Феноменология доклад философия. доклад феноменология. Феноменология
Скачать 30.3 Kb.
|
Феноменология - одно из основных направлений в философии XX в. Основатель – Эдмунд. Гуссерль, Ее предмет - фундаментальные феномены человеческого бытия: сознание и самосознание, любовь и ненависть, познание и художественное творчество, воля и желание, страх и совесть, свобода и смерть, история и историчность, личностное и ценностное бытие, бытие другого и собственное бытие и др. Термин «Ф.» в философии восходит к 18 в., употребляется нем. философом Иоганном Ламбертом («Новый органон», 1764) в значении «теория видимости» в противоположность теории истины; в разных значениях встречается у Гердера, Канта, Фихте, Гегеля («феноменология духа» как «наука об опыте сознания»), Пирса. У Гуссерля Ф. выступает как фундам. наука о сознании – учение об очевидности и истине актов сознания и самих вещей в их самораскрытии и явленности. Ф. представляет собой широкое филос. движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Э. Гуссерля, – учения М. Шелера и М. Хайдеггера. Одним из источников Ф. явился интерес к «Логическим исследованиям» Гуссерля со стороны мюнхенского кружка философов и психологов – учеников Т. Липпса (И. Дауберт, А. Райнах, А. Пфендер, Д. Гильдебранд, Т. Конрад, Х. Конрад-Мартиус и др.). Некоторые из них переезжают с 1905 по 1908 в Гёттинген, где преподаёт в это время Гуссерль, а Райнах становится его ассистентом. Проблематика мюнхенско-гёттингенской группы заложила основы т. н. реалистической Ф. с её ориентацией на онтологич. проблематику. Райнах и Дауберт работают над теорией суждения и «социальных актов», предвосхищая открытия Дж. Остина. Ф. в Германии насчитывает неск. поколений исследователей, большую роль в её упрочении сыграли О. Финк и Л. Ландгребе, быв. ассистенты Гуссерля. Наиболее известные междунар. центры Ф. возникли в 1970-е гг. в Вуппертале (К. Хельд и Л. Тенгели) и в Бохуме (Б. Вальденфельс). В Швейцарии Ф. представлена именами И. Керна, Э. Холенштайна, Э. Марбаха. Феноменологическая стратегия состоит в том, чтобы отказаться редукционизма и описать вещи (в самом широком смысле) такими, какими они проявляют себя, не отсылая к чему-то другому, т.е. описать их как феномены. Основной принцип феноменологии - «к самим вещам», что означает: преодолеть предрассудки и предвзятые мнения, освободиться от привычных установок и навязываемых предпосылок, отстраниться от методологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, изначальному опыту сознания, в котором вещи предстают не как предметы уже имеющихся теорий, точек зрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но как нечто, что само раскрывается перед нами в раскрывающемся в нас первичном опыте. Сами вещи раскрываются нам, когда мы сами раскрываемся им навстречу, когда мы не мешаем им предстать пред нами такими, каковы они суть - так же как другой человек раскрывает себя нам, когда мы внимаем ему, а не оцениваем его, когда мы лишены предвзятости и обретаем особую настроенность, меняя наши привычные, обыденные установки. «Сами вещи» - это не кантовские «вещи в себе», но это и не порождение нашего воображения. Ясно, что если мы хотим принять данность предмета такой, какой она к нам приходит, мы не должны что-либо добавлять в этот предмет «от себя», «вкладывать» в этот предмет определенные структуры нашего разума. Феноменология предлагает изучать субъективность для того, чтобы четко различить, что же принадлежит нашему сознанию, а что - предмету. Лишь описание предмета, или вещи (опять-таки в самом широком смысле) может нам дать «саму вещь». ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ процедура феноменологической философии Гуссерля, напоминающая ‘радикальное сомнение’ Декарта. Декарт кладет в основу своей философии принцип ego cogito, ergo sum. Это возвращение к ego cogito означает, по мнению Гуссерля, переворот во всей философии. Декарт изменяет весь стиль философствования, делает радикальнейший поворот от наивного объективизма к трансцендентальному субъективизму. Согласно радикальному сомнению Декарта, ничто не должно считаться действительно научным, если оно не обосновано с сознанием полной очевидности, т.е. если оно не может быть удостоверено в изначальном опыте и усмотрении. Декарт, как затем и Гуссерль, задается вопросом: можем ли мы указать непосредственные, аподиктические очевидности, первые очевидности, которые с необходимостью должны предшествовать всем прочим очевидностям? Существование окружающего мира не может выступать такой изначальной очевидностью, ибо мир может являться чувственной видимостью. Но если и признать реальность мира, то он дается нам лишь благодаря нашему чувственному восприятию, посредством нашего сознания. Таким образом, только Я, сознание, только ego cogito и выступает аподиктически достоверной и последней почвой для суждения, на которой и должна быть основана радикальная философия. Эго обнаруживает себя как единственное аподиктически достоверное сущее. Гуссерль для последовательного осуществления операции ‘обособления’, ‘очищения’ сознания на пути к ‘чистому сознанию’ проходит два этапа редуцирования. Суть Ф.Р., по мысли Гуссерля, состоит в том, чтобы последовательно искоренить ‘естественную установку’ сознания и направить все внимание на само же сознание, на его ‘чистую’ структуру, освободив сознание от всего эмпирического. Ф.Р. включает в себя два этапа. 1) ‘Эйдетическая редукция: мы ‘заключаем в скобки’ весь реальный мир, а также имеющееся знание о нем, в особенности научное знание. Феноменолог ‘воздерживается’ от всяких суждений о мире, о реальном. Это воздержание Гуссерль обозначает термином ‘эпохе’ (от греч. — удерживание, самообладание). Осуществляя эпохе, субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, все суждения, оценки предмета и стремится занять позицию ‘абсолютного наблюдателя’, и с этой позиции ‘чистого наблюдателя’ сделать доступной саму сущность этого предмета. Поясняя смысл эйдетической редукции, Гуссерль особо настаивает на методическом характере феноменологического воздержания (эпохе). Процедура ‘заключения в скобки’ не затрагивает самого мира — она относится исключительно к действиям феноменолога, который просто оставляет в стороне все утверждения, высказываемые в духе естественной установки. Гуссерль пишет: ‘Когда я осуществляю это — а я вполне свободен поступать таким образом, — то я не отрицаю этот мир, как если бы я был софистом; я даже не сомневаюсь в том, что он наличен, как делал бы, если бы был скептиком. Но я просто осуществляю феноменологическое эпохе, которое совершенно освобождает меня от использования каких бы то ни было суждений, касающихся пространственно-временного существования (Dasein)’. Результат первого этапа Ф.Р. — переход феноменолога от ‘естественной’ установки к ‘трансцендентальной’ позиции — к последовательному выделению сознания (или ‘субъективности’ |