лекция1. Тема 4
Скачать 350.82 Kb.
|
Искусство бизнес-презентации Тема 4. Технология подготовки бизнес- презентации: подготовка спикера Цели изучения темы: – ознакомление с технологией подготовки спикера. Задачи изучения темы: Освоить основные инструменты оратора. Изучить методы и приемы управления внутренним состоянием спикера. Изучить особенности работы с дистанцией и пространством во время бизнес-презентации. Изучить особенности внешнего вида спикера. В результате изучения данной темы Вы будете знать: Основные инструменты оратора: голос и эмоции. Правильную артикуляцию для создания положительного образа выступающего. Приемы управления страхом и волнением во время выступления. Особенности внешнего вида оратора. Уметь: управлять собственным голосом во время бизнес- презентации; понимать причину собственного страха во время выступления; работать с дистанцией и пространством во время публичного выступления; создавать определенный образ выступающего благодаря внешнему виду. 2 Учебные вопросы темы: Инструментарий презентатора. Управление внутренним состоянием. Работа с дистанцией и пространством. Внешний вид. Обратите внимание! В любой бизнес-презентации огромную роль играет личность выступающего. Оратору важно уметь показать собственную заинтересованность и уверенность в правильности идеи, проявить энтузиазм, чтобы заинтересовать и увлечь инвестора, партнера или клиента. Аудитория оценивает говорящего в течении первой минуты и формирует свое впечатление под влиянием невербальных сигналов. Только после этого люди готовы слушать и доверять или не доверять словам говорящего, который посылает сигналы с помощью внешности, поз, мимики, голоса, одежды, которые влияют на эффективность бизнес- презентации не меньше самого содержания. Вопрос 1. Инструментарий оратора: голос и эмоции Голос, являясь инструментом общения с другими людьми, посылает сигналы аудитории, которые могут быть как негативными, так и позитивными. Высота голоса, громкость, тембр, темп речи, дефекты речи, эмоциональность и управляемость представляют собой набор паралингвистических средств работы, которые позволяют влиять на слушателей. Высота голоса – частота звуковых волн, которые производит человек. Низкий голос звучит более уверенно, чем высокий и производит благоприятное впечатление на аудиторию. Несмотря на то, что высота голоса связана с физиологическими особенностями организма, с помощью специальных упражнений возможно влиять на характеристики голоса. Так как некоторые телесные процессы и эмоциональные состояния формируются нашей психикой, а следовательно, поддаются сознательному управлению. Например, есть данные, что женщины намеренно понижают свой голоса, чтобы быть более конкурентоспособными в современном коммерческом мире. Принято считать, что мужской (низкий голос) внушает слушателям уверенность в компетентности говорящего, вызывает большее доверие и уважение слушателей, чем высокий голос, присущий женщинам. Особенно это заметно в профессиях диктора на радио и телевидении. 3 «Мир развивается, но не торопится избавляться от клише и стереотипов. Они тоже меняются, но, тем не менее, остаются и довлеют над большинством из нас. Сегодня женщины, чьи голоса больше схожи с мужскими, выигрывают в статусе, мужчины же, наоборот, рискуют быть осмеянными». Освоив техники управления высотой голоса, экспериментируйте с ним во время репетиций. Это поможет усилить эффективность речи. Опытный оратор способен громкостью голоса удерживать внимание аудитории. Считается, что громкий голос выступающего воспринимается как более авторитетный. Однако тихий голос может создавать интригу, привлекать внимание к определенным моментам бизнес-презентации. К признанным авторитетам в своей области люди прислушиваются, особенно, если те говорят шёпотом. Но, чтобы достичь такого высокого уровня, во время первых выступлений следует быть готовым говорить уверенно и громко, даже при использовании микрофона. Артикуляция – скоординированные действия речевых органов при произнесении звуков (от лат. articulo – членораздельно произношу). Для точного произнесения каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и речедвигательного контроля. Именно он отвечает за правильность произношения, посредством обратной связи. Хорошо развитый фонетико-фонематический слух или, напротив, его недоразвитие, затрудняет овладение правильной артикуляцией, при которой происходит четкое расчленение звуков, которые может различать человек. Проведенное исследование показало, что по ряду причин, человек не замечает у себя не правильную артикуляцию. Более того, он уверен, что трудности, возникающие во взаимопонимании с другими, являются следствием неправильных действий других и их проблем со слухом. Важность правильной артикуляции для создания положительного образа у выступающего заключается в том, что ясное и четкое произнесение слов, звуков, окончаний и частиц, свидетельствует о внутренней дисциплине говорящего, осознанности, сформированной жизненной позиции. В то время, как неясная и нечеткая речь воспринимается слушателями как недостаток критичности у выступающего к себе, его неуверенности, недостатке внимания к деталям. Искажение звуков не согласуется с имиджем успешного человека. Понятия «артикуляция» и «дикция» тесно связаны между собой. Постановка дикции взрослого человека процесс более сложный, по сравнению с детьми. Это связано с тем, что в процессе жизни человек привык к определенному звучанию слов, поэтому приходится менять не только произношение, но и полное восприятие звуков. Наиболее 4 эффективным способом для этого является артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционные упражнения. Также необходима тренировка дыхания, ведь оно напрямую воздействует на всю организацию звукообразования. Правильное дыхание производится, когда расслаблены плечи, корпус не наклоняется вперед или назад; используется нижняя часть живота, чтобы расширить грудную клетку, тем самым наполняя легкие воздухом. Если же дыхание выполняется только в верхней области легких, то для правильного выдоха воздуха будет недостаточно. Это приводит к сужению горла, которое блокирует здоровое звукообразование. Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение и замедление. Темп может быть измерен двумя способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука (слога). Темп речи может меняться говорящим сознательно, для выделения важной части информации или неосознанно под действием внешних и внутренних факторов: эмоционального настроя, жизненной ситуации и т.д. От темпа зависит внимание аудитории. Слишком быстрый темп, не дает слушателям сделать правильные выводы. Это является положительным фактором в рекламе, но не всегда применимо в общении, так как другой человек может начать отвергать информацию, не понимая и не осознавая ее важности для себя. Излишне медленная речь утомляет слушателей. Она уместна при беседе не с носителями языка, так им легче воспринимать иностранные слова. Стоит отметить, что ровный и спокойный темп речи в процессе выступления создает образ говорящего, как уравновешенного человека, постоянного в своих мыслях и поступках. Неравномерный темп воспринимается как недостаток характера, свойственного людям с низким уровнем самоконтроля. Темпом можно сознательно и произвольно управлять. В речи человека может реализоваться и быстрый, и медленный темп, это называется "игра темпа". При этом скорость говорения становится средством, которое придаёт выразительность речи и позволяет удерживать внимание слушателя долгое время. Самые эффективные способы замедления речи – правильная расстановка пауз, скороговорки, использование невербальных способов общения (мимики, жестов, интонации). Интонацию можно считать одним из ведущих инструментов оратора. Она делает его речь выразительной, эмоциональной и логически осмысленной. Интонация не зависит от содержания речи, но накладывает эмоциональный отпечаток на любой произносимый текст. 5 Варьирование разных элементов звучания голоса не позволяет речи стать монотонной, и потерять контакт со слушателями. В идеале, во время выступления, темп говорящего должен ускоряться и замедляться, становится то низким, то высоким; то громким, то тихим, раскрывая весь спектр эмоций. Для подчеркивания определенных идей, важных моментов темп замедляется. При переходе к новой идее делается пауза. Понижая громкость голоса, создается атмосфера таинственности и секретности информации. Эмоциональная связь с аудиторией важна не меньше, чем красивая речь. Если оратор не подчеркивает эмоции голосом, он лишается важного эмоционального канала для воздействия на слушателей. Способов вызвать эмоциональный отклик несколько: 1. Подобрать слова, которые несут эмоциональный посыл. Например: унылое утро, приятный вечер. 2. Использовать фигуры речи, образы, вызывая эмоции, которые аудитория испытывала в прошлом. Например: холодный моросящий дождь, теплое весеннее солнце. 3. Рассказать историю, которая подчеркнет основную мысль, вызовет эмоциональный отклик и запомнится ярче, чем само выступление. 4. Вставлять юмор, целью которого будет удивить, повысить настроение. 5. Управлять своим эмоциональным состоянием, чтобы не допустить ситуации, при которой страх или паника передастся слушателям. Вопрос 2. Управление внутренним состоянием Страх и волнение негативное влияют на голос. Чтобы говорить красиво и убедительно, необходимо чувствовать себя спокойно и уверенно, а это не так просто. Почти все ораторы, выходя на сцену, испытывают волнение. Поэтому некорректно говорить о том, что сделать чтобы не бояться. Даже у опытного выступающего остается небольшая тревога перед выступлением, даже при условии, что он часто говорит на публике, хорошо и долго готовится и знает, что аудитория в прошлый раз была к нему благосклонна. Единственное, что можно сделать – это снизить градус напряжения так, чтобы подступающая паника не испортила выступление, заблокировав мышцы, и повлияла на дыхание и звучание голоса. Состояние организма можно контролировать, используя различные упражнения, рекомендации, а также самонастройки перед выходом на сцену. Нервная и эндокринная системы тесно связаны. Они влияют на весь процесс физиологии организма человека, поэтому, когда люди испытывают страх, у них учащается дыхание, напрягаются мышцы. Но, если установить контроль над дыханием и телом, стабилизируется 6 эмоциональное состояние. Правильное дыхание не только успокаивает, но и влияет на темп речи, делает голос более глубоким. Чтобы успокоиться перед выступлением, рекомендуется сесть в удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на ощущениях в теле, отследить напряжение мышц, мысленно двигаясь сверху вниз (лицо, шея, плечи, руки, живот, ягодицы, ноги). Глубокое дыхание в течении пяти минут поможет направить внимание на нужную часть тела и добиться её расслабления. При излишнем перевозбуждении следует действовать наоборот, в течении 5 минут ходить, приседать, отжиматься, выполнять махи руками. Управлять можно своим поведение, но без определенного эмоционального состояния это может вызвать внутреннее сопротивление. Управление эмоциональной сферой – сложный процесс, так как эмоции – это следствие мыслей. Поэтому вначале человек определяет для себя долгосрочные цели. Чего он хочет добиться в перспективе? Затем вспоминает цель самой презентации, концентрация на которой поможет сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на другие сильные эмоции, при которых сложно думать и осознавать происходящее. Возможно задействование ситуаций из прошлого, которые в психологии называют метод визуализации. Его смысл заключается в том, что человек вспоминает ситуацию, в которой действовал решительно и смело, был спокоен, ощущал прилив сил. Мысленно воссоздав эту ситуацию с мельчайшими подробностями, сосредоточившись на том, что при этом думал, чувствовал, слышал в тот момент, человек становится более эмоционально уравновешенным. Так же действует, если смоделировать в воображении тот результат, которого хочется достичь: определённых людей рядом, события, условия для жизни и работы. Еще одним приёмом из области психологии является создание своего идеального образа по образцу. Для этого представляется человек, который уверен в себе, и вживаясь в его состояние, моделируя ситуации, в которых он думает, действует в сложных ситуациях. Внимание концентрируется на образе, а не на собственных переживаниях и поддается наилучшему контролю. Невозможно избавиться от страха публичных выступлений без постоянной практики. Любое мероприятие, на котором нужно говорить помогает привыкнуть к вниманию со стороны, снимает напряжение, убирает страх провала. В качестве примера хорошо подходит отрывок интервью с бизнес-тренером и оратором Радиславом Гандапасом: 7 Executive.ru: «А если волнуешься просто потому, что выступаешь редко или впервые? Как в этом случае преодолеть панику»? Р.Г.: «Будете ли вы волноваться, если окажетесь в кабине пилота летящего самолета?» – часто спрашиваю я участников тренинга. Естественно все отвечают утвердительно. «Будет ли волноваться капитан с двадцатилетилетним стажем?» – снова спрашиваю я. Нет. А в чем разница? У него есть школа и опыт. В любой деятельности есть три фактора, определяющие ее успешность: генетика, школа и опыт. Генетика – биологическое наследие, полученное от родителей и сформировавшееся в течение жизни. Школа и опыт помогают его преодолеть. Любой может стать таким пилотом, если будет старательно учиться в правильном месте и постоянно практиковаться в своем деле, в том числе избегать внештатных ситуаций – не вышло шасси, нелетная погода, сильный боковой ветер и так далее. Постоянно решая такие задачи, капитан сидит за штурвалом так же расслабленно, как и вы за рулем автомобиля. С публичными выступлениями та же история. Тот, кто выступает редко, волнуется гораздо больше, чем спикер, за плечами которого масса появлений на публике и большой опыт преодоления внештатных ситуаций – возникновения острых неудобных вопросов, агрессивного выпада слушателя, внезапного и существенного сокращения времени выступления. Три дня назад со мной произошел именно такой случай. Мне заменили тему, когда я уже вышел на сцену! Всякое, конечно, бывало за двадцать лет, но особенность этого происшествия была в том, что я должен был произносить речь на английском языке! Представьте, я подготовил выступление, что-то даже заучил, и прямо на выходе на сцену меня просят поменять суть послания. Пришлось экспромтом на английском выступать перед аудиторией CSP – Certified Speaking Professional – высочайшего уровня квалификации мастерства публичной речи». Executive.ru: «С трудом верится, что даже в такой ситуации вы не потеряли самообладания». Р.Г.: «Конечно, потерял, но не подал виду. Когда я испугался и осознал, насколько ответственной была ситуация – выступление уже закончилось и звучали аплодисменты. Я выступаю профессионально уже много лет. И, конечно, в непредвиденных ситуациях нужные механизмы – активации, мобилизации, креативность включаются автоматически. Из глубин, чердаков и подвалов памяти каким-то образом появились английские слова из программы седьмого класса, которых я и помнить-то уже забыл. Конечно, в речи были неточности и ошибки, но суть была передана верно, тема вызвала интерес и меня 8 пригласили выступить повторно через год с этим же, но более развернутым докладом». Executive.ru: «Наверняка, самое большое количество шишек вы собрали в начале карьеры». Р.Г.: «Поначалу таких случаев действительно было немало. Однажды у Владимира Жириновского спросили, насколько сильно он волнуется, получая острые выпады оппонентов в ходе митингов или телевизионных шоу. Он ответил, что за всю его политическую карьеру он увидел и услышал уже все, что можно, и поэтому уже вряд ли что- то способно вывести его из себя. Со мной примерно такая же ситуация. Поэтому я знаю, как отвечать на тот или ной вопрос, как реагировать на внезапные изменения обстоятельств. Трудно представить, что сегодня сможет ввести меня в ступор или озадачить. Тем не менее, после каждого такого инцидента следует проводить разбор полетов, чтобы в будущем выработать оптимальную и наиболее эффективную реакцию. В следующий раз это обеспечит не автоматизм реакции, а внедрение продуманной и предусмотренной модели реагирования. Вы будете спокойнее и циничнее в хорошем смысле этого слова». Нужно отметить, что страх присутствует и у ораторов с мировым именем и многолетним опытом выступлений, поэтому начинающему специалисту следует задуматься, чего он боится на самом деле, озвучить свои ощущения, отыскать истинную причину. Какие ощущения возникают, если предстоит выступать перед большой аудиторией, что именно неприятно, вызывает дискомфорт. Самыми частыми причинами страха являются: внимание малознакомых людей; страх ошибки; боязнь унижения (что все будут смеяться); страх не уложиться в отведённое время. Для понимания природы страха, снятия тревоги нужно ответить на вопрос: что самое страшное может случиться во время выступления. Самые частыми вариантами являются: «Надо мной будут смеяться»; «Мне не дадут желаемого»; «Я буду чувствовать себя неудачником». Представьте самые ужасные последствия, а затем способы их решения, которые будут запасным вариантом действия в случае неудачи. Уменьшить страх перед выступлением помогает хорошая подготовка и снижение требований к себе. Разрешая допустить себе небольшие ошибки, оратор убирает как минимум одну из причин 9 тревоги. Слушатели редко замечают мелкие запинки, паузы или ошибки словоупотребления. Опытные ораторы намеренно их совершают, используя это как прием снятия напряжения и установления контакта с аудиторией (роняют папку с докладом или выводят не тот слайд презентации, тут же обращают на это внимание и с улыбкой исправляют). Часто в литературе можно встретить метод концентрации на одном человеке в зале, который вам нравится. он может быть знакомым или просто приятным. Нужно представить, что выступление только для него и адресовать ему вопросы и высказывания. При выходе на сцену следует вначале сделать небольшую паузу, сделать 2-3 вздоха через нос, выровнить дыхание. Пауза позволяет сконцентрировать внимание на дельнейшем восприятии бизнес- презентации. Во время выступления рекомендуется не опускать руки ниже груди. Жестикулируйте, ходите по сцене это уберет скованность и прибавит уверенности. Вопрос 3. Работа с дистанцией и пространством Управлять своим эмоциональным состоянием, вниманием аудитории, расставлять акценты возможно благодаря навыкам работы с дистанцией и пространством, то есть передвижением в течение выступления. Основное из правил – это соблюдение дистанции между оратором и зрителями. Пространство несет смысловую нагрузку, так же как жесты и внешний вид. Стремясь подчинить себе окружающее пространство, человек воспринимает себя и других определенным образом. В любых коммуникациях рассматривают 4 зоны приближения к собеседнику. Данные зоны условны, зависят от каждого конкретного человека и объясняются уровнем необходимой безопасности, нужной в зависимости от обстоятельств. 1) Открытая или публичная зона – от 2 метров и более относительно собеседника. Это зона при взаимодействии с большим количеством незнакомых людей. На уровне инстинктов человек понимает опасность толпы и старается держаться на расстоянии, чтобы контролировать ситуацию. Например, при выступлении в большом зале гораздо удобнее стоять на сцене, чем ходить между рядами. 2) Социальная зона – примерно 1,5 метра относительно собеседника. Эта то расстояние, на котором человек старается держаться от незнакомых или недостаточно хорошо знакомых людей, в случае если их количество не превышает 15-20 человек. 10 Выступающие замечают, что люди на первой встрече занимают место во втором, третьем ряду относительно оратора. Но уже на второй многие стараются сесть в первый ряд, чтобы активнее участвовать в дискуссии. Это можно объяснить тем, что находиться в непосредственной близости с незнакомым человеком для слушателей не комфортно. 3) Личная зона – примерно 1 метр до партнера позволяет обеспечивать оптимальные коммуникативные процессы между деловыми партнерами. 4) Интимной зоной считается близкое расстояние между людьми (от 50 сантиметров и меньше). Во время бизнес-презентации оно не допустимо, так как приводит к дискомфорту. Если рассматривать уместность прикосновения, то в дружеском общении они играют важную роль: помогают передать гамму чувств. Именно это способствует созданию теплых дружеских отношений. Но нарушение пространственной дистанции при деловых отношениях, а тем более прикосновение, производит обратный эффект, поэтому его следует использовать крайне осторожно. Каждая из зон имеет допустимый радиус расположения людей относительно друг друга, нарушение которого расценивается как вторжение на “чужую территорию”, враждебность. Правильное определение уровня близости зависит от личных особенностей людей, культурных традиций, принятых в разных странах. Не соблюдение личного пространства зрителей во время бизнес-презентации несмотря на то, что в некоторых случаях это может быть уместно, чаще вызывает негативную реакцию. Помимо дистанции, оратору следует обращать внимание на перемещение по залу, сцене во время выступления. Разумеется, выступающий с презентацией не может сидеть на стуле, так как это негативно отразиться на звучании голоса и не даст нужную динамику. Здесь действует ряд приемов, которые направлены на установление максимального контакта со аудиторией: 1. Перемещаться следует медленно и осмысленно, понимая для чего это нужно. Само про себе движение не эффективно, создает ощущение суетливости, а следовательно, неуверенности. Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства «Верное слово» Вячеслав Саломасов, говорит о том, что профессионал движется столько, сколько ему нужно – не более того. Примерное соотношение перемещения и работы из статического положения – 20% на 80%, как в известном правиле Парето. 11 2. Передвижение следует сделать естественным, выбрав простую ходьбу без скрещенных ног, отступания назад. Также важно постоянно сохранять контакт со зрителями глазами, поэтому стоит перемещаться только лицом к залу. Оратор, который не смотрит на аудиторию, выглядит неуверенным, быстро теряет доверие публики и интерес к его словам. Еще одним из негативных последствий является искажение голоса, который направлен в сторону стен и доходит до слушателей уже отражённым и ослабленным. Особенно это относится к ситуациям, когда выступающий поворачивается к экрану или монитору. Вопрос 4. Внешний вид Впечатление о человеке формируется в первые секунды общения с ним. За 2 минуты мозг успевает проанализировать насколько говорящий безопасен, надежен и разбирается в теме. Именно поэтому внешний вид так важен для успешной бизнес-презентации. Оратору, чей образ вызывает недоверие, сложнее наладить продуктивный контакт со слушателями, они бессознательно отрицают все аргументы и не воспринимают информацию. Создается барьер в общении. В то же время, если выступающий транслирует в своей речи убежденность, уверенность, респектабельность, аудитория будет настроена доброжелательно и лучше воспримет информацию. Внешний вид включает в себя не только одежду, обувь, аксессуары и прическу, но и навыки публичных выступлений, жесты, положение тела, мимику, позы, умение подать себя. Одно из обязательных условий создания гармоничного образа – это соответствие внешнего вида и внутреннего ощущения выступающего и формат мероприятия. Общие правила внешнего вида для любого типа выступления гласят, что при выборе одежды и аксессуаров не стоит допускать эксцентричность, лучше отдать предпочтение более спокойным вещам, но оригинальным, которые подчеркнут вашу индивидуальность. Одежда не должна сковывать движения, а обувь доставлять дискомфорт, поэтому при выборе новых вещей следует походить в них некоторое время и убедиться, что вам в них удобно. Костюм может по- разному смотреться в реальной жизни, чем на фото и видео, поэтому перед выступлением снимите себя на видео и убедитесь в том, что одежда не отвлекает зрителя от вас. Отдавая предпочтение определенному стилю в одежде, ориентируйтесь на принятый в кругу слушателей дресс-код, общепринятые представления о людях, выступающих на заданную тему. Специалисты Школы Ораторского искусства и мастерства Антона Духовского ORATORIS рекомендуют рассказывать о тенденциях на рынке офисной недвижимости лучше в безупречном костюме и классической сорочке, а информацию о научных инновациях 12 аудитория охотно воспринимает от оратора в casual-блейзере. Сдержанный, но качественный джемпер или женственная блуза под классическим костюмом создают уважительно-дружеское настроение. Женщинам выглядеть презентабельно и уместно даже сложнее, чем мужчинам. Многообразие предметов современного женского гардероба “размывает” представление об убедительном ораторе. Ключевое правило –аккуратный внешний вид, ни малейшей неряшливости, даже в casual-одежде, лаконичной прическе, сдержанном макияже. Когда одежда соответствует месту и ситуации, она показывает аудитории, что выступающий такой же, как и слушатели. Это относится и к опрятности гардероба, к которой подходят с особой тщательностью, обращая внимание на такие немаловажные детали как гигиена, чистота волос, маникюр и чистая обувь. Тренер по ораторскому искусству Наталия Махно призывает тщательно продумать выступающему, что его одежда должна говорить окружающим. Согласно исследованиям, наибольший авторитет в глазах других людей имеют люди в хороших дорогих костюмах. И, соответственно, меньше доверия вызывают люди в повседневной одежде, в которой и в магазин можно пойти, и мусор не стыдно вынести. Но здесь тоже существуют исключения. Например, если вы специально не хотите дистанцироваться от своей аудитории и ваша задача – стать “своим парнем”. Но в таком случае, будьте готовы к тому, что к вам могут относиться “панибратски” и, возможно, не станут доверять всему, что вы скажете. Второй случай исключения из правила – стиль “а-ля Стив Джобс”. Вспомните, как он одевался, презентуя свою продукцию многомилионному зрителю. Это неизменная черная водолазка, джинсы и кроссовки. Но в этом случае, во-первых, не стоит забывать про американский менталитет. То, что хорошо работает на Западе, не обязательно сработает у нас. А во-вторых, только получив всемирную популярность и признание, Джобс разрешил себе право быть собой, одевать только то, в чем ему комфортно и даже сделать из этого фишку. Но если вы обратите внимание на то, как он одевался в начале своей карьеры – вас удивят его красивые и даже несколько щегольские костюмы. Образ выступающего многогранное понятие, включающее в себя все аспекты, которые видит и слышит аудитория. При подготовке к бизнес-презентации следует обратить внимание не только на содержательную сторону, но и внешний вид, манеру держать себя, голос, тон, умение двигаться и держать контакт с залом. Это достигается 13 путем упражнений и тренировок, а также с помощью практики публичных выступлений. Вопросы для самопроверки: 1. Как голос выступающего влияет его аудиторию? 2. Какие параметры голоса можно выделить? 3. В чем особенность влияние артикуляции? 4. Каковы функции несет в себе интонация? 5. Перечислите как можно вызвать эмоции у слушателей? 6. Перечислите способы управления внутренним состоянием? 7. Какие самые частые причины страха? 8. В чем состоит основное правило дистанции между выступающим и зрителями? 9. Раскройте приемы, направленные на установление максимального контакта с аудиторией. 10. Как внешний вид влияет на восприятие выступающего? |