Ответы на вопросы по философии. Ответы на вопросы семинара (выслать в личный кабинет). Тема Философское понимание мира Философия как тип мировоззрения. Специфика философского знания
Скачать 52.13 Kb.
|
Тема 1. Философское понимание мира Философия как тип мировоззрения. Специфика философского знания. Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. В литературе достаточно широко исследуется вопрос о специфике философского знания и познания. При этом преобладает предметно-содержательный подход, в котором философское знание характеризуется как осмысление общей структуры бытия, универсалий объективной действительности, «мира в целом»; как знание, специфичность которого определяется необходимостью решения вопроса об отношении бытия и сознания, рефлексии над универсалиями культуры; как форма социального сознания, отражающего типы ориентации человека в мире, т. е. как мировоззрение. Другой подход — рассмотрение специфики философии в связи с соотношением ее с другими науками и сферами духовной и культурной жизни. В этом случае выявляется тот факт, что при всей специфике, а также тесной связи с научным знанием философия основывается на опыте всемирной исторической практики человечества, культурных универсалиях, социально-гуманитарных ценностях в целом. В философии существуют вечные темы, а проблематизируются они каждый раз по-новому в зависимости от позиции и стиля мышления философа, философского направления, типа культуры или исторической эпохи. Так, вечная тема познания истины представлена как проблема истины — высшей идеальной сущности (Платон и его последователи) или истины как проблемы соответствия знания и действительности (Аристотель и его последователи). Проблема Истины может исследоваться в ряду универсалий — Добра и Красоты, но может анализироваться как характеристика знания в связке «истинно — ложно — неопределенно». Категория бытия в античной философии. Бытие - это предельное философское понятие, обозначающее всю совокупность явлений и процессов мира. Среди форм бытия выделяют: природу, общество, человека, сознание, культуру, а также взаимодействие всех этих сфер между собой. Первые греческие натурфилософы стремились выявить первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Первоначала представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух, земля. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конкретные огонь или воду. Поскольку философский язык еще только формировался, то, указывая на природность, естественность основы бытия, первые философы использовали привычные стихии. В мифологии за этими стихиями стояли антропоморфные (очеловеченные) боги (как Посейдон бог морской стихии). В средневековой философии истинным бытием является Бог, сообщающий всему существование и единство. Мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творением. Человек – образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия. В философии эпохи Возрождения возникает новая трактовка бытия. Бог и Вселенная – одно и то же, Бог и его творение совпадают. Появляются первые пантеистические интерпретации бытия. В философии Нового времени появляется категория «субстанция», понимаемая как предельное основание бытия. Б. Спиноза говорит о единой субстанции, обладающей атрибутивными (неотъемлемыми) свойствами мышления и протяженности. Эта субстанция – Бог, отождествляемый с природой. Р. Декартутверждает существование двух субстанций: материальной и духовной. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга. Г. Лейбниц полагает, что мир состоит из огромного количества субстанций, которые он называет монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»). В философии Просвещения (XVIII в.) бытие рассматривается как субстанция – вещественная, объективная, неуничтожимая основа всего существующего. Вещество существует в трёхмерном пространстве и линейном, однородном текущем времени, все происходящие изменения подчиняются законам механики. Немецкая классическая философия. Для И. Канта бытие не является свойством вещей. Кант ставит бытие в зависимость от познавательных способностей субъекта. Бытие есть результат оформления чувственного материала, предоставляемого опытом, посредством априорных форм чувственности, рассудка и разума. Марксистская философия отождествляет бытие с материей, понимаемой как объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, является атрибутом материи, с другой – противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие есть всё существующее, видимое и воспринимаемое, если не в данный момент, то в принципе. С конца XIX в. и в течение всего XX философия представляет собой довольно пёструю картину с точки зрения отношения к онтологической проблематике. Логический позитивизмкатегорически не признаёт классических онтологических концепций. Здесь бытие, субстанция – псевдопонятия. Философское учение о материи (XVIII-XX вв.). Материя как философская категория. Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем развитии: 1. Наглядно-чувственный, представленный в трудах древних греков; 2. Естественно-научный, представленный в трудах Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона; 3. Философский (французский материализм XVIII в., К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); 4. Гуманистический материализм, возникший в середине ХХ века и представляющий новый синтез предшествующих этапов. В рамках первого этапа в качестве первоосновы мира рассматривались те или иные природные стихии: вода, воздух, земля и т.п. Так считали Фалес, Гераклити др. Демокритсоздал представление об атомах как бескачественных неделимых первочастицах, из которых состоят все тела окружающего мира. На втором этапе, связанном с бурным развитием естественных наук в XVI-XVII вв., материя также отождествляется с первовеществом (атомами или корпускулами). Так, Декарт считал, что существует две субстанции: материальная (тела, обладающие протяженностью и движением) и духовная. Третий этап связан с созданием философского представления о материи. Приведем три определения материи, которые можно считать философскими. «Материя – это все, что вызывает наши ощущения» (П. Гольбах). «Материя – это абстракция, посредством которой мы отвлекаемся от конкретных свойств и фиксируем только одно – быть объективной реальностью» (Ф. Энгельс). «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин). Все три определения можно назвать философскими, т.к.: а) материя не отождествляется с веществом; б) не сводится к первоначалу; в) определяется через соотнесение с сознанием. Итак, материя с философской точки зрения является абстракцией (категорией), в которой фиксируются наиболее общие свойства конкретных материальных форм бытия. Наиболее полно данные свойства были перечислены в ленинском определении материи: объективная реальность (т.е. существование вне и независимо от сознания человека), данность нашим ощущениям (в форме чувственных образов), отражаемость в нашем сознании (в форме идей). Движение как философская проблема. Формы движения материи и их соотношение. Движение, способ существования материи, важнейший её атрибут; Мысль об универсальности движения возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей — воду, апейрон (бесконечное, беспредельное), воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном движении и изменении. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы» Понимание движения как способа существования материи отчётливо формулируется в 18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П. Гольбахом, однако само движение понималось ими лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием движения, были высказаны объективными идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает представление о движении как о только механическом перемещении и формулирует общие законы движения — закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Новый и высший этап в понимании Д. в качестве способа бытия материи наступает в связи с созданием К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма, дальнейшее развитие это учение о движении получило в 20 в. в трудах В. И. Ленина. Противоречивость движения. В античные времена Зенон Элейский потряс греков своими хитроумными доказательствами невозможности движения. И вот одно из них, известное под названием "Стрела": летящая стрела в каждый момент своего полета занимает какое-то определенное место в пространстве, или, иначе говоря, покоится в этом месте; следовательно, она все время находится в покое, т. е. не движется! Мир находится в постоянном движении. Движение - это способ существования сущего. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, в также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Быть в движении - значит изменяться. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир реального бытия слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, которые взаимосвязаны в макро- и микромире. ДВИЖЕНИЕ, в философии - способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного. Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет движения как такового. а есть движение конкретных материальных предметов. Энгельс выделил 5 основных форм движения: 1. Механическая 2. Физическая 3. Химическая 4. Биологическая 5. Социальная Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Среди учёных существуют две точки зрения. Согласно первой из них, наиболее распространённой среди физиков, все нефизические взаимодействия сводимы к физическим (скажем, «химия — это физика молекул»). Согласно другому взгляду, нефизические взаимодействия (биологические, психологические) столь же первичны, как и физические, не сводимы к ним. Примиряющая позиция в этом вопросе уточняет, что по-настоящему первичны физические поля взаимодействия (гравитационные, электромагнитные и др.), а химические, биологические, психологические процессы «сотканы», каждое по-своему, из физических, образуя многоуровневые структуры (паттерны). Специфика нефизических взаимодействий сосредоточена в образующих их структурах (паттернах) физических полей, сами же по себе физические поля этой специфики не несут (С.Д. Хайтун). Так анализ красок на холсте ровным счетом ничего не скажет о самих картинах как произведениях искусства и изображённых на них сюжетах. Но без этих красок и холста картин не существовало бы. Философское учение о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Пространство – это некая материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов. Логически мыслимое пространство не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально. Категория пространства неизменно соотносима с категорией времени, поскольку в само понятие пространства заложена мыслимо неустранимая одновременность реального или теоретического усмотрения присутствующих в нём тел. Кроме того, составление детальной картины взаиморасположения этих тел по отношению друг к другу так же с обязательной необходимостью потребует сделать это на один и тот же момент времени. Таким образом, категория пространство логически неизменно предполагает какие-либо отношения с категорией времени. Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы. Время, как и пространство, также имеет множество разных философских толкований, наиболее значительные из которых следующие: 1 Время, как форма проявления в мире деятельности некоей вневременной, вечной сущности (Платон, Гегель). 2. Время, как эталонная длительность и мера движения (Аристотель, Декарт, Ньютон). 3. Время, как специфический род отношений между объектами, процессами и явлениями (Лейбниц – как порядок последовательности событий). 4. Время, как форма восприятия мира (Августин – форма мысленной регистрации событий, Беркли – способ восприятия действительности, Кант – всеобщая и необходимая врожденная рассудочная категория, Хайдеггер – форма внутреннего осознания своего бытия человеком). 5. Время, как всеобщая форма существования материи (материализм, диалектический материализм). 6. Время, как неразделимо связанная с пространством субстанция, как пространственно-временной континуум (релятивизм, Эйнштейн, Минковский). Время может быть соотносимо с пространством, поскольку понятие времени может содержать длительность или этапы изменений объектов в одном и том же месте пространства. Субстанциальная концепция пространства и времени. Субстанциальная концепция пространства и времени (Демокрит, И. Ньютон) рассматривает пространство и время как независимые друг от друга и от материи субстанции. Пространство и время – самостоятельно существующие реальности, которые являются абсолютными – они все в себя вмещают и ни от чего не зависят. Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилища подвижных атомов. Подобно этому и у Ньютона пространство – абсолютная пустота, постоянное и бесконечное вместилище всех материальных тел. Время протекает одинаково, и его течение ни от чего не зависит, потому что время – это чистая длительность, постоянная шкала для измерения всех конкретных изменений. Реляционная концепция. Реляционная концепция пространства и времени утверждается в XX веке благодаря созданию теории относительности А. Эйнштейна, хотя ее философское основание можно найти еще в философии Аристотеля и Г. Лейбница. Аристотель отрицал существование пустоты как таковой. Пространство занято материальными телами. По Лейбницу ни абсолютной пустоты, ни чистой длительности, которые бы существовали независимо от материальных тел, нет и не может быть. В реляционной концепции пространство – это порядок взаиморасположения материальных объектов, а время – последовательность их изменений. Специфика социального пространства и социального времени. Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет, как однородность и изотропность пространства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории. Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Родоплеменные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия «древний» и «хороший», «добрый» были почти синонимами. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий. |