Все ответы история. Тема 2 1 вопрос
Скачать 291.38 Kb.
|
Тема 2 1 вопрос: Прежде всего стоит рассмотреть понятие самого государства, ведь определение государства может быть неоднозначным и понимать его можно по-разному. За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции (от теологических, светских до современных авангардистских), в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях - причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы. 1) Государство – это особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий. Государство есть воплощение права в обществе. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. 2) Теологическая теория. Эта теория была одной из первых. Еще в Древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства. В основе теологической теории лежат реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. По мнению представителей данной теории, государство возникло и существует в силу божественной воли, Бог – творец всего на Земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. Эта теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные органы. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления государству. Народ должен подчиняться государю как божественному ставленнику. Придавая государству и государям ореол святости, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Патриархальная теория. Эта теория была широко распространена в Древней Греции и Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма. В соответствии с этой теорией семья рассматривается как основа возникновения государства. 3) Энтогенез. Этногенез включает не только начальные этапы возникновения какого-либо народа, но и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Для многих народов начальный этап этногенеза окутан дымкой преданий, легенд. Мифология у любого народа предшествует историографии. Важную роль в становлении народов сыграли миграционные процессы. 4) Разные типы общностей в догосударственный период. В догосударственный период древнейшие представители рода Хомо сапиенс (Человека разумного) объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. В эпоху древнего палеолита существовало «первобытное человеческое стадо». Этим условным термином обозначают начальный этап первобытного общества, его дородовой стадии. Переход от «стада» к роду завершает сложение человеческого общества. Род представлял собой коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счёт родства при родовой организации общества ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в процессе политогенеза, с возникновением государства. Родоплеменное деление длительное время сохранялось у многих народов, например, у индейцев Северной Америки. Родовое деление сохраняется у некоторых народов в некоторых труднодоступных районах мира – в Австралии, Африке, Южной Америке. В обобщённом виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов: 1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45000 – 8000 лет до н. э. 2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000-3500 лет до н. э. 3. Период древних империй, вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации – 3500 – 600 лет до н.э. 4. Период античных государств – 600 год до н. э. – 476 год н.э. Первые государства возникли в глубокой древности, не позднее третьего-второго тысячелетий до нашей эры в регионах мира, наиболее благоприятных для жизни людей – Древние Египет, Персия, Индия, Китай 5) Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Начальная форма государства ном - земли нескольких общин, административным, религиозным, культурным центром, которых является город. Номы сложились в Египте и Месопотамии. Деспотия (древневосточные страны) - государство где правитель обладал всей полнотой власти и управлял страной с помощью бюрократического аппарата. Формы политогенеза в западном пути следующие:Афинское государство - классическая (чистая) форма, по словам Ф. Энгельса. Государство возникает за счет внутренних причин, а именно расслоения общества на антагонистические классы. Римское государство – возникновение государства обусловлено борьбой между патрициями (коренное население) и плебеями (пришлое население). Плебеи боролись за право участия в управлении. Эта борьба ускорила разложение общества на классы. Государство в Спартепоявилось результатом военного завоевания спартанской общиной соседних территорий, население которых было превращено в рабов–илотов. Численность рабов во много раз превышало численность спартиатов, являвшихся полноправными гражданами, поэтому для управлениями покоренными народами возник специальный аппарат – государство. При этом сохранялась общественная собственность на землю, которая передавалась в пользование свободным гражданам без права распоряжения ею (т.е. землю нельзя было завещать, подарить или продать). 2 вопрос: Образование государственности у восточных славян совпало (и было обусловлено) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. Низшим звеном социальной организации славянского общества также была соседская (территориальная) община – мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка», которой измеряли землю при её распределении внутри общины. Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственность за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей. К моменту образования государства в жизни русской деревни соседская (территориальная) община, которая пришла на смену родовой (кровной) общине, занимала важное место. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. 2)Восточные славяне в древности. О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 г. специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков. Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность. Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI в. сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX в.. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения - летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроникакануне образования государственности славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю - лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди, и формировалась дружина. Дружина - это особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, в частности нападением. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники занимались не только завоевательными походами, но и управляли присоединенными землями. 3) Предпосылки образования государства; появление княжеств. Предпосылками этого объединения были: 1) этническая общность древнерусской народности, говорящей на одном языке; 2)стремление объединить силы в борьбе с кочевниками и Византией; 3) экономические интересы древнерусских князей по речному пути «из варяг в греки». В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа: 1) Вторая половина IX - X в. Основное содержание – объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации; 2) конец X - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения; 3) вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси. Объединение произошло в результате похода новгородского князя Олега (879 - 912 гг.) на Киев , которым он овладел в 882 г., и подчинения им ряда других восточнославянских княжеств (древлян, северян, радимичей). Преемник Олега Игорь (912 - 945гг.) покорил уличей и тиверцев, а также вновь подчинил своей власти древлян, отделившихся от Киева после смерти Олега. Святослав (965 - 972 гг.) и Владимир (978 - 1015 гг.) совершили походы против вятичей, последнего из славянских племен, сохранившего к тому времени свою независимость. В ходе этих завоевательных походов было ликвидировано старое племенное деление и сложилась территория Древнерусского государства. Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии со значительными элементами предшествующего ей родового строя. Главой монархии был князь. Киевский князь был сюзереном, он оказывал помощь местным князьям, которые обязывались быть у него «в послушании», выставлять войско по его призыву, передавать ему часть собираемой дани. Несмотря на значительный общественный вес, князь все же не стал подлинным государем. На местах наряду с княжеской администрацией существовали элементы местного самоуправления городов и общин - выборные старейшины, народное ополчение - «тысяча». ойско Древнерусского государства состояло из княжеской и боярской дружин и народного ополчения (воев). Дружина князя делилась на старшую и младшую («отроков»). Ополчение составлялось из горожан и смердов (крестьян - общинников в IX- XIV вв.). В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни. 4) Варяжский» вопрос и современные подходы к его решению. Идут огромные споры по поводу происхождения Руси. На данный момент существует несколько теорий : Норманская теория, Антинорманская теория (Славянская теория),Индо-Иранская теория. Но основные споры идут между Норманской и Антинорманской (Славянской) теориях. Норманская теория предполагает, что Русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов. То есть мы стали развиваться не сами, а благодаря призваным нами варягами. Или если сказать по другому, то Русь обосновали СкандинавыШирокую известность «Норманская теория» получила в первой половине 18 века благодаря немецким историкам в Российской академии наук. Первый факт - это отрывок из повести временных лет. «Сказания о призвание варяг». В нем говорится, что надо «искать себе князя, который владел бы нами и судил по праву». «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы.» (В других летописях указывается, что варяги переименованы в немцев). В 862г. Для прекращения междоусобиц племена восточных славян(кривич и ильменские словене) и финно-угров(весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол. Византийские и западноевропейские источники, в которых идентифицировали русь, как шведов и норманнов. Переломный момент случился в тот момент, когда царица Ольга назвала своего сына Святославом. Примерно в то время, скандинавский народ слился со славянами. 5) Гипотезы происхождения слова “Русь”. Скандинавская теория. На данный момент является наиболее популярной. По мнению В.Я. Петрухина, народа «русь» не существовало, но были скандинавские дружины «гребцов», участников походов на гребных судах, проникавших в Восточную Европу, получившие в славянской среде название «русь». Правда, и здесь возникают определённые вопросы – если под термином «русь» не скрывался этнос, почему же в летописях он часто помещается под этносами? Ковалевский, правда, утверждает: «Первоначальное значение слова варяг — "наемник, принесший клятву верности": это название отличало наемников от руси — княжеской дружины — и распространилось в русской традиции с XI в. на всех заморских скандинавов» . Снимает ли, правда, это объяснение все проблемы – вопрос другой. В занимательной коллективной работе 1982 г. историков и археологов из разных стран был подведён определённый итог. Так, по их мнению: «Первичное значение термина, по-видимому, «войско, дружина», возможна детализация — «команда боевого корабля, гребцы» или «пешее войско, ополчение». В этом спектре значений летописному «русь» ближе всего финское ruotsi и древнеисландское roρs, руническое .Позднее, когда к началу XII в. название «русь» утратило первоначальное значение социального термина, замененного развитой и дифференцированной социальной терминологией для обозначения феодального господствующего слоя, и когда дальнейшее развитие получило государственно-территориальное понятие «Русь», «Русская земля», обозначавшее государство, возглавленное этим феодальным слоем, объединявшим «великих князей», «светлых князей» и «всякое княжье», «великих бояр», «бояр» и «мужей», от которых уже отделились купцы-гости (эта развитая феодальная иерархия отчетливо выступает уже в составе социального слоя «руси» по источникам, характеризующим ее еще в начале IX в.), при изложении «Сказания о призвании варягов» упоминание в новгородских летописях о «руси» Рюрика потребовало пояснений, что и вызвало ошибочную, этническую, интерпретацию» . Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге".От того же праславянского корня "рус" образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии. 6) Объединение главных центров формирования древнерусской государственности – Новгорода и Киева. Объединение Киева и Новгорода – крайне важное событие в период Древней Руси. Олег совершил поход на земли полян, попутно подчинил несколько племен. Обманом захватил город Киев и прозвал его «матерью городам Русским». Это был 882 г., который считается годом образования Древнерусского государства. Важно понимать, что государство не могло образоваться в одночасье, лишь только благодаря объединению Олегом таких городов как Киев и Новгород. Естественно нет. Заранее сложилось несколько предпосылок для образования государства. В данной статье мы подробнее рассмотрим предпосылки, правление Олега, образование Киева и сам поход князя Олега. При распаде Древнерусского государства в середине XII века на Руси образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь, делившихся на уделы). Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. В период раздробленности Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины частично перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь — с отдельными княжескими семьями. В Киевском княжестве бояре для ослабления накала борьбы между княжескими династиями поддерживали в ряде случаев дуумвират (соправление) князей и даже прибегали к физическому устранению пришлых князей (Юрий Долгорукий был отравлен). Киевское боярство симпатизировало власти старшей ветви потомков Мстислава Великого, но внешнее давление было слишком сильным, чтобы позиция местной знати стала определяющей в вопросе выбора князей. В Новгородской земле, которая, как и Киев, не стала вотчиной какой-либо из княжеских ветвей рода Рюриковичей, в результате антикняжеского восстания был установлен республиканский строй — князь стал приглашаться и изгоняться вечем. Во Владимиро-Суздальской земле известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина физически устранили князя-«самовластца» Андрея Боголюбского, но в ходе борьбы за власть после его смерти старое ростово-суздальское боярство было разгромлено, и личная власть владимирских князей существенно усилилась. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе (хотя упоминания о вечах и во Владимиро-Суздальской земле встречаются вплоть до XIV века). В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства. Киев стал важнейшим городом на южном участке торгового пути "из варяг в греки". Этот торговый путь, проходя через славянские земли, объединял племена, укреплял связи восточных славян с остальным миром, включая их в международную торговлю. Выгодное расположение Новгорода и Киева превратило их в два важнейших центра славянских земель. 3 вопрос: Эволюция древнерусского общества и государства в IX – XII вв Важную роль в развитии духовной культуры древнерусского общества и укреплении государства, как внутри, так и на международной арене, сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства. Князь Владимир, совершенствуя государственную систему, хорошо осознавал необходимость в объединяющей идее (религиозной или светской). Попытки объединить общество на основе реформ языческой религии в 980 г. не удались. Языческое многобожие скорее разъединяло общество, чем объединяло. У каждого был свой бог. Кроме того, сохранять языческое государство - изначально признавать более низкий уровень развития самого русского общества. От этого страдал статус государства на международной арене. Великий князь обратился к мировым религиям. Поскольку Русь находилась на пересечении нескольких религиозных потоков (христианство, ислам, иудаизм), князем были рассмотрены варианты всех религиозных конфессий. Выбор пал на православный вариант христианства, в пользу которого говорили глубокие связи с Византией, где православие являлось государственной религией, а также пышная обрядность и богослужение на славянском языке. Немаловажную роль сыграл и тот факт, что статус светского правителя в православии выше, чем в христианском католичестве. В католической Европе над всем возвышается Папа Римский. Принятие христианства явилось объединяющим, интегрирующим и цивилизирующим фактором. Принятие христианства на Руси: объединило пять этносов, несколько укладов и образов жизни, способствовало укреплению государственной власти; приобщению к византийской культуре; распространению христианской морали и нормам поведения; ускорило появление письменности, развитие ремесла; укрепило международный статус и авторитет государства; оказало решающее воздействие на формирование национального характера (кротость, смирение, покорность, терпение) и ментальность русского народа; предопределило цивилизационные отличия русского общества от европейского. В период своего формирования Киевская Русь представляла собой своеобразную раннефеодальную федерацию, состоящую из старых территорий, которые занимали племена восточных славян, и новых земель, освоенных в ходе славянской колонизации междуречья Оки и Волги. Централизация Киевского государства достигла своего апогея во времена Ярослава Мудрого (1019-1054). К этому времени в 988 г. при князе Владимире уже произошло важнейшее событие в русской истории — крещение Руси. В результате официальной религией нового государства стало православие. Социальная структура и политические институты древнерусского общества оставались неразвитыми, процессы социальной дифференциации и государственного строительства еще только разворачивались. Повседневная жизнь большинства восточных славян в созданном Киевском государстве мало изменилась по сравнению с родоплеменным периодом. Сохранялись традиции прежней «военной демократки», для которой были характерны участие всех взрослых мужчин в управлении общиной, всеобщее вооружение населения и публичное назначение военачальников. Обязательные для всех нормы утверждались народным собранием — вечем. Вече сохранилось и в условиях ранней древнерусской государственности. В какой-то степени оно ограничивало власть древнерусских князей. Государственность в Древней Руси была представлена лишь самим князем с его дружиной. Власть самого великого князя была обширной. Говоря современным языком, он был «верховным главнокомандующим» и возглавлял войско во время походов. Причиной распада Киевской Руси стала не только борьба за власть между князьями из династии Рюриковичей. Причины этого процесса имели также геополитический и геоэкономический характер. Контролировать такое достаточно обширное государство, каким была Киевская Русь, при средневековых технологиях управления и транспортных коммуникациях было сложно. Экономически Киевская Русь не была, да и не могла быть единой хозяйственной системой. К моменту распада Киевского государства на удельные княжества утратил свое прежнее значение и путь «из варяг в греки». Роль городов в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Важным элементом феодального общества был город. Точные даты основания многих русских городов неизвестны, но большинство из них в качестве крупных поселений уже существовали ко времени первого упоминания в летописи. B догосударственный период центры управления племенами именовались «градами». B города и городки постепенно превращались многие замки-крепости. Каждый город был военным центром, крепостью с укрепленными стенами и башнями. B них строились двух- и трехэтажные деревянные здания, храмы, выкладывались деревянные мостовые. Важным элементом феодального общества был город. Точные даты основания многих русских городов неизвестны, но большинство из них в качестве крупных поселений уже существовали ко времени первого упоминания в летописи. B догосударственный период центры управления племенами именовались «градами». B города и городки постепенно превращались многие замки-крепости. Каждый город был военным центром, крепостью с укрепленными стенами и башнями. B них строились двух- и трехэтажные деревянные здания, храмы, выкладывались деревянные мостовые. B Древней Руси в городах повсеместно действовало городское самоуправление. Вечевые собрания избирали десятских, сотскглх, тысяцких. Князья стремились установить над городами жесткий контроль путем назначения своих специальных представителей — посадников, воевод, так называемых «старцев градских» Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу Западной Европы. По технике и качеству изготовления эмали и тончайшего литья русские ремесленники опережали западных коллег. Русские кузнецы делали замки, которые состояли более чем из 40 деталей. Изготавливались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла. Пользовались известностью ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклодувы. Развивалось производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. B XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. Готовые местные (глиняная посуда, кожаная обувь, металлические изделия и т. д.) и привозные (ткани, украшения, вина и т. п.) изделия в силу развитости натурального, самообеспечивающегося хозяйства имели ограниченный спрос. Следует учесть и ненадежность средств сообщения. Судоходные реки далеко не полностью решали проблему создания прочных связей между различными территориями. Старейшими городами современной России являются Старая Ладога (753), Великий Новгород (859), Смоленск (862), Ростов Великий (862), Рязань (1095). Перед монгольским нашествием в Древней Руси насчитывали до 300 городов. Bo всех русских землях перед монгольским нашествием жило, по утверждению некоторых авторов, до 12 млн человек. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства в период раздробленности. В результате политической дезинтеграции на территории Древней Руси сложилось несколько геополитических и субкультурных регионов. Каждый из них реализовывал свою цивилизационную модель развития. Русский историк М. К. Любавский обратил внимание еще на одни аспект этой проблемы — географическое разобщение русского населения, произошедшее к концу XII в., и вызванное им разобщение его политических и экономических интересов. Княжеские усобицы и половецкие вторжения привели к массовой миграции населения из Приднепровья на северо-восток — в Суздальскую землю. Часть населения уходила на запад — в Волынскую и особенно Галицкую земли. И если раньше у всего восточного славянства были настоятельные жизненные интересы, заставлявшие его держаться в единении под властью киевского князя (главным из этих интересов была охрана водного пути «из варяг в греки»), то к концу XII в. их уже не существовало. Одновременно произошло разобщение политических и экономических интересов. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Феодальная система основывалась на преобладании аграрного сектора экономики и формировалась на следующих принципах: 1) господство крупной земельной собственности феодалов. Феодальная система основывалась на преобладании аграрного сектора экономики и формировалась на следующих принципах: 1) господство крупной земельной собственности феодалов; 2) непосредственный производитель - крестьянин ведет самостоятельное индивидуальное хозяйство на земле, полученной от феодала во временное или наследственное пользование; 3) внеэкономическое принуждение, которое является формой зависимости крестьянина от феодала; 4) рентные отношения - крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей в натуральной (барщина, оброк) или в денежной форме; 5) сословное неполноправие крестьян (судебная, поземельная, личная зависимость); 6) господство натурального хозяйства и мелкого производства; 7) примитивный уровень техники, применяемой в производстве; 8) сословный характер общества; 9) иерархическая структура феодального сословия. Феодальная система в Западной Европе прошла в своем развитии три этапа: 1) V-IX вв. - эпоха генезиса и развития феодализма, время образования крупной земельной собственности, превращения свободных земледельцев в зависимых крестьян, установления вассально-ленных отношений. Bo всех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой. B русских землях становление социально-экономических отношений, присущих для феодального общества, имело свои особенности. Давление со стороны князя, его администрации имело определенные пределы. B стране было много свободных земель. Столетиями сохранялась возможность сняться с прежнего места и обосноваться на 50-100 верст севернее или восточнее. Ha новом месте за несколько дней можно было поставить дом, за несколько месяцев расчистить участок под пашню. Такая возможность многие десятилетия согревала душу русского человека. Колонизация свободных территорий, их хозяйственное освоение происходили почти непрерывно. От набегов кочевников спасались в ближайшем лесу. Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно. 4 вопрос: Международные связи древнерусских земель. В IX—XII вв. Русь являлась одним из крупнейших государств и рассматривалась другими странами в качестве равноправного партнёра. Она была одним из важнейших посредников в торговле между странами Европы и странами Востока, во многом благодаря наличию торгового пути «из варяг в греки». Древнерусское государство, несмотря на ряд особенностей, во многом было схоже по своему устройству с другими европейскими державами. Договоры. Результатом походов князей Олега, Игоря и Святослава на Византию стал ряд договоров (911, 944, 971 гг.). Византия была согласна практически на любые условия русских князей ради установления мирных отношений. Например, русским купцам в Константинополе были предоставлены различные льготы. Солдаты и купцы. Русские дружинники участвовали в войнах Византии (походы в Южную Италию и Сицилию, Первый и Второй крестовые походы). Русские купцы были известны не только в Константинополе, но и на всей территории империи. Христианство. Значительным аргументом в улучшении взаимоотношений двух государств послужило принятие на Руси христианства в 988 г. Царьград (Константинополь) являлся для Руси своеобразным духовным и религиозным центром. Древнерусское государство играло ключевую роль в европейской торговле. Внешняя торговля являлась важной составляющей экономики древнерусских княжеств вплоть до татарского нашествия. По территории государства проходили Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки», которые долгое время обеспечивали торговую связь между странами Европы и Востоком. Купцы из Северной Европы добирались до Каспийского моря, переплывали на южный берег и двигались дальше — в Среднюю Азию, Индию и т. д. Для Руси наиболее выгодной была торговля со странами Востока, в ходе которой проводилась покупка пряностей, шёлка, парчи, драгоценностей и многого другого. Считается, что только из Средней Азии в X в. на Русь и в Северную Европу ежегодно привозили более 1 млн серебряных монет. Племена восточных славян имели множество народов соседей, проживающих в непосредственной близости от территории славянских племен. Соседство одних народов с другими имеет большое значение в истории. Народы постоянно контактируют друг с другом, перенимая какой-то соседский опыт. Нередко случаются и конфликты, на религиозной или иной почве. Соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. так же шел процесс образования государственности. Наши предки соседствовали с предками теперешних балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги и другие народы. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, чудь, карелы. Это, все были мирные народы, которые дружили со славянскими племенными союзами. Не складывались отношения у славян с варягами, которые промышляли всяческим разбоем. Не сложились отношения у славян с соседствующим Хазарским каганатом. Это было мощное государство, совершавшие постоянные грабительские набеги на Русь. Соседство восточных славян с Великой степью не раз угрожало самому существованию славянства. Набеги кочевников были не редкими и разорительными. Киммерийцы, скифы, гунны, авары, хазары не раз совершали набеги на Русь. Такие соседи славян, заставили наших предков приминать решительные меры. Племена Восточных славян объединялись для совместной обороны, и вскоре образовали свою государственность. Роль Руси в международной торговле. На рубеже I и II тысячелетий Древняя Русь стала играть ключевую роль в системе международных экономических взаимосвязей на пространствах восточной и северной Европы, в Причерноморье и в волжском бассейне. Через её территорию проходили основные торговые пути между северными странами Европы и Византией, между прибалтийским и каспийским регионами, между степными восточными племенами и Западной Европой. Хотя в эпоху раннего феодализма повсеместно господствовал натуральный уклад, но хозяйственное освоение огромных пространств способствовало развитию международной торговли на основе географического разделения труда. Римское мировое господство, византийское великодержавие, Великое переселение народов, арабские и норманнские завоевания – все эти исторические явления и процессы вели к расширению масштабов и кругозора мировосприятия, стимулировали международные контакты, в том числе и торговые взаимосвязи. По мере развития хозяйственной системы Древней Руси, наряду с функциями посредничества в международной торговле, возрастает значение реализации на внешних рынках продуктов собственного производства. К их числу традиционно относились меха, мед, воск, а в связи с ростом городов - и изделия ремесла. По развитию городов и городского ремесла Древняя Русь на рубеже тысячелетий ощутимо опережала Западную Европу; в технике производства оружия и украшений это опережение составляло не менее 50-70 лет. В то же время, византийская экономика находилась на более высоком уровне развития, поэтому импортную продукцию из этого государства, в основном, представляли готовые изделия. В известном летописном перечне товаров из разных стран, которые, по замыслу Святослава, должны были сходиться на рынках новой дунайской столицы Руси, из византийских товаров упоминались шелк, золото и утварь, из венгерских и чешских - скакуны и серебро. О масштабах и географии международной торговли Древней Руси свидетельствует значительное количество византийских, арабских и других монет, а также многообразных изделий иноземного производства, обнаруживаемых археологами не только в Киеве и Новгороде – наиболее крупных торговых и политических центрах, - но и во многих других городах и регионах, уже в эту эпоху начинавших включаться в систему международных экономических отношений. Основные вехи внешней политики киевских князей IX – начала XII в. Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян. Русско-византийские отношения IX—XI вв.— это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь. Менее удачным был поход Игоря. Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями. Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит, однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься, поскольку, победив Византию. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. 5 вопрос. Культура Древней Руси: между Западом и Востоком. Особенности культуры России во многом были определены ее геополитическим положением: срединным положением между западом и Востоком; пространственными характеристиками «расстояния» и «простора» как атрибутами русской ментальности; проблемой «культурного отставания» России в Средние века. Известный русский философ Н. А. Бердяев отмечал, что в России сталкиваются два потока мировой истории - Запад и Восток. Русская культура не может считаться чисто европейской или чисто азиатской: в ней всегда боролись два начала - восточное и западное. В разные периоды своего развития русская культура заимствовала обычаи и традиции разных народов: языческие божества скандинавских народов; византийское христианство (православие); французский язык и идеи просвещения; язык и обычаи английского дворянства. Культура России - это культура русского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII - XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и собственно русской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмысления определяющей является мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии среди культур других европейских народов. Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, пытаясь вникнуть и объяснить причудливые узоры политической истории страны и народа, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме «Восток-Запад». Как бы при этом ни понимались исходные понятия - элементы этой классической схемы. Россию считают принадлежащей либо Западу, либо Востоку, либо имеющей собственную специфику, а потому и не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком. В противоположность западникам, старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они идеализируют историко-культурное прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что история и культура России развивались, и будут развиваться по своему собственному пути, совершенно отличному от пути западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних проблем в соответствии с общехристианскими принципами. Вся история изучения восточнославянского язычества выстроена вокруг проблемы нехватки источников. В историографии есть огромные труды, выстраивающие систему славянских верований в нечто цельное, более того, некоторые авторы достраивают фольклор без явных на то оснований, в чем, к примеру, критики обвиняли Афанасьева или Рыбакова. Сложность в том, что каждый из таких трудов – результат сопоставления колоссального количества косвенного материала на базе некой теоретической модели. Нередко при устаревании такой модели, устаревает и интерпретация материала. По этой причине сегодня про многих славянских божеств исследователи в насмешку говорят: «Кабинетные боги», указывая на их искусственную реконструкцию и потенциальную историческую недостоверностьмассы клюют на всевозможные грубые подделки, наподобие «Книги Велеса» и «Славяно-арийских Вед». Христианизация и проблемы взаимодействия новых культурных приобретений с языческой традицией. Принятие христианства и приобщение Древней Руси к западноевропейской книжной культуре не могло не породить проблемы взаимодействия языческой традиции и новых культурных приобретений. Следы влияния соседних народов на духовную и материальную культуру Древней Руси. Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме. Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка. Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п. Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали. Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время - меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей - бархатной, простолюдин носил овчинный кожух, а княжеский шился из соболя или другого дорогого меха. Привилегией князей были длинные, до пят, плащи (корзно). |