Главная страница
Навигация по странице:

  • Восточная Римская империя

  • Попытки восстановления Римской империи

  • Политическое развитие Индии в Средние века

  • Китай в III - XIII

  • Особенности развития Японии

  • Тема 3.3. Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековый западноевропейский город. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы

  • Причины возникновения феодализма

  • Три сословия феодального общества Крестьяне

  • Средневековый западноевропейский город

  • Раскол христианской церкви

  • конспект лекций по истории. Конспект лекций по истории РКПК. Тема Древнейшая стадия истории человечества


    Скачать 401.95 Kb.
    НазваниеТема Древнейшая стадия истории человечества
    Анкорконспект лекций по истории
    Дата31.01.2023
    Размер401.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект лекций по истории РКПК.docx
    ТипДокументы
    #913770
    страница3 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    Тема 3.2.

    Византийская империя. Восток в Средние века

    План:

    1. Восточная Римская империя

    2. Попытки восстановления Римской империи

    3. Славянизация Балкан

    4. Византийская культура

    5. Политическое развитие Индии в Средние века

    6. Культура Индии

    7. Китай в III-XIII вв.

    8. Монгольские завоевания

    9. Особенности развития Японии


    Восточная Римская империя включала территории с древними земледельческими традициями. В сельском хозяйстве значительную роль играли свободные и полусвободные крестьяне. Императоры отражали нападения варваров. Константинополь долгое время оставался крупнейшим городом Европы и важнейшим центром ремесла, торговли, культуры. В империи развивались и другие города – Александрия, Антиохия, Фессалоники.

    Попытки восстановления Римской империи

    Император Юстиниан попытался восстановить Римскую империю в ее прежних границах. В 534 г. пало Вандальско-Аланское королевство, к 555г. Италия была полностью покорена. Войны в Испании принесли больших успехов. Однако восстановление прежних порядков, тяжелый налоговый гнет вызвали всеобщее недовольство. Завоевания Юстиниана оказались непрочными. Вскоре на Византию обрушились племена кочевников, арабов. В 1453г. турки-османы разрушили Византийскую империю.

    Славянизация Балкан

    С середины VI в. славянские племена, жившие в Центральной Европе к востоку от германцев, перешли от набегов на Византию к заселению Балканского полуострова. По словам византийского автора, славян «никоим образом нельзя обратить в рабство или подчинить». Уже при Юстиниане набеги происходили почти ежегодно. При его преемниках славяне втор­гались в пределы империи и селились па ее землях. К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 70-х гг. VII в. на земли этого союза вторглись тюркские племена болгар, кочевавших в степях Северного Причерноморья. Болгар­ский хан Аспарух разбил византийскую армию. Хан привлек на свою сторону союз семи славянских племен и основал на землях Византии фактически независимое славяно-болгарское государ­ство. Первое Болгарское царство просуществовало с 681 по 1018г. Болгары-тюрки быстро растворились среди славян. Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земель­ные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Утвердилась крестьянская соседская община. Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Сами славяне, особенно южные (болгары, сер­бы, хорваты и др.). Испытали огромное византийское влияние. В 864 г. болгарский князь Корне принял крещение от Византии.

    Византийская культура

    В Византии сохранялась древняя обра­зованность, и вплоть до XII в. просвещение находилось здесь на высоком уровне. Начальное образо­вание давали в частных школах. Среднее образование получали под руководством учителя по античным пособиям. Оно включало в себя орфографию, риторику, арифметику, геометрию, астро­номию, музыку и т.д. В середине XIв. в Византии были открыты и высшие школы - юридические и философские. Наиболее известным архитектурным памятником Византии стал собор Святой Софии, возведенный в Константинополе при Юсти­ниане. «Золотым веком» в истории византийской культуры стал период с IX по XII в. В это время в Византии возводились краси­вейшие храмы. Их стены и своды сплошь покрывались мозаиками фресками.

    Политическое развитие Индии в Средние века

    В V -VII вв. на территории Индии существовало около 50 враждующих друг с другом государств. В середине VIII в. Северную, а так же часть Цен­тральной Индии завоевали раджпуты - потомки сметавшихся с местным населением кочевников. Наиболее влиятельный раджпутский род образовал государство Пратихаров. Это государство долго господствовало в Индии. К этому периоду относятся и пер­вые попытки проникновения в Индию арабов. В XIII в. значительная часть страны была объединена в рамках мусульманского государства - Делийского султаната. Еще до его возникновения на севере Индии образовалось несколько мелких государств на землях, захваченных мусульманами. Начало существованию Делийского султаната было положено в 1206 г., когда военачальник одного из мусульманских правите­лей объявил себя султаном, сделав своей столицей город Дели. Постепенно власть султанов распространилась на всю Северную и Центральную Индию, а временами они захватывали и Южную Индию. Значительная часть индийских земель была распределена между мусульманскими воинами и мечетями. Индийские князья должны были подчиняться мусульманам. Высшая власть в госу­дарстве принадлежала султану. Правосудие осуществлялось мусуль­манским духовенством. Весь государственный аппарат, как и армия, состоял из мусульман. Мусульмане были освобождены от податей. Города Индии успешно развивались, чему способствовали расширением торговых связей с исламским миром, строительство и Меры властей, призванные обеспечивать работу амбаров, бань и городской стражи. В Индии стал распространяться ислам. Но основная масса населения осталась верной индуизму. Борьба индуизма и ислама, совместимость жизненных обычаев, норм поведения, опреде­ляемых этими религиями, вела к ослаблению Делийского султа­ната.

    Индийская община

    В жизни основной части населения Индии - крестьян - важнейшее значение имела община. Обычно в состав общины входило несколько соседних деревень. Почти в каждой деревне был свой общинный совет. Возглавлял его староста. Пред­ставители каждой деревни и старосты входили в большой совет всей общины. Община представляла собой замкнутый мирок, почти не нужда­ющийся в контактах с внешним миром. В течение веков в каждой общине был выработан порядок взаимообмена продуктами и ус­лугами, необходимыми каждому члену общины. Наибольшими правами в общине обладали земледельцы, владевшие общинными наделами и обладавшие наследственными правами на них. Далеко не все земледельцы в общине сами обра­батывали свои наделы. Так, брахманские и другие наиболее за­житочные семьи использовали труд малоземельных общинников, а также батраков-наемников. Представители высших каст имели право за гроши пользоваться услугами выходцев из низших каст.

    Культура Индии

    Наиболее известные памятники культуры ран­него Средневековья находятся в Аджанин и Эллоре, Аджания про­славилась главным образом настенными росписями буддийских монастырей. Храмовые комплексы Эллоры известны своей скульп­турой, занявшей с периода раннего Средневековья господствую­щее место в убранстве храмов. На юге Индии в X - XII вв. получает распространение бронзо­вая скульптура. Среди статуй и статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы. Он предстает в виде многорукого Натараджана - бога танца. Завоевание Северной Индии в X -XII вв. мусульманами при­несло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооруже­ния с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы со­оружений (мечети, минареты, мавзолеи). Велик вклад Индии и в науку. Так, исключительно важным стало создание десятичной системы счисления. Индийскими уче­ными была создана таблица для вычисления местонахождения планет. Ученый и астроном Арнабхата высказал мысль, что Земля - шар и вращается вокруг своей оси. Многие астрономические тру­ды индийских ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому идеи, заложенные в эти сочинения, проникали и в другие страны.

    Китай в III-XIII

    После распада государства Хань в Китае последовал почти 400-летии период смут и междоусобных войн, сопровождавшихся нападениями кочевников. Единство страны было восстановлено лишь в 589 г. Объединение Китая позволило расширить его влияние среди соседей. Были усмирены многие кочевники. Объединение Китая было закреплено рядом преобразований, способствовавших уси­лению централизации. Прикрепленные к государственной земле крестьяне несли повинности и выплачивали натуральную подать. В конце VI - начале VII в. шло строительство Великого канала между реками Хуанхэ и Янцзы. Было предпринято укрепление Великой Китайской стены.

    Со второй половины VIII в. начинается закат государства Тан. Разрастание аппарата управления увеличи­вало расходы. Разлагалась военная система, росло своеволие знати. В IX в. начинаются крестьянские восстания. В 874 г. они переросли в грандиозную крестьянскую войну. В 881 г. крестьянское войско овладело столицей. После 50 лет борьбы Китай был объединен в 960 г.

    Однако в XII в. северные территории страны захва­тили кочевые народы, создавшие там свои государства.

    Монгольское завоевание

    Распад Китая облегчил завоевание страны монголами. В начале XIII в. Чингисхан создал громадную державу, включившую в себя множество покоренных народов. В состав этой державы вошел и Северный Китай, завоевание которого началось в 1211 г. При потомках Чингисхана было завоева­но и южно-китайское государство Сун (1279 г.). Династия монгольских императоров Китая получила название Юань. Под властью монгольской династии Китай находился более столетия. Жестокое угнетение и ограбление населения завоевате­лями не раз вызывали восстания. В XIV в. в результате мощного народного движения власть монголов была свергнута. Вождем вос­стания был крестьянин Чжу Юаньчжан. Он был провозглашен Сыном Неба. Началось правление династии Мин (136Я— 1644).

    Особенности развития Японии

    В IV в. значительная часть Япо­нии была объединена под властью одного из племенных союзов, В VI в. были проведены реформы, установившие 12 рангов долж­ностных лип. В 645 г. к власти пришел принц Наканооэ, осуще­ствивший большие преобразования. Вместо племенного союза было создано государство по образу китайского. Высшим органом стал совет при правителе (которого условно называют императором). Вся страна была поделена на провинции. Эти провинции, в свою очередь, подразделялись на уезды. Каждый крестьянский двор по­лучал от государства во временное пользование надел земли со­ответственно числу членов семьи. Крестьяне кроме платы госу­дарству зерном и изделиями ремесла должны были выполнять бар-шину. Возникали города, которые строились при определяющем влиянии традиций Китая и Кореи.
    Тема 3.3.

    Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековый западноевропейский город. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы

    План:

    1. Возникновение феодализма

    2. Сословия феодального общества

    - крестьяне

    - рыцарство

    - феодалы

    1. Средневековый западноевропейский город

    2. Католическая церковь, крестовые походы


    Возникновение феодализма

    Классическое Средневековье в Европе являлось временем расцвета феодализма. Слово «фе­одализм» происходит от слова «феод» - наследственное земель­ное владение за службу. Человек, получавший феод, был васса­лом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода. К Х-XI ни. в Европе почти вся земля оказалась поделен ной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изобража­ют в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император - верховный владелец всех земель и верховный сеньор государства. Ко­роль раздавал большие области своим вассалам - князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам - баронам. У баронов тоже вассалы - рыцари. В качестве феода рыцари получали имение - деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».

    Существовало правило: "Вассал моего вассала - не мой вас­сал». Это означало, что вассал служил только своему непосред­ственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона - вассала герцоги, а герцог - простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой. Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от вра­гов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни, проведенные и седле, он получал от сеньора особую плату. В определенных случаях вас­сал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.

    Причины возникновения феодализма.

    В период Средневековья войны были частым явлением. После распада империи Карла Ве­ликого все страны Европы сотрясали кровавые усобицы. Еще страш­нее в IX - X вв. оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии и Дании), арабов, венгров, которые вре­менами грозили самому существованию европейского общества. Для спасения от полного истребления и разорения нужно было иметь надежное войско. Усовершенствования в военном деле (на­пример, внедрение полков для лошадей и стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска (всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). Благодаря подковам лошадь могла перевозить тяжеловооруженного, закован­ного в железо рыцаря, который, опираясь на стремена, копьем и мечом поражал противника. Рыцарь стал грозной силой, но каждого такого воина и его коня теперь должны были содержать десятки человек. На смену массовым ополчениям приходят небольшие отряды воинов-профессионалов. Феодальные порядки обеспечивали существование достаточно надежной военной силы для защиты всего общества

    Сословия феодального общества

    - крестьяне

    - рыцарство

    - феодалы

    Три сословия феодального общества

    Крестьяне в Средние века помимо земледелия и ско­товодства охотились, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство оставалось для них глав­ным делом. Потребности его развития превращали многих сель­ских жителей в подлинных изобретателей. Успехи земледелия во многом связаны с изобретением крестьянами тяжелого плуга с сошником-приспособлением для отвала земли. Придумали и хо­мут для лошади. Он позволил использовать этих животных для вспашки полей. Крестьянами было освоено трехполье. Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду. На поля стали вно­сить навоз и другие удобрения. Широкое распространение полу­чило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись не только в южных, но и в сравнительно север­ных районах, вплоть до Англии. Каждая крестьянская семья возделывала свой надел - длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы гос­подской земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся, но и удобрял пашню. Поэтому работы на наделах должны были проводиться жителями деревни одно­временно, и все должны были сажать одинаковые культуры. Од­носельчане помогали попавшим в беду соседям, совместно защи­щали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля, пользо­вались лесами и лугами. Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избирали старосту - главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и в их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

    Феодалы

    Рядом с деревней находилось укрепленное жилище ее сеньора -замок. Замки строились одновременно со складыва­нием самого феодализма. В IX -X ив. их возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебра­сывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня - донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу - его слуги. В подвале находилась темни­ца. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в ма­ленькую крепость. С верхнего этажа в стене башни нередко про­кладывали тайную винтовую лестницу в подвал. Из полнала шел подземный ход в отдаленное место. Поэтому даже при захва­те замка феодал мог избежать гибели или плена. Однако взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно храни­лись большие запасы продовольствия.

    Рыцарство

    Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцар­ской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже пере­двигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами, а с 14 лет - оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался «копьем», фео­дальное войско состояло из таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец - с оруженосцем, остальные воины осы­пали противника стрелами. В 18 лет оруженосцы становились ры­царями. Сеньор при этом вручал ему пояс, меч и шпоры.

    Постепенно сложились правила рыцарской чести. Одними из главных качеств считались верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен постоянно стремиться к подвигам, проявлять храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. На­стоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предуп­редит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д. Священной для рыцарей была воинская дружба, а также месть за оскорбление. Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а также всех слабых - вдов, сирот, нищих. Суще­ствовало немало других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались. Среди рыцарей было много необуздан­ных, жестоких и жадных людей.

    Средневековый западноевропейский город

    Примерно к X-XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства. При этом отделившееся от сельского хозяйства ремесло - мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в своём развитии ряд стадий.

    Первой из них явилось производство изделий по заказу потребителя, когда материал мог принадлежать и потребителю-заказчику, и самому ремесленнику, а оплата труда производилась либо натурой, либо деньгами. Такое ремесло могло существовать не только в городе, оно имело значительное распространение и в деревне, являясь дополнением к крестьянскому хозяйству. Однако при работе ремесленника на заказ товарное производство ещё не возникало, ибо продукт труда на рынке не появлялся. Следующая стадия в развитии ремесла была связана уже с выходом ремесленника на рынок. Это было новым и важным явлением в развитии феодального общества.

    Ремесленник, специально занимавшийся изготовлением ремесленных изделий, не мог бы существовать, если бы он не обращался к рынку и не получал там в обмен на свои изделия необходимые ему продукты сельскохозяйственного производства. Но, производя изделия для продажи на рынке, ремесленник становился товаропроизводителем. Так, появление ремесла, обособленного от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней и возникновение противоположности между ними.

    Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально-зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли.

    Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе.

    Города играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.

    Средневековые города возникали всегда на земле феодала и поэтому неизбежно должны были подчиняться феодальному сеньору, в руках которого первоначально была сосредоточена вся власть в городе. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.

    По стремление феодалов извлечь как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Феодалы прибегали к прямому насилию, вызывавшему отпор со стороны горожан и их борьбу за освобождение от феодального гнёта. От исхода этой борьбы зависело политическое устройство, которое получал город, и степень его независимости по отношению к феодальному сеньору. Бежавшие от своих сеньоров крестьяне, селившиеся в возникавших городах, приносили с собой из деревни обычаи и навыки существовавшего там общинного устройства. Строй общины-марки, изменённый в соответствии с условиями городского развития, сыграл очень большую роль в организации городского самоуправления в средние века.

    Борьба между сеньорами и горожанами, в процессе которой возникало и складывалось городское самоуправление, протекала в различных странах Европы по-разному, в зависимости от условий их исторического развития. В Италии, например, где города рано достигли значительного экономического расцвета, горожане добились большой самостоятельности уже в XI-XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные области вокруг города и стали городами-государствами. Это были городские республики - Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.

    Сходное положение имело место и в Германии, где так называемые имперские города начиная с XII, а особенно в XIII в., подчиняясь формально императору, наделе являлись независимыми городскими республиками. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету и т. д. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие.

    Многие города Северной Франции в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами, принимавшей нередко характер кровавых вооружённых столкновений, точно так же добились права самоуправления и могли выбирать из своей среды городской совет и должностных лиц, начиная с главы городского совета. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, финансы и право самообложения.

    В то же время они освобождались от выполнения обычных сеньориальных повинностей - барщины и оброка и от различных платежей. Обязанности городов-коммун по отношению к феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной ренты и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

    Степень самостоятельности в городском самоуправлении, достигнутая городами, была неодинакова и зависела от конкретных исторических условий. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной суммы денег. Таким путем получили освобождение из-под опеки сеньора и пали коммунами многие богатые города Южной Франции, Италии и др.

    Часто большие города, особенно города, стоявшие на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегии и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с назначаемым королем чиновником или другим представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лорис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии - Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но не всем городам удавалось добиться и такой степени самостоятельности. Некоторые города, особенно мелкие, не имевшие достаточно развитого ремесла и торговли и не обладавшие необходимыми денежными средствами и силами для борьбы со своими сеньорами, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.

    Таким образом, результаты борьбы городов с их сеньорами были различны. Однако в одном отношении они совпадали. Все горожане сумели добиться личного освобождения от крепостной зависимости. Поэтому если бежавший в город крепостной крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, он также становился свободным и ни один сеньор не мог вернуть его в крепостное состояние. «Городской воздух делает свободным», - гласила средневековая пословица.

    Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с Xв., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI—XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде). Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, является потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества. Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй. Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства. Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочего инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье - мастером. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер, член цеха, выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.

    Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время. Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха.

    Раскол христианской церкви

    Еще задолго до церковного раскола церковью были признаны три языка для ведения богослужения: латинский, греческий и еврейский.

    Официальной датой раскола считается 1054 год. Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до этого, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, который разразился, когда в 1053 были разграблены латинские церкви в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария. При этом его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

    Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

    Раскол имеет множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения.

    Крестовые походы

    В конце XI века в Европе выросло население, и стала ощущаться острая нехватка земель. Вместе с ней начались войны, голод, эпидемии. Все это воспринималось населением, как наказание за грехи. Возможности посетить святые места для избавления от грехов люди были лишены, т.к. Палестину захватили нетерпимые к немусульманам турки-сельджуки. Идея пойти в Иерусалим освободить христианские святыни из рук неверных получила широкое распространение в Европе, т.к. являлась богоугодным делом и прекрасным способом обогатиться. В 1096 году в крестовый поход отправились бедняки, которые потерпели неудачу. В1099 году рыцари взяли Иерусалим. Там возникло Палестинское королевство. В 1147 году состоялся второй крестовый поход. Крестоносцы постоянно сталкивались с мусульманами. В 1187 году султан Саллах-ад-Дин объявляет европейцам священную войну.

    В Палестине при поддержке пап были созданы духовно-рыцарские ордена: Тамплиеров, Тевтонский, орден Госпитальеров. Первоначально воины рыцарских орденов отличались высокой дисциплиной. Однако по мере их обогащения, уходила и дисциплина. Вскоре крестоносцы начинают терпеть одно поражение за другим. Третий крестовый поход 1189—1192. Третий крестовый поход закончился неудачно. Алчность и жажда наживы привели крестоносцев к позорному поражению.

    В 1204 году во время четвертого похода был разгромлен православный Константинополь. Это окончательно подорвало могущество Византии.

    Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта