Главная страница
Навигация по странице:

  • Законодатель

  • Программы либерального развития страны. Либерализм правительственный и оппозиционный;

  • Политические доктрины и революционная деятельность народников;

  • Цели народничества Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов. Основные направления движения народничества

  • История. тема7. Тема 7 Предпосылки общественных движений в России в начале 19 века


    Скачать 56.53 Kb.
    НазваниеТема 7 Предпосылки общественных движений в России в начале 19 века
    АнкорИстория
    Дата27.02.2022
    Размер56.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатема7.docx
    ТипДокументы
    #375968
    страница2 из 3
    1   2   3

    Главным субъектомтворящим право, К.П. Победоносцев считает народ (коллективный субъект, действующий в истории), т.е. его можно считать приверженцем социологического типа правопонимания. Победоносцев указывает на органичность развития права от простого к сложному. Право рождается, развивается и исчезает вместе с народом.

    С помощью своей органической теории К.П. Победоносцев обосновывает неэффективность внешнего реформирующего воздействия на существующие правовые формы, в том числе заимствований из других правовых систем. В таком случае прерывается органическое развитие права, может быть разрушена согласованность права как единой социальной системы. Законодатель не должен выдумывать закон, он должен лишь отражать в процессе законотворчества результаты органического развития права. Только нравственная заповедь способна сообщить формальному содержанию закона действительную социальную значимость и обязательность для христианской совести.

    1. Программы либерального развития страны. Либерализм правительственный и оппозиционный;

    Парадоксально, но энергичная реформаторская деятельность Александра II привела к кризису либерального движения в России. Преобразования, проводимые верховной властью, часто оказывались более радикальными, чем того требовали представители либеральной мысли. Таким образом, правительство как бы вытесняло либералов из привычной общественно-политической ниши, ставя их перед выбором: либо идти на активное сотрудничество с властью, либо выдвигать более радикальные требования и сближаться с революционерами, либо вообще отказаться от политической деятельности. Б.Н. Чичерин хорошо описал эту непростую ситуацию: «Самодержавное правительство производило одну либеральную реформу за другой. …Истинно либеральным людям оставалось только поддерживать правительство всеми силами в его благих начинаниях. Можно было не соглашаться с теми или иными частностями. Но добиться этого было гораздо легче, оказывая поддержку правительству… нежели становясь к нему в оппозицию».

    Великие реформы Александра II дали возможность либералам отодвинуть традиционные споры о судьбах России на второй план и заняться реальным делом. Славянофилы (К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) и западники (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) принимали активнейшее участие в разработке программы преобразований. Некоторые сторонники либеральных идей (Н.А Милютин, Д.А. Милютин, М. Т. Лорис-Меликов, А.В. Головнин, С.С. Ланской, А.А. Абаза) вошли в состав правительства и при поддержке царя реализовали немало полезных нововведений. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России./ Л.Г. Захарова - М., 1984.

    Стремясь выйти за рамки местных интересов и объединений, либеральные деятели провели в конце 70-х гг. несколько общеземских съездов, к которым правительство отнеслось довольно нейтрально. Лишь в 1880г. лидеры либерализма С. А. Муромцев, В.Ю. Скалон, А. А. Чупров обратились к М. Т. Лорис-Меликову с призывом ввести конституционные начала.

    В середине 50-х гг. видные либералы-западники К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин установили связи с А. И. Герценом. В «Голосах из России» они опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.

    Основными положениями этой программы были:

    -- свобода совести; -- свобода от крепостного состояния; -- свобода выражения общественного мнения; -- свобода книгопечатания; -- свобода преподавания; -- публичность всех правительственных действий; -- публичность и гласность суда.

    Таким образом, в этом документе отсутствовало одно из основных либеральных требований -- о введении в России конституционного правления. Эта уступка имела свои объяснения.

    Александр II, приступив к разработке крестьянской и иных реформ, фактически стал выполнять программу либералов. Поэтому своей главной задачей представители этого движения стали считать поддержку правительства. Крупным успехом сторонников преобразований стало включение в конце 50-х гг. многих либеральных деятелей в состав Редакционных комиссий.

    К тому же многие либералы полагали, что в России еще не созрели условия для введения конституции. И если даже об этом будет объявлено, считали они, то она либо останется лишь на бумаге, либо усилит влияние консерваторов, так как большинство мест в парламенте неизбежно займут дворяне, а это может привести к свертыванию либеральных преобразований.

    Но это не означало, что русские либералы отказались от идеи принятия конституции и введения народного представительства. Они считали, что страну необходимо готовить к этому шагу: проводить реформы государственного управления, совершенствовать местное самоуправление, развивать хозяйство, поднимать материальный и культурный уровень жизни народа, т.е. создавать основы гражданского общества.

    Наряду с официальным правительственным либерализмом в царствование Александра II существовал и либерализм оппозиционный, представители которого настаивали на расширении и углублении реформ. В конце 1850 -- начале 1860-х гг. оппозиционные либералы сосредоточили свою деятельность в органах местного управления (с 1864 г. -- в земствах).

    Новый подъем либерального движения пришелся на конец 70-х -- начало 80-х гг. В это время молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ. Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод и т. п.

    Не найдя понимания у властей, некоторые радикально настроенные представители земств (И. И. Петрункевич, Д. И. Шаховской, Ф. И. Родичев, П. Д. Долгоруков и др.) обратили внимание на «революционные возможности масс» и взяли на вооружение нелегальные методы борьбы. В декабре 1878 г. по предложению И. И. Петрункевича была предпринята попытка заключить своеобразное соглашение с революционными организациями. Основой такого соглашения могло стать согласие революционеров «временно приостановить всякие террористические акты» в обмен на обязательства земцев «поднять в широких общественных кругах и прежде всего в земских собраниях открытый протест против правительственной внутренней политики и предъявить требование коренных реформ в смысле конституции». Однако соглашение не состоялось.

    Более успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления на правительство. В апреле 1879 г. тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступления земских собраний с требованиями политических реформ. В том же году земцы попытались наладить нелегальное издание литературы.

    Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой -- интеллигенция да незначительная часть дворянства. Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Крупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли бы стать опорой их движения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

    Постепенно земское движение превратилось в основную форму оппозиционного либерализма. Оставаясь либералами, земцы не принимали революционных методов борьбы и предлагали свои меры против распространения революционного террора. Но попытка эта оказалась безуспешной. И.И. Петрункевич предложил единственно надежное, по его мнению, орудие борьбы с терроризмом: «слово, печать, свобода мнений и свободная наука». За такие мысли И.И. Петрункевича сослали в Костромскую губернию. В 1879 -- 1880 гг. прошло несколько конспиративных земских съездов, но выработать эффективные методы легального воздействия на правительство, увлекшееся борьбой с революционерами, либералы уже не могли. Лаптева Л.В. Земские учреждения в России 1762-1917 гг./ Л.В. Лаптева - М., 1995. В условиях политического кризиса на рубеже 50-- 60-х гг. активизировали свою деятельность революционные демократы -- радикальное крыло оппозиции. Идеологическим центром этого направления стал с 1859 г. журнал “Современник”, которым руководили Н. Г. Чернышевский (1828--1889) и Я. А. Добролюбов (1836--1861).

    А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский в начале 60-х гг. сформулировали концепцию революционного народничества (русского социализма), соединив социальный утопизм французских социалистов с бунтарским движением pocсийского крестьянства.

    Усиление крестьянских волнений в период проведения реформы 1861 г. вселило в деятелей радикального направления надежду на возможность крестьянской революции в России. Революционные демократы распространяли листовки и прокламации, в которых содержались призывы к крестьянам, к учащейся молодежи, солдатам, раскольникам готовиться к борьбе (“Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”, “К молодому поколению”, “Великорусе” и “Молодая Россия”).

    Либеральное движение медленно шло на подъем. В конце XIX века оно уже не ограничивалось узким кругом дворян. В него включилась значительная часть земской интеллигенции. Оно захватило университетскую профессуру, научные и просветительные общества, распространило свое влияние на городскую интеллигенцию. По численности и активности либеральный лагерь теперь не уступал консервативному, хотя и не сравнялся с радикально-демократическим. либеральный община реформа

    Александр III (1881 - 1894 гг.) боролся не только с земским, но и с правительственным либерализмом. Утратив надежду повлиять на власть, земцы были вынуждены отказаться от широкомасштабных реформаторских проектов и сосредоточиться на решении насущных проблем. Так возникла теория «малых дел». Земцы и либеральные народники (Я.В. Абрамов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др.) призывали просвещенных людей посвятить себя повседневному труду (в должности земских учителей, врачей, агрономов, инженеров и т.д.), направленному на повышение уровня культуры и благосостояния простого народа.

    https://studwood.ru/1043722/istoriya/liberalnoe_dvizhenie_v_xix_veke

    1. Политические доктрины и революционная деятельность народников;

    Истоки народничества

    Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

    О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

    Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

    – Россия должна идти по своему пути.

    – Капитализм чужд развитию России.

    – Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

    – Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

    – Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

    – Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

    – Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

    – Только революция способна провести социальные идеи.

    Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

    Цели народничества

    Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

    Основные направления движения народничества

    Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

    Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

    Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

    Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

    --------

    Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 70-80-х гг. Весной 1874 г. началось "хождение в народ"для того, чтобы вовлечь народ в революционную борьбу. В этот период складывалось народническое учение, которое соединяло теории Бакунина и Лаврова. Оно считало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, проводить работу среди народа, создавать кружки из активных крестьян. Пропагандой было охвачено около 40 губерний, в основном - Поволжье и юг России. Тысячи молодых людей отправлялись в села. Во время бесед с народом они раздавали большое количество брошюр и прокламаций, разбрасывали по дорогам. Но крестьяне не были восприимчивы к идеям революции и социализма. Последовали массовые аресты народовольцев, движение их было разгромлено.

    Неудачи "хождения в народ" привели революционеров к созданию в 1876 г. строго централизованной организации "Земля и воля", которая имела свои устав и программу. Активными деятелями организации являлись А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская и др. Программа "Земли и воли" предусматривала победу социалистической революции путем восстания и перехода всей земли крестьянам, организацию "мирского самоуправления" (т.е. общинного) при опоре на крестьянскую общину. Главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда, но использовался и метод террора. Целью террористических актов было привлечение внимания народа, пробуждение его активности. Тактику террора революционеры стали использовать в связи с разочарованием в деревенской пропаганде и полицейскими преследованиями. В 1878 г. В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его, С.М. Степняк-Кравчинский убил шефа жандармов Н.В. Мезенцова.

    Противники тактики террора были не согласны с тем, что эта тактика вызывает большие жертвы в организации, отвлекает лучшие силы от пропаганды в деревне, требует много средств, но не приводит к успеху. Разногласия среди членов организации обострились. Раскол "Земли и воли" привел в 1879 г. к ее распаду и созданию двух организаций - "Черный передел", куда вошли сторонники пропагандистской работы, и "Народная воля", собравшую сторонников индивидуального террора. Руководителями первой организации стали Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, второй - А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко. Все они составляли Исполнительный комитет организации.

    Народовольцы отошли от некоторых прежних идейных установок. Основное направление борьбы народников вытекало из их определения расстановки общественных сил. Дворянство они считали отживающим сословием, не требующим усилий для его ликвидации. Буржуазия представлялась им как узкий и слабый общественный слой, состоящий из "отдельных и неразборчивых в средствах хищников", способных обрести силу. Капитализм и разложение деревни, по их мнению, являлись результатом правительственной политики, и ожидать возрождения общины можно было только в осуществлении революции. Пролетариат России они считали частью крестьянства, не имеющего своих целей, что было явным заблуждением народовольцев.

    Изменения в идеологии народничества заставили их искать новые пути к достижению своей цели, т.е. социалистического идеала. Они понимали, что в существующих тогда условиях невозможно было осуществить революцию в России, и сделали ставку на политический переворот силами революционной партии. "Народная воля" выдвигала задачи освобождения народа от "гнета современного государства", проведение "политического переворота с целью передачи власти народу", провозглашение "традиционных принципов: право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свободу совести и слова". Народовольцы предполагали осуществить революцию через государственную власть. Их ближайшей целью было свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию, избранному на основе всеобщих выборов.

    Провозгласив себя революционной партией, "Народная воля" отстаивала следующие принципы: широкое народное представительство; экономическая независимость народа; самостоятельность крестьян; переход земли народу, а фабрик и заводов - рабочим; гражданские свободы; замена постоянной армии территориальными формированиями.

    Народническая организация "Черный передел" объединяла революционные кружки Петербурга, Москвы, Казани, Самары, Киева, Саратова, Минска, Харькова и других городов страны. Чернопередельцы оставались на своих прежних позициях и были сторонниками мирной пропаганды. Организация не была построена на принципе централизма и единой внутренней дисциплины, а конспирации не придавалось особого значения. Главным направлением ее работы была пропаганда среди рабочих. Они наладили выпуск журнала "Черный передел" и газеты "Зерно", издававшихся в России и за границей, куда в 1880 г. эмигрировали Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и др. В этих изданиях публиковались программные документы организации, статьи Г.В. Плеханова и др., сообщения о рабочем движении на Западе.

    Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

    Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

    Значение народничества

    Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

    Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

    https://zdamsam.ru/a1347.html

    1. 1   2   3


    написать администратору сайта