Тема Философия смысл и предназначение Философия Цели изучения темы
Скачать 416.76 Kb.
|
Тема 1. Философия: смысл и предназначение Философия Цели изучения темы: изучить понятие философии в широком смысле. Задачи темы: изучить понятие мировоззрения, его исторических типов; изучить предмет и познакомиться с основными разделами философии; рассмотреть специфику философии как мировоззрения и науки; изучить роль и функции философии в обществе. В результате изучения данной темы Вы будете Знать: философский понятийно-категориальный аппарат; философско-методологический инструментарий. Уметь: использовать философский понятийно-категориальный аппарат; использовать философско-методологический инструментарий. Владеть: практическим опытом анализа философских фактов, оценки событий и явлений окружающего мира. Учебные вопросы темы: 1. Мировоззрение, его исторические типы. Формирование философского мировоззрения. 2. Предмет, основные проблемы и разделы философии. 3. Специфика философии как мировоззрения и науки. 4. Роль и функции философии в обществе. Вопрос 1. Мировоззрение, его исторические типы. Формирование философского мировоззрения. Слово «философия» происходит от греческих «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость) и означает любовь к мудрости. Уже само происхождение этого понятия раскрывает специфику постижения философией бытия – это всегда стремление проникнуть за пределы видимого, известного, понятого. Например, для Аристотеля «мудрый тот, кто не только знает сущность вещи, но также и причину вещи, и ее цель». Сенека связывает мудрость со знанием сущности и причин добра и зла. Построить систему абсолютного и окончательного знания философ не может (и не сможет никогда), но стремление к этому, то есть стремление к мудрости, становится сутью философии. Оно выражается, с одной стороны, в желании узнать истину какого-то явления, его природную сущность, а с другой – увидеть также в этом явлении человеческий смысл, познать ценность этого явления для самого человека и его жизни. И в этом жизненность философа, ее ценность и «вечность». Философия – продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания, в которой люди чувствуют, представляют и осмысливают окружающий мир и самих себя в этом мире. Философия существует не с самого начала человеческой истории. Как специфическая область знаний она возникает на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации, и представляет собой третий исторический тип мировоззрения – философское мировоззрение, которое формируется как результат, синтез и развитие двух исторически предыдущих мировоззрений – мифологического и религиозного. Рассмотрим общее представление о мировоззрении, во взглядах которого люди тогда и сейчас чувствуют, представляют и осмысливают мир и себя в мире и строят свое поведение и планы на будущее. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов, представлений и понятий человека о мире, отношениях к этому миру и к самому себе. Мировоззрение формируется в процессе жизни в обществе, воспитания, обучения, практической деятельности, самоанализа. Оно является определенным взглядом на мир, в основном определяет жизненную позицию человека (выбор), принципы его поведения и ценностные ориентации. Можно выделить три основных блока компонентов в мировоззрении: - познавательный – это в основном знания опытного, житейско-повседневного и научного характера, включающие как истинное знание, так и заблуждения, ошибки. Эти знания формируют обобщенную картину мира, по-своему обоснованный взгляд на мир, его происхождение, развитие, будущность, сущность и природу человека; - ценностно-нормативный – это в основном ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы поведения, традиции. Здесь выделяются представления о духовных и моральных приоритетах и требованиях к человеку, представления о добре и зле, смысле жизни, значимости вещей, отношений, чувств, идеалах красоты, справедливости, вере, надежде на спасение, смерти, разнообразных нормах в обществе; - эмоционально-волевой – это эмоциональная «окраска» предыдущих компонентов, включающая в себя собственно эмоции, чувства, настроение (страх, радость, переживание, влюбленность, сострадание), а также некоторые бессознательные проявления. Воля помогает преодолеть внутренние или внешние препятствия и участвует в регулировании человеком своего поведения и деятельности. Из структуры мировоззрения видно, что само по себе мировоззрение – не обязательно философия. Оно гораздо шире философии. Философия – это теоретическая, рационально- осмысленная часть мировоззрения (об это ниже). Ведь определенный взгляд на мир может быть основан просто на привычном здравом смысле, опыте. Таково, например, обыденное, часто наивное мировоззрение людей. Мировоззрение разных людей неодинаково: это зависит не только от многих объективных факторов, под влиянием которых формируется личность (условий жизни, национальной принадлежности), но и от ее субъективных особенностей, в том числе эмоционально-психологического склада. По отношению к жизни человек может быть оптимистом или пессимистом, по отношению к людям – эгоистом или альтруистом, по своим политическим взглядам – консерватором или революционером. Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности – единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие. Эти общие, суммативные черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и так далее. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства науки, культуры и другими факторами. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Исторически первый тип – мифологические мировоззрение – формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы и так далее. Мифология (греч. Mythos – повествование, сказание) – фантастическое отражение действительности в виде чувственно- образных представлений в сознании первобытного человека. Такое чувственно-образное освоение осуществляется путем проведения аналогии между: а) человеком и природой (антропоморфизм); б) родовыми отношениями между людьми и малопонятными явлениями (отношениями) в природе (родовой социоморфизм). При этом мифологическое мировоззрение: а) стихийно переносит на все мироздание свойства человека и его рода, устанавливает родство человека с природой (тотемизм), одушевляет часть природы (анимизм), оживотворяет мироздание (гилозоизм); б) считает, что основным принципом решения вопросов происхождения в Космосе является генетический, то есть объяснение сводится к рассказу о том, кто кого порождает; в) не фиксирует различия между естественным и сверхъестественным, мифологическое бытие населяется фантастическими существами, героями, богами, которые живут и перемещаются в трех мирах: земном, небесном и подземном, и это взаимодействие происходит в метафорической, художественно- образной форме. Содержание мифа представляется реальным, заслуживающим полного доверия. Мифы тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержат нравственные нормы и эстетические представления, включают зачатки знаний и религиозных верований, сочетают реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства. Как форма целостного, синтетического восприятия мира миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, а, следовательно, он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивно-прагматические функции. Религиозное мировоззрение формируется на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное же сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественны силам, которым приписываются свойства материальных предметов, а также связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений). Позднее формируется образ единого Бога – творца всего существующего, блюстителя обычаев, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают религии – иудаизм, христианство, зороастризм, индуизм и другие. Объяснение мира и всего в мире происходит на основе божественного как первопричины мира и главной ценности в жизни человека. Основная идея – спасение человека (души) для вечной жизни. Основной принцип объяснения – отсылка к священным книгам, божественному авторитету, культовым действиям (таинствам), догматам, откровениям пророков. Вместе с тем, являясь фантастическим отражением действительности, основываясь на вере в сверхъестественное и неземные силы, религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества. Познание мира (Бога) заменяется Откровением или озарением, где сердце есть главный источник «познавательных» действий, а разум играет только вспомогательную или параллельную сердцу роль. Качественно новым типом является философское мировоззрение. Как сказано выше, философское мировоззрение формируется на определенной стадии развития цивилизации. Это время немецкий философ Карл Ясперс называет «осевым». Оно приходится на VII-V в. до н.э. Появление философии – это своеобразный социокультурный взрыв, отражающий кардинальные изменения, происходящие в сознании и мышлении человека, во всей культуре. Можно выделить несколько главных причин этого явления: а) переход от родового общества к обществу социально неоднородному, где умственный труд становится самостоятельным видом деятельности; б) фактический материал опытных наук: математики, логики, астрономии, медицины, истории, геометрии, физики для размышлений и построения системы Космоса; в) взаимодействие культур, рост общей образованности людей, формирование потребности к мудрости, существование свободных граждан для занятий умственной деятельностью в свободное время. Философское мировоззрение от мифологии и религии отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Философское мировоззрение наследует от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и так далее, но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы. Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетаются с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов. Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отметить, что в его содержание входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако теоретической основой, ядром этого типа мировоззрения является философия, вокруг которой группируются все другие его элементы и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль. Все это обусловлено мировоззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего центрального вопроса всякого мировоззрения – отношения человека к миру. Поэтому, употребляя понятие «философское мировоззрение», следует иметь в виду мировоззрение, теоретической основой которого является философия. Так возникает философия как системно-рационализированное мировоззрение. Вопрос 2. Предмет, основные проблемы и разделы философии. Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. - нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Однако совсем другого мнения придерживаются софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляют не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагает, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «значение и понимание ради самого знания и понимания». Наиболее четко предметная область философии представлена у Иммануила Канта. Прежде всего он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании. Первый он обозначает как «школярскую» философию. Данная характеристика не является негативной. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стоят в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком – в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат философии, а лишь дают знания о том, что понимают под философией другие люди. При втором уровне философствования философия должна ответить на четыре вопроса: 1. «Что я могу знать?». Ответ на данный вопрос связан с особым пониманием взаимоотношения человека с миром. Человек познает мир, но это познание – не просто слепок бытия, а результат сложного взаимоотношения между человеком и предметом познания. 2. «Что я должен делать?», чтобы оставаться человеком, как строить отношения с другими людьми, как следовать своему призванию и укреплению человеческого в человеке. 3. «На что я могу надеяться?». Ответ на этот вопрос предполагает исследование феномена веры (в том числе и религиозной) как одной из фундаментальных предпосылок человеческого существования. 4. «Что такое человек?». Это, по Канту, итог философствования, когда на основании решения предшествующих проблем выясняются роль, место и предназначение человека в мире. Таким образом, можно сказать, что в общем плане предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая такие его подсистемы, как Мир и Человек. Философия выступает как знание о предельных (всеобщих) взаимоотношениях между миром и человеком на всех уровнях бытия. Мир – это окружающая нас природа на всех ее уровнях, включая общество. Это то материально-всеобщее, чему противостоит человек и частью чего он одновременно является в качестве одухотворенного существа. Человек, с одной стороны, рассматривается в философии как творческий субъект познания и носитель сознания и мышления, а с другой стороны, как самостоятельный объект философского познания, объект самосознания. Человеческое «я» – это и сознание, и мышление, и дух, и особая мыслящая структура бытия. Поэтому противопоставление мира и человека, духа и материи является условным, так как они слиты в едином бытии. Выявление сущности человека есть фактически выявление различных сторон его взаимоотношений с миром, базирующихся на представлениях об истинном знании. Человек, будучи частью бытия (мира) и взаимодействуя с ним, ставит вопросы о сущности и происхождении мира, вопросы о том, что лежит в основе мира: материальная или духовная субстанция, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. Частные науки также отвечают на данные вопросы в рамках собственного предмета. Но лишь философия ставит их в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, мышлением и бытием. Поэтому многие философы проблемы выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, мышлением и окружающим нас бытием называют основным вопросом философии. Этот вопрос имеет две стороны: 1. Что первичнее, что возникло раньше и является определяющим – мышление или бытие, сознание или материя? 2. Как относится наша мысль к окружающему миру? В состоянии ли человек познать окружающий мир, и, если да, как это познание осуществляется? Чтобы понять сущность философии, нужно внимательно рассмотреть ее основной вопрос с обеих его сторон. При ответе на первую сторону основного вопроса большинство философов в своих взглядах разделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты исходят из первичности материи, бытия. Они обосновывают вечность и несотворимость природы, независимость ее существования от сознания. А сам человек предстает как часть и продукт природы, особая форма бытия материи. Мышление человека выступает в таком случае как нечто вторичное по генезису и сущности, обусловленное материей и взаимодействующее с нею (Демокрит, Спиноза, Маркс, Энгельс и другие). Идеалисты же настаивают на первичности духовного начала. Те из них, кто полагает, что сознание существует до и вне природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель и другие). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом, независимо, то есть объективно существующем от материального мира (мировым разумом, идеей, волей, Богом). Иную версию идеалистического решения основного вопроса философии предлагают те мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания, наших восприятий. Это субъективные идеалисты. (Дж. Беркли, Д. Юм и другие). Что же касается другой стороны основного вопроса философии – в состоянии ли человек познавать действительный мир, – то большинство философов здесь придерживается положительного ответа. Различие между ними проявляется только в разной трактовке того, каким способом достигается знание: посредством ощущений или чувствами (сенсуализм), в опыте (эмпиризм), разумом (рационализм), с помощью интуиции (интуитивизм). В то же время известные мыслители (Пиррон, Д. Юм, И. Кант), которые сомневаются в возможности познания сущности мира, считают, что вопрос об истинности познания окружающей человека действительности окончательно не может решен. Учение таких философов называют агностицизмом. Поговорим об основных разделах философии. Гносеология выступает как раздел философии, исследующий условия, сущность и границы познания, отношение знания к реальности, а также условия достоверности и истинности познания. Являясь частью бытия, человек в то же время противостоит ему и осознает это свое противостояние. Это позволяет ему рассматривать весь окружающий мир как объект познания, причем не только внешний мир, но и самого себя как часть мира, а также организованную совокупность людей – общество. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. А комплекс исследований познавательных методов, процедур в науке, критериев и способов создания идеализированных объектов, которыми оперирует наука, получает название методология (дословно: учение о методе). Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизические проблемы есть во всех областях знания, везде мы упираемся в то, что недоступно разуму, в некий нерастворимый остаток: в познании человека, истории, природы. Например, принцип причинности неявно полагает, что, если все в мире пронизано причинно-следственными связями, то последовательность причин неизбежно уходит в бесконечность и предполагает первую причину, Бога, скажем, то есть тот уровень, о котором мы ничего не можем сказать в рамках рационального описания. Этот уровень бытия исследует метафизика. Термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «относ» (сущее) и «логос» (знание), обозначает собой знание о сущем, или метафизику бытия. Так понимается онтология до сих пор – как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Выделение онтологии в отдельную философскую дисциплину означает, что она, являясь основополагающей частью метафизики, не отождествляется с ней. Философская антропология в качестве предмета исследования рассматривает человека, его происхождение на Земле и в Космосе, его природу, смысл существования, духовности, его свободы, предназначения и так далее. Логика – это учение о законах и формах правильного мышления. Этика в основном рассматривает вопросы, связанные с проблемой добра. Цель этики – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых разумных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование не должно опираться на какие-то внешние авторитеты или соглашения. Эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его проявления в искусствах и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Вопрос 3. Специфика философии как мировоззрения и науки. Какой бы проблемой ни занимался философ, будь то вопросы логики, онтологии, этики или эстетики, в центре его внимания оказывается человек, который мыслит, живет, верит, оценивает и преобразовывает мир. Такая нацеленность философии на человека позволяет ее рассматривать как гуманитарную науку. «Вечность» философской проблематики объясняется предельным характером философских вопросов, тем, что они касаются наиболее общих проблем бытия и человеческого существования и «мигрируют» из эпохи в эпоху, получая то или иное решение, в зависимости от социокультурной ситуации и личности философа. «Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации». Философия в целом выступает как вневременной диалог мыслителей всех эпох и воззрений, в котором сталкиваются разнообразнейшие точки зрения и синтезируются в едином общечеловеческом мыслительном процессе противоположные концепции. В рамках этого общего диалога происходит возвращение к «старым» проблемам и открытие новых. Утверждение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю» – не просто философская бравада с целью эпатировать общественное мнение, а гносеологическая установка, отражающая сущность философского отношения к миру, силу и одновременно слабость философии, даже определенный трагизм ее положения. Философ стремится ответить на глобальные вопросы, осознавая, что для полного ответа знаний принципиально недостаточно. Специфика философии многими исследователями определяется в следующих чертах: 1. Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной «двойственности» ее предмета. Философия всегда рассматривается, с одной стороны, как рационально-теоретическое постижение бытия, а с другой стороны, как определенная форма ценностного сознания, которая должна помочь обрести смысл этого постигнутого бытия, осознать человеческую ценность своих взглядов на мир, своих поступков и поведения. Выступая как рациональное познание бытия, философия устремлена к науке как некоему идеалу. Ее научность основывается на использовании: результатов многих наук, научно-теоретических методов – абстрагирования, идеализации, моделирования, системности, законов логики, доказательства, обоснованности на основе идеалов и норм научного исследования. И если, достигнув истины, специально-научное знание в основном может считать свою задачу выполненной, то философская познавательная задача включена в решение более широкой и фундаментальной – преобразование мира в соответствии с человечески желаемым должным. И в этом связь философии с культурой, человеческим опытом, традицией, религией, искусством. Можно определить философию как мировоззренческую науку о наиболее общих законах и принципах теоретического и практически-духовного отношения человека к миру и к самому себе. 2. Большинство философских концепций, исследований носит личностный, индивидуальный характер. В этих концепциях, стиле мышления, постановке и решении проблем видна личность мыслителя, его связь с эпохой, культурой, традицией, религией и его новаторство (если есть). 3. Философия как мировоззренческая наука анализирует не отдельно «Мир» и не отдельно «Человека», а систему «Мир- Человек», то есть она является философией человеческой жизнедеятельности в мире со всеми отношениями в этой системе. 4. К специфике философии нужно отнести рефлексивность и интерпретацию. Философскому сознанию свойственна постоянная рефлексия (анализ и восприятие действительности в формах мышления), то есть философ постоянно соотносит опыт внутренний (наши образы, представления, формы мышления) с опытом внешним – реальностью. Интерпретация (истолкование) есть в философии один из главных способов анализа бытия, представленного в текстах (символах). Каждая эпоха, каждый исторический пласт в жизни человеческого общества шифрует знаки реальности по-своему, в соответствии со своими целями и представлениями об истине, добре, справедливости и красоте. Задача философского исследования заключается в расшифровке символов посредством интерпретации. Методы философской интерпретации отличаются спецификой и разнообразием. Объектом философии является текст как некая смысловая вторичная реальность. Эта реальность живет по своим законам. Философский текст представляет собой открытую концептуальную систему: философ ищет в тексте новые смыслы и вправе допустить любую его интерпретацию с целью поиска смысла и ценностей, заложенных в тексте потенциально и раскрывающихся в контексте новой социокультурной и пространственно-временной заданности. То, что в результате такой интерпретации в некоторых случаях происходит отступление от канонизированного философского текста, тесно связано с одной из задач философии – приращением философского знания. Часто мысль, в контексте ушедшей эпохи второстепенная, оказывается современной. Изучение истории философии ценно не само по себе, не ради удовлетворения праздного любопытства, а ради уяснения наших сегодняшних мыслей о бытии и человеке. Платон или Кант современны для нас в силу потенциальной возможности интерпретации их текстов сегодня, в случае возможности учиться у этих мыслителей силе и красоте мысли. Философия является двойственной формой сознания, в которой органично переплетаются рационально-теоретические и ценностные аспекты духовного взаимодействия Человека с Миром. Разнообразие концепции в ней отражает различные стороны философского отношения к миру. Философию нельзя усвоить, не пропустив ее через собственное сознание, факторы же, влияющие на приобщение человека к той или иной философской системе, чрезвычайно разнообразны. Ценность философии определяется тем, насколько удается ей выразить цели и интересы отдельного человека и человечества в целом. В качестве рационально- теоретической формы сознания философия выступает как самосознание теоретической деятельности, как ценностная форма сознания – самосознание всех форм ценностно-мировоззренческого постижения мира, что позволяет ей быть самосознанием общечеловеческой культуры и выдвигать рациональные и ценностные ориентиры перед Человеком и Человечеством. Вопрос 4. Роль и функции философии в обществе. В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о способности правильно понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Философия, анализируя фундаментальное взаимоотношение Мир-Человек, выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. Мировоззренческая функция включает в себя: - формирование общих теоретических представлений людей, научной картины мира о бытии, природной и социальной действительности, человеке и его предметной деятельности; - анализ, критика и обоснование социальных, нравственных, эстетических, правовых идеалов людей, ценностных ориентаций, норм поведения человека в его жизнедеятельности. Методологическая функция включает в себя: - анализ и обоснование взаимоотношения субъекта и объекта познания, условий получения достоверного знания; - формирование системы познавательных регулятивов, универсальных норм, эвристических (творческих) принципов научного познания; - экспликация (прояснение, уточнение) как философских, так и общенаучных понятий. Философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Цель должна заключаться в том, чтобы научиться философски мыслить, философствовать, развить определенную культуру мышления. Философ должен уметь чувствовать специфику философской проблематики, ее предельность, что бы ни выступало в качестве объекта его исследований. Философия, в отличие от науки, не всегда ответ, но философия – всегда вопрошание, для нее значима сама постановка проблемы, а также анализ и обоснование самих проблем и вариантов их решения. В связи с этим очень важно изучение текстов философских произведений (Сократ, Платон, Спиноза, Декарт, Кант), изучая которые вы вместе с мыслителем анализируете проблемы, участвуете мыслями в его мыслительной и творческой «лаборатории» – его произведении. Вы знакомитесь с его стилем мышления, становитесь на время то Сократом, то Спинозой – тем самым обогащаете свою методику творческого мышления, учитесь философствовать и размышлять вместе с лучшими умами Европы. Вопросы для самопроверки 1. Что означает слово «философия»? 2. Что такое мировоззрение? Какие составляющие включает в себя данное понятие? 3. Как называется исторически первый тип мировоззрения? В чем его особенности? 4. Что такое философское мировоззрение? В чем его связь с мифологическим и религиозным мировоззрениями? 5. Что является предметом философии? 6. Кто такие «материалисты» и «идеалисты»? 7. Какие основные разделы философии и что они изучают? 8. В чем заключается специфика философии как мировоззрения и науки? 9. Какие существуют функции философии? 10. Какая роль философии в обществе? |