Главная страница
Навигация по странице:

  • 14.Персонажи и их система Персонаж

  • 15.Понятие о сюжете. Композиция сюжета.

  • 16.Метонимия Метонимия

  • 17.Метафора

  • 18.Ирония Ирония

  • Прямая

  • сократовская

  • 20.Реализм и другие принципы отражения жизни

  • Литературоведение. Тема это предмет познания. Тематика это те явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании или сочинении, в произведении искусства, в частности художественной литературы


    Скачать 69.22 Kb.
    НазваниеТема это предмет познания. Тематика это те явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании или сочинении, в произведении искусства, в частности художественной литературы
    Дата19.01.2018
    Размер69.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛитературоведение.docx
    ТипДокументы
    #34626
    страница3 из 3
    1   2   3

    13.Романтический пафос

    Общие свойства романтики и сентиментальности обусловлены тем, что их основой является высокий уровень развития эмоционального самосознания человеческой личности, рефлективности ее переживаний. Такой уровень эмоционального самосознания образованные, мыслящие слои общества разных народов достигли исторически поздно — в эпоху разложения старого феодально-дворянского общества и перехода к буржуазным отношениям. Особый подъем романтического пафоса в жизни и литературе происходит в конце XVIII в. — после расцвета сентиментальности, в период революционных сдвигов и потрясений в общественной жизни передовых стран Европы. 

    В чем же заключается существенное различие сентиментального и романтического пафоса? Сентиментальность — это рефлексия умиленности, обращенная к отживающему, уходящему в прошлое укладу жизни с его простотой и нравственной неиспорченностью отношений и переживаний. Романтика — это рефлективная душевная восторженность, обращенная к тому или иному возвышенному «сверхличному» идеалу и его воплощениям.

    Сфера романтики, по мнению Белинского, который увидел в ней пафос творчества, — это «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею».

    Другую важнейшую сторону романтики Белинский видел в том, что она возникает из «стремлений» к возвышенным идеалам и содержание таких идеалов определяет характер самого романтического пафоса. Поэтому романтика бывает различной в произведениях разных писателей даже в пределах одной национальной литературы.

    Расцвет романтики в художественном творчестве конца XVIII и первой трети XIX в. позволил литературной общественности и критике передовых стран Европы наметить само понятие романтизма и осознать его исторические границы. Но романтика в литературе возникала и в другие эпохи, задолго до того, как появилось понятие о ней.

    Еще поэты и драматурги эпохи Возрождения выражали романтические переживания. Так, Петрарка в сонетах, посвященных Лауре, Сервантес в «Дон Кихоте», Шекспир в «Ромео и Джульетте» и других пьесах открыли способность отдельной личности, преодолевающей нормы господствующей морали, возвыситься в своем эмоциональном мире до стремлений к «сверхличному» возвышенному идеалу.

    Итак, романтика — это восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу и могущее быть объективированным в тех сторонах и явлениях жизни, которые связаны с сознанием этого идеала.

    14.Персонажи и их система

    Персонаж – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используется словосочетание литературный герой, действующее лицо. Чаще всего литературный персонаж – человек, но могут быть животные растения, стихи и др.

    В литературе, прежде всего, описывается социальная составляющая жизни, т.е. человеческая сущность. Применительно к эпосу и драме – это характер. Характер и тип часто употребляются как синонимы.

    Создавая литературного героя, автор наделяет его тем или иным характером.

    Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. Персонажная сфера практически никогда НЕ исчерпывается одним героем.

    Персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру (относительно устойчивый способ связи элементов).

    Для образования системы персонажей необходимы как минимум 2 субъекта; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа. На ранних стадиях повествовательного искусства число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета.Вокруг главных героев группируются второстепенные, участвующие в борьбе на той или другой стороне (важнейшее свойство структуры — иерархичность).При этом разнообразие конкретных персонажей в архаических сюжетных жанрах поддается классификации.

    Система персонажей — это определенное соотношение характеров.При разнообразии пониманий «характера», сама типизация и связанная с ней индивидуализация изображаемых лиц — принцип художественного творчества, объединяющий писателей различных времен и народов. Для понимания главного проблемного героя (героев) могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера; в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений, несходств в сходном и сходств в несходном.

    15.Понятие о сюжете. Композиция сюжета.

    Сюжет — цепь событий, изображенная в литературном произведении, т. е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Сюжет является организующим началом большинства произведений драматических и эпических (повествовательных). Он может быть значимым и в лирическом роде литературы.

    Сюжетные элементы: К основным относят экспозицию, завязку, развитие действия, перипетии, кульминационный момент, развязку. К факультативным: пролог, эпилог, предысторию, концовку.

    Довольно часто о событиях рассказывается не в хронологической последовательности, и о том, что произошло раньше, читатель может узнать позже. Если же взять лишь основные, ключевые эпизоды сюжета, безусловно необходимые для его понимания, и расположить их в хронологическом порядке, то мы получим фабулу –схему сюжета или «выпрямленный сюжет». Фабулы в различных произведениях могут быть весьма схожими между собой, сюжет же всегда неповторимо индивидуален.

    Существуют сюжеты двух типов. В первом типе развитие действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку. Назовем этот тип сюжета  динамическим.

    В другом типе сюжета – адинамическомразвитие действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной, в общей композиции произведения много внесюжетных элементов, которые часто перемещают на себя центр тяжести читательского внимания. Произведения с адинамическим сюжетом можно перечитывать с любого места, для произведений с сюжетом динамическим характерно чтение и перечитывание только от начала до конца.

    В зависимости от соотношения сюжета и фабулы в конкретном произведении говорят о разных видах и приемах композиции сюжета. Самым простым случаем является тот, когда события сюжета линейно располагаются в прямой хронологической последовательности без каких-либо изменений. Такую композицию называют еще прямойилифабульнойпоследовательностью.

    Более сложен прием, при котором о событии, случившемся раньше остальных, мы узнаем в самом конце произведения – этот прием называется умолчанием. Прием этот очень эффектен, поскольку позволяет держать читателя в неведении и напряжении до самого конца, а в конце поразить его неожиданностью сюжетного поворота. Благодаря этим свойствам прием умолчания почти всегда используется в произведениях детективного жанра, хотя, разумеется, и не только в них.

    Другим приемом нарушения хронологии или фабульной последовательности является так называемая ретроспекция, когда по ходу развития сюжета автор делает отступления в прошлое, как правило, во время, предшествующее завязке и началу данного произведения. 

    Наконец, фабульная последовательность может быть нарушена таким образом, что разновременные события даются вперемешку; повествование все время возвращается из момента совершающегося действия в разные предыдущие временные пласты, потом опять обращается к настоящему, чтобы тотчас же вернуться в прошлое. Такая композиция сюжета часто мотивирована воспоминаниями героев. Она называется свободной композицией.

    16.Метонимия

    Метонимия — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству».

    Частным случаем метонимии является синекдоха.

    Синекдоха — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:

    - Единственное число вместо множественного, например: Всё спит — и человек, и зверь, и птица. (Гоголь);

    - Множественное число вместо единственного, например: Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин);

    - Часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства. (Герцен);

    - Родовое название вместо видового, например: Ну что ж, садись, светило. (Маяковский) (вместо: солнце);

    - Видовое название вместо родового, например: Пуще всего береги копейку. (Гоголь) (вместо: деньги).

    Теперь перечислим основные разновидности метонимии:

    Общеязыковая. Общепоэтическая. Общегазетная. Индивидуально-авторская.

    Общеязыковая : Разнообразные виды тропов в русском языке используются повсеместно, и метонимия является одним из самых распространенных. Зачастую люди, используя ее, даже не замечают этого. Особенно это относится к данному виду.

    Общепоэтическая - это такой вид метонимии, который характерен для использования в художественных (чаще поэтических) текстах.

    Общегазетная - это те приемы метонимии, которые чаще всего используются в публицистических текстах.

    Индивидуально-авторскими метонимиями называют такие метонимии, которые свойственны для творчества какого-то одного писателя и не используются повсеместно.

    17.Метафора

    Метафора — один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Использование метафоры подчёркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.

    Метафора может быть простой, состоящей из одного выражения, употреблённого в переносном значении, и развёрнутой.

    Метафора состоит из 4 частей: Контекст — законченный отрывок текста, объединяющий по смыслу входящие в него отдельные слова или предложения. Объект. Процесс, за счет которого выполняется функция. Применение этого процесса или его пересечение с какими-либо ситуациями.

    Главной функцией метафоры является яркая эмоциональная оценка и образно-экспрессивная окраска речи. При этом из малосопоставимых объектов создаются богатые и емкие образы.

    18.Ирония

    Ирония — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

    Ирония имеет различные формы.

    Прямая используется, чтобы унизить и сделать ситуацию смешной.

    Антиирония выполняет противоположную задачу – показать, что явление или человек лучше, чем кажется, его недооценили, не разглядели.

    Самоирония - направленная на себя любимого. В самоиронии и антииронии отрицательные слова подразумевают скрытый позитив: «Где ж нам, дуракам, чай пить».

    Особый тип – сократовская. Самоирония, благодаря которой человек приходит к логическому выводу и находит скрытый смысл.

    19.Аллегория

    Аллегория — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), например, изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Тем самым, в аллегории конкретный образ получает абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие.

    аллегория может выступать и как целый ряд образов, связанных единым сюжетом. В то же время для нее характерно однозначное иносказание и прямая оценочность, закрепленная культурной традицией: смысл ее может быть истолкован достаточно прямолинейно в этических категориях "добра" и "зла". Аллегория близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним.

    Распространена она для изображения художественной действительности, используется традиционно как в книжной литературе, так и в фольклоре. Очень часто используется в баснях и сказках. В них под видом животных могут подразумеваться различные человеческие пороки. Могут изображаться аллегорически важные политические и исторические события.

    20.Реализм и другие принципы отражения жизни

    Реализм — художественное направление в искусстве и литературе, которое утверждается в первой трети XIX в.

    Писатели прошлого века, овладевшие реалистическим отражением жизни, часто обнаруживали, однако, в своих произведениях противоречия между субъективными творческими замыслами и реализмом художественных обобщений в жизни. 

    К реализму часто приходили в своем творчестве и те писатели, которые обладали исторически отвлеченным — консервативным или прогрессивно-утопическим — миропониманием. Они, конечно, не могли вследствие этого верно понять сущность социальной жизни, историческую конкретность ее развития и определяющее воздействие ее противоречий на формирование человеческих характеров. Однако в их произведениях все же очень часто наряду с исторически неверным, отвлеченным пониманием характеров персонажей осуществлялось верное, конкретное, реалистическое их воспроизведение. 

    Писателей могут привести к реализму особенности их «миросозерцания», являющегося основой художественного творчества.

    При изучении мировоззрения писателя надо учитывать его сложность и возможную внутреннюю противоречивость. В своем отвлеченном теоретическом мышлении писатель может исходить из неверного понимания перспективы общественного развития и той роли, которую в нем могут играть те или иные слои общества. Но в непосредственном идейном осознании и оценке жизни этих слоев, в своем «миросозерцании», писатель может прийти к более верному, конкретному отражению действительных свойств их жизни, ее силы и слабости. 

    Реализма нет в тех произведениях, где отвлеченная идейная заданность играет самодовлеющую роль, не опирается на то «саморазвитие» изображаемых характеров, которое имеет жизненные, социальные импульсы. Реализм есть там, где образы героев выступают не иллюстрацией отвлеченных идей писателя, а воплощают в себе внутреннюю закономерность жизни той или иной страны и эпохи. В творческом проявлении эта внутренняя закономерность характеров героев способна преодолеть отвлеченные замыслы писателя или вступить с ними в противоречие, если они не совпадают с такой закономерностью.

    Наряду с реалистическим отражением характеров и их отношений в литературных произведениях часто возникает и нереалистическое их отражение. Оно заключается в том, что писатель подчиняет развитие характеров своих персонажей, их действия, отношения, переживания своим исторически отвлеченным представлениям о жизни, вытекающим нередко, хотя и не всегда, из абстрактных теоретических взглядов писателя.

    Сущность художественного отражения жизни заключается в том, в какой степени характеры героев в тех или иных произведениях обусловлены объективным ходом жизни, а в какой — субъективным и отвлеченным авторским пониманием. Последнее может совпадать с «логикой» социальных характеров и отношений действительности, а может и противоречить ей.

    Бывают такие произведения, в которых сталкиваются различные принципы отражения жизни. В этом случае все зависит от того, какой из них преобладает. Так, Тартюф у Мольера — типичный характер лицемерного пройдохи, пытающегося воспользоваться наивностью и доверчивостью дворянства. Этот характер в какой-то мере мотивирован типическими обстоятельствами французской общественной жизни XVII в. И по логике изображаемых в пьесе событий Тартюф должен оказаться победителем. Но в последнем акте комедии на сцене вдруг появляется представитель будто бы всевидящего и справедливого монарха, разоблачает лицемера и берет его под арест. Торжествует не реальное соотношение типических характеров, а отвлеченный нравственный идеал автора: «добро побеждает зло». Стало быть, в конце комедии возобладали не реалистические принципы отражения, а идейная направленность, вытекающая из отвлеченных общественных взглядов писателя.

    Образцом литературы, созданной по «нормативным» принципам, являются произведения классицизма. Но и они отличаются большой исторической правдивостью содержания. 
    1   2   3


    написать администратору сайта