введение в ком спец. Л-1 Введение в теорию и практику коммуникаций. Лекция 1 Формирование теоретической основы изучения коммуникации
Скачать 25.65 Kb.
|
Лекция №1 Формирование теоретической основы изучения коммуникации Теория любой науки содержит три аспекта: онтологический (связанный с сущностной природой изучаемого объекта), гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычленения предмета исследования) и методологический (обоснование подхода или принципов научного анализа). Онтологический аспект социальной коммуникации. Онтология (греч. «оntos» - сущее, «logos» - учение о сущности, теория бытия) соц. коммуникации связана прежде всего с природой ее первой составляющей - социальными структурами общества. Именно в рамках социальных сообществ различного типа удается наблюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой деятельности. Два мотивационных фактора оказывают влияние на социокоммуникацию ч/з онтологию: Биологические истоки социального поведения людей изучаются социобиологией. Ведущие представители этой отрасли социологии (Э.Уилсон, Р.Александер, .Д.Бэреш и др.) полагают, что принципы, определяющие поведение животных, могут быть применимы и к эволюции человеческого общества. К биологическим основам исходных форм социального поведения человека относятся семейно-родственные отношения, половозрастное разделение труда, социальное неравенство и др. Очевидно, что применительно к человеческому обществу нельзя ограничить онтологию социального поведения биологическими факторами. Натуралистическая трактовка человеческих обществ ущербна, т.к. она не принимает во внимание других факторов, определяющих социальную структуру общества. Принадлежность человека к определенному этносу (греч. «еtnos» – племя, народ). Л.Гумилев подчеркивал, что каждый человек одновременно член социума и член этноса, эти явления не тождественны. Т.о., можно сказать, что коммуникация, формировавшаяся в процессе дифференциации социальных структур, сложившихся в разных условиях как под влиянием первобытного мифологического мышления, этнических и культурологических традиций, так и в результате учреждения современных социальных институтов брака, семьи, власти и т.п., неизбежно отражает эти этнологические особенности социальных структур. Гносеологический аспект социальной коммуникации Гносеология (греч. «gnosis» «познание» + «logos» «учение») - теория познания, которая применительно к изучаемому объекту включает научную аргументацию той или иной гипотезы, содержит систему доказательств в пользу выдвигаемой гипотезы, критерии истинности выводов и наблюдений и в конечном счете позволяет обосновать предмет исследования и сформулировать проблематику научной дисциплины, которая изучает данный предмет. В данный аспект теории входит целый ряд проблемных вопросов: 1. Взаимодействие коммуникации и социальных структур. 2. Определение функций социальной коммуникации. 3. Обоснование единиц (социальной) коммуникации. 4. Понимание социальной информации. 5. Обоснование социальных категорий коммуникации. Методологический аспект. Методологию иногда противопоставляют теории, а во многих зарубежных школах не делают различия между методологией и методикой. В отечественной научной традиции методика понимается как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактологическим материалом. Методология понимается как система научных принципов, на основе которых строится исследование и определяется выбор способов научного познания - методов и приемов исследования. Отметим, что все три аспекта социальной коммуникации - онтологический,- гносеологический и методологический - взаимосвязаны, предполагают друг друга и влияют друг на друга. На определенном этапе развития любой науки на первый план выдвигается какой-то один аспект - "идет опережение" за счет интенсивной разработки. В отечественной науке таким доминирующим аспектом до недавнего времени был методологический аспект с акцентом на мировоззренческие проблемы. Появление исследований на стыке социологии, психологии, этнологии и лингвистики в значительной степени расширило гносеологический аспект. Это да основание для гармоничного развития всех трех аспектов социальной коммуникации. Для социологии коммуникации непосредственный интерес представляют такие направления, как бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменализм, а также структурно-функциональный, диалектический и неомарксистский подходы: Бихевиоризм – простейшая формула взаимодействия коммуникантов. Основатель бихевиоризма (Уотсон) в основу коммуникации ставил не язык, как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных реакций в схеме «стимул-реакция». Символический интеракционизм предполагает взаимосвязь между коммуникативными средствами и типовыми символическими структурами, кот. обеспечивает взаимопонимание коммуникантов. Феноменологическое направление исходит из того, что основой и условием коммуникации является взаимопонимание коммуникантов. Структурный функционализм предполагает, что объективно выделяемые структуры и коммуникативные функции находятся в отношениях противоречий взаимообусловленности. Диалектика базируется на том, что наличие противоречий в некоторых категориях коммуникации не нарушают целостности коммуникативного акта. Неомарксизм предполагает отчуждение социальных структур общества и содержательных характеристик коммуникативных средств, приоритет фактологического анализа при изучении коммуникации как социально обусловленной деятельности. В начале ХХ столетия наметились два подхода к изучению собственно коммуникативной основы социальной коммуникации: 1) первое направление базировалось на концепции технологического детерминизма (наиболее известная из них - теория информационного общества, компьютерная футурология), кот. рассматривают средства информации в качестве стимула и источника социального развития. Данные концепции возникли на базе теории постиндустриального общества, обоснованной Беллом. 2) второе направление, утвердившееся под названием понимающей социологии, утверждает, что основным результатом коммуникации является взаимное понимание. Идеи социального конструктивизма обоснованы в трудах американского ученого П. Бергера и немецкого социолога Т. Лукмана. «Конструктивисты» опирались на феноменологическую социологию австрийского философа и социолога А. Шюца, кот. рассматривает действие как цель осуществления коммуникаций. Он изучает процессы и механизмы, при помощи которых воспроизводится сама реальность. Для построения социальной коммуникации используется главный механизм (но не единственный) - язык. В британской (Дж. Барнз, Э. Ботт, К Митчел) и американской социальной антропологии при изучении процессов коммуникации в различных социальных группах широкое распространение получил метод анализа социальных сетей. Анализ социальных сетей обращает внимание на описание и анализ возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации связей (сетей) различной интенсивности и плотности. В соответствии с требованиями позитивистской методологии они настаивают на изучении объективно наблюдаемых форм поведения, в качестве которых признаются процессы социальной коммуникации (использование этого подхода в социологии в определенной мере связано с традицией социометрии Морено). Согласно теории «третьей волны» О.Тоффлера информация становится одной из главных ценностей общества. Для коммуникации это означает качественно новый уровень переработки и распространения информации, создание коммуникативных систем, способных обеспечить обмен информацией. Сегодня «социальная коммуникация» применяется в трех методологических контекстах: Первый методологический подход представлен концепциями структурного функционализма, системного подхода, информационного общества, технологического детерминизма, компьютерной футурологии и др. Онтология социальных коммуникаций в данном подходе основывается на системных связях и функциях. Автор неклассической методологии основывается немецкий философ Юрген Хабермас отдает предпочтение позитивной науке в изучении социальных субъектов. Феноменологическая по своим истокам методология выделяет сферу интеракции (коммуникации) в качестве особого онтологического объекта. Межчеловеческие «интеракции» он рассматривает как инструмент реализации практических интересов людей, как способ эмансипации, высвобождения от экономических, политических и других влияний. Формирование «эмансипированного общества» позволяет, по его мнению, вести разумный диалог всех со всеми другими. Это является основой для формирования гражданского общества путем развития коммуникативных отношений и рационализации систем массовых коммуникаций. Хабермас отличает «истинные» коммуникации от «ложных» коммуникаций, пытается обосновать «техническую рациональность» (перенести технические средства и методы на область межчеловеческих интеракций). Третий, так называемый постнеклассический подход сводит природу социального к субъектно-субъектным отношениям. Общество здесь рассматривается как сеть коммуникаций, а коммуникации имеют возможность к самоописанию общества и его самовоспроизводству (Н.Луман). Коммуникация предстает не как послушный объект управленческих решений, а как активная самоорганизующаяся среда. Простейшие социальные системы - «интеракции» - формируются через взаимосогласование действий и переживаний присутствующих участников общения. Подводя итог, отмечаем, что теория коммуникации призвана дать целостное представление о закономерностях и существенных связях в различных типах и видах коммуникации. Методологическое обоснование теории включает в себя раскрытие структуры, принципов построения знания, форм и способов познания, методов и средств деятельности. В эмпирических исследованиях особое место занимает выбор методов анализа фактологического материала. В исследовании проблем коммуникации, прежде всего, используются социологические и психологические методы и инструментарий, а также разработки других смежных наук. Слабая разработанность всех аспектов теории коммуникации (теоретико-методологических, прагматических, прикладных) не позволила на настоящее время сформировать целостное представление о коммуникации как о структуре, явлении и процессе. |