Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему существует и воспроизводится устойчивость социальной организации Существуют ли какие-то общие законы и механизмы, управляющие социальной деятельностью

  • Можно ли создать теоретически идеальную модель организации общественной жизни

  • Тема 2. Тема История социологии как объект научного изучения


    Скачать 50.5 Kb.
    НазваниеТема История социологии как объект научного изучения
    Дата19.09.2022
    Размер50.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТема 2.doc
    ТипКурс лекций
    #685200

    Тема 2. История социологии как объект научного изучения




    Предлагаемый вам курс лекций является первым собственно социологическим курсом в вашем учебном плане. Но почему первым является именно история социологии? Разве можно изучать прошлое объекта, если нам непонятен сам объект, если мы не видим его в окружающем мире, не можем его найти? И разве нужно изучать прошлое объекта, рассматривая его старые формы и очертания, которые, может быть, уже не существуют? Эти вопросы законно требуют серьезного ответа. Если мы представим человечество в лице субъекта, обладающего самосознанием и задающего себе вопросы типа: «Кто я?», то социология может рассматриваться как инструмент научной реализации этой задачи, диктуемой интересами самосознания. Если же мы обратимся к истории человечества, она может открыться нам не только историей событий и великих людей, но еще историей вопросов, подобных вопросу «Кто я?», и историей ответов на эти вопросы, данных в форме различных идей, гипотез и теорий. Теперь, если мы вспомним, что социология есть научная форма изучения организации ответов на эти вопросы, мы можем сказать, что история этих вопросов и этих ответов может рассматриваться как история социологии. Но это, конечно, не определение нашего предмета, а лишь указание пути, которым мы должны двигаться. Главная трудность нашей работы, моей – рассказывать, вашей – слушать и думать, состоит в том, что нам сначала придется вернуться в далекое прошлое человечества, в его юность, чтобы искать там первые попытки сформулировать вопросы, получившие свою научную форму уже в социологии. Изучение истории социологии мы должны начать с рассмотрения породивших ее движений человеческой мысли. Зачем это нужно? Напомню, что всякое познание, и всякая деятельность имеет свои грани и границы, выход за которые грозит разрушением ее профессиональной идентичности. Вы, например, чтобы научиться видеть в мире социальной жизни людей объекты социологического исследования, должны научиться распознавать отличия именно социологического видения и анализа от других исследовательских форм. Этой сложной работе и должен помочь курс истории социологии. Мы будем смотреть, как из первых важных вопросов, которые задавали себе люди прошлого, и ответов, которые были даны сначала в религиозной или философской форме, вырастало вместе с ростом самого человечества и науки их социологическое понимание. История социологии есть в каком-то смысле история движения человеческого ума по пути к пониманию основных научных задач социологии и методов профессиональной работы социологов. Но чтобы правильно понять, что именно будем мы изучать, обратимся к трем образам. Одного великого скульптора спросили, как ему удаются столь совершенные изваяния. Скульптор сказал, что в его работе нет ничего сложного. Статуя спрятана в глыбе камня, и ему нужно всего лишь убрать все лишнее, чтобы она появилась на свет. Смысл притчи нам понятен. Идея скульптуры уже присутствует в голове скульптора, когда он берется за дело. Мы с вами приняли за основу научной деятельности социолога изучение социальной организации человечества. Теперь мы должны принять как рабочее одно допущение. Суть его в том, что мы должны признать сердцевиной поисков, предпринимаемых различными мыслителями, вопрос о природе и устройстве социальной организации человечества. Могут возразить, что мы определяем прошлое, исходя из будущего, что мы движемся от следствий к чему-то, произвольно определяемому нами как их причины. С одной стороны, в таком возражении есть резон. Приверженцев какой-то религии, например, христианства, возмутят попытки найти в истории идей фигуры богов или героев, исполнявших роль, сопоставимую с ролью Христа. Но с другой стороны, мы, видимо, просто не можем относиться к прошлому иначе как к исследовательскому полю. Мы всегда судим о прошлом по осколкам, которые дошли до нас. Мы не столько воссоздаем прошлую жизнь, сколько конструируем ее практически заново. И слова о том, что Россия имеет непредсказуемое прошлое, звучат не только с понятной иронией; в них отражены и действительные сложности, с которыми встречаются историки. Вернувшись к тому, подходит ли для нас образ скульптора, мы можем сказать, что индивидуальная творческая работа, выполняемая мыслителями, субъективно, то есть в их собственном понимании, могла быть посвящена каким-то религиозным, например, проблемам, но объективно все эти мыслители были участниками очного и заочного обсуждения вопроса о сущности человеческой социальной организации. Изучая, например, творчество Св.Августина Гиппонского, мы можем увидеть, что теологический язык его сочинений, и самого главного для нас, «О граде Божием», не мешает нам понимать значение этой работы Августина в истории социальной мысли и социальной теории. Но сам Августин, скорее всего не согласился бы с таким отношением к его творчеству. Поэтому вместо фигуры скульптора, хорошо знающего, что должно выйти из камня, нам нужен другой образ. Вам знакома игра в «паззл», когда, сидя перед горой элементов, ребенок пытается воссоздать из них картину. Удачен ли этот образ? Если социология для нас есть уже нечто опредéленное изучением социальной организации человеческих отношений, мы можем рассматривать творчество каждого мыслителя как возможный элемент собираемой нами картины, то есть истории социологии. Но и этот образ неудачен, поскольку картина собирается из элементов, уже несущих на себе часть рисунка. И самому играющему остается выполнить работу скорее механическую, чем творческую. Его воображение протестует против ограничений, налагаемых сутью «паззла». Последний образ, к которому мы обратимся, может выглядеть так. Представьте себе множество людей, пребывающих где-либо вместе, которые пишут какие-то тексты, стремясь выразить свои мысли по волнующим их вопросам. Бóльшую часть работы они выполняют самостоятельно, но время от времени берут тексты друг у друга, чтобы узнать, что написали другие. Если они считают, что написанное другими хотя бы частично совпадает с их собственными рассуждениями, они могут использовать удачные мысли других людей для лучшего выражения собственного понимания тех вещей, о которых пишет кто-то из сидящих невдалеке. Эта работа все продолжается, и постепенно люди, когда-то работавшие в одиночку, образуют творческие группы, если приходят к общему согласию относительно того, какие вопросы их интересуют, и как они организуют поиск ответов на эти вопросы. Теперь мы можем развести этих людей во времени и в пространстве. Польский ученый Флек назвал такие группы «мыслительными коллективами», а для названия того, что всех их объединяет, американский социолог Коллинз использовал термин «социальная сеть истины». Теперь становится понятным содержание нашей работы на ближайшее время. Мы будем изучать древние тексты как базу, содержащую данные, которые можно интерпретировать социологически. Любые упоминания о порядках и формах социальных отношений между людьми должны рассматриваться нами как элементы рождающейся социологической социальной сети истины и социологического мыслительного коллектива. Кем бы ни был социолог – ученым для науки или наемным интеллектуалом, он должен быть хорошим исследователем, аналитиком, критиком, гуманистом. Для этого он просто обязан овладеть необходимыми исследовательскими техниками и теоретическим багажом. Курс истории социологии посвящен изучению развития теоретического знания социологии и в меньшей степени – ее исследовательских техник. По преимуществу мы будем изучать формирование и развитие научной программы социологии. История социологии будет интересовать нас как история науки, конкретного научного направления. Но вместе с тем еще и как история развития особого взгляда на социальную жизнь человека. Наука в ее классическом понимании составляет только одну часть этого обширного мировоззрения. Что такое наука? Чем она отличается от обыденного, обычного познания? Какие признаки науки можно увидеть в социологии? Аллегория Ф.Бэкона: наука – сфинкс. Научное знание представляется Бэкону расположенным на крутых высоких горах. Оно удалено от обычных людей и их обычных мыслей. Оно обзорно и обширно, перспективно, объективно и достоверно. Важнее всего понять, что такое достоверность и объективность науки. В хаотическом смешении вещей, связанных друг с другом, как полагают ученые, но внешне все-таки перемешанных, ученые надеются обнаружить «невидимые сети и связи» между явлениями разных сфер. Иногда выявляемая связь и причинно-следственные связи могут показаться анекдотичными, но они сохраняют свою силу, если удастся доказать эту взаимосвязь. Ученый «разлагает» мир на части, доступные для анализа элементы, затем он собирает из отобранных особым образом фактов свою «вселенную». Эти факты отбираются целенаправленно. Обычно они не связаны с повседневной жизнью людей и повседневным опытом, жизненными впечатлениями. Ученый старается увидеть «подлинное» лицо (сущность) мира. Объективное – значит «обращенное на объект», сфокусированное определенным образом видение. Достоверное – фактически удостоверенное. Факты корректируют теории. Новое знание исправляет предрассудки.

    Наука – творческая деятельность людей, направленная на получение достоверного и объективного знания путем сбора эмпирических данных и их теоретического изучения.

    Составляющие науки: объект, предмет, понятийный аппарат, теоретико-концептуальная база, методы исследования объекта, методы научной верификации и анализа данных.

    Социология – изучение социального мира. Базовое понятие – социальность. Мир человека – особое понимание социальности: организованная разумно, поддерживаемая и развиваемая свободно взаимодействующими людьми, находящими во взаимодействии друг с другом личную пользу. Организация совместной социальной жизни состоит во множестве институтов и отношений людей: государства, семьи, трудовых коллективов, церкви, армии и т.д., включая и незримые, но очень влиятельные социальные нормы, ценности, верования.

    Определение: социология – это научное изучение социальной жизнедеятельности людей и ее наиболее важных сторон – социальной организации и различных социальных взаимодействий.

    Задачи научного поиска:


    1. Установление зависимостей между различными социальными явлениями и организациями по типу причинно-следственной связи.

    2. Выявление закономерностей и механизмов управления и контроля над социальной жизнью.

    3. Научное доказательство существования социальных связей и закономерностей, предпринимаемое как путем сбора и анализа фактов, так и созданием теоретических объяснений.

    4. Изучение условий, при которых устойчивое развитие социальной жизни сменяется кризисным.

    5. исследование жизни представителей различных социальных групп и отдельных социальных проблем.


    Главные вопросы


    1. Почему существует и воспроизводится устойчивость социальной организации?


    2. Существуют ли какие-то общие законы и механизмы, управляющие социальной деятельностью?


    3. Можно ли создать теоретически идеальную модель организации общественной жизни?


    4. Следует ли вмешиваться в естественный характер развития общественной жизни, считая его неправильным?

    История науки

    Появление чего-то нового, будь то наука, какая-то технология, социальная организация вызвано объективными потребностями общества, задачами его развития.

    Какие-то стороны и связи между вещами в окружающем мире, ранее людей не интересовавшие, становятся объектом изучения и «обработки». Такая потребность должна «материализовать» новый объект: получить организационное и институциональное определение.

    Рост научного знания:

    Практика: выделение объекта, интересующего протонауку

    Выделение первичных идеальных объектов (теоретического протоядра)

    Теоретический рост, расщепление протоядра и расхождение познавательных схем.

    Усложнение организации разрастающегося нового смыслового пространства сопровождается его иерархизацией: общие теории – подсистемы – частные подходы.

    Формирование единой обобщенной теории: вычленение твердого ядра: постепенное решение (возможное) теоретических разногласий благодаря поиску общих мест.

    Формирование новых идеальных объектов (пограничных), приводящее к отделению частиц единого смыслового пространства (рождение новой науки).

    По мере нарастания теоретического пространства науки появляются все большие возможности для предметного изучения научного объекта, открытия в нем новых неожиданных сторон и связей.


    написать администратору сайта