Главная страница

Все ответы история. Тема 2 1 вопрос


Скачать 291.38 Kb.
НазваниеТема 2 1 вопрос
Дата29.06.2020
Размер291.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВсе ответы история.docx
ТипДокументы
#133159
страница5 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12






5 вопрос. Русская культура 16-17в.

Создание единого государства и усложне­ние системы управления усилили потребность в грамотных людях. В 1564 г. произошло важное событие — основание книгопечатания. Бывший диакон одной из кремлевских церквей Иван Федоров издал в Москве первую печатную книгу Апостол. Позднее, переехав во Львов, Федоров напечатал там «Букварь». Печатная книга создавала почву для развития образования. В XVII в. бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент. В Москве работали две мастерские по изготовле­нию бумаги, но они не обеспечивали потребностей книгопечатания, поэтому бумагу привозили из Франции и Голландии. В XVI в. была проведена кропотливая работа по сбору и составлению единых летописных сводов. Так возникли огромные Никоновская и Воскресенская летописи, украшенные множеством иллюстраций. Насто­ящим событием в распространении знаний стало издание первого печат­ного исторического труда — «Синопсиса» (с греч. — обзор, описание). Написанный под руководством киевского ученого, монаха Иннокентия Гизеля, «Синопсис» включал историю Руси с древнейших времен. Еще в XVIII в. он оставался единственным печатным пособием для изучения истории. Полезным изданием считалась «Торговая книга». Она содержала раз­ные сообщения о странах, с которыми московские купцы вели торгов­лю. С XVII в. для царя и его окружения в Посольском приказе состав­лялись «Куранты» — что-то наподобие рукописной газеты с новостями о событиях за границей. В XVII в. в Москве проживало немало выходцев с украинских и бело­русских земель. Они принесли с собой западную просвещенность и открыли в Москве несколько частных школ. Их деятельность подгото­вила основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками братьями Лихудами. Это было первое высшее учебное заведе­ние в Московском государстве, откры­тое для людей «всякого чина, сана и возраста». Постепенное освобождение литера­туры от церковного влияния сказалось на популярности сатирических произ­ведений. В повестях о «Шемякином суде» и «Ерше Ершовиче» высмеива­лись несправедливый суд и продажные судьи. Выходец с белорусских земель Симеон Полоцкий, выпускник Киево-Могилянской и Виленской академий, положил начало стихосложению. Значительные изменения произош­ли в архитектурном искусстве, при­званном прославлять силу и величие государства. В селе Коломенском была выстроена шатровая церковь Вознесения — подлинный шедевр зодчества. Венцом архитектуры XVI в. стал знаменитый Покровский собор — храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воз­веденный в честь взятия Казани. Тяга к праздничной торжественности нашла отражение в перестрой­ке башен Московского Кремля, увенчанных в XVII в. каменной резьбой. Непревзойденные сооружения создавались в деревянном зодчестве. Дивной красоты дворец в подмосковном царском селе Коломенском состоял из 270 комнат с 3000 окон. За его резное обрамление, выполнен­ное белорусскими мастерами, современники называли дворец «восьмым чудом света». Живопись развивалась в традициях иконописания. Лучшие худож­ники Московского царства работали в Оружейной палате Кремля, свое­образном художественном центре страны. Наиболее значительным художником XVII в. считается Симон Ушаков — мастер изображения человеческого лица, основатель целой художественной школы. По всей Московии бродили скоморохи и кукольники с любимцем зрителей — Петрушкой. Власти называли такие представления «са­танинскими играми» и запрещали их. Но сделать ничего не могли: каждое появление бродячих артистов привлекало народ. Менее значи­тельными, по сравнению с предыдущими веками, были изменения в быту. Новые явления проникали только в дворянскую верхушку, в ее жилищах появились европейские предметы роскоши и комфорта. Литература. В русской литературе, как и в культуре в целом, это столетие было временем перехода от средневековья к Новому времени. Литературное наследие предшествовавших эпох в это время легко уживается со множеством нововведений. К XVII веку круг читателей на Руси существенно расширяется за счет обитателей посада, соответственно расширяется и социальный опыт литературы, отныне призванной удовлетворять более разным вкусам. Становится обширнее круг литературных жанров. В традиционную книжность начинают проникать элементы деловой письменности и фольклора. Среди новых жанровых форм, появившихся во второй половине XVII века можно отметить бытовую повесть. Подобные сочинения, вроде «Повести о Горе-Злосчастии» и «Повести о Савве Грудцыне», в центре которых находились самые обычные рядовые персонажи, не святые, не князья или исторические деятели, во вполне обычных жизненных ситуациях, были не лишены некоторого занимательного начала, призванного заставить читателя сопереживать герою. В XVII столетии в русской литературе впервые появляются и сразу же начинают динамично развиваться силлабическое стихосложение и придворный театр. Наряду с появлением новых жанров старые, уже существовавшие в книжности предшествующих веков, претерпевают большие изменения. Наибольшие метаморфозы происходят с традиционным для средневековой литературы жанром жития. Если в начале XVII века, сообразно с духовными поисками эпохи, происходит некоторое смещение житийных повествований в сторону бытового жизнеописания, как в «Житии Юлиании Лазаревской», то в конце столетия перед нами уже весьма своеобразный пример лирической автобиографии, таково «Житие протопопа Аввакума». Среди переводных сочинений XVII столетия также преобладают сочинения беллетристически развлекательные. Отличительной особенностью этого времени является большое количество переводов с польского. Через посредничество польской литературы на Руси становятся известны некоторые образцы западноевропейского рыцарского и авантюрного романов (повествования о Бове Королевиче, Петре Златых Ключей и другие), а также многочисленные комические и нравоучительные новеллы. Продолжается в это время традиция переводов и естественнонаучных сочинений, таких, как «Физика» Аристотеля, «Космография» Меркатора; однако с этого времени подобные труды воспринимаются уже как обособленные, отличные от художественной литературы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта