ORTs_MODUL (копия). Тема 1 Сторонник цивилизационного подхода, выделивший русскую цивилизацию
Скачать 119.23 Kb.
|
ТЕМА 17 1.Что НЕ относится к основным причинам религиозного и этнического возрождения на постсоветском пространстве: появление возможности культурного плюрализма переоценка ценностей стремление церкви к повышению своего статуса в социально-политической и духовной жизни общества психологическая незрелость личности изменение социально-политических, идеологических условий жизни в стране 2. Сторонники социологического подхода определяют степень допустимого влияния конфессиональных общностей на различные процессы, происходящие в обществе указывают на несочетание этнической и российской идентичностей выделяют сложные неконфликтные взаимосвязи между различными идентичностями этносоциальных групп, включая российскую и этническую идентичность 3. Цивилизационный код – это проект полиэтничной российской цивилизации, в которой разнородные социокультурные элементы диалогично соединяются в единое целое совокупность средств социокультурного характера, посредством которого определенный набор ценностей воспроизводится в поколениях; сжатая информация, которая предопределяет специфический вид цивилизации и особая комбинация символов, знаков, сигналов ключ к пониманию данного типа культуры, уникальные культурные особенности, доставшиеся людям от предков, это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру народа 4. Этническое возрождение – это процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу – национального самосознания или этнической идентичности процессы, связанные с прогрессирующим наращиванием и развитием религиозной составляющей общественной жизни во всех ее измерениях и на всех уровнях. (НЕВЕРНО) активизация и обновление национально-культурной и общественно-политической жизни общества после периода застоя или упадка, вызванного неблагоприятными историческими условиями 5. Религиозное возрождение – это активизация и обновление национально-культурной и общественно-политической жизни общества после периода застоя или упадка, вызванного неблагоприятными историческими условиями процессы, связанные с прогрессирующим наращиванием и развитием религиозной составляющей общественной жизни во всех ее измерениях и на всех уровнях. процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу – национального самосознания или этнической идентичности 6. Согласно социологическому исследованию, проведенному в 2013 г., в иерархии идентичностей представителей северокавказских этносов первое место занимает гражданская идентичность российская цивилизационная идентичность этническая идентичность 7. Недостаточная интегрированность и оторванность Северного Кавказа от «большой» России объясняется этнокультурными различиями периферийностью Северного Кавказа несформированностью в регионе российской цивилизационной идентичности 8. Сторонники конфликтологического подхода определяют степень допустимого влияния конфессиональных общностей на различные процессы, происходящие в обществе указывают на несочетание этнической и российской идентичностей выделяют сложные неконфликтные взаимосвязи между различными идентичностями этносоциальных групп, включая российскую и этническую идентичность 9. Формирование российской цивилизационной идентичности на Северном Кавказе должно осуществляться на основе: модернизационной переориентации населения Северо-Кавказского региона воспроизводства и освоения общероссийских идентификационных, институциональных и культурных образцов, их адаптации к условиям традиционной социальной практики нивелирования этнокультурных различий в регионе 10. Основные причины религиозного и этнического возрождения на постсоветском пространстве: быстрая урбанизация и рост маргинальных слоев населения и др. разочарование в своей вере общая нестабильность в социально-экономической сфере активизация ислама и усиление его роли в различных областях жизни страны 11. Что НЕ относится к важнейшим составляющим религиозного возрождения в Северо-Кавказском регионе: лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, созданных религиозными организациями открытие мечетей и медресе массовое обучение северокавказской молодежи в иностранных учебных заведениях религиозного характера 12. Проблема культурно-цивилизационного взаимодействия России и Северного Кавказа рассматривается в рамках подходов: социологического организационного конфликтологического 13. В докладе «Северный Кавказ: quo vadis (куда идешь)?» подчеркнуто, что тема отделения от России не занимает сколько-нибудь значимого места в сегодняшней северокавказской повестке дня по следующим причинам Большинство выезжающих из республик для учебы, работы, занятий бизнесом направляются не за границу, а в другие регионы России, отсюда связь с другими регионами лишь крепнет, а не ослабевает в отличие от ряда других национальных республик РФ, в республиках Северного Кавказа практически никогда не были заметны общественные настроения за ограничение роли русского языка, принуждение русских к изучению местных языков и т. д. в настоящее время ситуация в регионе характеризуется политической раздробленностью, соперничеством и борьбой этнических элит, упадком централизованной системы управления обретение контактов в регионах РФ за пределами Кавказа (со своими соплеменниками или нет) является одним из устойчивых приоритетов северокавказской молодежи 14. Причины глобального этнического возрождения, с точки зрения В.А. Тишкова: адекватная реакция на атеизм, моральный релятивизм и потакание своим слабостям, которая в результате приводит к утверждению определенных ценностных ориентиров, установлению порядка и дисциплины, а также взаимопощи и людской солидарности стремление народов устранить исторические, социально-политические несправедливости, накопившиеся за долгие годы существования колониальных империй и неоколониалистской политики в отношении многих народов, дискриминации иммигрантских, расовых и этнорелигиозных групп населения многонациональных государств реакция этнокультурных общностей на некоторые объективные процессы, связанные с научно-техническим прогрессом, урбанизацией, распространением нивелирующих тенденций массовой культуры и быта 15. В каких проектах периферийный национализм на Юге России получил свою реализацию: религиозный политический этнический 16. Важнейшие составляющие религиозного возрождения в Северо-Кавказском регионе: переезд в местность с другой религией главенствующее положение этноконфессиональной идентичности в «портфеле идентичностей» значительной части представителей северокавказских республик ренессанс традиционных норм жизнедеятельности доминирование религиозного фактора в ряде сфер общественной жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования 17. Формирование российской цивилизационной идентичности на Северном Кавказе должно осуществляться на основе: модернизационной переориентации населения Северо-Кавказского региона воспроизводства и освоения общероссийских идентификационных, институциональных и культурных образцов, их адаптации к условиям традиционной социальной практики нивелирования этнокультурных различий в регионе 18. ТЕСТ 18 1.Какой город назывался «Узел ворот» или «Кавказские ворота» Тифлис Баку Дербент Саркел 2. Народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию племя топоним титульный этнос 3. Поэтапное присоединение Северного Кавказа к России начинается в 15 веке 17 веке 16 веке 4. «Особая инструкция для управлениями горцами» была составлена наместником Кавказского края А.И. Барятинским; М.С. Воронцовым; А.В. Комаровым; А.В. Головиным. 5. Определенную роль в этнической истории Северного Кавказа в домонгольский период сыграли флорентийцы генуэзцы венецианцы 6. Кавказское наместничество было упразднено в 1917 г. 1882 г. 1905 г. 7. Причины, препятствующие дальнейшей интеграции Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство (два ответа): модернизация экономики и культуры этническое возрождение исламский фундаментализм централизация власти 8. В созданную в ноябре 1920 г. Горскую Автономную Советскую Социалистическую Республику входили (4 ответа): Балкария; Ставропольский край Карачай; Кабарда; Дагестан; Ингушетия; 9. Этническая идентичность приобретается в результате воспитания с раннего детства в определенной этнической среде путем каких-то личных усилий влиянием природной среды 10. В древнерусских летописях алан называли нартами осетинами ясами 11. Из народов Северного Кавказа раньше других приняли ислам народы Дагестана чеченцы адыги карачаевцы 12. Древнейшие племена и народы Северного Кавказа получили свои названия на основании письменных источников от названий археологических памятников по собственным самоназваниям 13. Представители древнейшего народа, живущие на территории современного Северного Кавказа вавилоняне хетты македоняне ассирийцы 14. Основные направления советской интеграционной политики на Северном Кавказе: политизация этничности административная, политическая и образовательная унификация экономическая модернизация в рамках индустриализации сохранение традиционных ценностей народов Северного Кавказа 15. Этничность, с точки зрения Ф. Барта, - это внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности форма социальной организации культурных различий утверждение равноправия всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей 16. Поэтапное присоединение Северного Кавказа к России начинается в 17 веке 16 веке 15 веке 17. Соотнесите концепцию (политику) сохранения и развития национальной идентичности и ее характеристику процесс создания или структурирования национальной идентичности (или самосознания) с целью обеспечения среди сообщества людей, составляющих жителей данного государства, более или менее чувства общей солидарности Нациестроительство процесс как культурного, так и биологического слияния или смешивания различных народов и культур, в результате которого формируется единая нация «Плавильный котел» система политических мер, направленных на защиту и развитие культурных различий населения; комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре Мультикультурализм 18. Согласно этой концепции этничность сопутствует всей человеческой истории (т.е. является наследием первобытной эпохи), неискоренима из структуры общества, является наиболее значимым социальным феноменом, наиболее важной линией социального взаимодействия и самой глубинной социальной идентификацией человека инструментализм примордиализм конструктивизм 19. В модели гражданской нации вырабатываются: целостное понимание общественной безопасности сетка разделения по региональным основаниям и по типам поселений пути и способы преодоления межгрупповой конфликтности обострение межпоколенных конфликтов разрыв связей между членами разных общностей способы преодоления негативной стереотипизации 19. Формула «Россия есть нация наций» характерна для национальной политики периода постсоветской России российской империи СССР России после 2012 г. 20. Выявите соответствие между видами идентичности и их характеристиками: отождествление человека со своей страной, которое определяется наличием паспорта и фактом рождения на его территории. Государственническая осознанием человеком своей принадлежности к той или иной этнокультурной общности Цивилизационная самоидентификация со своим народом как политической общностью, признание его значимости Гражданская 21. Нация может существовать в двух основных формах как: нация-религия нация-культура нация-государство нация-народность 22. Цели «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) моделирование поликультурного образовательного пространства формирование образа России как уникальной и самобытной цивилизации сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России 23. Россияне как естественно исторически сформировавшейся уникальная этнокультурная общность людей, объединенных русским языком, своей историей, нормами и ценностями, проживающих далеко не только в России, существует на уровне: нации-этноса неверно нации-религии нации-культуры нации-государства 24. Наличие гражданской нации является необходимой предпосылкой: развитию социальных конфликтов установления оптимальных связей между автономными культурными общностями и их идентичностями исчезновению общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм социальной дезинтеграции общественного целого единства и преодоления конфликтов в российском социуме общекультурной интеграции на основе межэтнического сотрудничества и надэтнического диалога 25. Тезис «Один народ – много наций» характерен для национальной политики периода СССР постсоветской России России после 2012 г. российской империи 26. Векторы национальной политики современной России: интеграционный мультикультурный ассимиляционный интернациональный 27. К факторам, актуализирующим процессы конструирования российской нации можно отнести следующие: отказ от коммунистической идеологии кризис национальной идентичности кризис конфессиональной идентичности кризис этнической идентичности распад советских социальных связей и институтов 27. Субстанциальной основой нации-государства рассматривался народ в контексте неэтнической, политической и правовой общности этнической, природной и культурной общности неверно надэтнической, международной общности религиозной и культурной общности |