ФИЛОСОФИЯ В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ. Тема философия древнего мира
Скачать 0.52 Mb.
|
ТЕМА 8. СИСТЕМНОСТЬ И РАЗВИТИЕДИАЛЕКТИКА КАК НАУКА Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее отличие от других типов мировоззрения, основные этапы развития философии, учение о бытии, материи и ее атрибутах, о соотношении материи и сознания. Теперь нам предстоит основательно разобраться в очередных узловых проблемах философии: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов также пытается дать ответ философия. В ходе своего развития философия выработала два методологических подхода в решении вопросов, относящихся к этой сфере. Один из них получил название диалектического. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т. д. Как философская наука она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открытая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Термин «диалектика» в школе Сократа - Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика? Диалектика – это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная – это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод? В общем плане метод познавательной деятельности – это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования – субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им являются выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний. Единство мира предполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов. Таким всеобщим методом в данном случае и является диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности. Однако в истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой альтернативный метод – метафизический. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем – вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика – во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка. Особой формой выражения метафизики является эклектика. Эклектика (с греческого eklqo – выбираю) – этосоединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она, в отличие от софистики, прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Однако на деле многосторонность эклектики оказывается простой видимостью, ибо эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего. Это означает, что эклектика, так же, как и софистика, искажает действительность, фальсифицируя основные принципы диалектики. Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развитии. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики – всеобщая связь и развитие. Поэтому следующий важный вопрос, который следует рассмотреть, – это сущность принципов диалектики. Прежде всего отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Материалистическая диалектика рассматривает взаимосвязь как всеобщую форму бытия, свойственную всем явлениям действительности. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого. Выделяются разнообразные виды связей. Классификация их строится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления: прямые – опосредованные, внутренние – внешние, функциональные и генетические. Итак, с точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь. Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, т. е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т. е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие). Существуют различные способы и формы объективной детерминации явлений: связь случайного и необходимого, возможного и действительного, бесконечного и конечного, определенного и неопределенного и т. д. Об этом речь пойдет подробнее при рассмотрении категорий диалектики. Признание взаимосвязи всех сторон каждого явления и вещи означает системный подход к объектам. С точки зрения диалектики каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств: 1) системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойствами составляющих ее элементов; 2) определить характеристики элемента можно только тогда, когда он рассматривается как часть данной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой системы; 3) данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами; 4) между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т. д.; 5) в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структуру, которая обеспечивает устойчивость системы. Итак, система – динамическое образование, характеризующееся единством противоположностей: постоянством и изменчивостью. Понятие системы вводится потому, что нельзя сложные, многоуровневые связи предметов и процессов представить в виде простого линейного причинно-следственного ряда. Например, в историческое развитие вовлекается сразу все общество как целое, а не только его части, допустим, только экономика. В развитии участвует (тормозит или стимулирует его) и политическая надстройка, которая испытывает воздействие базиса и имеет свои законы развития, духовная жизнь общества, существующие религиозные и эстетические воззрения и т. д. Диалектико-материалистическое понимание связи и системности отличается от идеалистического и метафизического. Идеалистическая диалектическая философия в лице Гегеля внесла существенный вклад в развитие идей системности и взаимосвязи, взаимодействия. Но при этом Гегель исходил из потусторонней сущности – абсолютной идеи. Метафизический материализм XVII – XVIII вв. признавал связь явлений только в некоторых областях природы, а в качестве носителей этих связей выступали «невесомые», например, флогистон, обеспечивающий горение, теплород, который передает теплоту. Универсальной, всеобщей связью считалась только связь по законам механики. Второй принцип диалектики – принцип развития – вытекает из всеобщей связи явлений. Развитие характеризуется прежде всего неотделимостью от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а система изменения в структуре, в качестве. Поэтому первый признак в определении развития – качественное изменение. Во-вторых, это изменения не разовые, а комплексные, для которых характерна необратимость процессов. Далее, развитие – особого рода связь состояний, имеющая направленность. Таким образом, развитие есть направленное, необратимое, качественное изменение объекта. Развитие представляет собой сложный процесс взаимосвязи однолинейности и многолинейности, прямолинейности и зигзагообразности, восходящих и нисходящих линий и т. д. Но главными направлениями развития будут прогресс, регресс и одноуровневое развитие. При этом под прогрессом понимается развитие системы от низшего к высшему, повышение уровня организации. Противоположное направление развития – регресс – связано с понижением уровня организации, движением системы от высшего к низшему. Прогресс относителен в том плане, что требует «системы отсчета». Поэтому одно и то же явление может быть одновременно прогрессивным в одном отношении и регрессивным в другом (технический прогресс). Прогресс неразрывно связан с регрессом, поскольку восходящая ветвь развития предмета рано или поздно переходит в нисходящую. Кроме того, прогресс в общем может совмещаться с временным отступлением назад, например, контрреволюцией. Итак, диалектика представляет собой сложную систему, элементами которой выступают ее принципы, законы и категории, тесно связанные между собой. Однако диалектика является не только наукой, но всеобщим методом познания и преобразования действительности. Это означает, что она вооружает частные науки методологическими принципами, вытекающими из названных выше основных принципов диалектики. К ним относятся: 1) принцип объективности, который требует, чтобы в процессе деятельности люди не подменяли объективную реальность своими субъективными вымыслами, не соответствующими ей; 2) принцип всеобщей связи, требующий всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений с учетом всех их опосредований; 3) принцип развития, согласно которому необходимо выяснять причины возникновения, становления всего сущего; 4) принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей, т. е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление; 5) принцип выделения основного звена в цепи событий, требующий выделения главных направлений в процессе человеческой деятельности; и, наконец, 6) необходимо при анализе общественных явлений учитывать коренные интересы классов, социальных групп и отдельных людей. Эти принципы, так же, например, как грамматические правила при правописании, должны стать основой диалектического стиля мышления исследователя. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ Задача познания – исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления. Категория «закон» рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средство упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мышления и не более того. Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Мы не можем их отменить или изменить, но, зная эти законы, можем преобразовать природу и общество. Иначе мы были бы рабами слепой необходимости. Закон, по определению Гегеля, есть отношение между сущностями. Следовательно, не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом. Таким образом, закон – это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества. Законы различаются по степени общности: всеобщие – это законы диалектики, общие – законы, характерные для большего круга явлений (закон сохранения энергии), частные законы – законы, отражающие связи определенного круга явлений: биологические, химические, социальные и др. Завершая анализ понятия закон, подчеркнем, что законы науки, отражая законы природы, общества и мышления, являются одной из форм теоретического знания. В диалектике выделяют три основных закона: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений и изменений качественных и отрицания отрицания. Взаимосвязь в рамках каждой пары категорий (необходимость – случайность, сущность – явление и т. д.) тоже дает особые законы, выражая отдельные существенные стороны, моменты процесса развития. Однако названные выше законы являются основными, поскольку выражают наиболее существенные стороны развития: его источник, взаимоотношения между формами развития и его ведущую направленность. Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая. Рассматривая предметы и явления в их становлении, изменении и развитии, зададимся вопросом: каков механизм развития, его причины, направленность развития? Ответы на этот вопрос дают основные законы диалектики. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории «качество», «количество», «мера». Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными. Что такое качество? Это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других. Гегель определил качество как внутреннюю определенность вещи, тождественную своему бытию. Качества объективны, т. е. существуют независимо от нашего сознания, они объективно присущи предметам и явлениям. Противоположна качеству категория «количество». Количество – определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи. Действительно, вода остается жидкостью от 00 С до 1000 С, сохраняя свою качественную определенность как воды, в отличие от льда или пара. Различия здесь выступают в виде количественных. Количество как выражение однородности вещей, сходства их и подобия характеризует величину, степень развития данного качества. Количество выражается числом, объемом, величиной, отражает интенсивность протекания процесса и т. д. Количество является важнейшей характеристикой предметов и явлений, что особенно ярко видно из периодической системы химических элементов Менделеева, где количественная характеристика химических элементов (число протонов в атомном ядре) является важнейшей в определении места элемента в системе и его ключевых характеристик. Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определенность вещи не существует без количественной, и наоборот. Это единство нашло свое отражение в понятии меры, которое ввел Гегель. Он пришел к выводу, что непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, т. е. границы меры, вызывают перерыв, скачок, в результате которых существующий до этого предмет исчезает и возникает новый, на смену качеству приходит новое. Таким образом, мера – это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество. Моменты перехода от одной меры к другой Гегель назвал узловыми точками меры, а весь процесс развития – узловой линией меры. Таким образом, категория меры дает ключ к пониманию механизма действия закона взаимного перехода количественных изменений и изменений качественных и механизма развития в целом. Рассмотрим подробнее, как же происходит развитие с точки зрения данного закона. Процесс развития предмета осуществляется в виде количественных и качественных изменений; количественные изменения, достигнув предела меры, нарушают ее, вызывая коренные, качественные изменения. Старое качество исчезает, и на смену ему приходит новый предмет со своей особой, качественной и количественной определенностью. Закон этот носит всеобщий характер, действуя в природе, обществе и мышлении. Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое качество порождает новые количественные изменения. Потому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности. Скачок – это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количественных изменений. Он подготавливается всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную и всеобщую форму превращения одного качества в другое. Например, переход от одной формы движения к другой; появление жизни на Земле, становление человека и т. д. Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает. Так, взрыв атомной бомбы и распад урана в естественных условиях представляют собой два разных вида скачка. При всем многообразии скачков, как правило, выделяют два их вида. Первый вид – это резкие, бурные скачки, при которых происходит превращение старого качества новое практически одномоментно, сразу. Так протекают химические реакции, превращения элементарных частиц и т. д. Второй вид скачка – скачки в форме постепенного качественного перехода отдельных сторон предмета в новое состояние. К ним можно отнести, например, возникновение жизни на Земле, образование геологических пород, изменение клетки. Так, скачок, в результате которого возникло все живое из неживого, занимал в ходе эволюции Земли около одного млрд. лет. Таким образом, развитие мира (природных, социальных явлений и мышления) осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные. Следующий закон диалектики – единства и борьбы противоположностей – играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому В. И. Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая данный закон: «тождество», различие, противоположности, противоречия. Всем предметам и явлениям окружающего мира свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество. Вместе с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Гераклит выразил в этой формуле текучесть, подвижность, изменчивость, неповторимость предметов, или их различие. С точки зрения диалектики в реальной жизни нет абсолютного различия, как нет и абсолютной текучести. Эти понятия существуют только в мышлении, как, например, понятие абсолютно черного тела. В действительности тождество и различие взаимосвязаны и переплетаются, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т. е. тождественна самой себе, но и различна одновременно. Например, любой растительный или животный организм каждое мгновение меняется, во-первых, потому, что он непрерывно усваивает одни и выделяет другие вещества, во-вторых, из-за того, что происходящие в нем физиологические процессы существенно изменяют внутренние характеристики самого организма. В неорганической природе все также пребывает в состоянии непрестанных механических, электрических, химических изменений, начиная от минералов, кончая всей Землей. Таким образом, любой объект, сохраняя до поры до времени ряд своих характеристик (в этом отношении он тождествен с самим собой), в то же время утрачивает ряд других характеристик и приобретает новые (в этом проявляется его отличие от самого себя). Устойчивость и изменчивость, т. е. тождество и различие противостоят друг другу в предмете как две противоположные стороны, входящие в данное единство. Каждый предмет – это единство противоположностей. Так, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, ассимиляцию и диссимиляцию; электричество характеризуют положительно и отрицательно заряженные частицы; производительные силы и производственные отношения выступают как стороны способа производства. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь. Противоположные стороны предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Противоречие – это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности вещей, поэтому являются формой проявления активности материи. Диалектическое противоречие представляет собой сложную динамическую систему, в которой можно выделить следующие элементы: 1) взаимополагание противоположностей; 2) взаимопроникновение; 3) взаимоисключение. Взаимополагание и взаимопроникновение означают единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта, взаимоисключение – «борьбу», внутреннюю напряженность в предмете и потребность в разрушении противоречий. Однако эти два момента занимают разное положение в структуре противоречия. Единство противоположностей временно, преходяще, релятивно (как их совпадение, равенство), а борьба – абсолютна, как абсолютен процесс развития и движения. Таким образом, момент, когда существует данное единство противоположностей, это время относительного покоя, когда между противоположными сторонами, тенденциями еще сохраняется момент равновесия, когда новые тенденции еще не настолько выросли и окрепли, чтобы побороть свою противоположность. С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные. Итак, развитие объективной реальности и познания идет через раздвоение единого на противоположные стороны, которые взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие движет и развивает предмет. В физической форме движения материи действие закона выступает в виде противоречий притяжения и отталкивания, ассоциации и диссоциации, упорядоченности – хаотичности, действия и противодействия частиц и т. д. В химической форме движения при сохранении этих противоположностей на первый план выступают противоречия устойчивости и изменчивости, ассоциации и диссоциации атомов. В биологической форме движения – это противоречия ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости. В социальной сфере – противоречие производства и потребления. Рассмотренные выше два закона органически связаны с третьим – законом отрицания отрицания, который раскрывает направление и преемственность в развитии. Понимание процесса развития предполагает и ответ на вопросы: существует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? Имеется ли какая-либо направленность в бесконечном числе изменений мира? На эти вопросы и отвечает закон отрицания отрицания, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета. Содержание закона раскрывается через понятия «отрицание», «диалектическое отрицание», «отрицание отрицания». Термин «отрицание» употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле – уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т. е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных момента: 1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям; 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи - с другой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отражения. Сохранение старого в новом, в «снятом», т. е. преобразованном виде, выражается через категорию «преемственность» (преемственность в развитии научных теорий, например). В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу «или» – «или». Этим страдала теория пролеткульта, некоторые теории исторического круговорота. В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового. Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Зародыш человека, например, в своем развитии как бы заново проходит основные вехи истории животного мира. Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т. д., в общем, один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т. е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими – не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой. Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития. Она отличается от наложения друг на друга кругов тем, что соединяет в себе движение по кругу с движением поступательным. Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде. Действие данного закона четко видно в периодическом законе химических элементов, в развитии живых организмов, в их онтогенезе и филогенезе, в общественной жизни – во взаимодействии производительных сил и производственных отношений. Завершая анализ закона отрицания отрицания, следует отметить один важный момент. Диалектическое отрицание есть предпосылка действия закона, но не он сам. Отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития, даже если мы десятки раз проведем эти циклы. Спирали в этом процессе нет. То же самое при превращении фотонов в пару электрон - позитрон и обратно. Следовательно, цепочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона – в переходе к более высокой основе, возвращении назад, повторении пройденного, но на новой ступени, т. е. как бы по спирали. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и научным методом познания, позволяющим вскрывать сущность явлений и процессов. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ Категориями называют абстрактные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов, явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентрируют в себе и выражают достигнутые знания. Изучение темы можно начать с выяснения взаимосвязи философских законов и категорий, их особенностей, что и отделяет их от понятий и законов других наук. Философские категории отражают стороны, свойства и отношения, присущие всем формам движения материи, всем процессам и явлениям, то есть они имеют всеобщий характер. И как все элементы диалектики, обладающие мировоззренческими, методологическими, гносеологическими и логическими функциями, они не только концентрируют в себе ранее полученные знания, но и выступают в качестве орудия дальнейшего познания и форм абстрактного логического мышления. Законы, изучаемые философией, тоже всеобщи, действуют во всех областях действительности, явлениях и процессах, обладают такими же функциями, как и категории. Этим они отличаются от законов частных наук. А каково соотношение законов и категорий философии? Здесь следует иметь в виду различие между объективными законами и законами науки, которые представляют собой отражение объективных законов, являются идеальными и относятся к сознанию. Будучи понятиями категории, как и законы науки, тоже относятся к сознанию. Таким образом, можно сказать, что все законы и категории субъективны по форме и объективны по своему содержанию. Большая часть категорий отражает всеобщее в отдельных сторонах и свойствах предметов и процессов. Например, качество, противоположность, содержание, форма и т. д. Законы выражают связи между сторонами и свойствами явлений. Некоторые категории тоже выражают связи: причинность, противоречие и др. Но их взаимосвязанность носит, по существу, характер закона. Отдельные категории чрезвычайно объемны, они обозначают формы существования материи, ее коренные свойства. Это – «движение», «развитие», «пространство», «время». Категория «бытие» – предельно широкое понятие. С помощью категории выражаются содержание и формулировка законов. Поэтому законы и категории должны изучаться совместно. Рассматривая тот или иной закон, мы одновременно усваиваем содержание категории, которые его выражают. А изучая категории, раскрываем законы диалектики. Так это происходит, например, при изучении категорий «причинность» и «противоречие». Это станет еще очевиднее, если принять во внимание, что взаимосвязь парных, соотносительных категорий точно отражает законы диалектики – закон единства формы и содержания, сущности и явления и др., которые в литературе называются неосновными законами в отличие от трех основных законов диалектики. |