Все ответы история. Тема 2 1 вопрос
Скачать 291.38 Kb.
|
Тема 4.1 вопрос. Проблема генезиса абсолютизма. Эпоха Ивана Грозного в России.Абсолютизм (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17-18 века. В России абсолютизм существовал в 18 - начале 20 веков. Народ не принимал никакого участия в государственных делах. Попытки вмешательства в политику самодержавия отдельных лиц или либерально настроенных групп общества немедленно пресекались. С давних пор история российского абсолютизма вызывает много споров. Один из нерешённых вопросов - время его возникновения. Большинство историков признают, что предпосылки абсолютной монархии в России появились в обстановке острейшей политической борьбы второй половины XVI в. - в правление Ивана IV. Великий князь Иван Васильевич первым в истории России венчался на царство, сделав звание «царя всея Руси» официальным титулом главы государства. Иван IV использовал саму историю как инструмент в борьбе за единовластие. При нём было создано огромное по объёму историческое произведение «Лицевой летописный свод», основной идеей которого было обоснование исконности и закономерности русского «самодержавства». Неограниченная власть монарха более других государственных форм соответствовала политическим и экономическим условиям того времени. Опорой «государьской воли» Грозного стала опричнина (особая территория, где полновластие царя не знало никаких границ), значительно укрепившая централизованный административный и военный аппарат самодержавия.Дискуссия об определении абсолютизма; абсолютизм и восточная деспотия.He вызывает сомнений, что абсолютизм (от лат. absolutus — независимый, неограниченный), или абсолютная монархия — это последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. C формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства — монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом). Абсолютный монарх устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень государственной централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция. Спорным является вопрос о социальной опоре абсолютистской власти. B противовес крупным феодальным землевладельцам абсолютные монархи опирались на служилое дворянство. Ho для обеспечения своей независимости от дворянского сословия в целом абсолютные монархи не пренебрегали и поддержкой со стороны нарождавшейся буржуазии, которая еще не претендовала на власть, но была экономически достаточно сильна, чтобы противопоставлять свои интересы интересам феодалов. Мнения ученых о роли правления Ивана Грозного в становлении русского абсолютизма; Известный русский историк первой половины XIX в. Н. М. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов», представив Ивана Грозного в качестве добродетельного мудрого государственного деятеля в первую половину его царствования (до смерти царицы Анастасии Романовны) и как правителя-деспота во второй половине царствования (после смерти жены Анастасии). В концепции Н. М. Карамзина чѐтко подчѐркивалось благотворное влияние на царя Ивана IV его мудрой жены из рода Романовых. Опричнина же трактовалась Карамзиным как прихоть полубезумного деспота, лишенная государственного смысла, как проявление лишь злой воли Ивана IV. Он подчеркивал двойственный характер личности Ивана Грозного, в котором сложно сплелись добродетель и тиранство. Историки «государственной школы», сформировавшейся в России в середине XIX в. и, прежде всего, С. М. Соловьев, рассматривали исторический процесс с точки зрения становления государственности. Всѐ, что способствовало упрочению государства, признавалось ими положительным, так как в государственной власти С. М. Соловьѐв и его последователи видели движущую силу истории. Деятельность Грозного, по мнению Соловьѐва, сводилась к замене старых «родовых, семейных начал» новыми, прогрессивными «государственными», и поэтому была при всех жестокостях шагом вперед. Реформы. Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизни. Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений. Первое десятилетие царствования Ивана IV было ознаменовано рождением Земских соборов. Первый собор был созван по инициативе молодого царя в 1549г. Земские соборы сыграли весьма значительную роль в истории русского государства на протяжении XVIXVII веков. Сначала была проведена судебная реформа. Из-под юрисдикции боярского суда выводились дети боярские. Отныне их мог судить только царский суд. Через некоторое время, в 1550 г., был введен новый кодекс законов – Судебник Ивана IV. Судебник ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. В судебнике, впервые в России, закон был провозглашен единственным источником права. В период царствования Ивана Грозного была завершена т.н. губная реформа, которая представляла собой реформу местного управления в Русском государстве. По этой реформе часть важных дел о были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам), которые избирались из местных детей боярских. В начале 50-х годов в отдельных областях Московского государства была упразднена власть наместников, а в 1556 г. царским приговором о «кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые государственные функции. Важнейшей реформой была военная реформа, утвердившая принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 50-х годов XVI века был создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий. Крупнейшим фактом русской истории было зарождение приказной системы центрального государственного управления. Опричнина Ивана Грозного. Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками. Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали. Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор». Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии. Итогом правления Ивана Грозного было сохранение Московской Руси как независимого государства. . Прирост территории страны составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км². Таким образом, к завершению царствования Ивана Грозного площадь Русского Государства стала больше площади всей остальной Европы.2 вопрос. «Смутное время» в России: внутренний кризис и внешние вторжения. У Ивана Грозного было три сына. Старшего сына он убил в припадке ярости, младшему было всего два года, а среднему, Фёдору – 27. Таким образом, после смерти царя, именно Фёдор должен был взять власть в свои руки. Но наследник — личность мягкая и на роль правителя совсем не подходил. Ещё при жизни, Иван IV создал регентский совет при Фёдоре, в состав которого входили Борис Годунов, Шуйский и другие бояре. Умер Иван Грозный в 1584 году. Официальным правителем стал Фёдор, но по факту – Годунов. Через несколько лет, в 1591 году умирает Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). Выдвигается ряд версий смерти мальчика. Главная версия – мальчик сам нечаянно напоролся на нож, когда играл. Некоторые утверждали, что знали, кто убил царевича. Другая версия — его убили приспешники Годунова. Ещё через несколько лет, умирает Фёдор (1598), не оставив после себя детей. Предпосылки Смуты зарождались еще в период правления Ивана Грозного, который резким укреплением деспотического всевластия заложил основы данного кризиса. Ухудшению ситуации способствовало поражение в Ливонской войне (1558 - 1583), которое привело к огромным людским и материальным потерям. Эти потери значительно увеличились после разгрома Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571г. В качестве важной предпосылки, приведшей к Смуте, историки называют и последствия «тиранического» правления Ивана Грозного. Опричнина, репрессии против реформаторов потрясли все общество, нанесли удар по экономике страны, общественной нравственности. Причины данного восстания достаточно сложны. С одной стороны, глубокий социальный кризис и усиление крепостничества ухудшили положение народа и способствовали росту волнений на местах. С другой стороны, к восставшим холопам присоединились казаки, дворяне, бояре. В призывах лидеров восстания не было лозунгов к изменению социального строя. Более того, своим соратникам И.Болотников раздавал конфискованные земли, и они становились помещиками. Поэтому трактовать данное восстание в целом как антифеодальное нельзя. Последствия Смуты для страны были неоднозначны. Россия вышла из Смутного времени истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. Резко ухудшилось международное положении страны, ослаб военный потенциал. Вместе с тем Россия сохранила свою независимость и укрепила государственность через усиление самодержавия. Происходили перемены в социальном облике страны. В то время как в европейских государствах происходило медленное стирание различий между сословиями, в России укреплялась сословная иерархия. На первые роли в системе управления страной постепенно стала выходить не земельная аристократия (боярство), а служилое дворянство. Положение основной массы населения (крестьянства) ухудшилось в связи с наступлением крепостничества. В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную и цивилизационную замкнутость. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде началось движение, которое постепенно консолидировало большинство сословий России в намерении реставрировать в стране самостоятельную национальную монархию. Под воздействием грамот Гермогена и старцев Троице-Сергиева монастыря сформировалась политическая платформа: не брать царем Ивана Дмитриевича (сына Марины), не приглашать на русский престол любого зарубежного претендента, первая цель — освобождение столицы с последующим созывом Земского собора для избрания нового царя. Не менее существенно, что во главе ополчения встали стольник князь Д.М. Пожарский и нижегородский староста К. Минин. Это время (летом 1611 года) в стране царила неразбериха. В Москве сидели поляки, и бояре из «Семибоярщины». Они рассылали грамоты с призывами присягнуть польскому королевичу Владиславу. Против них действовали казаки, стоявшие под Москвой, под начальством Трубецкого и Заруцкого. Патриарх Гермоген, будучи в заключении, призывал не подчиняться казакам, собственно по доброй воле им никто и не хотел подчиняться, свидетельств об их бесчинствах достаточно. Однако архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий, наоборот, призывал всех объединяться вокруг Трубецкого и Заруцкого. Но народ Нижнего Новгорода решил собрать свое войско. Пожарский, избранный воеводой, прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения. Нижегородское ополчение выступило на Москву в конце февраля — начале марта 1612 года. В ноябре 1612 года Москва была очищена от поляков. Второй период смуты начался с восстания под предводительством Болотникова И.И. Ополчение составили люди всех слоев. Участие в восстании принимали не только крестьяне, но и служилые казаки, холопы, землевладельцы, посадский люд. Но, в сражении под Москвой восставшие были разбиты, а Болотников схвачен и казнен. Возмущение народа только усилилось. Появление Лжедмитрия 2 не замедлило себя ждать. Уже в январе 1608 года собранное им войско двинулось по направлению к Москве. Он обосновался на подступах к городу в Тушино. Таким образом, в стране образовалось две действующих столицы. При этом практически все чиновники и бояре работали на обоих царей, часто получая деньги и от Шуйского и от Лжедмитрия 2. После того, как Шуйскому удается заключить договор о помощи Речь Посполитая начала агрессию. Лжедмитрию пришлось бежать в Калугу. Но и Шуйскому не удалось надолго удержать власть. Его схватили и вынудили постричься в монахи. В стране началось междуцарствие - период, называемый Семибоярщиной. В результате сделки бояр, пришедших к власти, с польскими интервентами, Москва 17 августа 1610 года присягнула королю Польши Владиславу. Лжедмитрий 2 был убит в конце этого года. Борьба за власть продолжилась. Второй период продлился с 1606 по 1610 год. Заключительный, третий период Смуты – это время борьбы с интервентами. Народ России, наконец, смог объединиться для борьбы с захватчиками – поляками. В этот период война приобрела характер национальной. Ополчение Минина и Пожарского дошло до Москвы только в августе 1612 г. Они смогли освободить Москву и изгнать поляков. Вот – все этапы Смутного времени. окончание Смутного времени ознаменовалось появлением на российском троне новой династии - Романовых. На Земском соборе 21 февраля 1613 года царем был выбран Михаил Романов. Годы смуты привели к ужасающим результатам. Последствия Смуты – это полный упадок ремесла и торговли, практически полное разорение казны. Так же, итоги Смуты выразились и в серьезном отставании страны от государств Европы. На восстановление потребовался не один десяток лет. 3 вопрос. Развитие государства, общества и церкви в 16-17 в. Взаимоотношения церкви и государства в XVI–XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Важное значение в этом имело такое явление в жизни общества, как юродство. Юродивые, поддерживаемые церковью и простыми мирянами, обладали неограниченной возможностью обличать власть. Церковь и монастыри располагали значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были очагами культуры. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тысяч ратников. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов. В годы Смуты патриаршество, несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками, что подтверждается трагической смертью патриарха Гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения. После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии. К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. К 1640-м гг. в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (в него входили авторитетные представители русской церкви), выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности в среде духовенства, против проникновения светских начал в жизнь мирян. Царь Алексей Михайлович поддерживал эти устремления. Сторонники Никона (с 1652 г. патриарх) считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить по греческим оригиналам. Сторонники же протопопа Аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели в основу исправления положить древнерусские церковные книги. Споры вначале не выходили за рамки узкого круга лиц. Когда же Никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые привели к расколу церкви. Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Он и его сторонники – «старообрядцы» подверглись репрессиям. Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть. Это привело к конфликту между царем и патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило позиции светской власти. На этом же соборе были осуждены все противники церковной реформы. После этого раскол усилился и приобрел социальную окраску. Общим лозунгом раскольников (сторонников Аввакума, стоящих за сохранение русской церковной старины) была борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями. Причинами неприятия частью российского общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных налогов, крепостничества. Однако нельзя забывать и о религиозном аспекте протеста, прежде всего против греческого и украинского влияния на русское православие, что, по мнению раскольников, вело к утрате духовной самобытности России. Борьба со старообрядцами, хотя и сопровождалась жестокими преследованиями, все же не привела к крупномасштабным религиозным войнам. Последовательным выразителем и проводником политики враждебности и нетерпимости к старообрядчеству и иным церковным противникам, иноверию, иноземцам, их вере и обычаям, к светским знаниям был Иоаким - патриарх с 1674 по 1690 г. Противниками стремления к светским знаниям, сближения с Западом и распространения иноземной культуры и обычаев были также вожди раскола, в их числе протопоп Аввакум, и сложившиеся в последней трети XVII в. старообрядческие религиозные общины. Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и иноверием и использовала при этом всю мощь государственного аппарата. Она выступила также инициатором новых мер, направленных на совершенствование церковной организации и дальнейшую ее централизацию. Раскол последней трети XVII в. - это сложное социально-религиозное движение. В нем участвовали сторонники «старой веры» (они составляли большинство участников движения), члены различных сект и еретических течений, не признававшие официальную церковь, враждебные ей и государству, тесно связанному с этой церковью. Враждебность раскола официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождениями религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны идеологии данного движения, его социальный состав и характер. Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты. К первым можно отнести идеализацию и защиту старины, замкнутости и пропаганду принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души. Эти идеи наложили отпечаток на движение раскола, породив в нем консервативно-религиозные устремления и практику «огненных крещений» (самосожжений). К прогрессивным сторонам идеологии раскола следует отнести освящение, то есть религиозное обоснование различных форм сопротивления власти официальной церкви и феодально-крепостнического государства, борьбу за демократизацию церкви. Сложность и противоречивость движения раскола проявились в восстании в Соловецком монастыре 1668—1676 гг., которое началось как выступление сторонников «старой веры». Аристократическая верхушка «старцев» выступала против церковной реформы Никона, рядовая масса монахов - сверх того - за демократизацию церкви, а «бельцы», то есть послушники и монастырские работники,— против феодального гнета, и в частности против крепостнических порядков в самом монастыре. 4 вопрос. Международные отношения в 16-17вв. Международные отношения в XVI–XVII вв. определялись как средневековой политической традицией, так и новыми социально-политическими и экономическими реалиями. В XVI веке новый фактор стал определять отношения между странами и народами: Европа оказалась расколотой по религиозному признаку – на католиков и протестантов. Многие страны втягивались в возникавшие конфликты из солидарности с братьями по вере, дабы утвердить «истинную», с их точки зрения, религию и не дать распространиться «ереси». Все сложнее было оставаться в стороне, и даже самые незначительные местные распри могли перерасти в международный конфликт со множеством участников. Крупнейшими европейскими государствами, интересы которых постоянно сталкивались, были Франция, Габсбургская Испания и Англия. Францию, самую крупную из держав, со всех сторон окружали владения испанских и австрийских Габсбургов – ее давних соперников. Между ними и Францией часто возникали споры из-за пограничных земель и из-за влияния на соседние страны – в первую очередь Италию, что привело к Итальянским войнам, в которые оказались втянутыми французы, испанцы, итальянцы, немцы. Непримиримые противоречия возникли в XVI в. между протестантской Англией и Испанией, государи которой были одержимы идеей построения всемирной католической монархии. Непримиримые противоречия возникли в XVI в. между протестантской Англией и Испанией, государи которой были одержимы идеей построения всемирной католической монархии. В этих условиях усиление любой из трех держав порождало ответное сближение двух других. К временным союзам Англии с Францией или Франции с Испанией примыкали государства-соседи, что не позволяло ни одной державе чрезмерно усилиться в Европе. Эта система отношений получила название «системы европейского баланса». Однако сохранить его было очень сложно. Изменения во внутренней жизни государств, в их религиозной ориентации влияли на всю расстановку сил в Европе. Так, например, отложение Нидерландов от Испании немедленно сделало их объектом борьбы между Францией, Испанией и Англией. Испанцы пытались вернуть Нидерланды, французы – завладеть их короной или создать в их части Нидерландов вассальное государство; англичане стремились не допустить ни усиления Испании за счет ее победы над кальвинистскими Нидерландами, ни возвышения Республики Соединенных провинций, которая была для Англии торговым соперником. Новым фактором в европейской политике стал подъем Скандинавии, где окрепшее шведское государство подчинило своему контролю Норвегию и Финляндию и боролось за распространение его на датские, польские и прибалтийские земли. Не менее важным фактором международных отношений было присутствие на востоке Европы грозного соседа – турецкой мусульманской державы. Османская империя, раскинувшаяся на просторах Азии и Африки, покорила в конце XV – начале XVI века народы Балканского полуострова, захватила часть Венгрии и, продвигаясь все дальше на запад, вплотную приблизилась к границам владений австрийских Габсбургов. С одной стороны, турецкая угроза напоминала христианским народам о том, что, несмотря на различия между католиками, протестантами и православными, их вера восходит к единому истоку. В XVI – первой половине XVII в. неоднократно велись переговоры о совместном крестовом походе против турок австрийских, испанских, итальянских, немецких и русских войск. С другой стороны, когда это было выгодно, европейские державы вступали в союзы с турками. Франция поддерживала дружеские отношения с Османской империей, чтобы ослабить Габсбургов, Англия активно торговала с турками, ставя интересы торговли выше религиозных расхождений. В этих условиях усиление любой из трех держав порождало ответное сближение двух других. К временным союзам Англии с Францией или Франции с Испанией примыкали государства-соседи, что не позволяло ни одной державе чрезмерно усилиться в Европе. Эта система отношений получила название «системы европейского баланса». Новым фактором в европейской политике стал подъем Скандинавии, где окрепшее шведское государство подчинило своему контролю Норвегию и Финляндию и боролось за распространение его на датские, польские и прибалтийские земли. Не менее важным фактором международных отношений было присутствие на востоке Европы грозного соседа – турецкой мусульманской державы. Османская империя, раскинувшаяся на просторах Азии и Африки, покорила в конце XV – начале XVI века народы Балканского полуострова, захватила часть Венгрии и, продвигаясь все дальше на запад, вплотную приблизилась к границам владений австрийских Габсбургов. С одной стороны, турецкая угроза напоминала христианским народам о том, что, несмотря на различия между католиками, протестантами и православными, их вера восходит к единому истоку. В XVI – первой половине XVII в. неоднократно велись переговоры о совместном крестовом походе против турок австрийских, испанских, итальянских, немецких и русских войск. С другой стороны, когда это было выгодно, европейские державы вступали в союзы с турками. Франция поддерживала дружеские отношения с Османской империей, чтобы ослабить Габсбургов, Англия активно торговала с турками, ставя интересы торговли выше религиозных расхождений. В эпоху раннего Нового времени дипломатия становится настоящим искусством: ей посвящаются теоретические трактаты, складываются нормы поведения послов, утверждается принцип их неприкосновенности. Тщательно разрабатывается торжественный церемониал приема иностранных послов и дипломатический протокол. В XVI–XVII вв. закладывались основы современного международного права: нормы взаимоотношений между державами в мирное и военное время, правила пользования морями, проливами, торговыми путями. В начале XVII века разгорелся международный конфликт на конфессиональной почве, в который оказались втянутыми большинство европейских стран, пытавшихся сохранить равновесие между католическим и протестантским лагерями. Война длилась тридцать лет, с 1618 по 1648 г., и получила название Тридцатилетней. В первые десятилетия XVI в. в Германии усилились католические князья при покровительстве императора Рудольфа II Габсбурга. Он был ревностным католиком, питомцем иезуитов, воспитанным при дворе Филиппа II Испанского. В ответ на преследования протестантов в империи и требования католиков вернуть церкви ее земли немецкие протестанты объединились в Евангелическую унию и избрали ее главой курфюрста Фридриха Пфальцского. Католики же создали Католическую лигу во главе с Максимилианом Баварским. Оба союза стали лихорадочно искать себе сторонников в Европе. Искра, из-за которой занялся пожар войны, вспыхнула в Чехии. Чешское королевство находилось под контролем Габсбургов. В 1618 г. на трон здесь должны были избрать их ставленника – католика Фердинанда Штирийского (после смерти Рудольфа II он стал императором в 1619–1637 гг.). Однако в Чехии, где издавна были широко распространены симпатии к Реформации, зрело недовольство австрийскими Габсбургами и национально-освободительное движение, которое возглавило местное дворянство Несмотря на героизм чехов и ряд успехов, у них не хватило сил для окончательной победы. Владения Фридриха Пфальцского были далеко, его армия невелика, в то время как католики сплотились и снарядили сильное войско под командованием опытного полководца Тилли. В 1620 г. он разгромил чешских протестантов у Белой Горы. В стране начался террор, запылали костры инквизиции. Однако, несмотря на численный перевес франко-шведских войск, война текла вяло, все ее участники были истощены. Не было денег на содержание армий, долгая война утомила даже наемников, которые дезертировали, и самих полководцев. Земли Германии, Австрии, Чехии были разграблены до такой степени, что местное население стало нападать и бить солдат-мародеров, не различая, свои они или чужие. Стало ясно, что пришла пора заключать мир. |