Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ содержания текста.

  • Анализ средств выразительности

  • ЗАВИСТЬ Трифонов Юрий Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

  • КРАСОТА Грибов Юрий Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.

  • Огэ. Тексты огэ 2020 с сайта фипи, ким 6, 7, 8, темы сочинений к текстам авторитет одноралов Владимир Он растяпа, этот Вовка


    Скачать 471.35 Kb.
    НазваниеТексты огэ 2020 с сайта фипи, ким 6, 7, 8, темы сочинений к текстам авторитет одноралов Владимир Он растяпа, этот Вовка
    Дата28.04.2022
    Размер471.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаoge._teksty_k_zadaniyu_9.docx
    ТипДокументы
    #502342
    страница24 из 43
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   43

    (1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.

    (10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11) В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

    (15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17) Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.

    (21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22) Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.

    – (24)Заблудились?

    – (25)Мне надо на Кара-Сук, – сказал Сергей.

    – (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?

    – (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.

    – (29)Случается… (30)Есть хотите?

    – (31)Хочу.

    (32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.

    – (33)Ты, что же, здесь один?

    – (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.

    – (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.

    – (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

    – (41)Спасибо, ̶ сказал Сергей, протягивая кружку.

    (42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.

    – (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.

    – (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…

    (48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.

    (49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51) Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.

    – (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.

    (54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.

    – (55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!

    (57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём.

    (По В.П. Крапивину*)

    * Крапивин Владислав Петрович (род в 1938 г.) – советский и российский детский писатель. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей». Некоторые произведения писателя экранизированы.

    ___________________________________________

    * Ма́занка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпи

    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь.

    2) Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.

    3) Дедушка просил внука зажигать лампу на крыше, чтобы в темноте лучше было видно двор.

    4) Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи.

    5) Сергей поблагодарил мальчика за помощь.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

    1) Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути.

    2) Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.

    3) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.

    4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

    5) Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.
    Лексический анализ.

    В предложениях 2–9 найдите синоним к слову «идти». Выпишите этот синоним.

    1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения данного текста: «Спасибо за огонёк!»

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    3) Как Вы понимаете значение выражения ЗАБОТА О ЛЮДЯХ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит проявлять заботу о людях?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    ЗАВИСТЬ
    Трифонов Юрий Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

    (1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

    (2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

    (6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

    (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15) Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

    (16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

    (20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22) И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

    (По Ю.В. Трифонову*)

    * Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Глебову мучительно трудно было отказывать одноклассникам, когда они просили его провести их на сеанс в кинотеатр бесплатно.

    2) Глебову стыдно было вспоминать, что он «горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе».

    3) Глебов над своими одноклассниками имел «власть – ну, не власть, а, скажем, авторитет», и это тяготило его.

    4) Глебова стала обуревать зависть к иной, неведомой ему жизни, символами которой для него были громадный дом и «герой» Лёвка Шулепа.

    5) Лёвку Шулепу мальчики решили проучить, унизить.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

    1) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.

    2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом

    в тысячу окон.

    3) Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце,

    а вечерами сверху летели звуки музыки.

    4) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги,

    а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

    5) И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души…

    Лексический анализ.

    Замените книжное устаревшее слово «благодеяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 22 текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью».

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    3) Как Вы понимаете значение слова ЗАВИСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасна зависть?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    КРАСОТА

    Грибов Юрий Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.
    (1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2) Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4) Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

    (6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек...

    (10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

    (19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

    Куда бежишь, тропинка милая,

    Куда зовёшь, куда ведёшь...

    (20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

    Кого ждала, кого любила я,

    Уж не воротишь, не вернёшь...

    (21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.

    (22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.

    (По Ю.Т. Грибову*)

    * Грибов Юрий Тарасович (1925–2018) – русский советский писатель, член редколлегии серии книг «Живая память», автор книг «Сороковой бор», «Ржаной хлеб», «Перелом лета» и др.

    Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) В своём творчестве Н.А. Некрасов воспел красоту верхневолжской природы.

    2) Через сто лет люди придумают новые машины, побывают на Марсе, посадят новые леса.

    3) Пассажиры баржи были родом из одного хутора.

    4) Природа помогла людям почувствовать вечную красоту.

    5) Красота живёт в сердце каждого человека.
    Анализ средств выразительности.

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

    1) Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

    2) Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.

    3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

    4) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

    5) И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   43


    написать администратору сайта