Главная страница
Навигация по странице:

  • Идея коэволюции

  • лекция. лекция+8. Тема 8 проблема человека в философии вопросы


    Скачать 39.28 Kb.
    НазваниеТема 8 проблема человека в философии вопросы
    Анкорлекция
    Дата25.11.2022
    Размер39.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция+8.docx
    ТипДокументы
    #812428

    Тема 8: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

    Вопросы

    1 Специфика философского подхода к рассмотрению человека

    2 Концепции человека в истории философии

    3 Бытие человека в мире

    4 Человек как индивид, индивидуальность, личность

    Вопрос 1. Специфика философского подхода к рассмотрению человека. Вопрос «что есть человек?» ставится не только в философии. Конкретные науки, непосредственно связанные с изучением человека (биология, психология, анатомия, медицина и т.д.), также занимаются решением этого вопроса. Каждая из них согласно своей задаче изучает отдельные стороны человека. Философия же подходит к исследованию его как целостного феномена. Специфика философского знания заключается в том, что оно не только раскрывает вопрос о целостности человека, но прежде всего, ориентирует на тот способ исследования, который направлена на познание его сущности. Философия интересуется не столько отличием человека от других бытийных сущностей (например, от животного мира), сколько тем, что он есть сам по себе. Нацеленность философского знания на познание сущности позволяет представить человека в его предельных основаниях и причинах (по Аристотелю), в идее (по Платону), в его «сущностных силах» (по Марксу) и т.п.

    Философское знание всегда связано не с эмпирией бытия человека, а с его обобщением, с идеей, с бытием сущего. Следовательно, человек в философии предстает не как конкретный субъект (в познании как объект), а как абстрактная идея человека в его общих и существенных качествах. Философия представляет человека только в его всесторонних взаимоотношениях с миром природы и общества. Связи осуществляются по различным направлениям: труд, материальное производство, политика, искусство и т.д. через деятельность он входит в мир, наделяет его своей субъективностью, одушевляет и одухотворяет. В диалоге с миром окружение также влияет на человека, формируя и обусловливая его содержание и сущность. Философское понимание (в отличие от научного) устраняет резкую грань между миром и человеком, создавая картину мира в человеке и человека в мире, мир мыслится как открытый. Иначе говоря, с изменением мира меняется и человек, и наоборот. Человек - незавершенное творение, всегда находящееся в развитии, но ограниченное во времени и пространстве. Извечное и постоянное стремление человека к завершенному совершенству через отражение и изменение мира делает его творческим существом. В этом его сущность.

    Философская антропология – философское учение о человеке (философия человека) издревле (начиная с древневосточной и античной философии) занимала умы мыслителей. Это обусловлено тем, что человек есть чудо мироздания. Именно в нем совмещаются два противоположных начала: «душа» и «тело», дух и материя. Именно он, не только познает мир как сущее, стремясь понять его внутреннюю логику, но и пытается понять смысл собственного существования. И.Кант, занимаясь философией, пришел к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить:  что я могу знать?  на что я могу надеяться?  что я должен делать? Все они покрываются одним: что такое человек? А французский философов, биолог, палеонтолог и антрополог П.Тейяр де Шарден утверждает, что человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться». Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, его основных отношениях к:  природе;  обществу;  самому себе;  о его происхождении;  социальных и метафизических основаниях существования;  о законах своего бытия.

    2 Концепции человека в истории философии.Античная философиядлительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое (духовное) и природное то и дело отождествлялось. Но начиная с Сократа, человек понимается как комбинация души и тела. Человек имеет:  тело (дом для души);  душу (состоит из разума и нравственности). Задача человека – всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке, в противовес Сократу, утверждал, что человек – часть природы и, как вся природа, состоит из атомов. Душа также состоит из атомов. Вместе со смертью тела наступает смерть души. Платон, ученик Сократа, стоял на позиции антропологического дуализма души и тела: - душа – есть субстанция, которая делает человека человеком; - тело - враждебная душе материя; - душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна; - тело смертно; в этом единстве и борьбе души и тела состоит вечный трагизм человеческого существования, т.к. а) телесность ставит человека в животный мир, а б) душа возвышает его над миром. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) настаивает на единстве души и тела. Одновременно он: 1) отмечает социальную природу человека, отличающую его от животного. Человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое; 2) подчеркивает разумность человека «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, социальность и разумность – две основные характеристики человека. (человек, по Аристотелю, -это общественное животное, наделенное разумом); 3) подходит вплотную к формированию положения о деятельностной сущности человека; 4) в плане соотношения общества и личности примыкает к методологическому коллективизму и выступает за экономический индивидуализм. Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух частей – души и тела.

    В философии Средневековья (христианская антропология) человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Человек представляет собой великую троицу—разума сердца и воли. Это три составляющих его внутреннего мира. Но главное размежевание проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». В социальном плане человек—пассивный участник божественного порядка, существо ничтожное по отношению к Богу. Главная задача для человека – приобщиться к Богу, обрести спасение в день Страшного суда. Августин Блаженный в учении о человеке многое берет от Платона. 1. Человек—это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Человек - разумная душа, которая пользуется земным телом. 2. Человек—свободная личность, связанная с Богом. Свобода её состоит в выборе между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе, а Бог— творец гармонии, добра, благодати, любви. 3. Личность несет ответственность за свои поступки. Любой человек— личность ( даже ребенок впервые понимается как личность) Фома Аквинский использует философию Аристотеля для обоснования своего учения о человеке. 1. Человек –это промежуточное существо между животными и ангелами. 2. Душа и тело едины, Душа является «двигателем» тела, определяющим сущность человека. 3. Человек есть личностное единство души и тела.

    Трактовка человека в эпоху Возрождения. Ставит человека на земную основу, она отмечает естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими существами. Философия проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами. Пико делла Мирандола утверждает, что: 1) человек занимает центральное место в мироздании, т.к. он причастен всему земному и небесному; 2) человек—сам творец своего счастья или несчастья, это обусловлено свободой выбора и творческими способностями.

    Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры (гуманизма). Т. Гоббс (1588-1679) противопоставляет человека и общество. В противоположность Аристотелю, утверждает, что человек—существо не общественное. Напротив, «человек человеку—волк», а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Глубинная основа такого состояния—всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений. Р. Декарт (1596—1650)—основатель рационализма, считает, что человек состоит из двух разнокачественных субстанций—души и тела. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, а душа мыслит. Специфика человека усматривается в разуме и мышлении. Человек—это разумное существо.

    Для французских материалистов XVIII века характерны: 1) механистический взгляд на человека: человек—машина. Ж. Ламетри (1709—1751) утверждает, что существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм—это самостоятельно заводящаяся система, подобная часовому механизму; 2) человек, как продукт природы, абсолютно детерминированный её законами. П. Гольбах (1723—1789) подчеркивает, что человек не может даже в мыслях выйти из природы.

    Немецкая классическая философия о человеке. И. Кант (1724—1804 гг.) отстаивает точку зрения, что: 1) человек двойственен и одновременно есть «самый главный предмет в мире»; 2) он принадлежит двум мирам: с одной стороны - природной необходимости, а с другой—нравственной свободе и абсолютным ценностям. Главная роль отводится нравственной деятельности человека; 3) человек «свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого себя». При этом, исходный принцип поведения человека— категорический императив—формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что каждая личность является самоцелью и самодостаточна, не должна рассматриваться ни в коем случае как средство достижения даже очень благих целей; 4) основное отличие человека от других существ—самосознание; 5) у человека есть сознательное и бессознательное—«темные представления, не контролируемые разумом. Г. Гегель (1770—1831) утверждал, что человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры. 1) Отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человечеству его человечность. 2) Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного». Л. Фейербах (1804-1872), понимает человека в первую очередь: 1) как часть природы, существо чувственно—телесное; 2) абстрактно, таким образом, человек оказывается изолированным от реальных социальных связей и деятельности.

    Марксистская трактовка человека. К. Маркс (1818—1883) считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

    Философская антропология ХХ века. Анализируя и объединяя особенности понимания человека в различные исторические периоды Макс Шелер (1874—1928), немецкий философ, полагал, что множество концепций можно свести к пяти идеям: первая - основанная на религиозной вере: сотворение человека Богом, его грехопадении и спасении Иисусом Христом (Богочеловеком), о бессмертии души, воскресение плоти, страшном суде и т.д. Эта идея более могущественная, чем даже научные концепции. Умом многие уже не верят, но чувствами, эмоциями еще часто возвращаются к ней; вторая - изобретение греков –homo sapiens—человеческому роду присуще специфическое деятельное начало—разум. Благодаря разуму человек может познать сущее, мир и самого себя. Разум есть частичная функция Божественного, которое снова и снова порождает мир и порядок в нем; третья - вообще отрицает особую специфическую способность человека к разуму. Человеческий дух есть дальнейшее развитие высших психических способностей, которые уже отмечаются у высокоорганизованных животных . Человек есть особый вид животного и, в первую очередь, не разумное существо, а определяемое влечениями; четвертая - утверждает, что тысячелетняя история человека есть путь не развития, а упадка. Человек хуже всех животных приспособлен к окружающему миру. Он являет собой не только тупик развития, но и тупик жизни вообще. Практически вся энергия потребляется разумом, потому что он лишен инстинктов и не знает, что ему делать. Из-за своей биологической слабости и бессилия он создал цивилизацию, государство, право, производство и т.д. Дух—это демон, паразит, внедряющийся в жизнь и в душу, чтобы подорвать их. Человеческая история есть процесс вымирания заведомо обреченного на смерть вида, уже рожденного обреченным; пятая - атеистическая антропология утверждает, что Богу нельзя существовать во имя ответственности, свободы, предназначения и самого смысла бытия человека. Человек остается величайшей тайной для самого себя. Уже один его образ не совпадает с его сущностью. Бог или природа сотворили человека, но при этом не дали ему ни определенного места, ни особого наследия. Человек может делать то, что хочет, быть тем, кем хочет по своему выбору, в отличие от любого другого существа, он сам оказывается для себя и мастером и строителем. Он может опуститься на нижнюю ступеньку животного мира, но может подняться до вершин духовного творчества. В нем заложен зародыш к любой деятельности. Подводя итог и обобщив разноречивые сведения о человеке можно сказать что: во-первых, человек уникален и универсален. Он венец природы, которому нет равных; обладает уникальными способностями. Ему ничто не чуждо—ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность; во-вторых, человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир символизируется в различных формах его деятельности: в игре, в труде, в художественном творчестве. Поэтому он оказывается существом специальным; в-третьих, человек есть единое единство, состоящее из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический—все это объединено в каждой конкретной личности; в-четвертых, человек—существо историческое и стремится внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, его везде ожидают кризисы, он сам есть существо кризисное; в-пятых, человеку свойственно держать ответственность перед самим собой. Понимая это, он ищет выход из сложившейся ситуации. Таким образом, многообразие человека предопределяет и многообразие проблем.

    Вопрос 3. Бытие человека в мире. Философский подход к познанию чело­века требует рассмотрения его как целостного единства, в кото­ром все стороны взаимодействия выступают как необходимые мо­менты. Ни человек по отношению к миру, ни мир по отношению к человеку не выступает только как средство или только как цель: и человек и мир самоценны и служат друг другу.

    Следует понимать, что бытие человека, представляющее собой систему отношений с окружающей действительностью, весьма многообразно. Слагаемые бытия человека: природа, общество, культура, собственное «я»

    1. Бытие человека в природе. Прежде всего, человек есть биологическое существо и в этом смысле представляет собой часть природы, является ее порождением, продуктом. Природа – одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это – все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и человека, это своеобразное ядро вещи, совокупность существенных признаков, сторон вещи. Природа в узком смысле – естественная часть мира, естественная среда обитания человека.

    В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек – ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

    В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен Божественный план.

    В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была далее развита в Новое время. Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам.

    Марксистская философия подчеркивает связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального производства в обеспечении их противоречивого единства, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, показывает, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало.

    Проблему единства человека и космоса обсуждали русские космисты XIX–XX вв. Современный человек, по мнению К. Э. Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. «Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство». Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, согласно которому ритмы Вселенной и человека близки или совпадают. Антропный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.

    Философы отмечают двойственную роль природы по отношению к человеку. В конце XX в. природа рассматривалась А. А. Богдановымкак враг и в то же время – как полный тайн и загадок друг человека. По его мнению, необходимым дополнением «товарищеского сотрудничества» становится сотрудничество с природой. Исходя из методологии ошибочно как преувеличивать роль природы, так и недооценивать её географических факторов. Вторая половина XX в. утверждает необходимость коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и человека, а также надобность сопоставлять цели, средства и последствия такой деятельности. Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстаёт носителем коэволюции, целостности природы и общества.

    2. Бытие человека в обществе. В самом общем виде социальное бытие человека – это противоречивое единство его социальной сущности и существования в обществе. Человек как целостность развивается, саморазвивается и реализуется в определенной социальной среде, исторически определенных социальных условиях и обстоятельствах, в тесном взаимодействии с другими людьми. Для возникновения, формирования личности недостаточно просто восприятия самого себя, необходимо общение, где личности находятся, взаимодействуют. Г. Гегель в «Феноменологии духа» высказывает мысль о том, что личностное бытие предполагает признание, исходящее от другого. Таким образом, в значительной степени мы не можем осознать свое бытие как личности и главное - не можем осуществить ее ценностно-значимое развитие, если отсутствуют другие, которые признают нас как личность.

    Способом существования общества, социума является, по убеждению большинства философов, предметно - преобразующая деятельность людей. В каких бы формах не существовало социальное, оно представляет собой те или иные моменты, этапы, стороны, свойства, формы человеческой деятельности. Так, все предметы, образующие социум, социальные институты, отношения, нормы и правила общественной жизни являются результатами деятельности людей. Общественный характер приобретают все предметы природы, как только они вовлекаются в человеческую деятельность. У них возникают социальные качества разных порядков, например, быть предметом купли – продажи, выполнять ту или иную потребительскую функцию, быть выразителем тех или иных общественных отношений и т.д. В предметно–преобразующей человеческой деятельности совершается превращение природных явлений в социальные. При этом не обязательно материальное преобразование предмета природы (хотя оно и чаще осуществляется), достаточно вовлечения его в орбиту человеческой жизнедеятельности. Процесс производства, функционирования и потребления социального представляет собой взаимодействие опредмечивания и распредмечивания.

    Опредмечивание – это процесс наделения предмета социальными качествами. В процессе производства любой вещи происходит перенос на нее социальных качеств человека (его знаний, умений, способностей, целей и т.д.) с помощью средств, которые были выработаны предшествующими поколениями или другими людьми – современниками (орудий труда, зданий, транспортных и энергетических средств и т.д.) для общественного использования (в качестве полуфабрикатов для последующего производства из него другой вещи, в качестве средства труда, в качестве предмета промышленного, бытового или иного какого-либо потребления). Опредмечивание отличается от простого изменения вещей животными, природными условиями или машинами, роботами тем, что человек действует как индивидуализированная социальность, а не просто как человеческий индивид. Поэтому в результате опредмечивания и возникает новая социальность, которой раньше не было. В этой новой социальности человек частично опредметил себя самого, ибо одинаковые вещи, производимые разными индивидами, всегда несут на себе печать индивидуальности, индивидуального воплощения одних и тех же социальных свойств.

    В процессе опредмечивания живая деятельность человека воплощается не только во внешнем, предметном результате, но и в качествах самого человека. Ведь изготавливая какой – либо предмет, человек совершенствует свои производственные навыки, глубже познает материал, из которого он делает вещь, используемые инструменты и другие средства труда, устанавливает еще более тесные связи с другими людьми (поставщиками сырья и других ресурсов, своими компаньонами и смежниками, сбытчиками продукции и ее потребителями). Короче говоря, человек развивается сам. Таким образом, изменяя в процессе опредмечивания мир, человек изменяет и самого себя.

    Противоположное опредмечиванию распредмечивание есть процесс овладения социальными качествами. Используя предмет по его прямому назначению, человек усваивает те социальные качества, которые были заложены в него в результате опредмечивания. Тем самым осуществляется передача социально – исторической, культурной эстафеты от одного поколения к другому, от одного человека к другому. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные предметы, когда он своей деятельностью включает их в общественный мир без их материального преобразования (например, превращение водопада в объект туристических экскурсий). Распредмечивание – это универсальное средство передачи социальных качеств во времени и пространстве от одних людей к другим.

    Опредмечивание и распредмечивание как противоположные по направлению два процесса человеческой деятельности определяют происхождение, существование и развитие социального бытия человека. Социальные предметы живут только человеческой жизнедеятельностью. При всей своей природной определенности общественные предметы существуют в сфере социального бытия человека и развиваются исторически по внеприродным – общественно - историческим законам. Социальное бытие человека, осуществляемое человеческой деятельностью в виде опредмечивания и распредмечивания, есть воплощение его сущности в различных его формах общественно – исторического существования. Социальное бытие человека есть результат и предпосылка человеческой деятельности. Мир человека – это мир социальной истории, мир человеческой культуры. Каждый человек – это индивидуализированное воплощение социального бытия в его конкретно- исторических формах. Великий немецкий поэт Гете гениально заметил: “Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история”.

    Каждый человек вместе с тем по-своему индивидуализирует социальное бытие. Человек со всеми присущими ему индивидуальными свойствами всегда своеобразно осуществляет производство социального, включается в систему общественных связей и отношений, усваивает культурно – исторические достижения. Главной задачей современного человека, участвующего в социальном бытии, является полное раскрытие им своей индивидуальности, своих способностей, дарований, творческих сил в наиболее близкой ему социально значимой деятельности.

    3. Бытие человека в культуре (духовном мире). Культура проявляется в личности и через личность. Культура является краеугольным камнем человеческого бытия. В мире культуры личность приобретает три ипостаси.

    Во-первых, каждый человек - это объект культуры. Бытие личности, разворачиваясь и функционируя, находится в культурном пространстве. Изначально человек склонен к подражанию окружающих людей, содержит в себе активный, творческий потенциал. Его априорные творческие силы находятся в «свернутом» состоянии и ждут пробуждения под воздействием ряда факторов, побудительных сил. Ребенок социализируется, становится личностью под воздействием мира культуры, который окружает его со всех сторон. Таким образом, можно говорить, что первично человек испытывает на себе культурное воздействие, которое, начавшись в раннем детстве, в той или иной форме, степени активности, продолжается всю жизнь. Личность «усваивает» культуру. В этой связи будет закономерно выделение личности как объекта культуры.

    Во-вторых, личность выступает как носитель культуры, когда ценности, знания, нормы, культурный опыт, всевозможные проявления мира социума трансформируются в сознании человека и превращаются в обыденное поведение, проявляющееся в отношениях с другими людьми и окружающим миром, в соответствии с индивидуальными качествами. Культура, таким образом, становится внутренним содержанием личности. Человек функционирует в культурной среде, являясь выразителем культурных ценностей.

    В-третьих, личность - субъект культуры. Бытие личности реализуется через творческую свободу мысли человека, через духовное самоопределение. Обладая творческим, активным, динамичным, созидающим началом, личность не является пассивным наблюдателем. Сам человек создает, развивает культуру путем творческой самореализации своего «Я», своих способностей к культурной деятельности. Таким образом, личность является субъектом культурного творчества, субъектом культуры, придавая ей свою индивидуальность. Человек - активный творец культуры, генератор и проводник новых идей, автор своеобразных составляющих, из которых слагается «здание культуры». Внутренняя бездуховность, при которой внешними факторами подавляются, вытесняются личная мораль и ответственность человека, признается современной философией наиболее глубокой и первичной причиной угрожающего человечеству упадка личной и гражданской морали. Следствием такого упадка является, в том числе и разрушительное распространение алкоголизма, наркомании, международного терроризма, рост уголовных тенденций мирового масштаба. Отсутствие глубоких культурных традиций приводит к формированию пассивной, духовно неразвитой личности, для которой чужды стремление к творчеству и духовному самосовершенствованию. Для такого типа личности характерно потребительское отношение к культурным ценностям и устойчивый настрой на самые примитивные образцы массовой культуры.

    Все три стороны взаимодействия личности с культурой находятся в органической неразрывности. Находясь под постоянным воздействием культуры, усваивая ее ценности, культурный опыт, человек является объектом культуры. При этом он - постоянный носитель, обладатель уже накопленных культурных знаний. Но личность - не статист в мире культуры. Будучи субъектом культуры, человек сам, в силу своих индивидуальных способностей, внутренней потребности в самореализации, создает культуру. В этой связи актуальным является процесс гуманизации, обращения к духовному и душевному миру человека, интерес к отдельной личности, не как к части, винтику общества, а как высшей ценности культурно-исторического процесса.

    Просматривается синтез всех сторон взаимодействия личности с богатейшим, всеобъемлющим, многогранным миром культуры. Культура обусловливает бытие личности, воздействуя на нее, как на объект и являясь в данном случае жизнеобразующим субъектом. В то же время культура, проходя сквозь призму личности, концентрируется в новом, создаваемом под воздействием всей истории культурного развития, произведении культуры, развитии культуротворческой мысли. Создается своеобразное «поле культуры». Таким образом, личность выступает как объект и проекция, отражение мира культуры. Одновременно она - носитель и субъект культуры в широком смысле этого понятия.

    4. Субъективная реальность человека («бытие в себе как Другом») - мир «Я» (внутренний мир, духовный опыт, все то, что происходит в человеке) соотносится с экзистенциальным уровнем и собственно Эго; Человек вырабатывает не только собственное отношение к миру, но и формирует отношение к самой себе. Альтернативность комплексной личности реализуется здесь в субъективном смысле в виде связей типа «“Я” и другие “Я” во мне» и проявляется внутри себя как противоречие между самостью («бытием в себе») и «другостью» (возможностью быть Другим) как разными сторонами одной и той же самости. (см. концепция самости Ч. Кули, Дж. Мид). Философы и психологи указывают на противоречивость отношения личности к самой себе. Как отмечал Э.В. Ильенков, «личность и есть совокупность отношений человека к самому себе как к некому “другому” – отношений “Я” к самому себе как к некоторому “Не-«Я”». Эту мысль развивают В.А. Петровский и М.Г. Ярошевский, подчеркивая, что личность «выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его инобытие в них (и, между прочим, в себе как “другом”), как его персонализация». Присутствие «Не-Я» или других «Я» и бытие «в себе как Другом» отличают субъективный мир человека от его бытия в социальном мире, в котором, он проявляет свою интерсубъективность, то есть находится в ситуации взаимодействия (со-бытия) с другими. В этом смысле ее альтернативность выступает, с одной стороны, как погружение в свой внутренний мир и переживание в нем других «Я» в себе (субъективность), а с другой стороны, как идеальная представленность в ней других людей (интерсубъективность). «Я», с одной стороны, делает человека членом сообщества (группы) и в то же время позволяет его отличать от других членов группы. Индивид обладает самостью лишь в отношении к самостям других членов своей социальной группы.

    Субъективное «Я» личности «есть комплекс представлений индивида о своей внутренней подлинной сущности, о своей выделенности из среды и противопоставленности другим “Я”, структурам “не-Я” в целом». Именно это «Я» включает центр самосознания или истинную самость, которая отличается от «кажимостной» самости (идеального «Я») и других «Я» в человеке.
    Субъективная самость дифференцируется в свою очередь по ряду оснований. Известные теоретики личности К. Роджерс и К. Хорни формулируют идею множественности субъективного мира личности. Ядром субъективных переживаний личности выступает у Роджерса Я-концепция о том, что человек думает о себе в повседневной жизни (реальное «Я»), и то, кем бы он хотел себя видеть (идеальное «Я»). К. Хорни уточняет это положение, дополняя его
    актуальным «Я» личности. Личность обладает, с ее точки зрения, тремя «Я»: актуальное «Я», то есть то, чем она является на самом деле или в данное время; реальное «Я», характеризующееся потенциалом роста; идеальное «Я», которое выражает желательный для личности образ самой себя, то есть то, чем она хотела бы быть. Все эти «Я» сосуществуют в человеке, дополняя друг друга. Каждое из них, взятое в отдельности, является «другим» по отношению к аутентичному «Я» как центру самосознания. Альтернативность присутствует имманентно в этих «Я». Между моим идеальным и реальным «Я», с одной стороны, актуальным и реальным «Я», с другой стороны, существует множество противоречий. Иначе говоря, в моем реальном «Я» находят свое выражение идеальное и актуальное «Я», раскрывая потенциал всего субъективного мира моей личности. Например, для курильщика его идеальное «Я» может исключать курение как вредную привычку, но его актуальное «Я» оправдывает факты курения, находя новые доводы. И только его реальное «Я» способно изменить ситуацию к лучшему, связав желание бросить курить с конкретными навыками и поступками.

    Формулируются следующие принципы анализа субъективного мира личности: 1) человека лучше удастся понять лишь в перспективе (как реальное или потенциальное «Я»), а не в свете текущих мгновений (как актуальное «Я»); 2) каждому человеку присуща личная манера воспринимать мир и обдумывать течение событий собственной жизни (в нашем случае – аутентичность как способность быть самим собой); 3) каждый человек располагает определенным набором личных конструктов как систем истолкования, используемых для интерпретации и конструирования событий его жизни (Келле Дж. Теория личности: Психология личных конструктов: Пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. СПб., 2000). Различные «Я» субъективного мира служат основаниями для дифференциации уровней персональной реальности человека, которые соответствуют определенным типам личности: «бытие-для-себя» (реальное «Я») – комплексная личность, «как-бы-бытие» (кажущееся «Я») – полифоническая личность, «здесь-бытие» (актуальное «Я») – унитарная личность и др.

    Рассматривая проблему бытия человека в мире необходимо учитывать, во-первых, то, что человека нельзя рассматривать только с позиций детерминированности конечными природными и социальными факторами. Во-вторых, природное и социальное, внутренний духовный мир человека - не следует противопоставлять друг другу или абсолютизировать. В-третьих, социальное не сводится к биологическому. В-четвертых, духовный мир человека следует рассматривать не как простое отражение действительности, а и как самостоятельную реальность. Человеческое существование - это бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность выражается в том, что человек есть единство четырех основных начал: а) биологического (природные задатки); б) социального (социальная среда); в) культурного (культурная среда); в) психического (воля, стремление, интересы, т.е. внутренние «Я»).

    Размышляя над вопросом что чему предшествует, что первично сущность или существование оформились три подхода:

    1) существование предшествует сущности;

    2) существование невозможно вне сущности;

    3) существование и сущность находятся в диалектическом единстве.

    В последнее время большинство ученых, мыслителей склоняются к тому, что между сущностью и существованием присутствует неразрывная связь. Сущность формируется в процессе существования, но и существование невозможно без социальной среды, которая накладывает на существование человека свой отпечаток. Таким образом, налицо диалектическое единство: сущность невозможна вне существования индивида, а существование всегда определяет сущность. Поэтому существование всегда существенно. Вопрос 4. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Многосодержательность понятия «человек». Продолжая рассматривать проблему человека, целесообразно обратить внимание на совершенно различные истоки этого понятия, т.е. на разное смысловое содержание термина «человек», в различных языках народов.  Homo sapiens- (лат. термин «homo» восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха)) человек есть тварное существо из праха.  Man – в западноевропейских языках произведено от «manus» (рука), т.е. подчеркивается отличительная особенность человека - освобожденная от передвижения и “умелая” верхняя конечность.  Человек – в славянских языках слово человек имеет корень «чело-», т.е. лоб, верхняя часть человеческого лица, приближающая его к творцу – способность мыслить и творить согласно замыслу. Таким образом, даже этимологические характеристики человека в разных культурах несут различную смысловую нагрузку. Философская антропология изучает человека, как особый род сущего. Категория «человек» с философской точки зрения есть: во-первых, абстракция, которая отражает общее, существенное, свойственное особому биологическому виду; во-вторых, это название человеческого рода. Еще И.Г. Фихте отмечал, что понятие человек относится не к единичному человеку, а ко всему человеческому роду. Человек есть результат природной эволюции, субъект и объект общественно – исторического процесса и самой разнообразной творческой деятельности; в-третьих – это название отдельного индивида – представителя человеческого сообщества, на что обратил внимание еще Аристотель. Отдельный человек (индивид) - это определенная субстанция – носитель разнообразных атрибутов:  социальных;  национальных;  духовных;  деятельных;  рациональных, иррациональных;  политических и т.д. Отдельный человек оценивается и с гуманистически-нравственных позиций. М. Мамардашвили подчеркивал, что человек начинается с плача по умершему. Еще святой Фома утверждал, что Человек, его природа является испорченной и двойственной: он (человек) способен и к добру, и ко злу.

    Понятие «человек» означает несколько аспектов:

    - человек - это специфически человеческий способ бытия, отличный от животного способа

    жизнедеятельности;

    - человек - это реальный индивид, существующий в определенной культуре и цивилизации;

    - человек - это некий идеальный образец, эталон человеческого существования и развития.

    Прикладывание этого эталона к реальным фактам жизни людей позволяет оценивать их как

    человеческие или не человеческие;

    - человек - это абстрактный субъект, персонификация абстрактной схемы человеческой

    деятельности.

    Человек - это и биологическое, и духовное, и социальное существо. Абсолютизировать какую - либо из этих сторон в определении человека не имеет смысла, поскольку он является целостной системой, качественное своеобразие которой определяется взаимодействием всех этих составляющих. Как родовое понятие человек - это био-социо-культурное существо, сущность которого заключается в его отношении к миру, что подчеркивает его надбиологический характер. Отношение к миру всегда протекает через взаимообусловленность основных сторон человека. В цепочке мотиваций деятельности в качестве исходного импульса выступает потребность, а труд - как способ создания средств удовлетворения потребностей и как предпосылка возникновения новых потребностей. Потребности можно подразделить на три основные группы: витальные (биологические), социальные и духовные. Причем витальные потребности у человека в отличие от животных приобретают социальную окраску, «очеловечиваются».

    Перед философами всегда стоял вопрос: каким существом является человек – материальным или духовным? В истории философии, исходя из ответа на этот вопрос сформировались две концепции:

    а) натуралистическая (абсолютизировала природные качества); б) идеалистическая (приоритет отдавала духовным качествам). Сегодня утвердилось убеждение, что в реальном человеке заложено две программы: 1) инстинктивная; 2) социально-культурная. Он одновременно принадлежит и животному миру, и к социальному. Необходимо различать природные и социальные начала в человеке, а также понимать их соотношение, которое связанно с разработкой и разграничением таких понятий, как: а) «природа «человека»; б) «сущность человека». 1. Природа – основа жизненных качеств человека. Вне человеческой природы нет человеческого духа, человеческой души. Без телесности не существует духовности. Понятие «природа человека» указывает на природные качества:  связь с неживой природой;  связь с живой природой;  связь с космосом;  на его физиологические, физико-химические и др. свойства; 2. Понятие «сущность человека» отражает его особенность в сопоставлении с другими живыми существами. Сущность человека не совпадает с его природой. Родовыми характеристиками человека являются: а) трудовой способ существования; б) общение с помощью второй сигнальной системы (язык); в) сознание. Вечные человеческие качества: разум, духовность, социальность, творчество трансформируются противоречивым образом в процессе исторического бытия. Понятие «человек» шире, чем понятие «сущность человека», а само познание феномена человека – неисчерпаемо, как неисчерпаемы формы и способы его существования, развития, отличающие его от других живых существ. Человек – существо универсально творческое, эта творческая деятельность проявляется в ее разнообразных проявлениях. Человек есть феномен, который творчески развивается в процессе взаимодействия с окружающим миром. Благодаря наличию творческого начала, человек находится в процессе постоянного преобразования. Понятие «человек» отображает в своем содержании конкретно - исторические, социальные, национальные типы людей (человек античной или феодальной эпохи; древний грек, римлянин, современный испанец и т.д.).

    Термин «индивид» употребляется для обозначения отдельно взятого представителя человеческого рода. Понятие индивидуальности направляет внимание на то особенное, своеобразное, что отделяет данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не внешний облик человека, а комплекс его внутренних качеств (особенности характера, памяти, темперамента, воли, интеллекта и т.д.). Индивидуальность накладывает отпечаток на всю деятельность отдельного человека, именно она побуждает людей в одинаковой ситуации действовать по-разному. уникальное, что связано, во-первых, с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями среды в которой она выращивается. Наследственные особенности, условия среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует социально психологическую уникальность личности. Но индивидуальность не есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют, она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

    Если понятие индивид говорит об особенностях каждого человека, его своеобразии и неповторимости, то понятие личность подчеркивает социальную роль человека, его социальную функцию. Личность есть человек, наделенный такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом.

    В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека. Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъективного познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

    Личность формируется в процессе деятельности, общения, т.е. формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности.

    Характеризуя структуру личности выделяют три ее основных составляющих: 1 биогенетические задатки (физическая личность), это телесная организация человека, его самоощущения. К физической личности могут быть отнесены также одежда, домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам. Социальная личность складывается под воздействием социальных факторов в общении с людьми, начиная с общения матери с ребенком, образуя психосоциальное ядро личности - “Я”. По сути дела, она предстает как система социальных ролей человека в разных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, любви, дружбе формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой определяется формулой – дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания. Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. Духовная личность определяется убежденностью в приоритетах тех общественных и культурных ценностей, которые находятся за пределами стремления к своему материальному благополучию (включает в себя мировоззрение человека, самооценку, ценностные ориентации и идеалы, правила образа жизни, убеждения, силу воли и т.д.) Духовная личность выстраивает свою жизненную стратегию как борьбу за реализацию неких идеалов. Важно отметить, что в такой борьбе смерть за идею может рассматриваться духовной личностью как нечто совершенно естественное. Особое место в духовной личности занимает ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е. неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”. Таким образом, личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

    Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Это только схема, иллюстрирующая этапы "созревания" личности. На формирование личности влияют:  семья, где закладываются основы личности; ее формирование начинается с первых лет жизни;  социальное окружение человека (сверстники, школа, коллектив, общественные организации);  церковь, если речь идет о верующих людях. Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю определенного общества с его историческими, национальными, культурными традициями. В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Вместе с тем личность обладает особенностями, делающими ее неповторимой, уникальной.

    Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли: вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Можно сказать, личностью становится каждый человек (если нет тяжелых дефектов развития психики). Становление личности – итог взаимодействия человека и общества. Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

    Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психологический стержень человека. “Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность” - Гегель. Слово «характер», как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов. Если же характер человека разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.


    написать администратору сайта