Главная страница
Навигация по странице:

  • Образовательные результаты освоения темы см. в рабочей программе.

  • лекции. Тема и. А. Крыловбаснописец. Тематическая дифференциация басен. Связь с предшествующими литературными традициями, новаторство Крыловабаснописца. Басни Крылова в оценке критики


    Скачать 148.44 Kb.
    НазваниеТема и. А. Крыловбаснописец. Тематическая дифференциация басен. Связь с предшествующими литературными традициями, новаторство Крыловабаснописца. Басни Крылова в оценке критики
    Анкорлекции
    Дата28.10.2021
    Размер148.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции.docx
    ТипДокументы
    #258041
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Тема 4. Средневековая литература и культура


    Цели и задачи изучения темы:

    1. Выявить источники и основы средневековой культуры.

    2. Охарактеризовать образование и науку в эпоху Средневековья.

    3. Дать характеристику средневековой городской литературы и культуры.

    4. Охарактеризовать средневековую литературу.

    Образовательные результаты освоения темы см. в рабочей программе.

    4.1. Источники и основы средневековой культуры


    Термин «средние века» появился в эпоху Возрождения, в науку был введен итальянскими гуманистами. «Средние века» – это принятое в культурологической науке обозначение периода в истории Европы между античностью и Новым временем. Этот период охватывает более тысячелетия – с V в. (падение Западной Римской империи и отмирание античной культуры) по XVI в. (возрождение античности в Новое время). Выделяют следующие этапы средневековой культуры:

    - раннее средневековье (V-IX вв.)

    - зрелое средневековье (IX-XI вв.)

    - позднее средневековье (XIV-XVI вв.).

    Источники и основы средневековой культуры.

    Источниками средневековой культуры являются т.н. «романское начало» – традиции Западной Римской империи: право, наука, искусство, философия, христианство и «германское начало» – культура языческих варварских племен: франков, бриттов, саксов и др.

    В социально-экономическом отношении средневековью соответствует зарождение, развитие и разложение феодализма. Средневековое общество имело сословно-иерархическую структуру и делилось на три сословия: духовенство, рыцарство и народ («третье сословие»). Каждое из них имело иерархическое членение, за каждым из них средневековое сознание признавало не просто полезную для общества функцию, а священную обязанность. Все заботы о духовной жизни («дела небесные») были уделом духовенства, оно считалось первым, высшим сословием. Рыцарство решало государственные задачи («дела земные»), поддерживало церковь, защищало веру и народ. «Третьему сословию» (крестьянам, бюргерам, купцам, ремесленникам) Господь повелел трудиться, возделывая землю или торгуя плодами своего труда и тем обеспечивать существование всех. Естественно, что выполнение всех перечисленных обязанностей требовало соответствующего образа жизни и деятельности.

    Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско-католическая церковь. Именно христианство стало основной осью мира Европы, которая влияла на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты и устои общества.

    Средневековое мироощущение было основано на представлении о дуализме (двойственности) мира, который, согласно теологическим взглядам, делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый человеческими чувствами земной мир и мир небесный, идеальный, потусторонний, существующий в нашем воображении. При этом главным считался высший, небесный, мир, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Подобно тому, как мир делится на две части, так и в человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала – тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказавшиеся от мирских благ. Учение о греховности человека и Страшном Суде, страх перед неотвратимым наказанием порождали в средневековом обществе особую психологическую атмосферу, принуждал к постоянным раздумьям над тщетностью жизни и неотвратимостью смерти.

    Церковь в средние века была важнейшим институтом культуры, она стремилась к господству над всем христианским миром (крестовые походы), выступала арбитром в спорах между государствами, активно вела коммерческую деятельность (продажа индульгенций). Огромную роль в ее структуре играло монашество. Монастыри добились значительных успехов в ведении хозяйства и превратились в подлинные центры культурной жизни, образования, воспитания и науки. Римско-католическая церковь всегда боролась с конкурентами – еретиками, ведьмами и колдунами, используя инквизицию.

    4.2. Образование и наука


    Средневековье знало три вида школ: низшие школы при церквях и монастырях; средние школы при епископских кафедрах; высшие школы – университеты. Наиболее старинными университетами Европы считаются Парижский университет (Сорбонна) во Франции, Оксфордский и Кембриджский в Англии и Неаполитанский в Италии, они основаны в XIII в. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения были диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие профессора и схолары (студенты).

    Средневековая университетская наука носила название схоластики, она была тесным образом связана с богословием и теологией. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание – эти главные источники христианского учения – схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. В ранний период своего развития схоластика, захватившая многие страны Европы, имела положительное значение. Схоласты возобновили изучение античного наследия, в XII – XIII вв. они разрабатывали проблемы познания. Крупнейшими средневековыми схоластами были Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский. Кроме схоластики, в средние века существовало еще и другое направление, ведшее со схоластами горячую борьбу. Это была мистика. Мистики (Бернард Клервосский, Иоганн Таулер, Фома Кемпийский) отвергали необходимость изучения Аристотеля и логического доказательства основ веры. Они считали, что религиозные положения усваиваются исключительно путем «созерцания», т. е. молитв и благочестивых размышлений, без помощи какой-либо «языческой науки».

    Важное место в научной культуре европейского средневековья занимала алхимия. Алхимия была посвящена преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Хотя ее цели и применявшиеся средства были весьма сомнительны и чаще всего иллюзорны, алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии. Первые дошедшие до нас достоверные работы европейской алхимии принадлежат английскому монаху Роджеру Бэкону и немецкому философу Альберту Великому.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта