ORTs_MODUL (копия). Тема 1 Сторонник цивилизационного подхода, выделивший русскую цивилизацию
Скачать 119.23 Kb.
|
ТЕМА 1 1. Сторонник цивилизационного подхода, выделивший русскую цивилизацию Н.Я. Данилевский С. Хантингтон О. Шпенглер А. Тойнби 2. Цивилизационный подход к изучению истории и общества – это анализ взаимодействия людей на основе и с помощью символов. стремление объяснить все явления и процессы действительности с позиций выявления их всеобщих принципов и законов, определение сущность вещей и явлений. один из методов к пониманию хода истории, в основе которого лежит идея о цивилизационной структуре общественной жизни. 3. Уникальность каждой культуры, согласно точке зрения О. Шпенглера, находит отражение в «прасимволе» культуры. Соотнесите тип культуры и его «прасимвол» по О. Шпенглеру.
4. Соотнесите цивилизацию и регионы по С. Хантингтону
5. Соотнесите автора и название работы
6. ... – это совокупность устойчивых форм человеческой деятельности Ответ: 7. К основоположникам цивилизационного подхода к изучению истории и общества относятся А. Дж. Тойнби О. Шпенглер Г.В.Ф. Гегель Ж.-П. Сартр В.С. Соловьев Н.Я. Данилевский 8. В концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера основополагающим является понятие культура общественно-экономическая формация цивилизация 9. На современном этапе учёные выделяют следующие четыре цикла цивилизационного развития зрелость молодость развитие детство угасание расцвет зарождение 10. ... – это особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основах морали и права, значительного развития науки и техники, комфортности жизни, технологий деятельности и общения Ответ: 11. Для цивилизации, по О. Шпенглеру, характерны такие явления, как: духовность атеизм и материализм техницизм идеализм демократизация урбанизация 12. В рамках теорий ХХ века выделяют следующие трактовки категории «цивилизация»: высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений. политическая форма организации общества на определённой территории. определенная ступень в развитии культуры народов и регионов. политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. обширный район, соответствующий нескольким областям страны или нескольким странам, объединенным экономико-географическими особенностями. ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов. ТЕМА 2 1.Московское княжество стало исполнять функции православного центра мира после падения Римской империи монгольского ига Византийской империи Новгородской республики 2. Согласно летописи, выбор князем Владимиром вероисповедания для Руси был: мнением бояр и старцев воздействием иудейских проповедников трезвым расчетом духовным прозрением 3. Согласно летописи, князь Владимир не выбрал веру иудеев потому, что они лишились своего родного языка правителя Бога Отечества 4. После установления династии Романовых и воцарения в стране порядка на повестку дня снова стал вопрос отмене крепостного права об укреплении Москвой статуса православного центра народном просвещении об укреплении Москвой статуса центра Европы 5. Концепция Филофея «Москва – Третий Рим» в настоящем интерпретируется как: превосходство русского народа над всеми остальными идея «особого пути России» символический код российского общества утверждение России в качестве православной цивилизации приоритет духовности и 6. Концепция Филофея «Москва – Третий Рим» в первую очередь способствовала церковному расколу укреплению политического единства утверждению равноправия Московского княжества среди европейских держав подъему национального самосознания феодальной раздробленности 7. Расположите формулы выражения национальной идеи России в порядке их появления ВСЕ ВЕРНО
8. Осмысление особенностей исторического пути Руси происходило в произведениях древнерусской литературы: Житие Феодосия Печерского Слово о законе и Благодати Галицко-Волынская летопись Повесть о Петре и Февронии 9. Г. Флоровский считал, что «великий и подлинный русский раскол»: «Раскол не столько между правительством и народом (как то думали славянофилы), сколько между властью и Церковью» начинается c царя Алексея Михайловича императора Петра I протопопа Аввакума патриарха Никона 10. Среди причин, приведших российское государство к Смутному времени, историки называют социальные потрясения экономические неурядицы бездуховность народа династические разногласия церковный раскол 11. Русь была обязана Византии новой и эффективной моделью государственно-конфессиональных отношений, основанной на концепции ... Ответ: 12. Расположите территории, вошедшие в состав России в хронологическом порядке
13. Концепция «Москва – Третий Рим», сформулированная старцем Филофеем, делала акцент на эсхатологических представлениях о Москве как последнем оплоте военной монархии автократии православия католичества 14. Обращаясь к великому князю Василию Ивановичу, старец Филофей писал о том, что первый Рим Петра и второй Рим Константина пали в наказание за ... Ответ: 15. В качестве первого цивилизационного выбора России многие ученые рассматривают объединении земель вокруг Москвы призвание славянскими племенами на княжение Рюрика реформы Петра I принятие христианства 16. Среди причин, приведших российское государство к Смутному времени, историки называют церковный раскол бездуховность народа династические разногласия социальные потрясения экономические неурядицы 17. Г. Флоровский считал, что «великий и подлинный русский раскол»: «Раскол не столько между правительством и народом (как то думали славянофилы), сколько между властью и Церковью» начинается c императора Петра I протопопа Аввакума царя Алексея Михайловича патриарха Никона 18. Осмысление особенностей исторического пути Руси происходило в произведениях древнерусской литературы: Житие Феодосия Печерского Галицко-Волынская летопись Повесть о Петре и Февронии Слово о законе и Благодати 19. Московское княжество стало исполнять функции православного центра мира после падения Новгородской республики Римской империи Византийской империи монгольского ига 20. Расположите формулы выражения национальной идеи России в порядке их появления ВСЕ ВЕРНО
ТЕМА 3 1.В российском интеллектуальном поле присутствуют два основных конкурирующих концепта: Россия в своем идентификационном выборе является полноценной частью Европы. Россия в своем идентификационном выборе является частью Азии. Россия как периферийная часть западной цивилизации и неоевразийства. Россия не Запад, не Восток и даже не «огромный Востоко-Запад», соединяющий два мира, а самобытная цивилизация, находящаяся на стыке двух миров и способная заимствовать все положительное из обоих. 2. Суть концепции «столкновения цивилизаций» заключается в том, что фундаментальный источник конфликта в новом глобальном мире будет иметь ### основу идеологическую экономическую культурную 3. Наука, исследующая глобальные процессы: патристика фантастика глобалистика эквилибристика логистика 4. «Глобальный» значит: всепланетарный вселенский континентальный 5. Назовите альтернативы культурно-цивилизационного выбора России: шелковый путь западный путь восточный путь путь Дао средневековый путь 6. Теории «конфликта цивилизаций» анализирует прошлое. объясняет настоящее. по преимуществу футурологична. 7. Соотнесите основные подходы и их определение феномена глобализации
8. Глобализация – объективный процесс, способствующий защите и упрочению государственного суверенитета. укреплению национальных особенностей. унификации мира. единению различных народов, регионов, культур . насаждению единого стандарта потребления. развитию народных особенностей, связанных с духовной культурой. 9. Является ли М. Хайдеггер автором концепции «столкновения цивилизаций»? Да Нет 10. Назовите типы цивилизаций современного мира: исламская западная антарктическая гренландская 11. Феномен глобализации может означать установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков. «поток конвергирующих сил, которые создают подлинно единый мир». разведение процессов или явлений на составляющие части. объективный процесс внешнего, поверхностного объединения мира на основе повсеместного распространения ультрасовременных информационных технологий, определенной унификации западных рыночных экономических отношений. 12. Назовите основные результаты глобализации: кризис мировоззренческой функции философии. взаимозависимость. развитие частного предпринимательства. создание мировой экономической системы. 13. Глобализация как объективный процесс приводит к взаимозависимости, стандартизации, унификации, универсализации прежде всего в социальной сфере правовой духовной экономической сфере 14. Программа ЮНЕСКО «На пути к культуре мира» - это концепция конфликта культур. теория столкновения цивилизаций и преобразования мирового порядка. гуманистический манифест, рассматривающий идеи нового мирового порядка, основанного на диалоге цивилизаций. 15. Процесс глобализации ведет к: единству мировых систем единству государственной системы региональному экономическому объединению народов 16. Глобализм в его понимании – это теоретический общественныйи экономический строй, основанный на общественной собственностина средства производства, чем обеспечивается социальное равенство. целенаправленная и планомерная деятельность в сфере хозяйства, политики и культуры, которая осуществляется вполне конкретными людьми и направлена на достижение того, что одни деликатно называют однополярным миром. общественное и политическое движение, направленное, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). субкультура (сеть субкультур), носители которой исповедуют взгляды и способы творчества, оппозиционные сложившейся, поддерживаемой и принимаемой социумом официальной/массовой культуре. 17. По С. Хантингтону, конфликт цивилизаций – это в первую очередь конфликт поколений интересов мировоззренческих идей ценностей 18. Согласно С. Хантингтону, цивилизации в современном мире выступают средством поддержания справедливого порядка. орудием диктатуры господствующего класса. основными идентификаторами человека на самом высоком метафизическом уровне самоосмысления. 19. Принципиальные конфликты в глобальной политике будут происходить между группами разных цивилизаций нациями социальными группами профессиональными группами 20. Является ли глобализация объективным социальным процессом? Нет Да |