Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственный строй при Меровингах.

  • Реформа Карла Мартелла.

  • Королевство и империя Каролингов. В 751 г.

  • Франкское судоустройство.

  • Распад империи Каролингов.

  • 4.2. Франкское право. Салическая правда Салическая правда среди варварских судебников.

  • Вестготская правда

  • Рипуарской

  • Тюрингской

  • Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений.

  • Тема 4. Тема Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья


    Скачать 399.96 Kb.
    НазваниеТема Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
    Анкор6437437845854854845
    Дата05.05.2023
    Размер399.96 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТема 4.pdf
    ТипДокументы
    #1110346

    Тема 4. Государство и право Европы в эпоху
    Раннего Средневековья
    4.1. Франкское государство V–IX вв.
    4.2. Франкское право. Салическая правда
    4.1. Франкское государство V–IX вв.
    Во II в. н.э. Европа вступила в эпоху Великого переселения народов, когда под влиянием разных факторов (климатических, демографических и др.) в движение пришли массы варварских племен. Германские племена переживали в это время период распада родоплеменных отношений и становления государственности. Войны и территориальные завоевания служили важным источником обеспечения нарождающихся государственных структур. Предгосударственными образованиями у германцев служили племенные союзы. Племенной союз франков появился на границах Римской империи в районе Нижнего Рейна в середине III в. Он объединил в своем составе разные германские племена (марсов, сугамбров, хаттов, хамавов, тенктеров и пр.). Франки неоднократно вторгались на территорию Империи и представляли постоянную угрозу ее безопасности, особенно для Галлии
    (западной части Римской империи, расположенной на землях современных
    Франции, Бельгии и Швейцарии). Не сумев справиться с их натиском, правитель Галлии цезарь Юлиан в 358 г. позволил франкам поселиться на ее территории. Франки приняли статус федератов – союзников Рима. Часть их была поселена в бассейне рек Маас и Шельда (на землях современной
    Бельгии и северной Франции). Эти франки получили название салических франков (от salis – «морское побережье»). Другая часть была размещена в среднем течении Рейна. Франки этой зоны получили название рипуарских (от ripa – «берег реки»). В V в. в Галлию проникли и другие племена. Германцы основывают здесь свои королевства: в 418 г. на юго-западе Галлии появилось королевство вестготов, в 443 г. – королевство бургундов на юго-востоке. На севере же примерно с 420-х гг. начало оформляться королевство салических франков. Падение Западной Римской империи в 476 г. привело к расколу среди населения Галлии. Часть римлян-сепаратистов, вестготы и бургунды (в большинстве своем христиане-еретики – ариане) отказались признать власть
    Восточной империи (Византии) над собой. Но ее поддержала католическая церковь, большинство населения страны и язычники-франки. Действуя под флагом восстановления имперского единства, король салических франков

    Хлодвиг I (481–511) начал завоевание Галлии. Большая ее часть была захвачена франками в конце V – первой половине VI вв. и составила территорию Франкского королевства. В него вошли, помимо прочего, часть земель Вестготского королевства, земли королевства бургундов и рипуарских франков. Католическая церковь неизменно поддерживала политику
    Хлодвига, и в 496 или 498 г. он принял крещение вместе со своей дружиной в г. Реймсе. Поначалу его королевство признавало над собой власть Византии: в 508 г. Хлодвиг I даже получил звание римского консула (чисто номинально). При преемниках Хлодвига произошел разрыв. Его внук
    Теодеберт I (534–548) уже не признавал византийской власти и первый начал чеканить собственную золотую монету.
    Социальная структура. Созданное путем завоевания Франкское королевство было разнородным по этническому составу. Германцы не составляли в его населении большинства (по разным оценкам, от 10 до 30%).
    Основное население королевства – галло-римляне, романизированные кельты и потомки римлян, переселившихся в Галлию. Социальная структура раннего времени выявляется по правовому памятнику конца V – начала VI вв.
    Салической правде. Среди франков той эпохи можно выделить три категории: свободные (ingenui), полусвободные (liti – литы), несвободные
    (servi – рабы). Статус свободного лица предполагал наличие определенных прав, в частности, права на участие в военном ополчении, на ношение оружия, на долю в военной добыче; право на участие в собрании общины и ее суде; право на возделывание пустошей. Среди свободных лиц еще не выделяются какие-либо сословные группы, для всех свободных был установлен общий вергельд – штраф за убийство в размере 200 солидов
    (солид – золотая византийская монета). Но вергельд некоторых свободных лиц, в частности, находившихся на королевской службе, оценивался более высоко: для королевских дружинников-антрустионов он составлял 600 солидов. Послусвободные лица не являлись полноправными членами общины, они находились в зависимости от своего господина. Однако лит мог апеллировать к защите общинного суда, принимал участие в военном ополчении вместе с господином, мог вступать в сделки. Жизнь лита оценивалась в половину жизни свободного лица (вергельд лита – 100 солидов), а наказания, применяемые к литам, обычно соответствовали наказаниям, применяемым к рабам. Источниками рабства в раннее время являлись военный плен, покупка, самопродажа в рабство, обращение в рабство в качестве наказания и естественный прирост. Брак свободного и
    раба также приводил к порабощению. Раб приравнивался к вещи, он был лишен имущественных прав и права на создание семьи. Господин обладал в отношении своего раба правом жизни и смерти. Кража раба соответствовала краже животного, а его убийство возмещалось суммой в 35 солидов.
    Впрочем, на особом положении находились королевские рабы (штраф за убийство составлял уже 100 солидов, а если раб занимал должность на королевской службе – то еще выше). Впоследствии в VII–VIII вв. происходят перемены в положении рабов. Под влиянием позднеантичного рабства (когда раб обладал ограниченной правоспособностью) и христианской церкви расширяется правоспособность рабов. Вводится запрет на убийство рабов, со временем признаются законными браки рабов. Расширяются их имущественные права, положение раба постепенно приближается к положению крепостного.
    Процесс распада общинных связей и развитие института частной собственности у франков приводят к появлению аллодиального землевладения. Аллодом обозначалась свободно отчуждаемая и передаваемая по наследству земля. В результате сделок с землей крестьяне начинают ее терять и попадают в зависимость от состоятельных землевладельцев.
    Установление поземельной зависимости в эпоху раннего Средневековья чаще всего осуществлялось посредством института прекария. Это институт римского права, который предполагал предоставление вещи в безвозмездное пользование другому лицу до востребования ее собственником и без всяких обязательств для него. Данный институт был распространен в отношениях между патронами и клиентами. У франков институт прекария использовался в двух основных формах: прекарий данный и прекарий возвращенный.
    В первом случае прекарист (держатель прекария) получал участок от земельного собственника во временное пользование (разновидность земельной аренды). Во втором случае прекарист передавал свой надел в собственность другому лицу, а затем получал его обратно в держание от этого лица. Иногда при этом прекарист дополнительно получал приращение к своему наделу из земли собственника (прекарий с приращением – разновидность прекария возвращенного). Условия держания определялись прекарной грамотой. В ней оговаривался срок держания, если он не указан, предполагалось, что держание являлось пожизненным. Держание могло быть передано по наследству, но для этого требовалось возобновление прекарной грамоты. Прекарий в раннем Средневековье отнюдь не являлся безвозмездным. По прекарной грамоте прекарист обязывался нести
    повинности в пользу собственника земли, он должен был платить натуральный и денежный оброк, реже выполнял барщинные работы, а также обязан был делать дары собственнику. Параллельно с установлением прекарной зависимости могла устанавливаться и форма личной зависимости
    – посредством коммендации. Коммендация была аналогом римского патроната. Одно лицо коммендировалось другому лицу, т.е. поступало под его покровительство. Следует иметь в виду, что данная форма зависимости могла применяться в отношениях лиц разного социального положения, коммендировались не только бедняки, но богатые и влиятельные лица, чтобы получить защиту еще более влиятельных лиц. Коммендация могла сопровождаться передачей земли, но строго обязательным этот порядок не являлся.
    Государственный строй при Меровингах. По форме правления
    Франкское королевство было монархией. Во главе государства находился король (лат. rex) из династии Меровингов (от имени деда Хлодвига, Меровея
    – «рожденного морем»). Король получал власть во время особой светской церемонии «поднятия на щите»: стоящего на щите монарха с копьем
    (символом власти) поднимали вверх воины. После исполнения этого обряда король должен был объехать на коне свои владения. Сакральным признаком королевского происхождения были длинные волосы, которые запрещалось носить остальным франкским мужчинам. Пострижение волос Меровингу означало лишение его прав на престол. Отсюда характерное прозвище
    Меровингов – «длинноволосые короли» (reges criniti). Король наделялся
    банном – правом отдавать приказания и запрещать те или иные действия под страхом наказаний. В науке нет однозначной оценки пределов власти франкских королей раннего периода. Некоторые ученые считают, что власть монарха носила абсолютный характер, другие настаивают на ее ограниченности. Видимо, все же можно говорить о фактическом ограничении власти монарха со стороны его дружины. Дружинники
    (антрустионы) приносили королю клятву в личной верности и получали от монарха за службу земельные пожалования. Таких воинов стали именовать
    левдами (вассалами короля). В их состав могли входить не только знатные франки, но и галло-римляне. Помимо военной дружины король располагал дворцовым аппаратом власти. Личные слуги монарха носили общее название
    министериалы. Среди них выделялись: майордом (или палатный мэр)
    управляющий королевским дворцом; коннетабль – главный конюший, в подчинении у которого находились конюхи – маршалы; сенешал – старший
    слуга, отвечавший за кухню и продовольственное снабжение дворца;
    референдарий
    – хранитель королевской печати, ведавший делопроизводством монарха; камерарий – королевский казначей. Различий между государственным и дворцовым управлением не соблюдалось.
    Министериалы одновременно занимались и государственными делами.
    Четкого распределения функций между ними тоже не было: сенешал мог ведать кухней и мог быть поставлен во главе войск. Часть названий указанных должностей была римского происхождения (коннетабль, майордом): очевидно, что франки активно использовали римский административный опыт.
    Использование римской администрации характерно и для местного управления. Франки жили в основном на севере Галлии, они старались не смешиваться с местным галло-римским населением (в отличие от вестготов и бургундов) и длительное время сохраняли свои обычаи. Поэтому местное управление различалось на севере и юге страны. Земли, населенные франками, делились на округа – паги, в свою очередь состоявшие из нескольких мелких единиц – сотен. В состав сотен входили общины – марки.
    На юге страны было сохранено административно-территориальное деление поздней Империи. Римские округа назывались комитатами и приравнивались к пагам. Они также делились на сотни. Франкские короли направляли в паги своих представителей – графов и сацебаронов. Поначалу они были наделены ограниченными полномочиями, в основном фискальными и полицейскими
    (четкого разграничения функций графов и сацебаронов не было). Во главе римских округов стояли
    комиты.
    Они располагали широкими полномочиями, наделялись административной, финансовой, военной и отчасти судебной властью во вверенном округе. Постепенно идет процесс сближения римских комитов и франкских графов: права последних значительно расширяются, так что к VIII в. происходит полное слияние этих должностей. Во главе сотен первоначально находились выборные лица, затем короли заменили их своими чиновниками. На севере сотню возглавил
    центенарий (centena – «сотня»), на юге – викарий. Они были подчинены графам-комитам. Что касается марок, то они сохранили свое самоуправление.
    Несколько округов могли соединяться в герцогство. Это делалось в военных целях, герцогства обычно располагались в приграничных районах, а сам герцог являлся, прежде всего, командующим войск. (В коренных германских землях за Рейном, захваченных франками, герцогами назывались племенные вожди на службе у франкского короля.)

    Основу армии составляла не дружина короля, а всеобщее ополчение из мужчин, способных носить оружие. Ежегодно весной проводились смотры этого ополчения – мартовские поля. Такие смотры имели не только военное, но и политическое значение. На них могли решаться важные политические вопросы и оглашаться законы государства.
    Государство Меровингов представляло собой довольно непрочное образование. Оно имело постоянную тенденцию к распаду на самостоятельные королевства. Франки не выработали определенного порядка наследования престола, после смерти единовластного правителя территория государства подвергалась разделам между его сыновьями. Первоначально такие разделы не носили угрожающего характера, сохранялось относительное единство страны. Но после разделов 561 и 567 гг. на территории Галлии складываются три королевства: Австразия (на северо- востоке), Нейстрия (на северо-западе) и Бургундия (на юге). Иногда они соединялись под властью единого короля (по два или три сразу), но при сохранении внутренней автономии. После смерти последнего сильного короля из династии Меровингов Дагоберта I (629–639), прозванного «добрым королем» и Соломоном франков (справедливым судьей), начался упадок королевской власти. Настала эпоха так называемых «ленивых» королей
    Меровингов (639–751). Название «ленивые» условно: короли были скорее недееспособны. Они не располагали достаточными финансовыми ресурсами для осуществления личной власти. За годы междоусобий монархи израсходовали собственный земельный фонд, раздавая наделы вассалам.
    Монетные дворы перешли в частные руки, так что казна не получала дохода от эксплуатации монетной регалии. Часть населения была освобождена от уплаты налогов, имея на руках особые иммунитетные грамоты (например, католическое духовенство). Из-за прекращения военных экспедиций перестала поступать и военная добыча. Кроме того, началось генетическое вырождение династии: короли умирали в юном возрасте (чему немало способствовало заключение ранних браков и рождение неполноценного потомства). Реальная власть перешла в руки богатых королевских слуг – майордомов. В годы междоусобий они превратились из рядовых дворцовых министериалов в представителей монарха в отдельных королевствах; с другой стороны, они являлись лидерами региональной знати. Поначалу майордомы были в каждом из трех королевств, затем эта должность исчезла в
    Бургундии, а с 687 г. власть сосредоточилась в руках одного майордома
    (палатного мэра Австразии) – Пипина Геристальского (Геристаль – его замок
    на Маасе). Он правил государством от имени «ленивых» Меровингов, но принял новый титул princeps Francorum, что должно было означать «первый среди франков».
    Реформа Карла Мартелла. Сын Пипина майордом Карл Мартелл
    («Молот») (715–741) провел военную реформу, которая имела важные последствия для развития государства и общества Средневековья. Он создал
    рыцарскую конницу (в раннем Средневековье рыцарь назывался miles).
    Оснащение конного войска требовало значительных средств. По Рипуарской правде стоимость вооружения всадника вместе с конем соответствовала стоимости 45 коров. Поэтому франкское войско долго оставалось по преимуществу пешим. Желая создать конное войско, Карл стал раздавать
    бенефиции – земельные наделы в условное держание (beneficium означает
    «благодеяние»). Бенефициарий, держатель бенефиция, должен был нести с этого надела службу. Наделы предоставлялись пожизненно и по наследству не переходили. Раздача таких наделов производилась и ранее, но Карл
    Мартелл придал ей постоянный, регулярный характер. Чтобы не расходовать собственный земельный фонд, майордом провел частичную секуляризацию церковной земли. Позднее его благочестивый сын Пипин Короткий восстановил собственность Церкви на конфискованные земли. Он ввел принцип королевских прекарий, по которому данные церковные земли считались временным держанием от имени короля. За полученные бенефиции рыцари обязаны были платить некоторую сумму денег в пользу церкви.
    Создание рыцарской конницы сказалось на времени проведения ежегодных военных смотров. Фураж для лошадей легче было добывать ближе к лету, поэтому «мартовские поля» были заменены на «майские» (при
    Пипине Коротком).
    Королевство и империя Каролингов. В 751 г. майордом Пипин
    Короткий с согласия папы римского был провозглашен королем франков.
    Последний «ленивый» Меровинг Хильдерик III был отослан в монастырь.
    Основанная Пипином династия Каролингов (очевидно, от имени его сына
    Карла Великого) уже не обладала сакральным атрибутом прежней династии – длинными волосами. Однако вступление на престол стало проводиться во время церковной церемонии помазания на царство священным елеем, что говорило о получении власти от самого Бога. Помазание проводилось епископом или даже самим папой. Многие черты прежнего правления сохранились и при Каролингах. В частности, продолжала действовать
    традиция раздела страны между сыновьями правителя. В 768 г. после кончины Пипина королевство было поделено между Карлом Великим и
    Карломаном. Единовластие было восстановлено только со смертью
    Карломана в 771 г. Опираясь на своих вассалов, Карл Великий (768–814)
    смог присоединить к Франкскому королевству новые земли в Италии,
    Германии и Испании. Держава Карла Великого приблизилась к размерам
    Западной Римской империи. В 800 г. на Рождество 25 декабря франкский король был провозглашен в Риме новым императором. Империя на Западе была реставрирована. Она не имела постоянной столицы: император переезжал из одной резиденции в другую, в конце правления Карл Великий жил в основном в Аахене (на северо-западе Германии). При отсутствии единой столицы управление Империей осуществлялось централизованно.
    Оно велось из императорского дворца – палация. Ядро дворцового аппарата власти составляла так называемая придворная капелла. Она объединяла служащих канцелярии монарха, во главе которой находился высший
    капеллан. Капелла занималась оформлением государственной документации, в том числе императорских нормативных актов – капитуляриев. Ей были присвоены и сакральные функции: она готовила богослужения с участием монарха и ведала сохранением святых мощей. Финансово-хозяйственные вопросы и военная организация были возложены на министров двора
    (ministri). В качестве таковых выступали слуги императора. Наиболее важной была должность пфальцграфа (дворцового графа), который мог замещать императора в необходимых случаях и представлял его особу на суде.
    Другими министрами являлись: сенешал – управляющий персоналом двора;
    коннетабль и маршал, ведавшие военными вопросами и командовавшие войсками; камерарий – казначей, отвечавший за финансы и имущество монарха; виночерпий, ведавший обслуживанием дворцового стола;
    мансионарий, отвечавший за выезд и путешествия государя. По-прежнему не было строгого разграничения их функций, многое зависело от личных поручений монарха. Помимо дворцового аппарата император держал при себе совет, куда призывал министериалов и знатных вассалов Империи.
    Кроме того, ежегодно созывался Генеральный сейм. Хотя его называли
    «собранием народа» (conventum populi), на деле это было собранием высшей духовной и светской знати. В некоторых случаях в сейме могли принимать участие и простые рыцари. Компетенция собрания была обширной: вопросы законодательства, войны и мира, дипломатии, суда. Инициатива созыва сейма принадлежала императору, обычно такие собрания проводились в
    королевских дворцах раз в год (на Пасху или осенью). Генеральный сейм носил характер совещательный, последнее слово всегда оставалось за монархом.
    Империя делилась на 11 провинций (кроме Италии), каждая из которых представляла собой какую-либо древнюю область (Аквитания, Бургундия,
    Саксония и т.д.). Но провинции не имели административного значения.
    Административно-территориальными округами являлись графства.
    В начале IX в. их было около 200. Во главе графства находились два лица – граф и епископ, представлявших светскую и духовную власти. Между ними должно было осуществляться тесное взаимодействие. Карл Великий изменил принцип назначения на графские должности. Еще по эдикту
    Хлотаря II 614 г. в угоду региональной аристократии было введено правило, по которому граф должен был обязательно владеть землей во вверенном ему округе. Карл Великий отменил его действие: отныне графы не должны были иметь личных интересов в своем графстве. На графские должности он стал определять лиц, известных при дворе, преданных монарху, имевших образование. В помощь графам назначались вице-графы, в подчинении у графов находились сотники и другие должностные лица. На границах
    Империи были образованы также особые графства – марки, во главе с маркграфами. Эти округа имели особый военный статус и призваны были защищать территорию страны от внешних вторжений. При Карле Великом было учреждено шесть таких марок.
    Над действиями графов был установлен контроль: путем личных поездок императора по стране, вызова графов для отчета и путем отправки на места особых «государевых посланцев» (missi dominici). «Государевы посланцы» составляли миссию из 2–5 членов, лиц светских и духовных. Они наделялись широкими полномочиями и призваны были следить за исполнением распоряжений императора на местах, приводить к присяге население, они контролировали деятельность местных судов и принимали жалобы на их решения. Срок миссии составлял год, но мог продлеваться на несколько лет. Вся территория Империи была поделена на округа, которые объезжали «государевы посланцы».
    Франкское судоустройство. Основным видом суда при Меровингах был суд сотни. Граф или сотник должны были призывать на собрание всех свободных и полноправных мужчин сотни (mallus). Собрание выбирало должностных лиц суда: судей – рахинбургов и председателя суда – тунгина.
    Рахинбурги, знатоки права, должны были предлагать собранию проект
    судебного решения, собрание голосованием принимало или отвергало его.
    Королевские должностные лица участия в судопроизводстве не принимали, но лишь наблюдали за ходом процесса. Более важные дела могли рассматриваться на окружном суде, сходного состава. В ранний период судебная компетенция монарха не была значительной. Король мог осуществлять в основном принуждение к тем, кто уклонялся от суда mallus или не подчинялся его решениям. Со временем влияние королевской власти на судебную сферу усилилось. Это выразилось в том, что функции председателя суда перешли к королевским должностным лицам – графам или центенариям. В начале 780-х гг. Карл Великий провел судебную реформу. В ходе ее была ликвидирована выборность судебных органов. Рахинбургов заменили скабины, назначаемые «государевыми посланцами». По приглашению графа они должны были являться на ежемесячные судебные заседания. Обязанность жителей присутствовать на суде была также отменена. Высшим судом при Каролингах являлся суд короля (императора).
    Монарх осуществлял суд вместе с представителями знати в своем совете.
    Сам король председательствовал на суде, в его отсутствие это делал пфальцграф. В первой инстанции этот суд мог рассматривать в принципе любое дело, если оно заинтересовало монарха, однако главным образом он выступал в качестве апелляционного суда.
    Распад империи Каролингов. Территории, вошедшие в империю
    Карла Великого, различались по уровню экономического и культурного развития, были разнородны по этническому составу. Сепаратизм региональной знати и незавершенность имперской централизации также не способствовали сохранению единства государства. Неблагоприятным было и действие традиции раздела территории между наследниками монарха. Уже
    Карл Великий планировал поделить Империю между сыновьями, но к моменту смерти императора выжил только один из них, который унаследовал всю Империю – Людовик I Благочестивый. Империя окончательно распалась только при его преемниках, после междоусобной «войны трех братьев». В
    843 г. в Вердене был произведен раздел, в результате которого образовалось три королевства: Западно-Франкское, Срединное и Восточно-Франкское.
    Западно-Франкское королевство получил Карл Лысый, Срединное – Лотарь, старший внук Карла Великого, сохранивший титул императора, Восточно-
    Франкское – Людовик Баварский. В дальнейшем Срединное королевство было разделено между соседями, а на месте двух других сложились современные государства – Франция и Германия.

    4.2. Франкское право. Салическая правда
    Салическая правда среди варварских судебников. Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности способствовали появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды – судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских. Самые ранние среди германских правд:
    Вестготская правда короля Эриха V в. (сохранилась фрагментарно);
    Бургундская правда короля Гундобада конца V – начала VI вв.; Салическая
    правда короля Хлодвига I того же времени. В VII–VIII вв. появились редакции Рипуарской, Аламаннской и Баварской правд. В VIII – начале IX вв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают тексты Фризской,
    Тюрингской и Саксонской правд. Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.
    В использовании правд в раннее время действовал принцип
    персональности права. Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда – по правде Гундобада, вестгота – по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права.
    В империи Каролингов использовался уже территориальный принцип.
    Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.
    «Салический закон» (Lex Salica – историческое название Салической правды) стоит в ряду самых ранних варварских судебников. Поэтому от
    поздних правд его отличает архаизм применяемых институтов. В отличие же от современных правд, Вестготской и Бургундской, германское право в нем было представлено в наиболее чистом виде. На римское влияние в
    Салической правде указывают лишь искаженная варварами латынь, на которой был написан текст памятника, и принятый римский денежный счет на золотые солиды и серебряные денарии. Текст судебника поделен на титулы (главы), в самых ранних рукописях их насчитывается 65 (в более поздних их число доходит до 99). Титулы, в свою очередь, делятся на параграфы, иногда с прибавлениями.
    Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений.
    Институт частной собственности на землю в эпоху Салической правды еще не был развит. Упоминаемый в ее тексте термин аллод указывал только на имущество, передаваемое по наследству (тит. LIX. De alodis). Правда не говорит о каких-либо сделках, совершаемых с землей. Земля станет предметом купли-продажи лишь позднее: об этом будет сказано в
    Рипуарской правде, изданной столетие спустя. Во времена Салической правды в собственности семей были дома и приусадебные участки, а пахотная земля находилась в общинной собственности, но в пользовании отдельных семей. Наделы могли переходить по наследству, но право распоряжения ими сохранялось за общиной. На движимые вещи уже вполне развилось право частной собственности. Салическая правда подробно устанавливает штрафы за кражу того или иного имущества, в особенности домашних животных. Кража раба приравнивалась к краже коня (штраф в размере 30 солидов в обоих случаях).
    Договорное право у франков также не было развито. Салическая правда упоминает такие виды сделок, как купля-продажа, заем, ссуда, поклажа, наем, мена, дарение. Для совершения сделки достаточно было простой передачи вещи при свидетелях (публично). При неисполнении обязательства должник не нес личной ответственности, но отвечал своим имуществом. В случае неуплаты долга в срок на должника налагался штраф в размере 15 солидов. При отказе выплатить долг кредитор имел право обратиться в суд к тунгину и затем троекратно требовать выплаты долга с должника. В случае злостного неплатежа прибегали к насильственному изъятию имущества в доме должника. Его осуществляли граф с семью рахинбургами (выборными судьями). Из имущества неплательщика изымалось ровно то количество, которое соответствовало сумме долга, но кредитор получал лишь
    2
    /
    3
    изъятого, остальное забирал граф в качестве фритуса (fritus – штраф или часть штрафа, шедшая в королевскую казну).
    Брак у франков с древнего времени носил характер покупки невесты.
    Родители не должны были принуждать своих детей к заключению брака, но и без их согласия его нельзя было составить. Можно было обойти это согласие, похитив невесту, но Салическая правда такой способ заключения брака уже отвергает: виновные в похищении должны были уплатить по 30 солидов штрафа (тит. XIII, § 1). Препятствием к заключению брака было близкое родство и несвободное состояние лица. Брак свободного лица и раба приводил к порабощению свободного (тит. XIII, § 8, 9). Но по Капитулярию I к Салической правде свободная женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество подлежало конфискации, а раб подвергался смертной казни колесованием. Можно предположить, что более суровая санкция была связана с тем, что женщина в данном случае вступала в связь с собственным рабом (рабом своих родителей), чем создавала неприемлемые условия для своих родственников. Право также препятствовало бракам свободных лиц и литов: брак с чужой литкой наказывался штрафом. Хотя христианский брачный союз предполагал моногамию, но у древних германцев был обычай многоженства, допускаемого для знатных лиц. Он продолжал действовать и после принятия франками христианства.
    Процедура заключения брака включала три основных элемента: обручение, соглашение об условиях союза и свадьбу. Первоначально жених должен был преподнести семье невесты памятный дар (arrha). Это был реликт древнего выкупа за невесту. После поднесения дара помолвка могла быть расторгнута только по согласию обеих сторон. Позднее в VI–VII вв. этот дар стал целиком пере-даваться невесте. Кроме того, супруг вручал жене после первой брачной ночи так называемый Morgen Gabe – «утренний дар».
    Размеры первого дара невесте и «утреннего дара» обычно устанавливались заранее при определении условий брачного союза и фиксировались в денежном выражении. С течением времени они могли представлять собой и земельные владения. Эти дары передавались затем в наследство детям, рожденным в браке. Кроме того, невеста могла принести из отцовского дома приданое, которое также наследовалось ее детьми. Франкское право вводило некоторые препятствия для повторных браков вдов. По Салической правде жених вдовы обязан был выплатить особую сумму (reipus) в пользу одного из родственников покойного мужа, в противном случае он подвергался штрафу.

    Сама вдова для удержания в своих руках приданого, полученного от покойного мужа, тоже должна была внести плату (achasius) его родственникам (по Капитулярию I к Салической правде).
    Салическая правда не знала института развода, но обычному германскому праву он был известен. По германским обычаям расторгнуть брак имел право только муж, мотивами к расторжению союза служили бесплодие жены, ее измена, болезнь, служащая препятствием к исполнению супружеских обязанностей. Если же супруг не претендовал на имущество жены и мог выплатить ей компенсацию, он мог расторгнуть брак без всяких обоснований. Измена жены могла быть наказана смертью ее и сожителя. В дальнейшем под влиянием католической церкви в брачном праве начинает доминировать доктрина о нерасторжимости брака. В 744 г. был издан королевский капитулярий, запретивший разводы у франков (запрет был подтвержден в 789 г. при Карле Великом).
    Наследование осуществлялось в основном по закону. Салическая правда вводила следующий порядок, по которому родственники призывались к наследованию имущества. Сначала наследовали сыновья, при отсутствии сыновей – мать покойного. Нет матери – брат или сестра, далее – сестра матери, дальше – сестры отца. После этого – «кто-нибудь более близкий родственник» (тит. LIX, § 1–4). Преимущественное право женщин говорит о реликтовых остатках матриархата.
    Но указанный порядок не распространялся на наследование земли. В титуле LIX, § 5 сказано:
    «Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужескому полу, т.е. братьям»
    (имеются в виду сыновья покойного). Данное положение было введено только для сохранения земли в собственности рода, так как женщина могла его покинуть, выйдя замуж. По мере распада родовых связей необходимость в таком ограничении отпала, и уже эдикт короля Хильперика I (561–584) допускал наследование земли сначала сыновьями по Салическому закону, а после их смерти и дочерьми. Эдикт также устанавливал, что в случае смерти одного из братьев ему должен был наследовать другой брат, а «не соседи», при отсутствии брата наследует сестра. Наследование по завещанию у франков еще не было развито. Аналогом завещания было дарение через посредника, не являвшегося родственником наследодателю – аффатомия.
    Процедура аффатомии производилась посредством символического обряда в присутствии короля или на mallus’е.

    Уголовное право. Определение преступного деяния в Салической правде отсутствует, но из смысла статей можно усмотреть, что под ним законодатель понимал причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира (прежде всего порядка в королевском доме).
    Можно выделить следующие группы преступлений по Салическому закону:
    1) против порядка управления и суда (например, должностные преступления графа, неявка в суд, лжесвидетельство);
    2) воинские
    (в тит. XXX, § 6 есть намек на дезертирство: ложное обвинение в том, что воин бросил щит в сражении); 3) нарушение общинных прав (тит. XLV. О переселенцах); 4) религиозные (например, поджог часовни, осквернение могил и надгробий, колдовство и др.); 5) имущественные (разные виды краж, грабеж, порча имущества); 6) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, побоев, оскорбление словом и действием); 7) против семьи и нравственности (изнасилование, сожительство с девушкой, похищение женщины).
    Салическая правда обнаруживает знакомство законодателя с понятием умысла и неосторожности, она различает соучастника и исполнителя преступления, выделяет подстрекателя преступного деяния. При этом соучастник наказывался менее строго, чем исполнитель, а исполнитель – менее строго, чем подстрекатель. Правда устанавливала отягчающие вину обстоятельства, которые влекли усиление наказания: групповой характер преступления (убийство или изнасилование «скопищем»); убийство в походе; кража со взломом; попытка сокрытия следов содеянного. Уголовное право допускало объективное вменение. Так, в случае изнасилования наказание распространялось не только на преступников, но и вообще на всех лиц, присутствовавших в этом месте и даже не знавших о преступлении (тит. XIII,
    § 13, приб. 5).
    Главной целью наказания было не возмездие преступнику и не устрашение, а возмещение вреда, причиненного пострадавшей стороне, компенсация за обиду. Поэтому основным видом наказания по Салической правде были штрафы, закон вводил систему композиций. Эта система являлась важным средством для предотвращения кровной мести и самосуда.
    Салическая правда устанавливает пассивную градацию штрафов: их величина зависела не от положения преступника, а от положения его жертвы (ее социального статуса, пола, возраста, этнической принадлежности). Штраф за убийство, вергельд («цена человека»), уплачивался родственникам погибшего. Половину получали сыновья, вторую половину – ближайшие
    родственники их отца или матери. При отсутствии таковых вторая половина вергельда поступала в казну (тит. LXII). Позднее обязательно часть вергельда отпускалась в качестве фритуса королю. Вергельд должен был платить преступник, но в случае неплатежеспособности он мог переложить эту обязанность на родственников (посредством особой символической процедуры бросания в них горсти земли (chrenecruda), во время которой преступник отказывался в их пользу от своей недвижимости). Если некому было выплатить вергельд за преступника, и община не брала его на поруки, он подлежал смертной казни (тит. LVIII). Смертная казнь вообще применялась к свободным лицам довольно редко, в основном она была наказанием для рабов и литов. Помимо приведенного случая, к смерти могли быть приговорены: граф, отказавшийся от исполнения своих обязанностей по взысканию долга (тит. L, § 4) или совершивший лихоимство (тит. LI, § 2) и не выкупивший свою жизнь за определенную сумму денег; лицо, совершившее поджог и не явившееся на суд без уважительных причин (тит.
    XVI, § 1, приб. 1). Телесные наказания для свободных лиц по Салическому закону не были предусмотрены, они считались позорными и предназначались для несвободных лиц. Среди других наказаний, установленных для свободных, можно отметить: лишение виновного юридической защиты – объявление лица вне закона (aspellis); изгнание из общины; обращение в рабство; конфискацию имущества.
    Судебный процесс. Различий между уголовным и гражданским процессом еще не проводилось. Дело возбуждалось в большинстве случаев по заявлению потерпевшей стороны. Только дела, затрагивавшие интересы публичной власти, могли возбуждаться по инициативе государст-венных органов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Стороны сами должны были заботиться о представлении необходимых доказательств и свидетелей, поддерживать обвинение и вести защиту своих интересов.
    Судьи играли роль нейтральных арбитров. Процесс велся устно и гласно. Для выигрыша дела необходимо было заручиться поддержкой наибольшего числа свидетелей (особенно важно это было для обвиняемого). Отказ свидетеля явиться в суд наказывался штрафом, отказ давать необходимые показания под клятвой на суде мог привести также к объявлению свидетеля вне закона
    (помимо штрафа). При отсутствии свидетелей и нежелании обвиняемого признать вину прибегали к ордалии – Божьему суду. Салическая правда упоминает два вида ордалий: испытание котелком и испытание водой (тит.
    LIII, LVI). В первом случае обвиняемый должен был достать кольцо со дна
    котелка с кипящей водой, его раны после этого перебинтовывали и следили за ходом заживления. Если оно протекало быстро и без последствий, это было знаком невиновности. Процедура второй ордалии не совсем ясна.
    Скорее всего, это было испытание холодной водой, освященной определенным образом. Обвиняемого связанным погружали в воду, если освященная вода его не принимала, и он плавал на поверхности, это было знаком виновности. На практике могли применяться и другие виды ордалий
    (испытание жребием, огнем, железом, крестом и т.д.), стороны могли прибегнуть и к судебному поединку с применением смертоносного оружия.
    От участия в ордалии (испытании котелком) можно было откупиться, но в этом случае следовало прибегнуть к другому способу доказательства невиновности – привести соприсяжников. Соприсяжники не были свидетелями преступления, но они были свидетелями доброй славы и благонадежности обвиняемого. Они должны были подтвердить это, участвуя в совместной клятве с обвиняемым. Совместное очищение клятвой носило название компургации. На судебном заседании соприсяжники числом 12
    (могло быть и больше: 36 или 72) приносили клятву на мечах вместе с обвиняемым. Любая ошибка в произнесении слов клятвы истолковывалась как знак виновности обвиняемого. Таким образом, данная процедура тоже являлась видом Божьего суда.


    написать администратору сайта