Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Раскройте смысл понятий

  • 3. Перечислите законы «классической красоты» согласно теории Поликлета.

  • 4. Как античное наследие отразилось в развитии европейской культуры Приведите примеры из области философии, науки, искусства.

  • 7. Объясните происхождение и современное употребление выражений: Авгиевы конюшни.

  • слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо

  • Загадка Сфинкса

  • Нить Ариадны

  • Провалится в тартарары

  • Сизифов труд

  • Дорический ордер

  • Ордер кариатид

  • Тема 10. Античная культура Опишите периодизацию античной культуры


    Скачать 44.81 Kb.
    НазваниеТема 10. Античная культура Опишите периодизацию античной культуры
    Дата02.05.2023
    Размер44.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаZadaniia_12887335.docx
    ТипДокументы
    #1101638

    Тема 10. Античная культура
    1. Опишите периодизацию античной культуры.

    В целом общая периодизация античности выглядит следующим образом.

    - Ранняя античность (VIII в. до н. э. - II в. до н. э.) Зарождение Греческого государства.

    - Классическая античность (I в. до н. э. - II в. н. э), золотой век, время единства греко-римской цивилизации.

    - Поздняя античность (III - V вв. н. э.). Распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи — средневековья.

    2. Раскройте смысл понятий:

    Калокагатия - гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.

    Антропоцентризм- философское мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

    Гармония - соразмерность частей целого, слияние разл. компонентов объекта в единое органическое целое; категория эстетики и философии, применявшаяся также в социально-политич. и этич. теориях; первоначально – муз. метафора, интерпретирующая любой тип системной организации (в космологии, психологии, политике и т. д.) по аналогии с ладом­ в музыке.

    Агональность - термин означает состязание, игру, соревновательность. Употребляется в разных аспектах жизни.

    Полис - по-гречески «город» (небольшие самостоятельные государства). Демос - народ. Ареопаг - совет знати. Архонты - правители из числа знатных и богатых. Долговой камень - его устанавливали на земле должника в напоминание о долге. Полис - с греческого ''город''. Демос - с греческого ''простолюдие''.

    Меандр - плавный изгиб русла (равнинной) реки

    Периптер - прямоугольный в плане античный храм, целла которого окружена колоннадой, имеющей один ряд колонн

    Атриум - центральное помещение, многосветное пространство обнесенное светопрозрачным покрытием, которое освещается через проем в перекрытии или зенитный световой фонарь

    Форум - место (площадка) для общения и споров людей на различные темы жизни; также - собственно сам процесс общения.

    Нобили - средневековые дворяне, а также часть городского патрициата, которую составляли выходцы из крупных феодальных семей.

    3. Перечислите законы «классической красоты» согласно теории Поликлета.

    Канон - система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом и в V веке до нашей эры.

    Золотое сечение - соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С, большую часть А, меньшую В, то правило золотого сечения выступает как соотношение С: А=А: В. ) Автор золотого правила - Пифагор - считал совершенным такое тело, в котором расстояние от темени до пояса относилось к обшей длине тела как 1:3. Отклонения величины веса и объема тела от идеальных норм зависят прежде всего от строения скелета. Важно, чтобы тело было пропорционально. Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства.

    Отношение греков к телесной красоте особенно ярко иллюстрирует история Фрины – известной гетеры, послужившей моделью для многих статуй. Когда ее осудили за богохульство и «развращение лучших афинских мужей» и уже готовы были вынести смертный приговор, ее адвокат предъявил последний аргумент – просто сдернул с Фрины одежду. Увидев сколь прекрасна нагота подсудимой, судьи усомнились, что в таком теле может быть порочный дух и… оправдали.

    В той же Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела. Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н. э. открыл принцип «золотого сечения» (сам термин был введен Леонардо да Винчи) , по которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей (если С – целое, А – большая часть, В – меньшая, то «золотое сечение» выражается формулой – С: А=А: В) . Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.

    Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н. э. (его сочинение на эту тему так и называется – «Канон») . По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова – 1/7 всего роста, кисть руки – 1/10, ступня – 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка. Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа – важнейший показатель «золотого сечения» . Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к «золотому сечению» , равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). У женщин ноги.. .короче!

    Каким был идеал женской красоты в античности?

    Три самые известные Венеры: "безрукая" Милосская, Книдская - резца Праксителя и Каллипига ("Прекраснозадая"). Одну из многочисленных копий последней Вы можете увидеть в Петергофе на Большом Каскаде.

    Однако если отвлечься от бесспорного авторитета греческих скульпторов и приглядеться к «Венерам» непредвзятым оком, то можно заметить, что их красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной. Во-первых, древнегреческая женская фигура толстокостна, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Для примера приведем «модельные» параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост – 164 см, грудь – 86, талия – 69, бедра – 93.

    4. Как античное наследие отразилось в развитии европейской культуры? Приведите примеры из области философии, науки, искусства.

    Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления.

    Историко-культурное значение античности:

    - сложились образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;

    - заложены основы европейского менталитета;

    - в политике даны образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством;

    - в праве созданы основы общего и частного права всех европейских государств;

    - в науке сформирована теоретическая база многих областей знания, в том числе философии, логики, филологии и др.;

    - в образовании введены принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения;

    - в искусстве созданы образцы для подражания, школа художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира;

    - в военном деле установлены правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики;

    - в спорте создана основа многих его видов, заложены принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.

    5. Заполните таблицу:


    Параметры

    Крито-микенское искусство

    Архаика

    Высокая классика

    Поздняя классика

    Эпоха

    эллинизма

    Имена (философия, риторика, живопись, зодчество, вазопись и др.)

    - Генрих Шлиман;

    - Артур Эванс

    Дедал Ендия







    Александр Македонский

    Архитектура

    (автор, произведения)

    Критская архитектура не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма.

    Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством.

    В архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие.

    Город в эпоху архаики обычно строился вокруг холма акрополя, на вершине которого находилось святилище с храмом. У подножья акрополя размещались жилые кварталы. Дома строились стихийно, улочки были кривые.

    регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

    Постройки этого века следовали принципам ордерной системы, но имели ряд характерных особенностей. В них приобретали большее значение декоративные начала, поэтому сравнительно часто использовался самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей - коринфский.

    новые города подчиняли местность регулярной планировке. Широкие от 4 до 10 м, прямые улицы, пересекавшиеся под прямым углом, расположенные в центре площади, украшенные храмами, библиотеками, зданиями общественного назначения

    Скульптура

    (автор, произведения)

    Чаще встречается мелкая скульптура с изображением женщин. В ней присутствует некая асимметричность и изломанность, волнообразность, свойственная и критским постройкам («Богиня со змеями»).













    Живопись

    (вазопись)

    Живопись бронзового века сыграла значимую роль в становлении искусства рисования. Фрески изготавливают даже в наши дни, при этом техника этих росписей изменилась лишь в деталях.















    6. Как вы понимаете изречение античного философа Протагора «Человек – мера всех вещей»? Можно ли это высказывание считать характеристикой античной культуры?

    втор данного высказывания имел в виду, что мир является таким, каким он представлен в чувствах человека. Протагор утверждал, что единственным мерилом всех вещей на свете является человек. А, поскольку все люди разные и их взгляды существенно различаются, то для каждого из них истина будет своя.

    С этим мнением античного философа нельзя не согласиться.

    7. Объясните происхождение и современное употребление выражений:

    Авгиевы конюшни. Выражение «авгиевы конюшни» применяется, когда говорят:

    о сильно загрязненном, захламленном, засоренном месте помещении, где царит полный беспорядок о каком-либо учреждении или организации, где царит беспорядок, хаос, неразбериха в ведении дел о сильно запущенных делах, скоплении бумаг, документов.

    Ахиллесова пята - В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо. Эта сторона может быть как физической, так и моральной.

    Вернуться в пенаты - В метафоричном значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам».

    Существует мнение об ошибочности употребления предлога «в» в выражении «вернуться в родные пенаты», поскольку в языке заимствования слово penates означает «бога, истукана, идола».

    Геростратова слава - Однако древнегреческий историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил это имя для потомков. Правда слава была весьма сомнительная. Выражение «геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими.

    Гордиев узел - чрезвычайно сложный узел, завязанный, согласно древнегреческой мифологии, фригийским царём Гордием, а впоследствии рассечённый мечом Александра Македонского.

    Загадка Сфинкса - задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения; или что-либо непонятное, загадочное, неразрешимое.
    Колесо Фортуны - изменчивое, непостоянное счастье (везение). Фортуна - судьба, случай, счастье (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940). Фортуна (Fortuna) это древнеримская богиня судьбы. Фортуна изображалась в виде одетой женщины с повязкой на глазах, опирающейся одной рукой на колесо, а другой держащей рог изобилия.

    Нить Ариадны - это путеводная нить, которая по мифу помогла герою Тесею пройти страшный лабиринт Минотавра.

    Оседлать Пегаса - крылатое выражение «оседлать Пегаса» означает обрести поэтическое вдохновение или начать писать стихи.

    Рог изобилия - означает неисчерпаемый поток всевозможных благ. Так называемый «рог изобилия» считается символом богатства, достатка, удачи во всех делах. Фразеологизм применяют, когда хотят сделать акцент на удивительном везении в чем-либо, щедрых поступлениях, нежданном богатстве, славе, почестях.

    Кануть в Лету - означающее исчезновение навсегда, предание забвению. Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. п., реже в переносном смысле — в отношении предметов и вещей, которые были утеряны.

    Панический страх - выражение употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из греческих мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. отсюда же возникло слово "паника".

    Прокрустово ложе - Данный фразеологизм связан с древним правителем Прокрустом, который ставил людей в жесткие рамки: приглашая к себе в гости, он предлагал два ложа, одно маленькое, на него он укладывал спать больших людей. Другое - большое, туда ложились спать коротышки. Когда гости засыпали, он отрубал непомещающиеся конечности великанов, а маленьких по росту гостей жестоко растягивал до размера кровати.

    Провалится в тартарары - так мы говорим, имея в виду то же, что и «провалиться сквозь землю». Средневековое сознание христиан было проникнуто эсхатологическим ожиданием конца света, и, конечно, очень многие в 13 веке восприняли походы агрессивных «татар» как нашествие демонов из ада - «Тартара». Эти ассоциации и закрепили за «татарами» лишнюю букву «р».

    Сизифов труд - весьма распространенное выражение, которое означает сложную и абсолютно бесполезную работу.

    Сова Минервы - Сова - символ ночных размышлений, а змея - символ мудрости. Один из атрибутов Минервы — сова у ног богини — свидетельствует о ее мудрости. Отсюда еще одно крылатое выражение: «Сова Минервы вылетает по ночам», что означает внезапное озарение, пришедшее человеку ночью или во сне. 

    Троянский конь - был деревянным конем, использовавшимся греками во время Троянской войны, чтобы войти в город Трою и выиграть войну. 

    Танталовы муки - выражение обращено к человеку, который страшно переживает из-за того, что не может получить желаемое, несмотря на то, что желаемое вроде как совсем рядом.

    Узы Гименея - это супружество, брак. Слово произошло от Гименея - древнегреческого бог брака, освященного религией и законом (в отличие от Эроса - бога свободной любви). 

    Эзопов язык - приём иносказания, когда писатель говорит с читателем с помощью намёков и недомолвок, чтобы его высказывание не было понятно тем, от кого автор хочет скрыть свою мысль. Эзопов язык даёт писателю возможность завуалированно сказать то, что напрямую говорить нельзя.

    Яблоко раздора - это сердцевина, ядро или суть спора, или небольшой вопрос, который может привести к более крупному спору. 

    Ящик Пандоры - фразеологизм, означающий источник всех бед. Основой для фразеологизма служит миф о Прометее. После того, как Прометей вновь вернул огонь людям, Зевс решил покарать человечество во второй раз, и при помощи Гефеста, Афродиты и Гермеса была создана женщина по имени Пандора, что означает «всем одарённая». Пандора была отправлена на землю с ящиком, внутри которого содержались несчастья и болезни, а на дне была надежда.
    8. Что такое ордер? Дайте сравнительную характеристику дорическому, ионическому и коринфскому ордеру. Назовите здания Комсомольска-на-Амуре, в которых встречается ордерная система.

    Ордер (от лат. ordo - ряд, порядок) - система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера - ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

    Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями (обычно тремя) площадка - стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх - базы (опорной части), ствола (фуста) и капители - верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки - архитрава, фриза и верхней части - карниза, являвшегося уже элементом крыши.

    Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

    Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

    Коринфский ордер возник в эпоху классики - V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально "превращены" в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

    Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, южный портик Эрехтейона, пользующийся наибольшей и заслуженной известностью Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.
    9. Ответьте на вопросы:

    - В каких видах художественной деятельности римляне достигли наибольших успехов?

    - Кому из известных римлян принадлежат слова: «Жребий брошен!», «Пришёл, увидел, победил!», «Деньги не пахнут!»?

    - Какие жанры скульптуры были популярны в Древнем Риме? Почему?

    - Назовите инженерные сооружения римлян.

    - Как назывался самый большой купольный храм Древнего Рима?

    - Что такое термы? Из каких помещений они состояли?

    - Какой новый материал изобрели римляне?

    10. Древние римляне говорили:


      • Взяться за щит после ранения

      • Где друзья – там богатство

      • Обсуждать надо часто, решать

    однажды

      • Каков царь, таково его окружение




      • Написанная буква остаётся

      • Где дым – там огонь

      • Сказанное слово не может

    вернуться

      • Исход – суд явлений

      • Туника ближе к телу, чем палий




    Подберите к латинским фразам соответствующие русские пословицы.


    написать администратору сайта