развёрнутый ответ на вопрос, поставленный автором в конце текста.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта