Экономика. Тема 8. Тема Эвристические методы поиска новых идей
Скачать 140 Kb.
|
62 Тема 8. Эвристические методы поиска новых идей. Вопросы к теме. 1. «Мозговой штурм» А. Осборна. 2. Метод фокальных объектов (МФО) Ч. Вайтинга. 3. Морфологический анализ Ф. Цвикки. 4. Синектика Уильяма Дж. Гордона. Вопрос 1. «Мозговой штурм» А. Осборна Метод «мозгового штурма» был предложен Алексом Осборном в 1941 году. Основной задачей метода «мозгового штурма» является выработка («генерирование») возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, «штурмует» поставленную проблему. Оптимальными считаются группы в 5–10 человек. Разнообразие, оригинальность выдвигаемых идей обеспечивается тем, что в группу решателей наряду со специалистами по данной области включается некоторое число специалистов из смежных областей, нередко весьма далеких. Но наиболее специфичной чертой метода «мозгового штурма» является строгий запрет на всякую критику идей в процессе их генерирования. Конечно, при подобной некритической атмосфере очень многие идеи оказываются либо малоценными, либо даже совершенно несостоятельными. Но, с другой стороны, свободная и благожелательная атмосфера коллективного «штурма» и наличие внимательной, нацеленной на решение этой проблемы аудитории оказывается очень выигрышным моментом. Свободно высказанная идея, даже весьма далекая от приемлемого решения, подхватывается слушателями, развивается, модифицируется, вызывает по ассоциации новые решения. И так как большинство участников «штурма» – представители различных областей науки и техники, то многие ассоциации являются весьма 63 неожиданными, идеи решений – оригинальными и перспективными. В итоге вырисовывается следующая идея «мозгового штурма» интеллектуальных задач: группа людей свободно высказывает возможные на их взгляд решения, в том числе и самые невероятные и даже абсурдные, эти мысли, цепляясь, помогая и подталкивая друг друга, порождают все новые и новые идеи, пока не рождается победоносное решение на вершине этих идей, на стене осажденной крепости разрешаемой проблемы. В итоге Осборн приходит к следующим правилам «мозгового штурма»: в ходе штурма, процесса генерирования новых идей полностью запрещается всякая критика, в том числе и самокритика. Первое же пришедшее на ум решение задачи должно быть тут же высказано. Только такое непосредственное общение между членами группы может породить неожиданные ассоциации, «цепную реакцию» мыслей, оригинальные идеи. 1. Воображение членов группы должно работать совершенно раскованно, предельно свободно. Не надо бояться «диких» идей: их легче «приручить», чем придумать. 2. Нужно в сжатые сроки выработать как можно больше идей. Чем больше идей, тем больше вероятностей успеха. 3. Нужно стремиться к комбинированию генерированных идей, их улучшению и совершенствованию. Концепция Осборна содержит важный рациональный момент психологического плана: в тупиковых ситуациях, при необходимости достичь неординарного решения нужно дать полную волю своему воображению, не чураться никаких фантастических мыслей, не отбрасывать с порога даже явно несуразные идеи. Пример. Одно предприятие «А» по изготовлению тарелок столкнулось с необычной проблемой. Тарелки перекладывались старыми газетами и упаковывались в ящики. Производительность упаковщиков была очень низка – они отвлекались на чтение газет. Никакие административные меры не помогали. Руководители собрались на «мозговой штурм». Среди предложений были и 64 такие: завозить газеты на иностранном языке (но где их взять в таком количестве?), использовать другие упаковочные материалы (но газеты были бесплатными и не увеличивали себестоимость изделий). Работа продолжалась, пока один из менеджеров не воскликнул: «Упаковщики должны быть слепыми!» Хотя это предложение прозвучало нелепо, но именно оно привело к мысли о найме на эту работу слепых. Был заключен договор с Обществом слепых. Минимальность логико-психологических средств метода «мозгового штурма» обуславливает существенную ограниченность области его применимости. Во-первых, это лишь форма организации синтеза идей, возможных путей решения проблемы, причем идей не наилучших, не наиболее перспективных, а главным образом – оригинальных, свежих, неожиданных. А это одно из основных требований к рекламным идеям. Во-вторых, метод «мозгового штурма» применим лишь к задачам общего характера, по которым и неспециалисты могут иметь некоторое представление и, соответственно, не в силах высказать более или менее ценные идеи. Цель самостоятельной работы – дать возможность студенту попробовать силу своего воображения на практике. Проведите индивидуальный «мозговой штурм» для решения предлагаемых задач. Вопрос 2. Метод фокальных объектов Любая изобретательская задача прямо или косвенно содержит упоминание о существующем техническом прототипе – объекте, который необходимо усовершенствовать. С этим прототипом связаны определенные укоренившиеся представления. Так, например, буровая вышка мыслится в виде конструкции, возвышающейся над земной поверхностью, хотя в принципе возможна и «подземная» вышка. Многие неудачные варианты, выдвигаемые при решении задач, характеризуются своей привязанностью к привычным представлениям о прототипе. Поэтому в основе одной из первых попыток повысить эффективность метода проб и ошибок лежала идея искусственного наделения прототипа посторонними признаками. 65 В 20-х гг. двадцатого века профессор Берлинского университета Фридрих Кунце для поиска новых решений предложил «метод каталога»: нужно наугад открыть любой каталог (словарь, книгу, журнал), взять любое слово и «состыковать» с исходным словом (прототипом). В 50-е гг. метод был усовершенствован Чарльзом Вайтингом (США) и получил название МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО). Сущность метода состоит в перенесении новых признаков и качеств случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, в развитии возникших необычных сочетаний с помощью «Метода свободных ассоциаций» и трансформации их в эвристически ценные решения. МФО применяется с целью нахождения новых, оригинальных модификаций и новых сфер применения известных объектов и способов, их совершенствования, разработки новых товаров и открытии их неожиданных свойств, создании рекламы и служит средством тренировки фантазии, развития воображения и ассоциативного, нестандартного мышления. Кроме того, МФО является эффективным методом развития творческого мышления и творческого воображения. Сущность метода состоит в перенесении новых признаков и качеств случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, в развитии возникших необычных сочетаний с помощью «Метода свободных ассоциаций» и трансформации их в эвристически ценные решения. Из условной задачи выделяют прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект), затем выбирают из 4 – 6 случайных объектов, которые имеют общие с прототипом функции или характеристики (например, пластиковое окно сохраняет тепло и термос сохраняет тепло). Прототип находится в фокусе линий, идущих от выбранных объектов. Полученные сочетания развивают, пользуясь ассоциациями. Среди многих неудачных идей может оказаться и нечто полезное, новое, неожиданное (рис.3). 66 Рисунок 3 – Метод фокальных объектов Традиционный алгоритм решения задач с помощью метода фокальных объектов включает следующий порядок действий. 1. Выбор фокального объекта (техническое устройство, рекламная продукция, деловое мероприятие и др.). Случайный объект 1 Признаки объекта 1 Случайный объект 2 Признаки объекта 2 Случайный объект 3 Признаки объекта 3 Фокальный объект прототип Дифференцированный объект Признаки объекта 2 Признаки объекта 3 Признаки объекта 1 67 2. Выбор нескольких случайных объектов. 3. Словесное описание существенных признаков случайных объектов. 4. Составление словесных сочетаний путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. 5. Генерирование гипотез на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей. 6. Развитие и выявление инновационного потенциала выдвинутых гипотез. 7. Экспертная оценка, отбор гипотез и стратегий их реализации. Например, с помощью этого метода вам нужно усовершенствовать зубную щетку. Выбираем не менее трех-четырех «случайных» объектов или предметов и составляем список признаков этих предметов. Предмет Признаки предмета Звонок Электрический, школьный, часовой, велосипедный… Конфета Карамель, леденец, сладкая, ароматная… Лампа Настольная, навесная, бактерицидная… Теперь попытаемся мысленно присоединить найденные признаки к изменяемому объекту – зубной щетке. При известной доле фантазии можно предложить сделать щетку, которая будит вас по утрам, щетку, которая испускает приятные карамельные запахи (для детей), бактерицидную щетку… Пример применения МФО. Предложен изобретателем Н. М. Балезиным. 1. Фокальный объект – кастрюля. 2. Цель – расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию. 3. Выбираем случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета. 4. Выписываем признаки случайных объектов: а) дерево – высокое, зеленое, голое, срубленное, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее; 68 б) лампа – электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная; в) кошка – живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя; 5. Присоединяем к фокальному объекту выбранные признаки случайных объектов: а) дерево: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; б) лампа: электрическая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; в) кошка: нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля и т. д. 6. Развиваем полученные сочетания: кастрюля с корнями; кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; «нюхающая кастрюля» – кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; «мяукающая кастрюля» – подающая сигнал об окончании варки и т. д. 7. Отбираем наиболее сильные, реализуемые решения: «разбитая кастрюля» – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; «мяукающая кастрюля» – подаёт сигнал, когда блюдо готово. МФО весьма прост, полностью осваивается после одного-двух упражнений. Однако и результаты получаются весьма скромными. Вопрос 3. Синектика У. Гордона Оригинальность генерируемых идей в методе «мозгового штурма» А. Осборна обеспечивается далекими аналогиями, возникающими у представителей различных специальностей в «штурмующей» группе. Аналогия – это вывод о принадлежности данному объекту признака, на основании сходства (аналогии) этого объекта с другим объектом, у которого этот признак имеется. Уильям Дж. Гордон, если можно так выразиться, систематизировал ход «мозгового штурма». В синектике генерирование идей осуществляется в четкой последовательности четырех приемов аналогии: 69 1) прямая аналогия; 2) личная аналогия (эмпатия); 3) символическая аналогия; 4) фантастическая аналогия. ПРЯМОЙ АНАЛОГИЕЙ Гордон именует метод, когда при решении исследовательской или изобретательской задачи подсказкой служит ее сходство с некоторой известной ситуацией, объектом, его отдельным свойством. Прямая аналогия дает возможность увидеть ранее не распознанное соответствие (соотношение) между двумя различными объектами или процессами (структурами). История науки, детальный анализ конкретных открытий показывает, что цепочка аналогий приводит от привычного, хорошо известного к неожиданному, «фантастическому» результату. В исследованиях А.И. Уемова убедительно показано, что все без исключения фундаментальные открытия естествознания со времен Архимеда и Аристотеля до открытий Максвелла и Эйнштейна имеют прямые аналогии в современных им научных представлениях. Так, например, механизмом аналогии объясняет А. Эйнштейн возникновение квантовой механики: «Развитие так называемой волновой механики является типичным примером удачных аналогий с природой». Аналогия позволяет на основе представления о свойствах одного объекта сделать предположения, относящиеся к другому. При решении задач идею решения можно получить путем применения известного аналогичного решения, «подсказанного» технической или художественной литературой, увиденного в кино или «подсмотренного» в природе. Выявлением и использованием «механизмов природы» занимается наука бионика. Она исследует объекты живого и растительного мира и выявляет принципы их действия и конструктивные особенности, с целью применения этих знаний в науке и технике. Уже Аристотель изучал эту проблему, и пришел к выводу, что известные в его эпоху орудия труда человек создал, копируя природу. Концепция 70 «подражания» сегодня усиленно защищается сторонниками бионики. «Подражая животным, – пишет А. Эйнштейн, – человек создавал всевозможные средства передвижения, начиная от крыльев Дедала. Человек только и занимался тем, что подражал животным. Правда, кое-что он придумал самостоятельно: например, колесо или получение энергии непрямым путем... Если, однако, исключить источники энергии и колесо, то большая часть созданного человеком носит характер подражания». ЛИЧНАЯ АНАЛОГИЯ (ЭМПАТИЯ) предполагает идентификацию данной личности с объектом или процессом. Это помогает изменить точку зрения и уровень, на котором рассматривается проблема. Скажем проще: личная аналогия может быть результатом попытки ответа на вопрос типа «Что я чувствовал бы, став чем-нибудь совершенно иным (молекулой, банкой из под освежительного напитка, тортом, зонтиком, любым другим предметом или товаром)?» Это очень трудный процесс, требующий практики и умения. В синектике совершенно упущен такой важный этап, как анализ изобретательской задачи. Предположим, вы хотите разработать новую конструкцию корзины для бумаг. Что вы сказали бы, если б стали мусорной корзиной и могли бы говорить? Ваш монолог, построенный на личной аналогии, может быть следующим: «Как противно стоять под офисным столом, меня постоянно задевают ногами, отчего мои бока постоянно запачканы; я прихожу в ярость, когда меня пинают сотрудники и деформируют стенки; меня постоянно опрокидывают, и все содержимое вываливается на пол; уборщица хлещет по мне своей грязной тряпкой…» Выслушав подобные «жалобы», можно предложить следующие варианты усовершенствования мусорной корзины: 1) снабдить ее устройством для прессования мусора; 2) вкладывать в нее закрывающиеся пластиковые пакеты, которые легко менять; 3) встроить распылитель аэрозоля для уничтожения неприятных запахов; 4) предусмотреть крепление корзины к столу. 71 Вживание в проблему крайне важно для успешного ее решения. Чем глубже вы будете отождествлять себя с проблемой (товаром, явлением, объектом), тем выше вероятность нахождения нетривиального ее решения. СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ использует объективные и безличные образы для описания проблемы. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Любая хорошая поэтическая метафора может служить примером символической аналогии. МЕТА́ФОРА – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. При этом возникает невольное сравнение обоих предметов, которое способствует более полному пониманию сути высказывания. Метафора связана с двумя различными пространствами значений, объединенных единым образом. Метафоры позволяют нам понять одну идею через посредство другой. «Метафора – наиболее плодотворная из сил, подвластных человеку», – писал философ Ортега-и-Гассет. Вы наверняка часто встречали выражения «человек с пламенным сердцем», «у него золотые руки», «нужно иметь стальные нервы»… Метафора может быть в виде: – оборота речи, который использует перенесение смысла слов с одного понятия на другое; – косвенного сообщения в виде небольшой истории или образного сравнения. В любой метафоре можно выделить три смысловых элемента: 1) предмет сравнения (что сравнивается); 2) образ сравнения (с чем сравнивается); 3) признак сравнения (на основании чего сравнивается). Приведём примеры метафоры из стихотворений С. Есенина. 1. «Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.» 72 2. «Гаснут красные крылья заката» 3. «Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил» 4. «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось» 5. «Тихо льётся с клёнов листьев медь...» 6. «Страна березового ситца» 7. «Пламень уст» 8. «Буйство глаз» 9. «Половодье чувств» 10. «Листьев медь» 11. «Мой край, задумчивый и нежный...» 12. «Туманная юность» 13. «Шёлковые ресницы» 14. «Утро седое» 15. «В саду горит костёр рябины красной…» Фантастическая аналогия – решение задачи происходит по волшебству, с помощью фантастических средств или персонажей, столь популярное в мифах и народных сказках. В теории научного открытия аналогия является основным методом синтеза новой идеи, предварительного решения и его усовершенствования. Понятно, что сознательное обращение к аналогии, систематизация ее видов и последовательности их применения не могло не сказаться на эффективности разрешения поставленных задач. При обсуждении характера использования аналогии в синтезе решения интеллектуальных задач мы выяснили, что решение задачи начинается с попыток применения схем решения наиболее близких задач («близкая аналогия») и лишь по мере неудач подобных попыток, по мере возрастания трудности задачи исследователь бывает вынужден обращаться ко все более далеким аналогиям, «диким» идеям. Этой схематике соответствует и последовательное приемов аналогии Гордона: точкой отправления служит прямая аналогия, а замыкается схема «фантастической» аналогией, решением задачи при помощи волшебной палочки, 73 т. е. наиболее «дикой» технической или рекламной идеей. Вопрос 4. «Морфологический анализ» Ф. Цвикки Морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф рицем Цвикки, который применил этот подход в 30-е годы к решению астрофизических проблем и предсказал благодаря этому существование нейтронных звезд. Морфология – это раздел биологии, изучающий формы и строение живых организмов без рассмотрения их функционирования. Изучение формы и строения объектов (товаров/услуг), заимствованное из морфологии, успешно применяется для широкого круга задач, в том числе маркетинговых, связанных с проектированием новых товаров. Сущность морфологического анализа заключается в стремлении систематически охватить все (или хотя бы главнейшие) варианты структуры совершенствуемого объекта, исключив влияние случайности. Основа метода заключается в построении матрицы (таблицы), где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указаны все возможные варианты реализации этих элементов. Варьируя всеми известными вариантами реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Метод включает следующие шаги: 1) выбирается объект или товар; 2) составляется список основных характеристик или частей объекта; 3) для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения; 4) выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта. Анализ удобно вести с помощью многомерной таблицы, получившей название «морфологического ящика», в которой выбранные характеристики или части объекта играют роль основных осей. Довольно очевидна ограниченность метода «морфологического анализа». 74 Редко, когда проектируемое изделие имеет множество равноправных характеристик. Как правило, одни характеристики более важны, другие – менее, одни – главные, другие – подчиненные. Именно поэтому так необходимо перед началом поиска новой идеи провести полный анализ поставленной задачи и полный анализ ресурсов. Кроме того, составление таблиц или «пространств» возможных комбинаций на основе выделенных «осей» и соответствующих значений – дело нетрудное, почти механическое. Куда сложнее задача выделения самих «осей» (основных характеристик) и их возможных значений. Применение этого приема можно показать на следующем примере. Допустим, что Вы – владелец мебельной фабрики и заинтересованы в конструировании нового типа стола для офисов. Решив воспользоваться морфологическим анализом для решения этой задачи (конструкторской), вы составляете «морфологический ящик», на осях которой расположены: варианты материала изготовления и элементы самого офисного стола (рис. 4) В А Р И А ЭЛЕМЕНТЫ Материал крышки Форма крышки Материал стенок Специальн ые аксессуары Количест во ящиков Дерево Дерево Встроенная лампа Один Пластик Пластик Шарнирное крепление Два Стекло Стекло Выдвижные ящики Три Кожа Кожа Отделения для хранения Четыре 75 Н Т Ы Керамика Керамика Ниша для телефона Пять Алюминий Алюминий Встроенный компьютер Шесть Рисунок 4 – Применение морфологического анализа для проектирования нового типа стола для офиса Анализ каждого сочетания может дать ответ на проблему изменения конструкции или отдельных элементов офисного стола. |