Ответы на вопросы по философии. Ответы на вопросы семинара (выслать в личный кабинет). Тема Философское понимание мира Философия как тип мировоззрения. Специфика философского знания
Скачать 52.13 Kb.
|
Тема 2. Проблема сознания в философии Сознание как высшая форма отражения реальности. Сознание — это высшая форма отражения реальности. С помощью сознания целенаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром. Сознание представляет собой субъективные переживания действительности, протекающие на фоне существующего у индивида опыта, и сознаваемые им как определенная субъективная реальность. Для сознания характерно отношение, которое человек имеет ко всему, что его окружает. Сознание - высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов: - позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности; - обеспечивающих преемственность опыта, единства и многообразия поведения. Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Происхождение и сущность сознания. Проблема идеального. Сознание - высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. Структура сознания в- важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. процессы - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, становятся расстройством сознания. 2 хар-ка сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не - я». 3 хар-ка - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. 4 хар-ка - включение в его состав определенного отношения. Сознание возникает на основе практической деятельности людей и существует благодаря языку в процессе общения между людьми. Язык – знаковая система, в которой любое слово выступает знаком соответствующего предмета, события или действия. Каждое слово обладает соответствующим значением, которое указывает на место и роль того или иного предмета в человеческой жизни. Сознание по определению имеет идеальную природу, т.е. неразрывно связано с верой человека в идеалы, ценности и духовный мир. Понятие идеальности неразрывно связано с понятием цели и само человеческое сознание, имея предметный характер, всегда нацелено, направлено на тот или иной предмет. Направленность сознания на предмет называется интенциональностью (лат. Intencio – направленность). Поскольку сознание нельзя отождествлять с мозгом – оно является только его особым свойством, которое заключается в способности человека как социального существа воспринимать мир через призму идеальных (в смысле – совершенных) образов. В силу данной особенности сознание не только отражает, но и творит мир, создавая проекты его возможного преобразования. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Идеальные образы, в отличии от материальных предметов не имеют ни массы, ни плотности, ни объёма. Они существуют в человеческих мыслях как отражения реальных предметов. Например, когда человек смотрит в зеркало, то он делает это не только потому, что ему нравится собственное отражение, а скорее для того, чтобы это отражение нравилось другим людям. Проблема идеального была поставлена в советской философии и состояла в том, как возникают идеальные образы, и где они существуют. Направления изучения проблемы идеального: Школа Д.И. Дубровского считает, что идеальные образы неотделимы от психической жизни человека. Они порождаются человеческой психикой и существуют преимущественно в индивидуальном сознании. Школа Э.В. Ильенкова полагала, что идеальные образы существуют в культуре и являются способами обращения людей с теми или иными предметами. Современная лингвистика утверждает, что идеальные образы существуют в языковой среде и являются концентрированным выражением значения слов. Структура сознания; сознание и бессознательное. Сознание представляет собой один из наиболее сложных объектов исследования, поскольку не обладает собственной качественной спецификой. Специфика сознания задается теми психическими процессами и явлениями, которые его наполняют, но сами сознанием не являются. Так сознание наполнено: чувственным образами, как результатами процессов восприятия и ощущения; мыслительными цепочками, понятиями, представлениями, возникающими по ходу и в результате мышления; образами прошлого извлекаемыми из прошлого; аффектами, отражающими эмоциональную реакцию на реальные и мнимые стимулы; желаниями, отражающими потребности и мотивы; переживанием готовности/неготовности к деятельности, в зависимости от включенности процессов воли; субъективными оценками, отражающими когнитивные установки и систему мотивации и т.д. В сознании все эти компоненты представлены как бы одновременно, при этом на передний план выдвигается как правило один из них, в зависимости от сосредоточения внимания личности на тех или иных процессах. И хотя представить себе сознание или психику без этих процессов невозможно, их исследование не позволяет ничего сказать о собственно самом сознании. Тем не менее попытки структуризации сознания все равно предпринимаются. Так В.П. Зинченко выделяет три слоя сознания: бытийное сознание, рефлективное сознание, самосознание. Бытийное сознание представляет собой внешний слой, ориентированный в первую очередь на отражение окружающей реальности, его содержание составляют чувственные образы и биодинамический опыт индивида во взаимодействии со средой. Рефлективное сознание в свою очередь ориентировано на отражение собственно психических интеллектуально-аффективных процессов, его содержание включает в себя смыслы и значения. Бытийное и рефлективное сознания поддерживают функционирования самосознания, как высшего уровня развития сознания как такового. Самосознания выполняет важнейшую функцию перманентной самоидентификации психики, позволяя связывает единицы опыта в стройную личную историю человека, формировать образ Я, представление о себе, своих свойствах и качествах, которое ложится в основу систем принятия решений, формирования целей и потребностей, прогнозирования будущего. Бессознательное Бессознательная как особая область психики не доступная для отражения сознанием, и, следовательно, для сознательного контроля, наиболее полно была раскрыта в психоаналитическом подходе. З. Фрейдом и его последователями бессознательное понималось как область биологической, животной природы человека, свободной от наслоений социализации, которая регламентируется инстинктами жизни (Эрос) и смерти (Танатос), порождающими многочисленные желания. Бессознательное играет роль энергетического блока психической жизни, инстинктивные потребности и желания стремясь к своей реализации придают движение процессам сознания, которые пытаются адаптировать их к условиям реальности, а также сверхсознания – морального цензора, руководствующегося социальными нормами и ограничениями. Процесс познания. Субъект и объект познания. Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступают потребности человека, для удовлетворения которых необходимо знание предмета потребности, способа овладения им. Поэтому познание действительности существует как необходимый момент практической деятельности человека. Вне этой деятельности невозможно понять необходимость возникновения и развития познания, его сущность и его связи с объективным миром. Процесс познания материальной действительности возникает в результате взаимодействия субъекта и объекта. Объект познания — это часть природы, включенная в научно-практическую деятельность человека. Предмет природы (например, атом) как объективная реальность существует независимо от сознания человека. Объектом познания он оказывается только тогда, когда становится элементом его познавательной деятельности. Субъектом познания выступает человек, занятый научно-исследовательской деятельностью. Но тогда возникает вопрос: почему говорят о законах Ньютона, теории Эйнштейна? Этот вопрос вполне закономерен, но прежде, чем ответить на него, зададим еще один. Почему теория относительности была создана в XX в., а не в XVIII в.? Объясняется ли это тем, что Эйнштейн был талантливее Ньютона, или здесь существуют другие причины? Очевидно, что второе предположение ближе к истине. Действительно, подлинным субъектом познания выступает человек как представитель общества, вооруженный знаниями, накопленными человечеством, опирающийся на достижения своих предшественников. Единство чувственного и рационального в познании. Познание идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике». Иначе говоря, познание и на чувственном, и на рациональном уровне, всегда связано с практикой, которая выступает 1. источником познания, 2. целью познания и 3. критерием истинности наших знаний. Чувственное и рациональное диалектические противоположности – они и отрицают, и дополняют друг друга, существуя в единстве и борьбе. Немецкий философ Риккерт (1863-1936) писал: «Познание – превращение индивидуальных восприятий и созерцаний в общезначимые суждения». Физиологи и психологи отмечают, что в коре головного мозга человека есть правое и левое полушария. Левое связано в основном с абстрактным, рациональным познанием, а правое – с чувственным, наглядно-образным. Они неразрывно связаны. Однако были и есть философы, которые метафизически разрывают их, преувеличивая роль одной из сторон познания и недооценивая роль другой: 1. сенсуалисты (сенсорный, чувственный) – считают, что нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Разум всего лишь классифицирует чувства, не внося ничего нового (Локк, Гоббс и др.) 2. рационалисты (рацио – разум) – считают, что чувства могут приводить нас к заблуждениям им только разум способен дать истину (Декарт и др.). Диалектикиотмечают, что мы идем от чувств к разуму, начинаем познание с ощущений, затем с помощью разума их анализируем, ощущения дают материал разуму. Но разум не просто классификатор, он творчески анализирует, абстрагирует, обобщает, делает то, что не могут чувства. С другой стороны, разум ставит задачу для наблюдения с помощью чувств, направляет их. Исследователи отмечают, что исторически развивались способности человека различать более тонко отдельные цвета, музыкальные звуки и т.д., развивались и умственные его способности. Другие элементы структуры познавательного процесса: 1. Интуиция – непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без его видимого вывода и доказательства. Представляет собой единство процессов бессознательного и сознательного. Сознательно мы ставим задачи, пытаемся решить их. Затем переключаемся на что-то другое. А подсознание продолжает работу, и результат часто всплывает как бы «вдруг». Но кто не работает умственно, у того и интуиции нет. Интуиция играет большую роль в познании, в его творческом характере. 2. Вера – принятие какого-либо знания без его непосредственного обоснования. Мы верим какому-либо положению, если оно не противоречит нашим предыдущим знания или убеждениям. Вера играет большую роль в познании, позволяя не начинать каждый раз с нуля, опираться на предыдущие знания. Интуиция и вера – иррациональные формы познания, т.е. внеразумные. Они связанны с уровнем бессознательного в нашем сознании. Надо быть осторожным – вера и интуиция должны проверяться разумом, дополняться сомнением, критичностью. 3. Рефлексия – обращенность познания на самого себя, т.е. моменты в познании, когда субъект осмысливает протекание и черты познавательного процесса, ставит вопрос «Верно ли я рассуждаю?». Этот элемент познавательного процесса также важен для развития творческих способностей нашего познания. Французский философ Мишель Фуко (1926-1984) писал: «Философствовать – это значит пытаться изменить сами рамки и нормы мышления, которые мешают делать и быть по-другому, чем есть». Итак, процесс познания – есть система взаимодействующих компонентов: чувственного и рационально-логического, рефлексии и интуиции, веры, как иррационального. Философское учение об истине. Истина как процесс. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о., истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истина есть св-во знания, а не самого объекта познания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и как научная сис-ма. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике её развития. Истина – результат познания. Истина – это субъективное отражение объективного мира. Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме. Каковы основные черты, признаки истины? Во-первых, это ее объективность. Истина субъективна по форме и объективна по содержанию. Во-вторых, истина- это процесс. Путь к ней начинается с чувственного отражения, переходя к абстрактному мышлению. Абсолютность и относительность - это характеристики одной и той же объективной истины, выражающие различные степени точности и полноты знания. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, абсолютно достоверное знание об объективном мире, которое не может быть изменено в будущем. Термин «абсолютная истина» используется, во-первых, как гносеологический идеал, т.е. абсолютное знание о мире в целом, хотя такое знание не может быть достигнуто. Во-вторых, это то содержание относительных истин, которое сохраняется в процессе развития знания, это также окончательное знание о некоторых фактах действительности. В-третьих, это не исчерпывающие, но неопровержимые результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов, принимающие вид констатации и описаний. Относительная истина - это правильное, но неполное знание об объективной действительности. Она выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Практика - это материальная, предметная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. Тема 3. Общество как предмет философского анализа Философское учение о субстанциальных основах общества. Понятие субстанции было введено еще древнегреческими философами и представлялось в качестве некоторой первоосновы и первоначала мира, которое детерминируется лишь самим собой и не имеет никакой внешней среды обитания, обуславливая все процессы, происходящие в бытийной реальности. В разное время в качестве субстанции представлялись стихии (философы милетской школы), дух (идеалистические концепции от мировой души Платона, до мирового духа Гегеля), бог, и наконец, материя в рамках диалектического материализма. В настоящее время понятие субстанции часто находится за пределами философского дискурса, в том числе при рассмотрении сущности и структуры общества, в то время как оно является одним из ключевых для его понимания. В действительности субстанции в самом строгом, абстрактном смысле этого слова, может выступать лишь сама реальность, которая либо самозародилась в некоторый момент, либо существует вечно и безусловно не имеет какой-либо внешней для самой себя среды обитания. Исследуя структуру общества, философы и ученые опираются на один из трех философских подходов к пониманию самого общества: субстратному, функциональному, субстанциональному. В отличии от субстратного и функционального подходов, субстанциональный анализирует общество не с точки зрения собственных особенностей, входящих в него элементов (т.е. анатомических, физиологических, психологических и прочих особенностей людей), и не с точки зрения их функционального значения (т.е. тех отношений, которые складываются между людьми в ходе их общественной жизни), а с точки зрения способа существования, самодостаточного бытия общества, как субстанциональный системы. В качестве итога субстанционального отношения к обществу выступает представление о том, что общество представляет собой целенаправленную адаптивно-адаптирующую деятельность людей. Именно деятельность, как целенаправленная активность человека, отвечающая его внутренним побуждениям, является той субстанцией которая определяет общество, его существование во времени, структуру и взаимоотношения между элементами. В рамках парадигмы деятельности в структуре общества выделяется четыре основных вида деятельности: материальное производство, духовное производство, организационная деятельность, социальная деятельность. Материальное производство включает в себя всю ту деятельность, а также отношения и социальные объекты, возникающие по ее ходу и обеспечивающие ее, которая связана с производством материальных благ, товаров, а также самих средств производства. Духовное производство включает в себя деятельность и сопутствующие элементы связанные с получением информации и иных идеальных объектов, отраженных в материальном носителе, который делает их доступными для общественного потребления. Организационная деятельность представляет собой образование связей между элементами общества – субъектами и объектами, в ходе иных видов деятельности, а также отношения управления, от администрирования до политики. Социальная деятельность распадается на организованную деятельность общества по обеспечению существования и развития индивида, а также его собственную активность. |