Главная страница
Навигация по странице:

  • ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра журналистикиТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА.

  • ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

  • ГЛАВА 1. Telegram в системе новых медиа: функционал, жанровое своеобразие, тематический диапазон

  • Глава 1. глава №1 Нарожный. Телеграммканал в системе новых медиа. Функциональносодержательный потенциал дипломная работа Выпускная работа защищена " " 20 г. Оценка Секретарь гак


    Скачать 101.51 Kb.
    НазваниеТелеграммканал в системе новых медиа. Функциональносодержательный потенциал дипломная работа Выпускная работа защищена " " 20 г. Оценка Секретарь гак
    АнкорГлава 1
    Дата09.02.2021
    Размер101.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаглава №1 Нарожный.docx
    ТипДиплом
    #175138
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

    ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
    Кафедра журналистики
    ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА.

    ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

    Дипломная работа


    Выпускная работа защищена

    "__" ______________ 20 г.

    Оценка ________________

    Секретарь ГАК_______

    Выполнил студент

    Факультета Журналистики

    ИОНиМК
    Нарожный Трофим Игоревич



    (подпись)
    Научный руководитель

    кандидат филологических

    наук, доцент кафедры

    журналистики

    Ушакова Светлана Викторовна



    (подпись)



    Белгород 2020

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ




    ГЛАВА 1. Telegram в системе новых медиа: функционал, жанровое своеобразие, тематический диапазон




    1.1. Новые медиа как особый сегмент медиасистемы




    1.2. Специфика формирования коммуникативной среды в новых медиа




    1.3. Особенности системы Telegram как коммуникативной среды




    ГЛАВА 2.




    2.1.




    2.2




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ




    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




    ВВЕДЕНИЕ

    Глобальные изменения медиасистемы, явившиеся результатом процесса её развития, сегодня являются объектом пристального внимания учёных
    в сфере журналистики, рекламы, паблик рилейшнз, медиакоммуникаций. Коренным образом изменившаяся природа медиа потребовала особых теоретических и практических подходов к изучению её. Если институт традиционных СМИ в известной степени был ограничен в тематическом, функциональном и прочих планах, то так называемые новые медиа, существующие неотрывно от процессов глобальной конвергенции и диджитализации, фактически не ограничены ничем.

    Эта их особенность объясняется тем, что в результате технологического прогресса граничения, бывшие до определённого момента объективными, перестали обладать для СМИ особой ролью. Это дало возможность
    для создания новых медиа и принудило последние к значительному повышению собственной конкурентоспособности, ведь предложение разноплановых средств массовой инвормации многократно превысило спрос на них.
    Таким образом было создана исторически уникальную среда с высокой конкуренцией, называемая сегодня новыми медиа.

    Особую нишу в системе новых медиа занимает такой феномен,
    как Telegram. Изначально возникнув как интернет-мессенджер, эта система, претерпев отдельные изменения, стала достойным компонентом медиасистем различных стран, подчас опередившим по популярности многие всемирно известные печатные и сетевые издания.

    Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время не только в России, но и в мире наблюдается тенденция
    к распространению наравне с официально зарегистрированными СМИ Телеграм-каналов, которые вносят весомый вклад в формирование повестки дня. Отдельные из них уже продают рекламу, собирают пожертвования, формируют редакции из нескольких человек, становятся полноправными членами медиасообщества. Более того, часто Телеграм-каналы пользуются большим авторитетом среди читателей, нежели классические средства массовой информации, что связано с распространением такого феномена,
    как гражданская журналистика.

    Объектом исследования выступает Телеграм-канал как структурная единица современного глобального медиапространства.

    Предметом исследования выступают структурно-содержательные ас-пекты ведущих мировыхТелеграм-каналов.

    Цель исследования — выявить общее и специфическое в структуре
    и содержании ведущих мировых и российских Телеграм-каналов.

    Задачи исследования:

    - изучить условия и особенности функционирования новых медиа в России и в мире

    - определить место Телеграм-каналов в системе СМИ;

    - охарактеризовать структурно-содержательные особенности ведущих Телеграм-каналов России и мира

    Специфика исследования подразумевала использование целого ряда методов, которые условно можно разделить на две группы. Это специфические методы: описательный, типологический, метод контент-анализа, а также общенаучные (метод анализа и метод синтеза). Также обратим внимание, что характер исследования обусловил применение количественных методов.

    Теоретическим обоснованием исследования послужили работы таких исследователей, как Л. Манович, Д.Э. Коноплёв, М.В. Шкондин, К. Мартынов, Я.В. Солдаткина и др.

    Эмпирической базой исследования послужил контент ведущих мировых и российских Телеграм-каналов.

    Структура работы включает в себя две главы с параграфами.

    Первая глава посвящена изучению такого вопроса, как место системы Telegram в новых медиа. Предпринята попытка систематизации основных научных фактов, касающихся изучения новых медиа, изучаются стратегии формирование коммуникативной среды в них, обозначаются и описываются основные компоненты такого феномена, как Телеграм, определяется соответствие системы Telegram и её контента тем условиям, которые являются залогом спешного функционирования современных средств массовой информации.

    Вторая глава

    ГЛАВА 1. Telegram в системе новых медиа: функционал, жанровое своеобразие, тематический диапазон

    1.1. Новые медиа как особый сегмент медиасистемы

    Прежде чем описать такое явление, как новые медиа, и определить
    его место в современных науке и культуре, необходимо выбрать определение, которое станет практической концепцией для этого исследования.

    Учитывая тот факт, что новые медиа как феномен и в то же время научная категория возникли сравнительно недавно, в науке это понятие определяется по-разному, и подчас данное понятие объясняется с помощью различных подходов, многие из которых носят подчёркнуто противоречивый характер.

    Согласно определению А.Н. Чумикова, категория новых медиа вмещает в себя включённые в Интернет-пространство классические СМИ: радио, телеканалы, печатные СМИ. Однако, с другой стороны, тот же исследователь отмечает, что, говоря о новых медиа, следует также понимать под этим определением любые сетевые медиа, не имеющие традиционных аналогов [Чумиков 2014]. Иными словами, по Чумикову, нельзя дать однозначного определения данному термину.

    С другой стороны, исследователь О. Стинс пишет, что это – любые цифровые медиа, то есть всё то, что представлено в сетевом пространстве и рассчитано на массовую аудиторию, однако это – не всегда журналистские и/или рекламные материалы в традиционном понимании.

    В свою очередь, видный теоретик новых медиа, профессор Л.З. Манович, утверждает, что новые медиа всегда имеют какие-то точки пересечения с киберкультурой. Напротив, хотя авторы контента новых медиа активно используют различные технологии, для них это не является самоцелью. Иными словами, новые медиа активно осваивают различные современные культурные концепции, дабы в дальнейшем использовать их в качестве посредников между медиа и их аудиторией.

    Новые медиа есть не что иное, как смесь культурных соглашений и хорошо зарекомендовавших себя программных алгоритмов. При этом Манович указывает на тот факт, что процесс преобразования «старых» медиа в «новые» происходит по «новой» технологии, но по старым правилам. Он объясняет это в сравнении с алгоритмом создания голливудских фильмов, на которые постоянно делаются ремейки, соответствующие новым веяниям в обществе, желаниям зрителей. Как и от фильмов, от новых медиа аудитория ожидает тотальной кастомизации, то есть возможности самостоятельно выбирать сюжет и персонажей, стиль повествования и визуальное оформление, жанры и форматы [Манович 2001].

    Именно по этой причине сетевые медиа (новые медиа, онлайн медиа, интернет медиа) стали в последние годы самым популярным проявлением медиа. Объяснение этому факту можно найти в том, что со временем аудитория СМИ становится все более и более заинтересованной в оперативном получении только лишь необходимой информации. Тем более это важно, если речь идёт о новостях. Для современной аудитории важно совпадение трёх факторов:

    1. Актуальность информационного сообщения;

    2. Его релевантность интересам потребителя;

    3. Его аттрактивность (способность заинтересовать).

    Именно медийное пространство, обладающее этими атрибутами, позволяет получить необходимую информацию самым быстрым и объективным способом: хотя в некоторых случаях практически невозможно определить автора публикации, почти обязательное присутствие форм комментариев в новых медиа позволяет нам проверять информацию, отделять фейк от факта [Рогалева 2015: 222; Питько 2016: 185].

    Новые масс-медиа — такой вид средств массовой информации, который базируется на Интернет-технологиях, работает преимущественно с дигитализированной информацией (то есть использующей цифровые каналы связи), обладает интерактивным и конвергентным характером, подразумевает как отложенный диалог с аудиторией, так и синхронный,
    то есть в режиме реального времени или online. Важно при этом,
    что определяющим качеством новых медиа целый ряд отечественных учёных (Е.Л. Вартанова, А.А. Калмыков, В.Корнев, А. Мирошниченко) называет не интерактивность, а именно конвергентность: в частности,
    Е.Л. Вартанова объясняет эту точку зрения тем, что интерактивность
    в той или инй мере свойственна всем средствам массовой информации,
    в то время как конвергентность явилась сущностным свойством тех масс-медиа, которые получили распространение только на исходе двадцатого века [Вартанова 2018: 186; Калмыков 2009; Корнев 2013; Мирошниченко 2011]. Именно конвергентная природа СМИ нового типа, считают исследователи, положила коренное различие между ними и масс-медиа традиционного толка: последние работают с публикой, первые же —
    с пользователями [Стинс 2008: 98]. Работа с пользователями предполагает диалогическую направленность контента, его краткость и ёмкость,
    а также — гораздо большую объективность: если в медиа традиционного типа за порождение контента отвечает производитель, то в СМИ нового типа, совсем напротив, эта функция может быть реализована при помощи пользователей. Таким образом, киберсредства массовой информации наделяют представителей аудитории принципиально новой возможностью — самостоятельно создавать контент и следить за тем, что делают другие. Иными словами, благодаря новым средствам массовой информации представитель аудитории из пассивного наблюдателя становится активным деятелем, практически не ограниченным никакими рамками: он может создавать как традиционный, классический контент, так и новый, мультимедийный, задействующий одновременно несколько каналов информации.

    Итак, новые масс-медиа характеризуются следующими сущностными особенностями: они намного быстрее старых, обладают открытой природой, предполагают активное участие аудитории, публикуют предельно ёмкий и сжатый контент (даже если речь идёт
    о серьёзных классических жанрах аналитики и информационно-новостной журналистики, изначально не наделённых гибкостью), в целом более активные, нежели традиционные. Тем не менее, новые медиа не следует рассматривать обособленно от системы традиционных СМИ: их основная задача — коммуникативная, они существуют для того, чтобы формировать и транслировать информацию. Однако способ подачи
    этой информации существенно отличается от тех, что исторически составляли функционал традиционных масс-медиа, что позволяет полностью пересмотреть традиционное восприятие такого явления,
    как медиа [Стинс 2008: 98].

    Что касается термина «новые медиа», то временем
    его возникновения принято считать 1995 год, когда американские журналисты, узнав о теракте в штате Оклахома, стали размещать информационные сообщения с самыми актуальными сведениями
    не в газетах и журналах, не в телевизионном и радиоэфире, а в Интернете [Рогалева 2015: 222]. Именно этот день считается точкой отсчёта существования нового типа СМИ, ведь благодаря этому событию Интернет из глобального хранилища информации стал медиапространством, открыто конкурирующим с телевидением, радио и печатными СМИ благодаря возможности доступа к широкой аудитории и её интересам, конвергентной, интерактивной и интертекстуальной природе.

    Отметим, что старейшим сегментом киберСМИ является американский, так как киберСМИ появились именно там. И хотя толчком для развития сетевых СМИ в Америке стал такой информационный повод как террористический акт, ключевые события которого необходимо было освещать здесь и сейчас, изначально первые американские интернет-СМИ, получившие название «e-zines»,
    то есть электронных журналов, были посвящены собственно интернету
    и компьютерным технологиям. Среди этих изданий — Salon Magazine, Wired News, Wired Magazine, Hot Wired, до сих пор пользующиеся популярностью не только у тех, кто интересуется вопросами IT
    и киберкультуры, но и у общественности в целом [Бирюков 2015].

    Соответственно, и первые попытки научного обоснования сетевых масс-медиа относятся именно к американским теории коммуникации
    и журналистской науке, а также отчасти — к социологии и философии. Однако не стоит забывать, что американская теория коммуникации
    тех времён базировалась на концепциях целого ряда канадских, немецких и французских исследователей.

    В частности, в данном контексте мы считаем необходимым сослаться на работы Маршалла Маклюэна — выдающегося канадского культуролога, философа и публициста, исследовавшего вопросы влияния средств массовой информации на человека и общество. Массовая коммуникация, по Маклюэну, является частью массовой культуры, а значит, становится способной воздействовать на общество — как в одностороннем порядке, так и в двустороннем

    Кроме того, в теоретическом обосновании данного вопроса большую роль сыграли исследования немецкого филолога и социолога Теодора Адорно, утверждавшего, что развитие массовой индустрии культуры
    (и, в частности, средств массовой информации) приводит к уничтожению рефлексии, то есть самостоятельного мышления аудитории,
    и последующей замене её стереотипными, клишированными реакциями, потенциал которых ограничен. Развивая мысль Адорно, можно прийти
    к выводу, что открытость кибермедиа, неограниченность потенциала
    и отсутствие какого-либо регулятора между СМИ и его аудиторией неизбежно порождает деградацию такого явления, как критическое мышление.

    Что же касается России, то первым сетевым СМИ стал номер «Учительской газеты», размещённый в онлайн-пространстве
    также в 1995 году. Первыми исследователями, занявшимися вопросами киберСМИ, стали уже упоминавшаяся нами Е.Л. Вартанова, а также
    Я.Н. Засурский, Т.Г. Добросклонская, А.И. Акопов, А.А. Калмыков,
    Л.Ф. Компанцева, Л.А. Коханова, М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. Подавляющее большинство этих исследователей — представители одной научной школы, функционирующей на факультете журналистики
    МГУ им. М.В. Ломоносова.

    Интерес к сетевым СМИ в российской науке не угасает до сих пор. Внутри научного направления, получившего название медиаведения,
    на сегодняшний день намечено около десяти векторов, каждый из которых развивает определённую научную сферу: это и медиаобразование
    (А.В. Фёдоров, Е.Л. Вартанова, И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина,
    С.Г. Корконосенко, Р.П. Баканов, К.Р. Нигматуллина, Т.В. Лебедева),
    и медиакритика (А.П. Короченский, Р.П. Баканов, А.А. Левицкая,
    А.А. Градюшко), и медиалингвистика (Т.Г. Добросклонская, Н.С. Цветова, Г.Я. Солганик, В.Г. Костомаров, М.Ю. Казак, Н.С. Болотнова,
    Т.В. Шмелёва, Ю.М. Коняева, А.А. Малышев), и медиастилистика
    (Н.И. Клушина, Г.О. Винокур, В.Г. Костомаров, Г.Я. Солганик,
    М.Н. Кожина, Л.Г. Кайда, Т.И. Краснова, Л.Р. Дускаева) и многие другие. Объектом всех этих сфер является пространство киберСМИ, но изучается оно в отдельных аспектах, что объясняется сложной и многогранной природой самого явления.

    В настоящее время невозможно перечисление полного списка типов новых средств массовой информации: кибермедиа всё ещё переживают процесс становления, а это значит, что полноценное теоретическое обоснование каждого аспекта их существования как по отдельности,
    так и в совокупности — вопрос будущего. Новые медиа сегодня представлены различными каналами: это и онлайн-версии традиционных СМИ, и автономные интернет-СМИ, и блоги, и социальные сети различного формата и так далее. Другими словами, мы можем говорить
    о распространении различных медиа-форматов, в том числе: интернет-порталов, интернет-СМИ, интернет-телевидения (webcasting), сетевого радио (подкастинг), виртуальных сообществ, виртуальных игр и т.д. Именно это широкое понимание новых медиа характеризует современную науку. Тем не менее, специфика нашей работы ограничивает нас и требует пристального изучения важнейшей
    с исторической и онтологической точек зрения их единицы— новостных средств массовой информации нового типа.

    Обратимся к типологии новых СМИ. Хотя интернет-медиа в последние годы стали, пожалуй, самым востребованным, оперативным и популярным сегментом средств массовой информации, тем не менее, единая типологическая система их
    ещё не разработана. Это объясняется тем, что феномен сетевых СМИ является относительно молодым, и, как следствие, малоизученным [Жебит 2011: 70; Лукина 2009]. Вот почему сегодня наибольшей востребованностью пользуются сразу две классификации: типология
    И.Ф. Давыдова, выдающегося российского журналиста и колумниста,
    в настоящий момент занимающего пост заместителя главного редактора газеты «The New Times», а также типология М.М. Лукиной, доцента кафедры новых медиа и теории коммуникации МГУ им. М.В. Ломоносова. Обратимся к подробному описанию каждой из них.

    Согласно точке зрения И.Ф. Давыдова, все новые СМИ делятся
    на два типа: это собственно интернет-СМИ, то есть издания, выходящие
    в свет исключительно в сетевом пространстве, обладающие
    только электронным форматом и не имеющие реальных прототипов,
    а также — копии печатных изданий или их сетевые версии [Давыдов 2000: http; Жебит 2011: 71].

    В свою очередь, М.М. Лукина утверждает,
    что классификация интернет-СМИ по признаку выхода, должна включать в себя три позиции: полные интернет-копии печатных, аудиальных и визуальных СМИ, модифицированные интернет-копии названных медиа, а также — самостоятельные интернет-издания [Лукина 2001: 63; Лукина 2008: 18; Лукина 2009: 54]. Примечательно, что А.Б. Носик, создатель первых отечественных интернет-изданий, опираясь на типологию М.М. Лукиной, предлагал называть издания первого типа клонами, второго — гибридами, а третьего — оригинальными интернет-СМИ [Жебит 2011: 71].

    Учитывая активное развитие конвергентной журналистики, а значит, и изданий нового типа (в том числе и сетевых), в настоящей работе мы будем опираться на типологию, предложенную М.М. Лукиной,
    но, тем не менее, задействуем названия категорий, сформулированные
    А.Б. Носиком, так как, на наш взгляд, их ёмкость значительно превосходит оригинальную [Носик].

    Примечательно, тем не менее, что в последние годы наблюдается тенденция к созданию печатных версий электронных изданий.
    Так, в частности, газета «РБК Daily», до 2006 года выходившая исключительно в сетевом пространстве, в настоящее время обрела
    и печатную версию, которая пользуется среди представителей целевой аудитории той же популярностью, что и электронный оригинал. Всё же мы с уверенностью можем утверждать, что сценарий, при котором печатные СМИ обретают электронную версию, а не наоборот, гораздо более распространён.

    Как отмечает московский исследователь Л.А. Круглова, этот сценарий появился ещё в 1995 году, когда в Рунете была размещена электронная копия «Учительской газеты».
    Что же касается перехода интернет-изданий в плоскость печатных СМИ, то это явление стало своего рода новшеством, которое, тем не менее, обладает целым рядом негативных качеств. Когда традиционное издание обретает электронного «близнеца», это в большинстве случаев означает новый виток в его развитии, так как так или иначе издание открывает для себя новые способы трансляции информации, получает возможность значительно расширить тематический спектр публикаций,
    а значит, и целевую аудиторию. Если же масс-медиа из электронного формата переходит в печатный, то конвергентная составляющая контента ослабевает, эксперимент с каналами передачи информации становится невозможным, и со временем издание регрессирует [Круглова 2016: http].

    Отметим также, что новые СМИ, вне зависимости
    от принадлежности к тому или иному типологическому классу, обладают рядом сущностных черт, выгодно отличающих их от СМИ традиционного типа.
    К таковым относятся интерактивность, наличие регулярно обновляемой ленты новостей, наличие условий для круглосуточной работы редакций, использование конвергентного контента, возможность конвертирования формата публикаций для гаджетов различных типов, возможность взаимодействия с аудиторией. Обратимся к анализу и описанию каждого аспекта из вышеуказанных.

    Интерактивность — одно из ключевых свойств сетевых медиа наравне с интертекстуальностью и мультимедийностью. Природа её до сих пор остаётся изученной далеко не в полной мере, что объясняется,
    во-первых, относительной молодостью самого явления, а также связано, во-вторых, с активным включением его в киберпространство, характеризующееся многогранностью и неограниченностью.
    Всё же существует следующее определение этого понятия: под интерактивностью традиционно понимается, в первую очередь, возможность максимально свободно сформировать и реализовать запрос на информацию в любое время, затем — возможность приспосабливать информационные ресурсы под собственные нужды, индивидуализировать их, и, наконец, возможность создания диалога — фактически
    в том значении, которое было сформулировано ещё известным советским
    и русским семиологом, философом и литературоведом М.М. Бахтиным. Согласно его концепции, структура диалога, то есть события бытия
    или того, что произошло или происходит в реальности, обладает тройственной структурой: с одной стороны, это — нечто важное
    для самого участника события, с другой — для кого-то другого, и, наконец, — в равной мере важное и для участника, и для другого. Автор объясняет это так: «Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него — для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя,
    он смотрит в глаза другого или глазами другого» [Бахтин 1963: 251]. Таким образом, автор может общаться не только с другими авторами или читателями, но отчасти и с самим собой в разные периоды своего существования. Иными словами, интерактивность есть не что иное,
    как взаимодействие между объектами и субъектами, а также характер этого взаимодействия и степень его воздействия на участников диалога.

    Отметим, что для полноценного понимания этой особенности интернет-СМИ следует активизировать и такие понятия,
    как интертекстуальность и мультимедийность, поскольку они также характерны для этого сегмента масс-медиа.

    Под интертекстуальностью традиционно понимается способность текстов (в особенности — научных и художественных) взаимодействовать, вступать в диалог (в свою очередь, теоретическое обоснование данного термина, введённого в научный узус французским исследователем Ю. Кристевой, также принадлежит М.М. Бахтину) на различных уровнях и в разнообразных условиях. Выделяется три формы интертекстов — цитация, пересказ и фоновая ссылка [Можейко 2003].

    Цитация есть разновидность интертекстуальности, в которой один текст содержит в себе формально маркированный фрагмент другого. Цитата может служить аргументом, подкрепляющим точку зрения автора, примером, иллюстрирующим её, или же заместителем, то есть апелляцией к более авторитетной фигуре, нежели сам автор.

    Пересказ также может быть аргументом, примером или апелляцией
    к другому, но следует отметить, что, в отличие от цитации, он являет собой фрагмент косвенной, а не прямой чужой речи.

    Что же касается фоновой ссылки на тот или иной источник,
    то формально это — та же чужая косвенная речь. Однако фоновая ссылка отличается от пересказа тем, что информация, передаваемая в сообщении такого типа, в большинстве случаев является известной для всех участников диалога, то есть информационная функция такого сообщения фактически не реализуется, отходит на второй план. Пересказ же,
    как правило, необходим именно для информирования.

    Как бы то ни было, интертекстуальность и интерактивность являются теми краеугольными камнями, на которых базируются нынешние сетевые медиа. При этом не стоит забывать, что ещё одним важным компонентом их является мультимедийность — способ передачи данных, имеющих одновременно разную форму — например, аудиальную и визуальную, а также приспособленную к внешним воздействиям. Иными словами, участие человека в выводе и трансляции информации
    и есть мультимедийность [Каптерев 2002: 93].

    В свою очередь наличие регулярно обновляемой ленты новостей представляет собой частный случай интерактивности. Это — черта, характерная только для сетевых СМИ. Периодичность выхода в свет такой ленты новостей превышает периодичность самого издания, поскольку
    в этих лентах размещается информация, обновляемая в режиме онлайн. Это позволяет информировать аудиторию максимально быстро
    и расширять её благодаря оперативной обработке информации. Особенно важным это становится в тех случаях, когда издание характеризуется
    как СМИ общей направленности или общественно-политическое,
    где отсутствие оперативности зачастую влечёт за собой утрату доверия
    со стороны читателей или зрителей.

    Из необходимости регулярно пополнять и обновлять ленту новостей выводится следующая характерная особенность сетевых масс-медиа — наличие условий для круглосуточной работы редакций. В современных условиях конвергентной журналистики, то есть журналистики, объединяющей в себе различные каналы передачи информации, жизненно необходимо давать аудитории возможность не только получать информацию благодаря различным каналам восприятия, но ещё и делать это оперативно. Для того, чтобы аудитория имела возможность получать важнейшую информацию сразу же после того, как она появилась
    в глобальном пространстве, редакции СМИ неоходимо так организовать рабочий процесс, чтобы издание было готово включиться в активную деятельность в любой момент.

    Использование конвергентного контента и возможность конвертирования формата публикаций для гаджетов различных типов — ещё два аспекта, характеризующих интернет-СМИ.

    Под медиаконвергенцией принято понимать интеграцию традиционных и новых медиа, объединение различных каналов информации для расширения ареала трансляции контента: благодаря конвергенции читатель обретает возможность, к примеру, не только читать газету,
    но и «слушать» её, не только смотрет видеосюжет, но и «читать» его —
    не отдельные выдержки из расшифровок телематериала, а полноценный журналистский текст — информационно-новостной, аналитический
    или даже художественно-публицистический [Вартанова 2001: 157].

    Частным случаем конвергенции, на наш взгляд, является возможность конвертирования формата публикаций для гаджетов различных типов, а также для различных операционных систем.
    Эта особенность сетевых СМИ в наше время обрела особую актуальность, ведь каждый представитель целевой аудитории, вне зависимости
    от материального благополучия и возможностей здоровья, должен иметь доступ к полному функционалу издания. В данном случае речь идёт
    не только о десктопной (компьютерной) и мобильной версиях издания,
    но также и о версии для слабовидящих, и т.д.
    Таким образом, медиаконвергенция представляет собой новый способ коммуникации, благодаря которому существенным образом расширяется сущностный и технический функционал средств массовой информации.

    Наконец, возможность взаимодействия с аудиторией также является важной и неотъемлемой частью сегодняшних сетевых медиа.
    В первую очередь это понятие включает в себя возможность учёта интересов и потребностей отдельных читателей или целых групп их. Затем под возможностью взаимодействия СМИ с аудиторией понимается непосредственная коммуникация через, к примеру, формы обратной связи, благодаря которым читатель или зритель может предложить меры
    по оптимизации, информационный повод, точку зрения и т.д.
    Наконец, это — возможность комментирования контента, размещённого
    в СМИ. Благодаря возможности комментировать, читатель
    не только не потеряет интереса к данному медиа, но ещё и обретёт возможность получать необходимый материал изложенным практически любым способом, а значит, целевая аудитория такого средства массовой информации может быт расширена едва ли не до бесконечности.

    Сумма указанных и проанализированных свойств современных сетевых масс-медиа указывает на их выгодное отличие от традиционных видов СМИ. Однако, в отличие от классических средств массовой информации, новые (конвергентные) медиа не могут похвастаться единой и ёмкой типологией. На сегодняшний день в журналистской науке существует две типологии, предложенных, соответственно, М.М. Лукиной
    и И.Ф. Давыдовым, подробный анализ которых был изложен тами ранее.

    Также в современной журналистской науке встречаются типологии, основным критерием которых являются аудитория, направленность контента и т.д., но всё же они характерны для медиа в целом,
    но не для интернет-СМИ в частности.

    Что касается функционального диапазона новых масс-медиа,
    то в целом он совпадает с тем потенциалом функций, которым обладают традиционные типы средств массовой информации. Однако стоит заметить, что их реализация, равно как и самая специфика этого функционального круга, напрямую зависит от сущностных особенностей самого интернет-пространства, потребностей аудитории и информационного повода.

    Как и для классических масс-медиа, для новых СМИ выделяются следующие функции:

    1. Информационная функция. Её сущность состоит в оперативном сообщении аудитории актуальной информации о самых разнообразных областях человеческой деятельности — бизнесе, экономике, науке и технике, политике, праве, социальной сфере, культуре и искусстве и проч. Важно при этом, что содержание информации в данном случае во многом определяется
      благодаря интересам и потребностям аудитории.

    2. Регулирующая функция. Её важнейшая составляющая заключается
      в формировании массового сознания и управления им, в создании
      и распространении соцальных стереотипов. Здесь появляется возможность манипулировать массами, контролировать общественное сознание, фактически выполнять функцию общественного контроля. Отметим, что в отдельных случаях
      при наличии необходимых условий результатом реализации
      этой функции становится не что иное, как политическая пропаганда (как, например, в 1930-е годы в Третьем Рейхе, где существовало даже специальное министерство, получившее название Имперского министерства народного просвещения и пропаганды, осуществлявшее контроль за СМИ и возглавленное печально известным Паулем Йозефом Гёббельсом — одним из самых влиятельных деятелей национал-социализма).

    3. Культурологическая функция. Особенность этой функции заключается в том, что помогает общественности осознать важность и необходимость сохранения культурных традиций, транслирования их из поколения в поколение. Благодаря помощи масс-медиа люди получают возможность оперативного изучения отдельных аспектов различных культур и субкультур. Это помогает избавиться
      от непонимания между представителями различных культур, воспитывает в индивидах толерантность, помогает
      им адаптироваться к новым условиям и интегрироваться в другие культуры, когда это становится необходимым. С этой функцией связано понятие массовой культуры, отношение которой к своей социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление СМИ познакомить массы с достижениями мирового искусства, новыми тенденциями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. Однако же низкий художественный уровень развлекательного контента, неограниченные возможности его тиражирования формируют у аудитории искажённое понимание культурных ценностей, вследствие чего смещаются её духовные ориентиры и нарушаются векторы аксиологического развития её, что в определённых условиях способно привести к духовному вырождению общества, к разрушению морали и нравственности.

    4. Коммерческая функция. Традиционно эта функция не выделяется
      в классических типологиях функций СМИ, однако мы считаем необходимым выделить её как автономный, но неотъемлемый компонент функционального диапазона масс-медиа. Согласно утверждению исследователя О.В. Краснояровой, коммерциализация масс-медиа явилась следствием изменений, постигших социально-экономическую систему России [Красноярова 2016]. Соглашаясь
      с этой мыслью, мы, тем не менее, придерживаемся точки зрения, согласно которой эта дефиниция будет справедлива
      для медиасистем всех стран, где государство так или иначе оказывало либо продолжает оказывать всеохватное влияние на СМИ: специфика масс-медиа, лишившихся государственной поддержки, будет разительным образом отличаться от специфики тех изданий, которые принадлежат государству. Из этого следует,
      что существование издания, вынужденного обеспечивать собственное экономическое развитие, находится в прямой зависимости от его аудитории, от адекватного соответствия
      её запросам и интересам, от уровня развития отдельных представителей её. Говоря об электронных СМИ, имеющих гораздо более широкое распространение, нежели СМИ традиционные, следует учитывать тот факт, что представители аудитории, привыкшие жить в условиях рыночной экономики, как правило, выбирают те издания, которые лучшим образом удовлетворяют
      их потребности. Соответственно, чем выше будет процент доверия
      к тому или иному медиа, тем большим будет его коммерческий успех. Особенно актуальной эта сущностная черта стала с момента появления и распространения гражданской журналистики. Кроме того, отметим, что сегодня коммерциализация масс-медиа представляет собой компонент объективной реальности, который оказывается под прицелом моральных оценок, на пересечении представлений общества о добре и зле. Однако подобная абсолютизация оценок разрушает разносторонность, неоднозначность оцениваемого явления, в котором есть
      как положительная составляющая (выбор рынка),
      так и отрицательное (давление коммерческих интересов
      на разработку информационной политики, что также приводит
      к отрицательным изменениям в информационной среде).
      Во-первых, это наиболее эффективно реализуется в условиях развития гражданской идентичности и прав личности в обществе. Во-вторых, это становится опасным из-за того, что сильная экономическая система отвечает потребностям потребителей,
      а не гражданским интересам, и тогда проявляются последствия коммерциализации средств массовой информации, поэтому каждый заинтересованный деятель культуры заботится о моральном здоровье общества.

    5. Адаптивная функция. Как и предыдущая, не выделяется
      в классических типологиях функций СМИ, но при этом весьма подробно комментируется в трудах М.М. Лукиной. Как утверждает исследователь, каждый пользователь сетевых СМИ имеет возможность адаптировать формат издания под собственные нужды, что было совершенно невозможным для традиционных СМИ. Как мы говорили ранее,
      под адаптированием в данном случае понимается любая попытка индивидуализировать отдельные свойства издания под собственные нужды: увеличить или уменьшить шрифт, отключить нежелательный контент, настроить вывод публикаций
      по релевантности, дате, языку и т.д. Реализация всех этих свойств невозможна для медиа в классическом понимании их.

    Таким образом, соотношение функциональных диапазонов традиционных и новых СМИ является весьма неравномерным: существует ряд функций, реализующихся примерно одинаково как для одного,
    так и для другого типа (с поправкой на специфику отдельно взятого издания и его формата), однако функционал киберСМИ расширяется. Также важно отметить, что если в традиционных масс-медиа доминирует информационная функция, в то время
    как регулирующая и культурологическая замещают её лишь в отдельных случаях (к примеру, в изданиях определённого сегмента или в особые социально-политических условиях), то в новых СМИ все перечисленные функции находятся в определённом балансе, органично дополняя
    друг друга.

    В связи с тем, что новые медиа как культурное явление обладают высокой долей специфичности, классификация их представляется весьма сложной задачей. «Новые медиа» (цифровые мультимедиа) активно заимствуют различные компоненты из языков прошлого, языка медиа и массовой культуры. Цифровые объекты, таким образом, объединяют в себе всевозможные элементы различных видов деятельности человека, и это уже позволяет говорить о том, что побочные проявления новых медиа (например, интернет-сайты, компьютерные игры и проч.) следует определять как объекты новых медиа (как это предлагает делать видный исследователь новых медиа Л. Манович).

    Исходя из этого, структурными компонентами новых медиа возможно считать абсолютно любые объекты культурной деятельности человека: это и тексты, и фотографии, и видео, и музыка, и компьютерное программное обеспечение, и даже элементы интерфейса. Более того, компьютерные программы позволяют технически модифицировать эти компоненты на неопределенный срок, что приводит к тому, что всё новые и новые «объекты» создаются пользователями в фактически неограниченном масштабе, и постоянно наделяются новыми значениями, так как непосредственно благодаря им происходит диалог между потребителем медиаконтента (представителем аудитории) и его создателем.

    Таким образом, новые медиа отказываются от текстоцентричной концепции, присущей традиционным медиа. Умение «хорошо писать» постепенно уступает свои позиции, так как нужно донести информацию до аудитории нетривиальным способом, продемонстрировать ей, что это сообщение качественно лучше, интереснее, актуальнее, чем другие сообщения, посвященные той же теме. Эта цель достигается с помощью различных методов: методов: визуальных, графических и других.

    Итак, какова же структура новых медиа? Учитывая тот факт, что функциональные роли журналистов в новых медиа изменяются, то закономерно трансформируется и самая структура медиа.

    в подсистеме новых СМИ можно выделить следующие структурные единицы:

    - собственно новостные новые медиа;

    - мобильная журналистика (не лишним будет ещё раз отметить, что для этого типа новых медиа наиболее характерны синтетические, конвергентные жанры, а также реализация аттрактивной функции);

    - аналитические новые медиа;

    - интернет-площадки, посвящённые определённой тематике или личности (в данном случае возможно наблюдать процесс сращения новых медиа и гражданской журналистики, что, как правило, не считается приемлемым и даже возможным) [Manovich 2001; Деникин 2013, Чумиков 2014];

    Сегодня журналисты новых медиа могут выступать в следующих качествах:

    - агрегатор новостей;

    - мобильный журналист;

    - редактор сообществ;

    - аналитик и эксперт;

    - мультимедийный продюсер.

    Тем не менее, российские исследователи (в частности, М.В. Шкондин) предлагают считать структурной единицей новых медиа не что иное, как жанр. Он утверждает, что жанр и есть тот “культурный товар”, который зашифровывает массовую информацию медиа, дешифруется аудиторией (разнообразно, в зависимости от культурного опыта конкретного представителя её), и, в сущности, представляет собой элемент метаязыка [Шкондин 2015, 318]. Однако он отмечает, что причиной, по которой так трудно различать жанры в новых медиа с точки зрения журналистики, является следующий факт: один и тот же материал представляет собой просто текст и гипертекстовый элемент, что существенно осложняет задачу выделения обособленных жанров новых медиа. Поэтому пока ещё справедливо использовать те известные типологии жанров, которые характерны для традиционных медиа. Однако, как отмечал А.А. Тертычный, помимо традиционных текстовых жанров диапазон новых СМИ включает в себя и множество аудиовизуальных, мультимедийных, синтетических: текстовый блог, видеоблог, фотоблог, фоторепортаж, комментарий, подкаст, потоковое видео (стрим), мультимедийная статья, викторина и т.д.

    Тем временем в зарубежных новых медиа распространён следующий стандарт (цит. по: Тертычный А.А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №6 (149). - С. 172-179):

    «документальный материал (съемка/запись) (Actuality) - содержит запись события;

    советы (Advice) - содержит советы и рекомендации, часто в форме ответов на письма читателей;

    календарь событий (Almanac) - информационная сводка на данный день, в том числе содержит дни рождения знаменитостей, а также ссылки на события, имеющие историческое значение;

    аналитика (Analysis) - содержит данные о событии или явлении, а также выводы, сделанные журналистом, всесторонне изучившим вопрос;

    эксклюзив (Exclusive) - пометка, означающая уникальный материал, добытый данным агентством;

    обзорная статья (Feature) - материал, часто мало связанный с актуальными новостными поводами, но целиком покрывающий какой-либо вопрос;

    плановые события (Fixture) - содержит информацию о предсказуемых, регулярных, ожидаемых событиях. Например, это может быть список отборочных игр команд в ходе чемпионата или даты еженедельных совещаний;

    прогноз (Forecast) - содержит мнение об исходе того или иного события;

    репортаж с места событий (From the Scene) - название говорит само за себя;

    исторический материал (History) - материал, основанный не на актуальных, а на предшествующих им событиях;

    интервью (Interview) - материал содержит диалог с источником, в котором слова источника занимают значительное место;

    опросы (Polls and Surveys) - результаты опросов, выраженные как в числовом, так и в любом другом виде;

    пресс-релиз (Press Release) - объект содержит промоматериал или другую информацию, присланную в агентство;

    дайджест прессы (Press-Digest) - редакционный материал, содержащий выдержки из других изданий. Отличается малой переработкой чужой информации;

    биографический очерк (Profile) - содержит описание жизни или деятельности некоторого участника событий (обычно живого человека);

    цитата (Quote) - содержит прямую цитату без изменений;

    специальный репортаж (Special Report) - глубокое исследование какого-либо предмета, потребовавшее длительного журналистского расследования. Обычно гораздо длиннее стандартных материалов. Может подаваться как один;

    трансляция и стенограмма (Transcript and Verbatim) - дословная передача обсуждения или выступления без значимого журналистского вмешательства или обработки;

    запись голоса (Voicer) - содержит только запись чьего-либо голоса» [Тертычный 2013, 174].

    Таким образом, при попытке типизации новых медиа на первый план выходят их жанровое своеобразие и разнообразие, позволяющее считать, что именно жанр, а не текст, является минимальной структурной единицей новых медиа.

    Учитывая тот факт, что в современной исследовательской практике принято рассмтривать новые медиа как явление, базирующееся на четырёх качественных компонентах (дигитализация, конвергенция, интерактивность, принадлежность к сетевому пространству, принято выделять такие типы новых медиа, как:

    - Интернет-представительства (порталы) традиционных медиа;

    - Интернет-медиа;

    - Интернет-телевидение (интернет-трансляция);

    - Интернет-радио (подкастинг);

    - Мобильное телевидение;

    - Блоги;

    - Кинотеатр, предназначенный для интернет-аудитории;

    - Социальные сети (в том числе это социальные сети для детей);

    - Twitter;

    - Виртуальные сообщества;

    - Виртуальные игры;

    - Другие ресурсы Web 2.0. [Карякина 2010, 128].

    Не будет ошибочным утверждать что диапазон приёмов, необходимых для передачи информации, будет изменяться в зависимости от типа новых СМИ. Обратимся к анализу некоторых из них.

    Самым “простым” типом в данном случае является социальная сеть, так как аудитории её не нужно иметь специальной подготовки для того, чтобы получать, воспринимать, обрабатывать и транслировать информацию. Однако, безусловно, в отдельных случаях может идти речь о том, что та или иная социальная сеть стала отправной точкой для развития того или иного сегмента гражданской журналистики. Это отчасти связано с тем, что автор сообщения здесь практически ничем не ограничен: ни выбором темы, ни выбором типа контента (текст, звук, видео, фото, все компоненты сразу или несколько отдельных), однако при этом здесь автор оказывается в условиях жесточайшей конкуренции и вынужден искать пути для продвижения, популяризации собственного контента, что требует привлечения технологий, связанных уже непосредственно с рекламой и паблик рилейшнз. В этом случае авторы обращаются к SMM и SEO-технологиям.

    Если же говорить об интернет-представительствах традиционных медиа и собственно интернет-медиа, то здесь, помимо перечисленного, активизируются такие явления, как кликбейтинг, инфотейнмент, эдьютеймент, фишинг, и т.д.
      1   2   3


    написать администратору сайта