История. Конспекты. Тема История как наука
Скачать 41.02 Kb.
|
2.2. Этапы развития Древнерусского государства. Внутренняя и внешняя политика киевских князей Все первые киевские князья – Олег, Игорь, Ольга, Святослав – вели политику объединения восточнославянских земель и укрепления международного авторитета государства. При Олеге, годы княжения 882–912, силой или добровольными соглашениями были расширены территории за счет других славянских племен. В результате сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с киевским князем. Были обложены данью все племена, вошедшие в это объединение. В результате походов на Византию ему удалось добиться заключения с ней выгодных договоров 907 и 911 гг., обеспечивших Руси право беспошлинной торговли. К числу его внешнеполитических успехов относился также отказ платить дань хазарам. Преемники Олега продолжили политику упрочения Киевского государства. При Игоре и его жене Ольге, правивших соответственно в 912–945 гг. и 945–957 гг., появилась регулярная уплата дани; процесс ее сбора назывался полюдьем. Как свидетельствуют летописи, после гибели князя Игоря при сборе дани в земле древлян его жена Ольга, ставшая правительницей из-за малолетства сына Святослава, провела налоговую и административную реформу. Был установлен точный размер дани и места ее сбора – «уроки» и «погосты». В разных землях назначались различные виды дани: оброки деньгами, продукты, меха. На всей территории государства, кроме Новгорода, был выделен княжеский домен, что должно было в будущем предотвратить конфликты между представителями княжеской власти и местным населением. Были расширены международные связи, при этом приоритетной целью Ольги стал культурный и торговый обмен с соседними странами. При сыне Игоря и Ольги Святославе, правившем в 957–972 гг., возрос международный авторитет Киева, завершился процесс относительной централизации государства, завоевана Волжская Булгария. Триумфом Святослава стала военная победа над Хазарским царством. Княжением Святослава завершается период становления Древнерусского государства. … Из союза племен Русь превратилась в государство с единой центральной княжеской властью, объединившей территории, населенные славянскими племенами. С Владимира Святославовича, княжившего с 980 по 1015 гг., начинается расцвет и укрепление Киевского государства. Были покорены не платившие дани славянские племена, завершено объединение восточных славян, принимались меры по созданию оборонительных рубежей, усилению военных дружин. При Владимире Святославовиче было завершено идеологическое оформление княжеской власти принятием христианства в форме православия. Оно объясняется не только традициями Восточной церкви, но и стремлением русских князей подражать образцовым монархам – византийским императорам, зависимостью Восточной церкви от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Имел значение и фактор включения русских князей в систему международных отношений, проведения независимой от Византии политики. Первой христианство приняла княгиня Ольга во время своей поездки в Константинополь в 957 г. В 988 г. принял христианство князь Владимир Святославович, взяв в жены сестру византийских императоров и христианское имя Василий. При этом на монетах русский князь изображал себя с императорскими регалиями, что демонстрировало его претензии на статус независимого правителя. Принятие христианства Русью ускорило консолидацию древнерусской народности, способствовало укреплению духовного фундамента и единства власти русских князей, их международного престижа и международных связей. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло киевскому князю окончательно ликвидировать местные княжения. К XI в. христианство было принято большинством европейских государств, что ускорило процесс формирования европейской цивилизации. В целом принятие христианства являлось составной частью процессов политогенеза и христианизации, проходивших во второй половине I тыс. на большой части Европы. Одновременно принятие Русью православия стало важным фактором в формировании двух непохожих ментальностей: католический Запад и православный Восток были обречены на особость, и с каждым столетием эта особость все более усугублялась. Результатом принятия христианства стало появление на Руси нового общественного института – православной церкви первоначально во главе с епископом, присылаемом из Константинополя, а с 1037 г. – с митрополитом. Принятие Русью православия положило начало приобщению к мировой культуре, переведенным на старославянский язык произведениям религиозной и светской литературы, распространению славянской письменной культуры. Христианская церковь принесла с собой новую художественную культуру: каменную храмовую архитектуру, резьбу по камню, фресковую живопись, иконопись, мозаику, ювелирное искусство; возведение храмов, их украшение. Создание церковной утвари дало толчок развитию целого ряда ремесел. Моральные нормы христианской религии оказали серьезное влияние на духовную атмосферу в обществе, на семейные отношения – заключение брака, отрицательное отношение к разводу, запрет многоженства. Была постепенно отменена кровная месть, смягчались жестокие нравы, присущие язычеству, и др. Христианизация Руси стала длительным процессом. «Крещение Руси» означало, скорее всего, переход в христианство киевского князя с домочадцами, близко стоящей к нему знати, правящей верхушки удаленных от Киева земель и некоторой части демоса. В подвластных Киеву восточнославянских землях, особенно в северных, христианство вводилось силой. В городских слоях оно утвердилось толпоместько в XII в., а в сельской местности население упорно держалось за старых богов еще в XII–XIV вв. Долгое время в обществе преобладали языческие верования и обряды, поклонение древним богам – Перуну, Стрибогу, Яриле, Велесу, Даждьбогу, авторитет которых был привычным явлением. Даже «крестителя Руси» Владимира хоронили по сценарию, содержавшему языческие сцены. В источниках XI в. упоминаются волхвы – языческие жрецы. Наивысшего развития Древнерусское государство достигло при сыне Владимира Ярославе Мудром, время его княжения – 1019–1054 гг. Его политика была направлена прежде всего на укрепление единства государства. Ко времени Ярослава относится перевод древних рукописей, формирование их библиотеки, создание школ при монастырях. При нем появился первый писаный свод русского права – «Русская Правда», закрепившая новые явления общественного развития и призванная заменить местные обычаи единым законом с целью объединения страны и усиления княжеской власти. При Ярославе Мудром были значительно расширены права и привилегии церкви, закрепленные в специальном церковном уставе, учрежден культ первых русских святых – князей Бориса и Глеба, братьев Ярослава, погибших в междоусобной войне. Большое значение имело завершение в основном христианизации. В правление Ярослава Владимировича впервые митрополитом был избран русский подвижник – Илларион. Основанный его последователями Киево-Печерский монастырь станет в дальнейшем культурным центром православной Руси. «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, считающегося первым русским писателем, было пронизано идеей превосходства благодати, основанной на принципах христианской нравственности, которым должен следовать идеальный правитель. Укреплению международных позиций Руси способствовал окончательный разгром печенегов под Киевом в 1036 г. На границе со степью была создана система укреплений и городов. В 1043 г. Киев заключил выгодный мир с Византией после изнурительной трехлетней войны. О международном признании Руси свидетельствовали обширные династические связи: сам Ярослав был женат на шведской принцессе, престижными были браки его дочерей и сыновей. В период правления сыновей Ярослава Мудрого обозначился кризис древнерусской государственности. Его проявлением стала междоусобная война между сыновьями Владимира Святославовича. Единственной возможностью обеспечить будущее княжеским сыновьям являлось представление им власти на определенной территории, что фактически означало создание уделов. Сыновья князя правили в крупнейших городах, ставших центрами культурной и хозяйственной жизни. Следует иметь в виду, что установленный Ярославом Мудрым порядок наследования шел от старшего брата к младшему при постоянно разраставшемся клане Рюриковичей. В нем начались ожесточенные усобицы за овладение киевским престолом, продолжившиеся внуками Ярослава. Междоусобная борьба, учитывая разветвленность и многочисленность правящего рода, приняла всеобщий и затяжной характер: за 170 лет до монгольского нашествия летописи отметили более 90 усобиц. Причинами начавшегося распада государства явилось «оседание на землю» боярства и формирование иерархии вассальных отношений в господствующем слое. Также этому способствовало появление новых торговых путей и рост городов при утрате значимости пути «из варяг в греки». К внешним факторам относились постоянные угрозы со стороны половцев, которые не только нападали на южные земли, но и принимали участие в усобицах по приглашению самих русских князей. В 1111 г. князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом была одержана убедительная победа над половцами. После смерти Святополка Изяславовича он был приглашен на киевский престол в 1113 г. в обход своих старших родственников и княжил до 1125 г. При нем и его преемнике Мстиславе Великом, правившем до 1132 г., было временно восстановлено единство государства. В этот период страна не знала больших княжеских смут, стабильной была обстановка на ее рубежах. Укрепился международный авторитет Руси. Началось заселение и хозяйственное освоение Северо-Восточной Руси. Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы; при нем была составлена «Повесть временных лет». Он известен и своим «Поучением» – своеобразным завещанием сыновьям быть мудрыми князьями, умиротворять внутренние раздоры, сохранять верность в словах и делах. 2.3. Социально-экономический и политический строй Древней Руси Для экономического строя большинства стран раннесредневековой Европы VIII–X вв. были характерны следующие черты: 1. Монополия класса феодалов на земельную собственность, крестьяне в разной юридической форме являлись составной ее частью. 2. Феодальная собственность реализовывалась в результатах деятельности крестьянского хозяйства. Доходом собственника земли в таких условиях являлась феодальная рента, существовавшая в денежной, натуральной или отработочной формах. Эксплуатация крестьян могла вестись лишь методами внеэкономического принуждения. 3. Феодальная собственность имела в основном форму частного владения. Социальной структуре средневекового европейского общества были присущи: 1. Иерархичность, т. е. консолидация корпоративных слоев и групп в форме расположения их в порядке подчинения. Самым ярким выражением иерархичности являлась вассально-ленная система, предполагавшая обязательства вассала – чаще военной службой – перед вышестоящим феодалом, предоставлявшим вассалу условное земельное держание феод. 2. Сословность – консолидация социальных слоев через обеспечение их определенными правами и привилегиями. Началась она с класса феодалов, позднее продолжилась среди горожан и частично крестьянства. Основной характеристикой средневековой политической сферы в европейских государствах являлась связь публичной власти с земельной собственностью. …Следствием процесса феодализации стало усиление на местах политической власти крупных феодалов и ослабление централизованной государственности. Большинство историков считают, что «развитие общественного строя Руси в эпоху Средневековья шло по тому же пути, что и в других европейских странах». Поэтому следует говорить о принципиальном типологическом единстве всех стран, включая Русь. В то же время многое из русских реалий не вписывалось в модель классического феодализма. В X–XI вв. на Руси складываются и развиваются феодальные отношения. Признаками существования феодальной экономики являлось господство натурального хозяйства, рост крупного землевладения, низкий уровень техники производства, наличие феодально-зависимого населения. К видам феодальной ренты относилась барщина, или отработочная рента, денежная рента и издольщина – натуральная. Основными формами землепользования было общинное и вотчинное землевладение при преобладании первого. Право распоряжения обрабатываемыми землями принадлежало самой общине – верви, которая передавала участки в постоянное наследственное владение членам общины. Община являлась и субъектом коллективной уголовной ответственности. На это прямо указывает норма «Русской Правды», по которой община выплачивала уголовный штраф за убийство, произошедшее на ее территории в случае, если виновный неизвестен или вервь отказывается его выдавать. По мере развития государства формировалась феодальная собственность на землю. Князь как верховный собственник земли мог наделять условным земельным держанием за службу. Позднее оно стало закрепляться за семьей при условии, что один из ее членов нес службу в княжеской дружине. Постепенно условное ненаследуемое владение уступило место вотчине, или «отчине», то есть безусловному наследственному земельному держанию. В то же время частная крупная собственность вплоть до XIV в. была распространена на Руси незначительно. Между великим князем и удельными князьями, между князьями и боярством существовали договорные отношения сюзеренитета-вассалитета, предусматривавшие взаимные права и обязанности. Вассалы нуждались в сильной княжеской власти, которая гарантировала им привилегированное положение. Со своей стороны, они подчинялись сюзерену, должны были выплачивать дань и присылать воинов в великокняжескую дружину. В то же время в рассматриваемый период отказ вассала от службы и переход к новому сюзерену не считался изменой. Система сюзеренитета-вассалитета на Руси до начала XII в. носила более примитивный, одноступенчатый характер в сравнении с Западной Европой, поскольку вся военная элита служила непосредственно князю. Первоначально вассалитет возникал через пожалование дани, а не земли. Знать – князья и бояре – существовали преимущественно за счет дани, собиравшейся с подвластных территорий. На основе полюдья развились всякого рода кормления … плата за управление, получаемая с общинников. Такого рода сборы не имели ничего общего с феодализмом. Специфической чертой формирования класса феодалов на Руси являлось также переплетение отношений вассалитета с семейными отношениями, при этом последние оказали сдерживающее воздействие на развитие вассалитета. Отношения между сыновьями и отцом, сложившиеся в результате раздела зе́мли были отношениями вассалитета, соединенного с отцовской властью. Вместе с тем сыновья великого князя относились к полученным владениям как к своим собственным вотчинам, стремились установить там самостоятельную власть. Население Древнерусского государства делилось на свободное и зависимое. К высшему слою свободного населения относились князья, бояре, старшие дружинники. Средний слой был представлен посадскими, городскими людьми – купцами, мелкими торговцами, ремесленниками, младшими дружинниками, низший – основной массой крестьянства. Исторически первыми и наиболее крупными землевладельцами были князья. К крупным землевладельцам относились представители местной родовой знати, княжеские слуги и дружинники, а также зажиточные общинники. С момента своей организации начинает владеть недвижимым имуществом церковь. Источники XI–XII вв. дают убедительные сведения о церковном землевладении. Первому митрополиту, приглашенному Владимиром из Византии, был дан город Переславль на Днепре, что ставило его в одинаковое положение с высшей русской знатью. Киево-Печерский монастырь с начала своего основания ведал большим количеством селений, эксплуатировавшихся монастырской администрацией. Боярство формировалось двумя способами. К первому относилось превращение в бояр старших дружинников, получавших за службу земельные пожалования. Второй путь формирования боярства – это превращение в бояр старой родоплеменной знати, которая в силу своего главенствующего положения захватывала значительную часть общинных земель и становилась политически господствующей силой. Такие бояре находились в меньшей зависимости от великого князя и в дальнейшем стали носителем центробежных устремлений. … Эти бояре за свою службу получали иммунитет, то есть освобождение от платежа дани, от подсудности княжеским судам, и право суда над зависимым населением. Подавляющее большинство сельского населения составляли смерды – крестьяне-общинники. Они, как правило, были свободны. Первым этапом их подчинения было полюдье, позднее – регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. По мере развития феодальной земельной собственности смерды постепенно переходили в разряд феодально-зависимого населения. Внеэкономические методы этого процесса – насилие, захват общинных земель с экспроприацией собственности крестьян; в этом случае крестьяне платили оброк. Экономические – закабаление: разоренные общинники выходили из общины, прикреплялись к земле господина, подлежали его суду. Особую группу зависимых крестьян составляли закупы, которые брали у землевладельца ссуду деньгами, скотом, зерном. До выплаты долга и процентов по нему закуп находился на положении холопа. В случаях невозврата долга, порчи хозяйского имущества, бегства закуп становился холопом. В своем положении закуп был ближе к рабству, чем к свободе, хотя элементы ее окончательно не утрачены им. Закуп имел собственное хозяйство, мог свидетельствовать в суде при отсутствии других свидетелей; закон защищал закупа от избиений хозяином без достаточных оснований и от штрафа за нарушения им условий договора. К зависимому населению относились холопы – рабы. Значительную их часть составляли военнопленные. К другим источникам рабства относились женитьба на рабыне, самопродажа в рабство, неуплата долга, рождение от рабов. Холопы были полные, лишенные всех прав, и долговые. Рабство носило преимущественно домашний характер и в больших масштабах было нерентабельным. Поэтому владельцы вотчин предоставляли им некоторую хозяйственную самостоятельность. Господин имел все права над холопом, как над вещью, вплоть до его убийства. Штраф полагался только за убийство чужого холопа в качестве возмещения имущественного ущерба. |