Главная страница
Навигация по странице:

  • Философская антропология изучает

  • Аврелий Августин) Среди русских религиозных философов особое место принадлежит В.С. Соловьеву(1853-1900)

  • Н.А. Бердяев(1874-1948)

  • Ч. Дарвина(1809-1882)

  • Зигмунда Фрейда (1856-1939)

  • Социа́льная

  • Экзистенциальная антропология

  • Серен Кьеркегор (1813 - 1855)

  • 26.03. ДР - 31философская антропология. Тема 4 Философская антропология как научная дисциплина. Права и обязанности гражданина рф теоретический материал


    Скачать 28.96 Kb.
    НазваниеТема 4 Философская антропология как научная дисциплина. Права и обязанности гражданина рф теоретический материал
    Дата31.03.2020
    Размер28.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла26.03. ДР - 31философская антропология.docx
    ТипДокументы
    #114250

    Тема 3.4.1.Философская антропология как научная дисциплина. Права и обязанности гражданина РФ

    Теоретический материал
    Философская антропология как область философского знания сформировалась в XVIII веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но своего расцвета эта область философского знания достигла в ХХ столетии. Именно в это время появляется целый ряд философских течений, центром внимания которых становится проблема человека (экзистенциализм, фрейдизм, философская антропология, герменевтика и др.). Во-первых, этим термином обозначается раздел философии, посвященный анализу проблемы человека, его сущности и существования. Во-вторых, философская антропология – это имя особого течения философской мысли, возникшего в 20-х годах ХХ в. в Германии, основателем которого явился М. Шелер (1874-1928), который в своей работе «Положение человека в Космосе»(1928) изложил программу развития философско-антропологического знания, синтезирующего и обобщающего знания о человеке, полученного из всевозможных источников. В-третьих, термин « философская антропология» используется для обозначения методологической установки, когда человек рассматривается как исходный и конечный пункт философствования. Впервые такую установку как методологический принцип, получивший название «антропологический принцип в философии» сформулировал и использовал немецкий философ Л. Фейербах.

    Понятие «философская антропология» необходимо отличать от понятия «философия человека». Философия человека имеет более длительную историю, начиная с Сократа. Философская антропология является закономерным этапом развития философии человека - этапом ее систематизации и типизации.

    Философская антропология изучает:

    - философская антропология ставит проблему сущности человека, независимо от конкретной исторической фазы развития общества, от конкретных обстоятельств жизни конкретного человека.

    - философская антропология выводит нас на понимание сложности и противоречивости человека. Поэтому важнейшая задача философской антропологии состоит в том, чтобы дать целостное представление о человеке как единстве всех его проявлений.

    Таким образом, философская антропология изучает человека как особый род сущего, выявляя диалектику сущности и существования человека, его место в мире (его отношения с природой, обществом и самим собой), его предназначение и смысл жизни.

    Ключевой вопрос философской - о сущности человека, который и служит водоразделом между многочисленными антропологическими учениями. С точки зрения этого вопроса можно выделить четыре основных типа философско-антропологических учений:

    - религиозно-идеалистическую антропологию;

    - натуралистическую антропологию;

    - социальную антропологию;

    - экзистенциальную антропологию.

    Религиозно-идеалистическая антропология.


    Религиозно-идеалистическая антропология рассматривает человека как продукт божественного творения.

    При этом человек изначально обладает двойственной природой, он представляет собой единство души и тела, но тело человека создано из праха земного, а его душа имеет божественное происхождение, так как бог вдохнул в него душу и поделился искрой божественного разума. Кроме того, человек был задуман и сотворен богом по его образу и подобию.

    В силу своей двойственности человек - существо слабое, зависимое от Бога, так как только в нем находит силу и опору в противостоянии греху.

    В силу своей двойственности человек понимается как единство противоположных качеств: добродетелей и пороков. К добродетелям относятся: вера, воздержание, любовь, простота, невинность, скромность и др., к порокам – тщеславие, зависть, лень, чревоугодие, гнев, блуд и др.

    Бог не признает никаких других различий между людьми, кроме различий между праведниками и грешниками. Кроме того, в религиозно-идеалистической антропологии заостряется проблема ответственности человека за совершенный грех не просто перед людьми, но перед Богом. Никто из согрешивших не уйдет от божьей кары (идея страшного суда).

    Средневековая философия утверждает новый вид любви – любовь к Богу. Бог есть любовь. Он причина всякого блага и любви. ( Аврелий Августин)

    Среди русских религиозных философов особое место принадлежит В.С. Соловьеву(1853-1900), обосновавшему «метафизику всеедин­ства». Соловьев видит в человеке наличие трех элементов: божественного, материального и собственно человеческого. Но его средоточием, центром является дух. Сущность человека - в бытии духа, который рассматривается как субстанциональная основа человека. Цель и смысл человеческой жизни состоит в созидании добра.

    Выдающийся русский религиозный философ Н.А. Бердяев(1874-1948) писал, что «проблема человека совершенно не разрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу». По мнению Бердяева, христианская антропология, как разновидность религиозной антропологии, включает в себя три основныхидеи:

    1.Человек есть существо сотворенное Богом и носящее в себе образ божий;

    2.Человек - существо свободное и в своей свободе отпавшее от Бога;

    3. Как существо падшее и греховное, человек получает об Бога благодать, возрождающую и спасающую.

    Таким образом, в религиозной антропологии человек понимается как существо двойственное, противоречивое - способное к добру и злу, свободное и рабское, возвышенное и низменное, сильное и слабое, упавшее с высоты и сохранившее память о небесном.

    3.Натуралистическая антропология


    Бурное развитие натуралистической антропологии начинается с середины Х1Х века. Большое влияние на ее формирование и развитие оказало эволюционное учение Ч. Дарвина(1809-1882): человек - это продукт длительной эволюции природы, он произошел от обезьяны на основе действия естественного и полового отбора.

    Немецкий философ Л. Фейербах рассматривал человека не только как конечную цель, но и исходный пункт философствования: сущность человека включает в себя несколько компонентов, но при этом приоритет отдается человеческому телу, что и дает основание отнести Л. Фейербаха к приверженцам натуралистической антропологии. «Тело входит в мою сущность», - писал философ: «Тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность».

    От природы человек наделен чувственными потребностями, среди которых важнейшую роль играет половая потребность. Именно половое различие, половая потребность, порождающие половую любовь, стремление к единству Я и Ты, мужчины и женщины, вызывают необходимость в общении и, в конечном счете, являются основой всех общественных связей.

    Поэтому не случайно вторым важнейшим компонентом сущности человека Фейербах рассматривает человеческое общение.

    Третьим компонентом сущности человека Фейербах считает его духовную деятельность, мышление, волю, чувства и т. д. При этом он доказывает, что сознание в строгом смысле есть только у человека, оно отлично от психической деятельности животного. Основа социального общения - в биологических особенностях человеческой телесности. Главное различие между человеком и животным Фейербах видел лишь в том, что функции человека одухотворены, тогда как функции животных носят бессознательный характер.

    Зигмунда Фрейда (1856-1939): роль бессознательных влечений в регуляции психической деятельности и поведения чело­века,определил их место в структуре психики, показал ее расщепленность и конфликтность, развил идею "репрессивности" культуры и общества по отношению к природе человека.

    В созданной им модели внутренней структуры личности, Фрейд указал на иерархичность и функциональную специфичность составляющих ее элементов.

    Наиболее глубинный слой - "Оно", представляет собой совокупность бессозна­тельных влечений, в основе действия которых лежит "принцип удо­вольствия".

    Второй слой - "Я", это сфера сознания, подчиняющаяся "принципу реальности". "Я" находится в конфликтном отношении с "Оно", стремясь подчинить его требованиям общества, культуры.

    Тре­тий слой - "Сверх-Я" – усвоенные личностью требования культуры, ее нормы и ценности. Это своего рода критическая инстанция, выполняющая роль моральной цензуры, совести, формирующая чувство вины, ответствен­ности.

    Среди всех бессознательных влечений человека особое значение Фрейд придавал сексуальному инстинкту (Эрос) и инстинкту агрессии, разрушения (Танатос). Опираясь на разработанную им теорию сублимации, он рас­сматривает их как конечную причину социальных явлений, художест­венного творчества, войн, всей человеческой истории. Фрейд считал, что сущность человека, его самость образуется скрытым от внешнего мира "Оно", т.е. бессознательным. В этом проявляется неправомерная абсолютизация роли биологического в социальных процессах.

    Скиннер(1904-1990) утверждал, что генетически предопределены не только умственные способности, интеллект, но и нравственные качества, склонность к альтруизму или эгоизму.

    Отдельные представители социобиологии- современного течения западной философии (Вилсон, Рьюз), высказывают идею о существовании особого "культур-гена", ответственного за уровень культурного развития, который может присутствовать или отсутствовать в генотипе отдельного че­ловека, нации или народности. Особое значение придается познавательной способности, которая, с точки зрения данной теории, обладает врожденным характером и в силу этого - постоянным объемом, поэтому роль воспитания и образования в ее изменении оценивается невысоко. Более того, с позиций биологического детерминизма и другие социокультурные образования (государство, общественные ин­ституты, войны и т.д.) рассматриваются как результат действия инстинктов человека.

    Социа́льная антрополо́гия — тоже что культурная антропология или направление антропологии, исследующее человека и человеческие сообщества с акцентом на социальную организацию.

    Экзистенциальная антропология рассматривает человека как порождение своей собственной духовной активности, как самопроектирование и реализацию своего собственного проекта.

    Она сформировалась в рамках экзистенциализма, философского течения, возникшего во Франции и Германии в 20-х годах XX столетия, поставившего в центр внимания уникальность человеческого бытия и невозможность выразить ее на языке научных понятий.

    Предтечей экзистенциализма явился датский философ-мистик Серен Кьеркегор (1813 - 1855): утверждал, что бытие не тождественно мышлению, экзистенция - это то, что всегда ускользает от описания посредством абстрактных понятий. Он сделал вывод о неприменимости научного метода к самопознанию человека.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1.ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ (я начну, а вы закончите

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

    Историческая эпоха

    Ведущий принцип

    Основное положение

    Древний мир

    космоцентризм

    Человек растворяется в природе, является её частью

    Средневековье







    Возрождение







    Новое время







    XIX – XX вв.








    2. Когда зарождается философская антропология как наука?

    3. Кто автор работ «Человек и история», «Положение человека в Космосе»?

    4. Кто автор названной идеиЧеловеческое существование должно подчиняться априорному закону любви – порядку любви (ordo amoris)”?

    5.Какому мыслителю принадлежит следующая идея: Теоретическое положение, что животное, обладая чистой чувственностью, всегда реагирует только на стимулы, принадлежит мыслителю?




    написать администратору сайта