Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева.

  • Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция.

  • «Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.

  • Тема 6 Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. Я концепция. Направленность и мотивы деятельности личности


    Скачать 26.64 Kb.
    НазваниеТема 6 Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. Я концепция. Направленность и мотивы деятельности личности
    Дата13.03.2022
    Размер26.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлал6.docx
    ТипДокументы
    #394766

    Тема 6 Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. «Я – концепция». Направленность и мотивы деятельности личности.

    Мотив - сложное психическое образование, сообщающее человеку энергию и побуждающее к проявлению осознанной внешней активности для достижения реально существующей цели. Леонтьев: мотив – опредмеченная (осознанная) потребность; потребность объективна. Связь между мотивом и потребностью неоднозначна, одна потребность может вызвать несколько мотивов и один мотив может быть сформирован на основании нескольких потребностей. Отношения между мотивом и вероятностью успешной реализации отвечающей его деятельности проявляются в эмоциях. Актуально мотивы не осознаются и представлены в сознании только в форме эмоционально окрашенного действия. Эмпирические характеристики мотива: пространственная – вектор мотива (объект на который мотив направлен) и валентность (+/-); временная – устойчивость; модальностная – содержание мотива, ради чего конкретно все делается интенсивностная – сила мотива (связана с силой потребности) побудительная и направляющая функции множественность мотивов (любой поступок полимотивирован) структурированность - иерархическая организация мотивов в структуре деятельности, есть ведущие, есть подчиненные 􀃇 потребность – динамическая основа мотива􀃇 эмоция – побуждение к действию предмет удовлетворения потребности 􀃇 потенциальные способы достижения объекта Мотив и цель не совпадают, они могут совпасть только если: цель приобретает самостоятельную побудительную силу - мотив осознается Теории мотивов I. Рубинштейн: потребности и мотивы человека зависят от общества, в котором он живет, при этом отражение потребности может иметь разный характер: чувство долга, интерес, протест. Существует иерархия: потребности, интересы, идеал. II. Ломов: выделял три группы потребностей: 1) базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых 2) производные – эстетические, потребность в обучении 3) высшие – потребность в творчестве III. Маслоу: говорил о структуре потребностей, в которой сначала должны быть удовлетворены низшие, и только после этого будут активированы и начнут определять поведение потребности более высоких уровней. Пирамида Маслоу: потребность в самореализации потребность в признании, уважении высшие мотивы потребность в аффелиации потребность в безопасность низшие мотивы биологические потребности IV. Хекхаузен: предположил, что существуют два основных мотива – мотив достижения (МД) и мотив избегания неудач (МИН), у каждого человека они сбалансированы, или один доминирует: МД намного слабее МИН – высокий интеллектуальный уровень и масса способностей, но человек боится быть неоцененным из-за высокого МИН, поэтому не реализует ни одну возможность. МД намного сильнее МИН – даже там, где не нужны усилия, человек постоянно напрягается, бьется в открытую дверь баланс МД и МИН – МД чуть сильнее МИН V. Закон Йеркса-Доусона: легкие задачи трудные задачи успешность деятельности интенсивность мотивации Начиная с определенного момента, происходит перемотивация – человек так перевозбуждается, что не в силах сосредоточиться вообще. Функции мотива: энергетическая, направляющая, смыслообразующая – отношение к цели деятельности окрашивает деятельность в разные смыслы; цель может стать конечным мотивом деятельности – мотив сдвигается на цель и жизнь человека наполнена постоянным смыслом, регулятивная. Формирование мотива (Ильин): потребность осознание потребность абстрактная цель (биологическая/социальная) потребности личности (мысль о еде) (феномен) неспецифическая – активация человека поисковая деятельность специфическая – голод, жажда (оценка ситуации) мотив Направленность – система доминирующих мотивов. - отношение того, что личность берет от общества к тому, что она отдает обществу, т.е. направленность является ведущей характеристикой личности. Направленность состоит из (=проявляется в): мотивов, которые образуют мотивационную сферу личности – совокупность всех мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни; некоторые мотивы относительно устойчивы и доминируют, образуя стержень всей жизни, в них и проявляется направленность личности. В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного формируются другие, т.о., развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластывания» одних мотивов на другие. Мотивы являются стержнем направленности, они отражаю общественные и личные потребности, как материальные, так и эстетические. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности – интегратор повседневных целей.

    Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева.

    Индивид. Первичные свойства: 1. возрастно-половые (стадии онтогенеза + половой диморфизм) 2. индивидуально-типические: конституциональные особенности (телосложение + биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, функциональная геометрия (симметрия-асимметрия функционирования парных рецепторов и эффекторов) Первичные свойства существуют на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровне, за исключением нейродинамики и билатерального регулирования, они представлены только на органном и организменном. Взаимодействие (1) и (2) определяют вторичные свойства: 3. динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических) 4. структуру органических потребностей Высшая интеграция всех свойств достигается в темпераменте и задатках. Форма развития индивида – онтогенетическая эволюция, которая идет по филогенетической программе, но модифицируется под влиянием социальной истории в соответствии с возрастом и индивидуальной изменчивостью: постепенно усиливается влияние социальных свойств личности. Развитие идет неравномерно и гетерохронно. На развитие индивида накладывается развитие личности → ступени общественного воспитания, образования и обучения стали определяющими характеристиками периодов развития индивида.

    Личность. Первичные свойства: 1. статус личности в обществе + активная позиция человека статус общности, в которой формировалась личность 2. система общественных функций-ролей система целей и ценностных ориентаций Первичные свойства определяют вторичные: 3. мотивация поведения 4. структура общественного поведения Форма развития личности – жизненный путь человека в обществе, личность конкретно-исторична, она продукт своей эпохи, современник и участник событий. Статус личности преимущественно связан со статусом семьи, но постепенно собственный статус человек может отдалиться от статуса семьи. Статус личности задан системой общественных отношений и социальных образований, объективно определяющих место личности в социальной структуре. Активная позиция личности – система отношений, установок мотивов, проявляющаяся в комплексе функций-ролей, целях и ценностях. Вершина личности – характер, который формируется путем перехода отношений в черты, т.е. характер – психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле.

    Индивидуальность. Ананьев выделял два аспекта индивидуальности: биологическая индивидуальность → индивидуально-типологические свойства, теория социальной активности → индивидуальность формируется в ходе социального развития Индивидуальность – единство и взаимосвязь свойств человека как личности и как субъекта деятельности, в структуре которого функционируют свойства человека как индивида. Индивидуальность – это одновременно открытая (общественной жизни, географической и искусственной среде обитания) и замкнутая (в следствии внутренней взаимосвязанности ее свойств личности, субъекта деятельности, индивида) система. Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она всегда представляет собой определенную гармонию частей, обладает своей формой и относительной устойчивостью системы. Внутренний мир человека «работает» и мера напряженности этой работы (выработки собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем} духовного богатства индивидуальности, а эффект работы внутреннего мира проявляется как продукты творчества через экстериоризацию.

    Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция.

    Сознание - высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Самосознание - высший уровень развития сознания, осознание человеком себя как личности. Ю.Б. Гиппенрейтер определяет самосознание как образ себя и отношение к себе. А.Н. Леонтьев считал, что «самосознание — это осознание себя в системе общественных отношений». Л.С. Выготский: «самосознание — это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.» Самосознание – это субъективный образ своего Я. В работах многих отечественных психологов доказано, что субъективные представления личности о себе формируются под воздействием социальной среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений других людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами. Функции самосознания: 1) Самопознание - важнейшая составная часть самосознания, сложный процесс опосредованного познания себя, понятия собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. 2) Функция саморегуляции - это функция сохранения и тождества личности, аккумулирования, интеграции познавательной деятельности и эмоциональной активности субъекта, его автономности, адекватности поведения внешним обстоятельствам и поставленным самим субъектом целям. 3) Самоорганизация - проявление внутренней способности и возможности реализовать самоосуществляемые процессы своего регулирования. Способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой задачи, цели, определять направление своей деятельности. Главные функции самосознания (по Гиппенрейтер): 1) познание себя, 2) усовершенствование себя, 3) поиск смысла жизни. При этом, поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе. Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я". Отделение “я” от “не-я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознание человека. Л.С. Выготский предполагает наличие двух основных источников развития самосознания: 1) собственная практическая деятельность человека, 2) общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей. Таким образом, индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками, то есть в процессе обучения. В результате ребенок обретает умение управлять самим собой, что невозможно без умения познавать себя. Безусловно, без предметной деятельности и без общения невозможно ни развитие личности, ни развитие сознания, ни развитие «Я». Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его (ребенка) собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, внешняя детерминация поведения трансформируется во внутреннюю, возникает внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным, становящееся двигателем восхождения к Я-творческому. Если в силу каких-то причин развертывания указанного процесса не происходит, человек остается объектом внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъект собственной жизнедеятельности. Выготский считал, что наиболее значимым для развития самосознания ребенка является кризис семи лет, когда мы имеем дело с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. Ребенок впервые начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый» «я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Этапы: 1) овладение собственным телом, возникновение произвольных движений (первые предметные действия) 2) ходьба, самостоятельные передвижения 3) первое представление о своем Я 4) речь – воздействие на окружающий мир -> изменение поведения и внутреннего отношения к другим 5) объективная социализация – приспособление к миру семьи и социуму 6) развитие критики и самокритики (10-11 лет)

    «Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.

    Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.

    Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

    Описательная составляющая Я-концепции

    - образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам,

    - самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Я-концепция

    - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.

    Три главных элемента Я -концепции:

    1) Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе.

    2) Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    3) Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

    Составляющие Я-концепции:

    реальное Я (представление о себе в настоящем времени),

    идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),

    При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

    Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:

    1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

    2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

    3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

    А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я -реального" и "Я-идеального", а также различение "материального Я" и "социального Я". Я-концепция – устойчивое обобщенное внутренне не противоречивое, выраженное вербально представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

    Кон: Я-концепция как установка включает:

    а) знание о себе

    в) планы поведения по отношению к себе

    б) эмоциональное отношение к себе Она уникальна и специфична для каждого человека.

    Механизмы формирования Я-концепции: интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули) Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств. Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями. социальное сравнение – проявляется двояко: человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями формула Джемса: самоуважение = успех/притязания Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом. самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена. Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников: а) восприятия своих внутренних состояний б) наблюдения своего открытого поведения в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы. Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.

    Формы Я-концепции:

    реальное Я – каким человек видит себя в данный момент,

    идеальное Я – каким хотел бы быть,

    возможное Я – какое Я кажется ему возможным, фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно,

    динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель, представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим.


    написать администратору сайта