тема любви в филосовской мысли. Тема любви в философской мысли
Скачать 40.37 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» РЕФЕРАТ Дисциплина: Философия Тема: Тема любви в философской мысли. Выполнил: студент группы УПН-118 (2) Ф.И.О. Адамова Елена Алексеевна Город: Норильск Омск 2018 ОглавлениеВВЕДЕНИЕ 3 Любовь в античной философии 3 Понятие любви в средние века. Христианство 6 Тема любви в эпоху Возрождения 6 Философия любви в Новом времени 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9 Использованная литература 10 ВВЕДЕНИЕВ повседневной жизни мы часто встречаемся со словами “высшие человеческие чувства”, “любовь”, как правило, употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая обо всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой понимаются любые (как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души. Тема любви достаточно актуальна в наше время, так как любовь является одной из ведущих потребностей человека. Цель работы: ознакомиться с тем, как менялось понимание и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: 1. Подобрать литературу. 2. Рассмотреть различные теории любви. 3. Проследить, как развивалась тема любви в философии, с течением времени. Любовь в античной философииУже давно люди спрашивали, себя как возникла любовь – вынес ли ее человек из животного царства, или она появилась позднее. Многие считают, что любовь родилась позже своих собратьев – ненависти, зависти, дружелюбия, материнского чувства. Пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком, наверно, не знали никакой любви. Многие философы считают, что и во время античности любви не было, а был один только телесный эрос, простое половое влечение. Античных философов мало интересовал вопрос, что такое любовь. В любви не видели никакой тайны. Она просто есть, как космос, боги, люди, растения, птицы, насекомые, животные и многое другое, что существует в этом мире. Свои представления о любви философы античности обычно выражали при помощи мифологических образов. В древней Греции любовь называли разными словами: «эрос», «филия», «сторге», «агапэ». И в этом есть определённое преимущество. Возможно, у древних греков было меньше поводов для недоразумений, чем сегодня у нас. Так как в древней Греции все виды любви имели определённое название, и если люди разговаривали между собой, каждый точно знал, что имеет в ввиду другой человек. Сегодня же когда кто-то говорит о любви, и его с пониманием выслушивают, может выясниться, что один собеседник имел в виду любовь к ближнему, а другой, например эротику. «Эрос» у древних греков главным образом половая, страстная любовь. Любовь, граничащая с безумием. Люди, которые подвержены этому типу любви, могут совершать безумные поступки. Бывают даже такие случаи, когда люди совершают самоубийства из-за любви. Однако страстная любовь безумна и непродолжительна. Более спокойная любовь это «филия». У этой любви очень большой спектр значений, больше чем у «эроса». Это также не только любовь, но и дружба. «Филия» это не столько любовь, сколько влюбчивость. «Филией» также называют любовь к родителям, к товарищам, к своему городу, к любимой собаке, к братьям, к родине, любовь к познанию, любовь к богу, а также и эротическую любовь, поскольку «эрос» это один из видов «филии». «Агапэ» еще более мягкая любовь, чем «филия». В её основе жертвенная и снисходящая любовь к «ближнему». Именно такое понимание любви восхваляло христианство. У христиан были в обычае «агапэ» - братские трапезы. «Сторге» это любовь привязанность, особенно она, преобладает в семье, когда люди уже настолько привязаны друг к другу, что не могут представить себе жизнь друг без друга. Тем не менее, такая любовь бывает не только в семье. В древнегреческой мысли, почти нет попыток понять, что же такое любовь. Исключение является миф об андрогинах, рассказанный одним из персонажей диалога Платона «Пир». В мифе об андрогинах рассказывается, что когда-то давно люди были трех полов, а не двух как сейчас - мужского и женского, а существовал еще третий пол, который соединял в себя признаки этих обоих полов. Люди тогда имели округлое тело, спина не отличалась от груди, у них было по четыре руки и ноги, два лица, которые глядели в разные стороны, ушей было четыре пары и срамных мест было два. «Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, - так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед». Имея силу и мощь, андрогины хотели свергнуть богов и занять их место. Когда боги узнали об этом, они долго думали, как не допустить этого. Сначала они хотели убить их, но это было невыгодно богам, так как их почитать будет некому. И тогда Зевс сказал: «Кажется, я нашел способ, и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, потому что число их увеличится». И вот когда тела были рассечены пополам, каждая половина устремлялась к другой половине, они обнимались, сплетались и страстно желая опять срастись умирали от голода. И когда одна половина умирала, то оставшаяся в живых, искала себе другую половину и сплеталась с ней. Так они и умирали потихоньку. Тогда Зевс сжалился и переставил вперед срамные места, которые раньше были сзади, чтобы люди могли продолжать свой род. «Итак, каждый из нас - это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» - говорит Платон. Однако найти именно свою половину нелегко, поэтому люди находят утешение хотя бы во временном соединении не со своей половиной подходящего пола. То есть если мужчина был раньше частью двуполого андрогина, его влечет к женщине, и соответственно женщину, отделенную от мужской половины, - к мужчине. «Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины. Но и мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому». Когда же двоим, удается встретить свои половинки, их охватывает невероятное чувство, именуемое любовью. В философии древнего мира чувствуются мифологические влияния и явное доминирование натурфилософских идей, связанных с попытками познания Вселенной. Человек воспринимается только как часть Космоса, а потому любовь между мужчиной и женщиной не воспринимается как глубокое интимное чувство, переживание, свойственное индивиду, ибо личности не существует - она растворена во Вселенной. А в связи с этим и сама любовь рассматривалась как космическое слияние двух противоположных полисов мира, которое необходимо для достижения гармонии. Понятие любви в средние века. ХристианствоВ эпоху средневековья в обществе происходит коренное изменение взглядов на основные жизненные понятия, ценности, устои, что связанно с широким распространением Христианства как мировой религии. Христианство, быстро осознав себя носителем принципиально новой этики, нового понимания человека и его места в мире, сделало огромный вклад в историю человеческой культуры, и прежде всего - это идеал всеобъемлющей любви как основы всей человеческой жизни. Любовь в Новом завете понимается очень широко и почти все ее аспекты связаны с божественным авторитетом. Широко проповедуется и любовь к ближнему, к каждому человеку, которая является необходимой ступенью любви к Богу. “Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец... Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас”. В свете этой божественной любви и любви ко всему человечеству особый отпечаток накладывается и на интимные чувства. Любовь между двумя людьми воспринималась как некое эгоистичное и греховное проявление. Параллельно с осуждением плотской любви в философии позднего средневековья все чаще и чаще затрагивается вопрос о высокой любви между мужчиной и женщиной, которая рассматривается как данный Богом пример бескорыстной любви, которому надо следовать в повседневной жизни. “Единение человека с его возлюбленным выше всякого единения, так что этого никто не в состоянии понять или изобразить каким-либо образом”. Византийские “гуманисты” X-XIII вв. пытались достичь гармонии человека и земной любви. Осознав любовь мужчины и женщины неотъемлемым и прекрасным свойством человеческой природы, философы говорят о том, что она достойна уважения, но лишь под покровом целомудрия. Любовь и красота должны привести в конечном итоге к созданию семьи, что соответствовало нормам средневековой этики. Тема любви в эпоху ВозрожденияЭпоха возрождения вернула античное представление о любви. Любовь стала вновь рассматриваться как космическая сила. Суждения философов эпохи возрождения о любви, тесным образом связаны с формированием нового взгляда на человека, и на его место и значение в этом мире. Если в средневековье противопоставлялись божественное и природное начало в человеке, то теперь они находились в гармоничном единстве. Френсис Бэкон - английский мыслитель позднего возрождения, с одной стороны, почтительно отозвался о принципах христианской любви, а с другой стороны, уделил внимание и «земной» любви, подвергнув её подробному разбору. Христианская любовь, по его мнению, является сбором всех добродетелей. Она воспитывает у человека добрые нравы лучше, чем любой учитель этики. Такая любовь успокаивает душу и избавляет её от лишних страстей. «Поэтому только одна христианская любовь не может быть чрезмерной». Рассуждая о земной любви, он не хвалит её, но и не порицает, так как не имеет достаточных оснований для этого. Он выделяет два ряда аргументов за любовь и против. «За любовь являются следующие аргументы: благодаря любви, человек находит самого себя; великая страсть - наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым и скучным; любовь спасает от одиночества. Против любви: любовь хороша на сцене - в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи». Бэкон считает, что позволяет вырасти этой любви и безумной страсти, в себе лишь слабый человек. Есть даже поговорка: «невозможно любить и быть мудрым», и именно на эту поговорку опирается Бэкон. По его мнению, любовь нужно держать на особом месте, раз уж совсем нельзя обойтись без нее. Бэкон не против «земной» любви, он лишь против её чрезмерности и безумия. Космической силой стала любовь в творчестве немецкого мистика-пантеиста эпохи Возрождения Якоба Бёме. Он объявляет любовь и гнев существенными свойствами божества движущей пружиной человеческой истории, где превращается соответственно в добро и зло. Принимая учение о творении мира Богом, Бёме придал ему в высшей степени своеобразный характер: Бог изначально имел в себе и любовь и раздор и «саморазделился» на существующие в природе вещи. Таким путем возник и Адам – первый человек, который, однако, наоборот, представлял собой будто бы неразделенность мужского и женского начал, он был «девическим мужчиной» и «мужской девой» одновременно, андрогином. Охваченный любовной тоской, андрогин Адам совершил акт двойного грехопадения. В результате этого любовь утратила единство с мудростью, то есть потеряла то совершенство любви, которым она обладала в божественном лоне. Начало новому соединению любви с мудростью положил акт искупления Христом грехов человеческого рода. Будущее любви - в ее соединении с разумом, в распространении среди людей разумной любви. Идея человека-андрогина была известна еще с эпохи античности и потом появлялась в философии любви и не раз. Если любовь «это всё», то есть в ней место и совершенно земному эротическому чувству. Нехватки в нем у людей эпохи Возрождения не было, и его свет и жар мы видим и в «Леде с лебедем» Корреджо, и в «Венере с Амуром» Рафаэля, и в «Вакханалии» Тициана. Грань между страстью, вседозволенностью и разнузданностью, между непреклонными порывами сердца и не слишком разборчивой погоней за наслаждениями испарилась. Эпоха Возрождения возвращала человека природе. Философия любви в Новом времениБурное развитие естествознания в XVII веке, связанное с зарождением капитализма, а также целый ряд открытий в различных областях наук, которые разбивали античные и средневековые представления о мире, не могли не оказать воздействия на философию своего времени, где происходит решительный разрыв с религией, крах церковных догм и авторитета церкви. В центре внимания философии Нового времени человек с его естественным стремлением к добру, счастью, гармонии, то есть полностью отрицается средневековая идея об изначальной греховности людей. Философии Нового времени присущ гуманизм. Рене Декарт в трактате «Страсти души» утверждает, что «любовь есть волнение души, вызванное движением «духов», которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими, а ненависть, есть волнение, вызванное «духами» и побуждающее душу к отделению от предметов, представляющихся ей вредными.» Декарт, в своем трактате стремился продемонстрировать максимально беспристрастную, подлинно рационалистическую объективность. В трактате о страстях души Декарт всё же общей дефиницией не ограничивается и проводит различия между видами любви. Первый из них – это любовь – желание добра тому, кого любят, и она способна на самопожертвование. Наиболее яркий пример такой любви – отношение родителей к своим детям. Второй вид – «любовь-вожделение», связанная с желанием обладания, как в случае отношения к любимой женщине. Декарт признает, что эта любовь может иметь в себе и черты первого вида, хотя тот примеси второго вида в себе не содержит. Что касается третьего вида, то это, строго говоря, не любовь, а лишь пожирающая человека страсть, имеющая некоторое сходство с любовью, но не больше: честолюбец, скупец, пьяница или насильник «стремятся к обладанию предметами их страстей, но они совершенно питают любви к самим предметам». Отсюда вытекает, что Декарт не очень то был доволен своим собственным определением: чувство любви явно представляет собой нечто большее, чем вожделение, а так же желание добра предмету, на который это чувство обращено. Проблема “божественной любви” уходит на задний план, “любовь земная” все более прочно занимает свои позиции. Особенно яркое выражение подобная идеология нашла во французском обществе, которое в последние десятилетия перед революцией отличалось легкомысленным и фривольным отношением к этому чувству. Любовь в придворных и аристократических кругах превращалась в изощренное искусство флирта, бездушное и бессердечное. Сама любовь и верность стали чем - то старомодным, их заменило мимолетное увлечение. ЗАКЛЮЧЕНИЕЛюбовь как высшее человеческое чувство - это часть жизни любого из нас. И думаю, что каждый согласится с высказыванием Ван Гога, который говорил: “Я - человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви...иначе я замерзну и превращусь в камень.” Так говорил великий художник о любви к женщине. Проблема взаимоотношений между двумя полами являлась одной из ведущих тем философии различных эпох, причем каждая из них вносила свои концептуальные новшества в ее понимание и оценку. Так, античные философы не сомневались в могуществе и силе любви. Однако она мнилась как некий вселенский дар, некое космическое чувство, способное порождать в равной степени как добро, так и зло. Любовь рассматривалась не столько как факт личной жизни, сколько как универсальный космический процесс, в котором человек участвует, но не играет решающей роли. Для средневековья же характерно вообще пренебрежительное отношение к эротической любви. Любовь к Богу, противостоит эротической любви во всех ее отношениях. Однако на позднем этапе развития христианства любовь мужчины и женщины осознается неотъемлемым и прекрасным свойством человеческой природы, которое достойно уважения, но лишь под прикрытием целомудрия и с целью создания семьи. Эпоха Возрождения стала переходным этапом между философией христианства и Нового времени. Для этого периода характерны попытки вернуть эротической любви ее права, притесненные божественным авторитетом. Стремление к удовлетворению наслаждений, названными проявлениями человеческой Природы, рассматривалось в качестве основного смысла любви. Эпоха Нового времени, впитав в себя опыт предыдущих исторических этапов развития человеческой мысли, породила целую плеяду философов, каждый из которых высказал свою оценку сущности любви между мужчиной и женщиной. Судьба любви трагична во все времена. Такова она и сегодня. Это конечно, не означает, что нет любви счастливой, но даже и в ней неизбежны трагические переживания и трагические обстоятельства. Трагизм любви обусловлен, с одной стороны, непредсказуемо своенравной природой любви, а с другой ее социальной зависимостью. Сначала был поставлен «заслон» влечениям человека, а затем надета «смирительная рубашка» и на чувство любви. Если теперь в развитых обществах не только «заслон», но и открыты все «шлюзы» для секса, то «смирительная рубашка» остается на чувстве любви. Не было и пока нет такого современного общества, в котором существовал бы культ любви человеческой и воспитывалась бы высокая культура любви. А каких только культов не было! Чему только не поклонялись и не поклоняются люди! Однако и сейчас нам остается лишь мечтать о том прекрасном времени, когда любовь станет «светлой религией мира». В наш нигилистический и даже циничный век на «пьедестал» возведен секс, обслуживаемый теориями «сексуальной революции» и «свободной любви», а также мощной «сексуальной индустрией». Современное развитое человечество, создавшее себе сказочный комфорт во всех областях, дальше, чем когда бы то ни было, находится от такой трудной, сложной и трагической реальности, как любовь. Использованная литература1 Философия любви. Ч. 1/Под общ. ред. Д. П. Горского; Сост. А. А. Ивин. – М.: Политиздат, 1990,с.11 2 http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html Платон. Пир. 3 Философия любви. Ч. 1/Под общ. ред. Д. П. Горского; Сост. А. А. Ивин. – М.: Политиздат, 1990,с.112 4 Философия любви. Ч. 1/Под общ. ред. Д. П. Горского; Сост. А. А. Ивин. – М.: Политиздат, 1990,с.114 |