Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Лаконичность речи при достаточной ее продолжительности

  • 4.Выразительность (экспрессивность) речи

  • Уместность

  • Проблемы культур судебного спора Четыре этические манеры ведения диалога 1. «Джентльменский спор»

  • Этически некорректные приемы судебного спора 1. Формальная победа

  • Обращение к силе

  • Обращение к тщеславию

  • 9. Обращение к жалости

  • Переход от незнания к несуществованию

  • Тема 10. Культура процессуальной деятельности


    Скачать 128.25 Kb.
    НазваниеТема 10. Культура процессуальной деятельности
    Дата26.11.2022
    Размер128.25 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlecture_2_10.pdf
    ТипДокументы
    #813808

    Тема 10. Культура процессуальной деятельности.
    Понятие и содержание культуры уголовно-процессуальной деятельности.
    Особенности культуры производства по уголовному делу. Культура судебной речи. (Особенности судебной речи, Коммуникативные качества судебной речи).
    Проблемы культуры судебного спора. (Четыре этические манеры ведения диалога. Этически некорректные приемы судебного спора). Культура оформления уголовно-процессуальных документов. Нравственно-правовое значение судебной символики. (Символы судебной власти). Судебный этикет как составляющие культуры уголовно-процессуальной деятельности.
    Термин «культура» (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) применяется широко и истолковывается неоднозначно, в зависимости от того, к какой отрасли знания или практической деятельности он относится.
    Наиболее общее понятие «культура» означает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством, совокупность всех видов, характеризующих уровень развития общества.
    Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результатов.
    Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства: это наука, познание, нравственность, религия, мифология, воспитание и просвещение. Сюда же относится философия, право, этика, эстетика, литература, живопись и т.д.
    Составной частью духовной культуры является правовая культура. Данный феномен характеризует аксиологический (ценностный) аспект права: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д.
    В систему правовой культуры входит правосознание, но лишь в позитивных
    (развитых)формах его выражения.
    Существенная для характеристики правовой культуры общества осуществляемая государством юридическая политика.
    Правовая культура общества, следовательно, охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет жизни социального организма.
    На личностном уровне правовая культура отражает степень и характер правового развития личности, культуру ее правового поведения, образ жизнедеятельности в правовой сфере.

    2
    Уголовный процесс как вид государственной деятельности, регулируемой правом, может оцениваться с позиции уровня правовой культуры, а совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности, разумеется, должно способствовать повышению правовой культуры.
    Культура уголовного процесса включает:
    1) уровень развития и степень совершенства уголовно- процессуального законодательства, которым руководствуются и которое применяют правоохранительные органы в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел;
    2) строгое соблюдение законов и нравственных норм в уголовном процессе;
    3) качественный состав судей, следователей, прокуроров, адвокатов, уровень их профессионализма;
    4) материально-техническое обеспечение судов, следственных органов, прокуратуры, адвокатуры;
    5) внедрение начал научной организации труда в деятельность судей, работников всех правоохранительных органов.
    Культура судебной речи
    Культура речи – это такой набор и такая организация речевых средств, которые в определенной ситуации взаимодействия при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
    Речевая культура обладает громадным творческим потенциалом, и поэтому включает в себя много специальных наук – логику – риторику – этику. Важно для любого юриста обладать повышенной ответственностью перед аудиторией, особенно когда речь идет о судьбе подозреваемого или любого другого участника процесса.
    Особенности судебной речи. Главными особенностями культуры судебной речи, свидетельствующей о ее благоразумии, нравственной составляющей и здравомыслии оратора, являются ясность, искренность, точность и логичность речи, а также ее лаконичность при достаточной продолжительности, выразительность и уместность.
    1. Ясность речи заключается в ее понятности, доходчивости для слушателей. Это достигается использованием общеупотребительных слов и выражений, взятых из обыденной речи. Это речевое качество особенно важно в суде присяжных заседателей.

    3 2. Логичность речи означает, что изложение ее содержания производится в логической последовательности в соответствии с законами логики, связями и отношениями объективной реальности. Мысли не должны перескакивать с предмета на предмет.
    Для построения логичной речи необходимо тщательно продумать план и композицию речи, т.е частей (вступления, главной части и заключения).
    Главная Мысль должна в качестве тезиса проходить через все ее части и связывать их в логическое единое целое.
    3. Лаконичность речи при достаточной ее продолжительности способствует эффективному усвоению слушателями главной мысли оратора.
    Эта особенность речи выражается в отсутствии лишних слов, мешающих движению главной мысли, экономичности, емкости, упругости, содержательности речи, в которой словам тесно, а мыслям просторно.
    Слишком длительная продолжительность речи оратора не будет способствовать усвоению главного смысла ее слушателями. С другой стороны, слишком краткая речь, сжатая – может быть также неуместной в суде, например, присяжных, где в сложных нравственно-правовых условиях решаются сложные уголовные дела о тяжких преступлениях.
    4.Выразительность (экспрессивность) речи заключается в образности, эмоциональности, отсутствии речевых шаблонов, штампов.
    Коммуникативные качества судебной речи
    1. Уместность – это такая организация речи и средств языка, которая более всего подходит к ситуации, отвечает задачам и целям общения.
    2. Искренность – это качество речи судебного оратора, которое выражает подлинный, а не надуманный, лживый ее смысл. Цель ее – в первую очередь убедить председательствующего и присяжных заседателей в правильности и справедливости доводов оратора.
    3. Точность – означает, что речь должна быть правдивой. Неточная речь, допущенная ли она умышленно или по небрежности, подмечена ли она судьей, присяжными, самостоятельно или с помощью внимательного процессуального противника, выставляет говорящего в положение изобличенного обманщика, с мнениями и доводами которого нельзя согласиться.

    4
    Проблемы культур судебного спора
    Четыре этические манеры ведения диалога
    1. «Джентльменский спор»- самая высокая форма спора, не допускающая любых проявлений софистики, бестактности или некорректности по отношению к оппоненту.
    Участник относятся к своему оппоненту (противнику), его мнению, аргументам и сомнениям уважительно, не опускаются до пренебрежительного тона, насмешек, грубостей или неуместных острот. Он не только на пытается исказить доводы оппонента или подчеркнуть их несостоятельность, а, напротив, старается оценить их во всей силе, отдать должное той доле истины, которая в них присутствует. Эта форма спора является наиболее эффективной.
    2. «Боевой спор» уместен, когда складывается ситуация самозащиты.
    Иногда необходимо жертвовать в этих целях вежливостью. Когда противник считает своего оппонента абсолютно беззащитным или бесхарактерным.
    3. Хамский спор отличается открытым неуважение или пренебрежением к мнению и аргументации оппонента. В данном случае собеседник допускает некорректность и бестактность, аморальные приемы, направленные на срыв или прекращение диалога, а также презрительный тон, хохот, глумление и издевательство над доводами оппонента, опускается до сведения личных счетов и бранной речи.
    4. Фатический спор – манера, при которой существует только видимость спора, но нет серьезного обсуждения проблемы. Такой спор случается, когда авторитарное, властное мнение формально закрепляется публичным постановлением без обсуждения.
    Этически некорректные приемы судебного спора
    1. Формальная победа – некорректная стратегия, определяющая всю тактику поведения участника спора, в соответствии с которой предполагается достижение победы на основе выигрыша во внешней форме ведения обсуждения: в красноречии, превосходстве над противником в ораторском мастерстве; в создании и использовании неравных состязательных условий в споре; в сознательном следовании приоритету целесообразности над справедливостью.
    2. Аргумент-гипербола – некорректный прием, связанный с преувеличением социальной или иной значимости исследуемого явления, общественной опасности совершенного обвиняемым деяния; или, наоборот,

    5
    преуменьшение важности и актуальности обсуждаемой проблемы с целью снять ее с повестки обсуждения.
    3. Обращение к авторитету – когда в споре ссылаются на авторитетное мнение, когда в подтверждение своей позиции высказывается точка зрения лица, с которым оппонент просто не осмеливается спорить, даже если он не согласен с ней.
    4. Обращение к аудитории - некорректный софистический прием убеждения, который заключающийся в том, когда вместо обоснования истинности тезиса или опровержения мнения оппонента участник спора пытается ограничить доказательство апелляцией к мнению, чувствам и сомнениям аудитории слушателей.
    5. Обращение к личности – некорректный способ убеждения, в котором один из участников спора содержательную аргументацию собственной позиции подменяет попытками приписать своему оппоненту реальные или мнимые положительные или отрицательные характеристики, которые возвеличивают или порочат его репутацию.
    6. Обращение к силе – некорректное средство ведения спора, сходное с обращением к авторитету.
    7. Обращение к невежеству – некорректный прием, заключающийся в том, что один из участников ссылается на неосведомленность или некомпетентность своего оппонента в обсуждении проблем, затрагиваемых в споре; в судебных прениях этот способ очень распространен, например, когда для обоснования собственной позиции ссылаются на малоизвестные или трудно проверяемые факты, например, из зарубежного опыта.
    8. Обращение к тщеславию – частный случай обращения к личности.
    При его использовании один из спорящих проявляет подчеркнутую и чрезмерную любезность по отношению к своему оппоненту, проявляет угодливость, комплементы.(Например, в процессе спора…., но Вы, же Иван
    Иваныч, - мудрейший из людей…..)
    9. Обращение к жалости – тоже частный случай обращения к личности или аудитории. Он заключается в попытки вызвать сочувствие, сострадание к сложной ситуации, в которой находится или оказался данный участник.
    10. Абстрактный довод – аргумент, основанный на мнении, логических построениях, общих рассуждениях, но не фактах, лежащих в основе обсуждаемой проблемы.

    6 11. Переход от незнания к несуществованию – некорректный прием спора, отвергающий тезис или аргументы оппонента лишь на том основании, что не имеет о них достаточной информации.


    написать администратору сайта