Ответы на вопросы по философии. Ответы на вопросы семинара (выслать в личный кабинет). Тема Философское понимание мира Философия как тип мировоззрения. Специфика философского знания
Скачать 52.13 Kb.
|
Сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Основу и сущность общественной жизни составляет совместная деятельность людей или общественное производство. Общественное производство - многогранный процесс, включающий в себя воспроизводство самих людей, материальное производство, духовное производство, а также управление людьми. Общественное производство - это циклически повторяющийся процесс (воспроизводство). С одной стороны, общественное производство базируется на традиции, социальном наследовании, а с другой включает в себя рост и накопление духовного и практического опыта людей. В зависимости от характера и типа деятельности можно выделить следующие основные сферы общественной жизни: 1) экономическая; 2) социальная; 3) политическая; 4) духовная. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества: - производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда; - производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен. Социальная сфера социума охватывает социальное взаимодействие индивидов и общества. При множестве целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, происходит формирование социальной структуры. В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации. Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации. Политическая сфера общества зарождается в классовом, антагонистическом обществе. Политическая система тесно связана с политической властью. Власть – это способность навязывать свою волю другим людям. Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни. Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом: - политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.; - политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; - политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; - политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология. Основными функциями духовной сферы общества являются познавательно-информационная, идеологическое обоснование общественных отношений, формирование общественного идеала, проектов изменений реальности, коммуникационная, воспитательная. Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова: - религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы; - мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков; - искусство — художественное освоение мира; - наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира; - право — совокупность норм, поддерживаемых государством; - образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения. Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.). Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств. Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности. Взаимосвязь сфер общественной жизни Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений. В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться. Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером. Роль и значение человека в развитии общества. Наиболее полно роли человека в обществе рассмотрены у американского социолога Т. Парсонса. Т. Парсонс разделил все роли человека на четыре группы: по масштабу (имеющая или не имеющая конкретные границы) Например, роли ребенка (подчиняющая) и роли родителей (отвечающие за ребенка) имеют четкие границы. Роли родителей по отношению к друг другу и по отношению к государству более разнообразны. Они включают взаимные права и взаимные обязанности: заботится о близких, о государстве, работать т.д. по степени формализации (имеющая или не имеющая конкретные социальные границы) Деятельность многих людей в обществе имеет четкие формальные социальные границы. Например, врач лечит, учитель учит, чиновник осуществляет административную работу. Зная эти границы человек никогда не будет их нарушать. Например, к чиновнику мы не пойдем лечиться. по видам мотивации (личная или частная) Например, личная мотивация – это собственное желание хорошо учиться, быть примерным учеником. Желание родителей, что бы ребенок хорошо учился, был примерным учеником, является примером частной мотивации. по способу получения (те же, что и статус – «предписанные» и «достигаемые») Наши роли могут нам достаться от родителей, тогда они носят название «предписанных». Например, репутация родителей, которая автоматически переходит на их детей. Но мы их может достигнуть за счет личных усилий, тогда они носят название «достигаемых». Например, родители могут не иметь высшего образования, но их ребенок может приобрести высшее образование. Это будет его личной («достигаемой») заслугой. Иногда роли человека в обществе подразделяют на: • общественные (человек как часть общества: руководитель, рабочий, товарищ) • гражданские (человек как житель своей страны: военнослужащий, избиратель) • семейные (человек как ответственное лицо за свою семью: муж, жена) Смысложизненные проблемы человеческого бытия. Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни: в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п. В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу - человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь рассматривается как средство приобретения других ценностей, например, достижение счастья. Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти, например, у экзистенциалистов (Кьеркегор, Камю, Сартр). В этом же ключе развивается представление о жизни как средстве достижения бессмертия в различных формах - символической (социальной) или, напротив, буквальной (физической). Философское осмысление проблемы смысла человеческого бытия дополняет современный диспут из области биологической этики - о допустимости эвтаназии, самоубийства, абортов, трансплантации органов, клонировании и др. новыми аспектами понимания свободы человека в распоряжении жизнью. Свобода и ответственность Свободное волеизъявление личности является не только ограниченным общественными нормами (морали, закона и пр.), индивидуальной иерархией ценностей и принципов, но и тесно спряжено с осознанием ответственности. В юридической науке ответственность толкуется как мера принуждения, связанная с различного рода лишениями и ограничениями. В философии М.М. Бахтина ответственность понимается как поступок личности, самоутверждающей себя перед другим. Ответственность поступания личности всегда сопряжена с проявлением свободной воли, не нарушающей свободу другой. Она также есть ответность на вызов бытия - рождения нашего Я. В философии Э. Левинаса ответственность есть «обременность» Я своей Самостью, т.е. необходимость соотносить свои поступки и свободу их проявления с чувством долги и личной совестью. Категория ответственности может пониматься двояким образом: как ответственность внешняя, диктуемая человеку извне - другими людьми или общественными институтами, и внутренняя ответственность, долг перед самим собой, обычно именуемый «совестью». Противоположность этих двух форм ответственности относительна. Чувство долга и совесть, на самом деле не что иное, как усвоенные человеком нормы внешней ответственности. Так, в процессе воспитания личности различные формы общественной деятельности, в том числе моральные регулятивы, делаются нормами индивидуального поведения. Человеческие поступки могут быть продиктованы либо его собственным самосознанием и волей, либо общественными нормами, порой вступающими в конфронтацию с первой. Противоречия между индивидуальным и социальным в проявлении свободы отчасти снимаются посредством различного вида ответственностей. Личность и общество. Проблема ответственности личности. Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности» из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении. Итак, проследим путь о рождения до формирования личности. Первый этап - человек. Можно сказать «родился человек», подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ. Второй этап - индивид. Индивид - это конкретный представитель человеческого рода. Третий этап - индивидуальность. Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности). И, наконец, четвертый этап - личность. Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта. Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт. Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом): 1. Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности. 2. Физическое окружение - означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства. 3. Культура общества - т.е. каждое общество дает всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут. 4. Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный «Я – образ», который появляется в результате оценок окружающих. 5. Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим. В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями. Общество: 1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество). 2. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов). 3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество). 4. Человечество в целом. Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни. Здесь можно предположить два существенных положения: - Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом. - В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Главная проблема ответственности в современном мире, который характеризуется мультисистемностью, состоит в том, что человек выступает агентом тех или иных социальных институтов и принимает решения исходя из логики их развития (аутопоэзиса), а не из интересов совместно живущих людей. В связи с этим необходимо исследование интегративных механизмов, соединяющих людей в общество и достижение баланса между множеством видов ответственности, определяемых институтами и "большой ответственностью" перед человечеством, обществом и природой. Свобода и ответственность личности. Свобода и произвол. Свобода– одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Ответственность— социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть. В современном научно-философском мировоззрении свобода и ответственность наличествуют только в детерминированном мире, где существуют объективная причинная обусловленность. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность (как мера свободы) и зависимость личности (несвобода, бегство от свободы, лишение свободы) обусловлены уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными отношениями, уровнем толерантности и демократизации общества. В тоталитарных социальных системах низкий уровень свободы и ответственности обусловлен высоким уровнем зависимости личности от внешних репрессивных форм управления: диктаторов, авторитарно-тоталитарных государств, антигуманных идеологий и др. Проблема свободы личности связана с проблемой необходимости как моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Если человек силой принужден совершить тот или иной поступок, то он не может нести за него моральной или правовой ответственности. Примером такого поступка является убийство насильника в порядке самообороны. Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность – это две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать ради избранной цели, и реализуется свобода тем полнее, чем полнее знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям и закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность – необходимость выбора эффективного и гуманного способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели. Свобода личности порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода — способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит также от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе. Произвол: 1. Ничем не стесняемая воля, собственное желание. 2. Неограниченное своеволие, отсутствие законности, справедливости; самовластие. 3. Необоснованность, произвольность. «Произвол – худший вид несвободы», поскольку определяется прихотью, капризом, иными страстями самого человека либо влиянием отдельных людей или состояния общества, он имеет то же основание, что и свободная воля человека: возможность выбора. Таковы две стороны свободы выбора! Светлый лик подлинной человеческой свободы, при которой свобода каждого есть основание свободы для всех, и жуткая гримаса произвола. |