Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи

  • 68,97 67 64 8

  • 79,31 68 66 9

  • 79,31 67 69 10

  • 82,76 75 78 16 к1

  • 1) на установление причинно-следственных связей

  • 2) на развитие критического мышления

  • - Что бы вы сказали мальчику, если бы встретили его

  • - Каким мы видим мышонка в начале этой части Чему он научился

  • - Каким мы видим мышонка на этом этапе пути

  • - Какие изменения произошли с мышонком

  • Мастер-класс по теме Исследовательская работа на уроках литературного чтения в начальной школе.. Мастер-класс. Тема мастеркласса Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения. Цель


    Скачать 36.18 Kb.
    НазваниеТема мастеркласса Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения. Цель
    АнкорМастер-класс по теме Исследовательская работа на уроках литературного чтения в начальной школе
    Дата06.08.2022
    Размер36.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМастер-класс.docx
    ТипУрок
    #641509

    Тема мастер-класса: «Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения».

    Цель: поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках литературного чтения.

    Задачи: показать практическую значимость методических приёмов и постараться убедить присутствующих в целесообразности их применения.

    Планируемый результат: использование педагогами представленных методических приёмов в своей работе или сопоставления личного опыта с темой мастер-класса.

    Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Уроки литературного чтения формируют эмоционально-ценностные отношения, поэтому, работая над произведением, учитель имеет возможность организовать всю работу вокруг поставленной проблемы.

    Целенаправленная систематическая работа над представленной темой позволила мне добиться достаточно хороших показателей при проведении ВПР в 4 классах по русскому языку, ряд заданий в которой был направлен на проверку сформированности умений работать с текстом.

    задания

    Блоки ПООП НОО
    выпускник научится / получит возможность научиться
    или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС

    Количество учащихся класса , выполнивших задание

    % учащихся класса, выполнивших задание

    % по региону

    % по России

    6

    Определять тему и главную мысль текста

    23

    79,31

    61

    61

    7

    Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

    20

    68,97

    67

    64

    8

    Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста

    23

    79,31

    68

    66

    9

    Определять значение слова по тексту

    23

    79,31

    67

    69

    10

    Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

    24

    82,76

    75

    78

    16 к1

    Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

    27

    93,1

    75

    76

    Поэтому сегодня хочу поделиться опытом работы по организации исследовательской деятельности в процессе анализа текста.

    Исследование – это один из эффективных способов, позволяющих ученику увидеть и оценить свой результат. Обучение элементарным навыкам исследовательской деятельности считаю важнейшей задачей современного образования, так как знания, добытые самостоятельно, самые прочные.

    Ключевой принцип построения современного урока – задачный. Учебная задача всегда новая, поисковая. Одним из используемых приёмов является постановка проблемных вопросов до чтения, которые заставляют детей задумываться и строить предположения о дальнейшем развитии событий и одновременно размышлять над главной мыслью произведения. Так, на уроке по произведению В.В. Бианки «Музыкант» перед чтением задан вопрос: «Кто такой музыкант? О ком может идти речь в этом произведении? Выскажите ваши предположения”.

    Тема исследования всегда шире, чем учебная задача. Я стараюсь определить тему исследования и довести её до учащихся. Например, «Красота внешняя и внутренняя» – тема исследования при анализе сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок», «Прекрасное и безобразное» в «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршина, «Взаимоотношения человека с природой» в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Такие формулировки содержат противоречия и побуждают учащихся к поиску и размышлению. Например, работая над сказкой С.Я. Маршака, предлагаю детям сравнить её с русской народной сказкой в разных вариантах. Дети выявляют сходство (содержание) и различия (литературная и народная сказка, сказка и сказка-пьеса, форма изложения), а в процессе анализа сказок Г.Х. Андерсена - определить тип рассказчика и сравнить точку зрения рассказчика и героя.

    Уроки-исследования строятся на наблюдении над текстом, поиске их признаков, примет художественности и их анализе. При моделировании урока литературного чтения четко соблюдаю 3 основных этапах работы над произведением:

    первичный синтез (проверка эмоционального отклика на прочитанное)

    - Понравилось ли произведение? Поделитесь вашими впечатлениями. Какие чувства вызвало это произведение?

    анализ (полноценно восприятие)

    вторичный синтез (осмысление идеи, позиции автора и своего отношения к произведению).

    Очень часто вопросы по содержанию принимаются за исследования, так как ребёнок формально находит ответ в тексте, но такой способ деятельности является механическим, это умение ориентироваться в тексте. Необходимо направить мыслительную деятельность учащихся, помочь определить проблему, стоящую в произведении. Для того, чтобы ребёнок смог осознать произведение и перевести его на язык слов, нужна продуманная система вопросов, ведущих к осмыслению своих чувств. В процессе исследования я выделяю три основных группы вопросов, направленные

    1) на установление причинно-следственных связей

    - Почему петух считал себя важной особой? (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)

    - Почему старый охотник не убил медведя? (В.В.Бианки «Музыкант»)

    2) на развитие критического мышления

    - Можно ли сказать, что птичий двор похож на человеческое общество? (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)

    - Согласны ли вы с предложением «Лучше б они разом убили его, чем пускать одного, маленького и беззащитного, в такое опасное путешествие.»?

    (В.В.Бианки «Мышонок Пик»)

    3) вопросы на сравнение

    - Сравните отношение обитателей птичьего двора к утенку в начале и в конце произведения. Стали ли обитатели птичьего двора добрее? Почему же они изменили своё отношение к главному герою? (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)

    - Сравните героинь сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Ленивицу и Рукодельницу, их поступки, отношение к старшим.

    - Сравните поведение и речь героини сказки «Гуси-лебеди» в начале и в конце текста.

    Анализ текста должен идти последовательно первой до последней страницы. Считаю необходимым научить ребёнка всматриваться и вчитываться в каждое слово, высказывание, абзац. Анализ всегда стараюсь проводить в единстве: сюжет, образ, художественное слово. Важнейшим средством анализа является беседа, в ходе которой стараюсь обратить внимание детей на понимание содержания (о чём), восприятие не только внешней стороны произведения (какие мысли высказал автор), но и внутренней (изобразительные средства языка, слово, созданный автором образ). Анализируя текст, дети не только находят и зачитывают ответы на поставленный вопрос, но и делают вывод о приёмах, которые использует автор.

    Н.Н. Носов «Затейники»

    - Какие фразы помогают понять, что дети испугались? (Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!) Почему автор использует столько восклицательных знаков?

    Сказка «У страха глаза велики»

    - Какие слова помогают представить размеры вёдер у героев произведения? Как вы думаете, зачем автор использовал такие выражения?

    Л.Кассиль «Репинские дачники»

    - Многие считают, что глаза – это зеркало души. Попробуем почувствовать, какая душа у нашего героя. Какие слова и выражения дают представления о внешнем облике героя?

    Знакомлю детей не только с выразительными средствами языка и их функцией в произведении, но и со стилем и манерой изложения изображаемой действительности. Работая с лирическими произведениями, обращаю внимание на особенности изображения действительности в разных произведениях. Одни авторы делятся своими мыслями и чувствами от первого лица (Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза»), другие - от имени лирического героя ( А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»). Встречаются произведения, построенные в виде обращения, диалога ( А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», а в некоторых стихотворениях авторы делятся своими воспоминаниям (И.А. Бунин. «Детство»). Дети не вникают в такие особенности, поэтому считаю важным привлекать их внимание к особенностям стиля авторов. Важную роль для формирования исследовательских умений играет и стилистический эксперимент: искусственное искажение текста: исключение или замена авторских слов и выражений, а затем сравнение авторского и искаженного текста. Например:

    Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья по ветру летят,

    Осенние листья в тревоге вопят… Осенние листья в тревоге кричат..

    А.Майков

    Осознанное понимание происходит на основе перечитывания, обдумывания и анализа произведения. Повторному обращению к тексту и самооценке прочитанного способствуют приёмы работы с планом: нахождение пропущенных пунктов плана, исключение лишних, восстановление правильного порядка, редактирование плана, распространение плана, сравнение двух вариантов и выбор лучшего и т.д.

    Б. Житков «Храбрый утёнок». Работа с картинным планом: восстановить последовательность событий.

    Немаловажное значение имеет и создание проблемных ситуаций. С этой целью ставлю вопросы, направленные на оценку отдельных элементов и фактов произведения или предлагается выбрать правильный ответ из 2-3 вариантов.

    Например, рассказ Н.Н.Носова «Заплатка»

    - Почему Бобка решил сам зашить штаны?

    а) испугался гнева матери;

    б) стало стыдно перед ребятами.

    «В.В.Бианки «Мышонок Пик»

    - Как вы считаете, прав ли мальчик, который «думал, как бы ему извести всех мышей у них в чулане.»?

    Для установления логики событий и обращения внимания на эмоциональные переживания героев предлагаю выбрать слова, отражающие состояние персонажей. Например, рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово»:

    Павлик: красное сердитое лицо, покосился, сердито буркнул, засопел от обиды, стукнул кулаком, раскрыл рот, усмехнулся, подпрыгнул от радости, выскочил и побежал на улицу.

    В.В.Бианки «Мышонок Пик»: крошечный, малюсенький, желторотый, розовый ротик и пискнул, крепко вцепился, не умел ни пищи себе разыскивать, ни прятаться от врагов, был ещё сосунком, глупый, беззащитный, зажмурил глаза и ждал смерти, не учился плавать, вынырнул и ухватился зубами, выскочил на песок и кинулся в кусты.

    В процессе наблюдение за изменениями состояния героя мы подходим к пониманию содержания и оцениванию событий и фактов.

    Исследование всегда должно быть результативным, иметь практическую значимость. Результат может быть разным как по форме, так и по содержанию. Наиболее предпочтительным считаю драматизацию (чтение по ролям, пантомимы, живые картины). Успешность применения данного приёма зависит от того, насколько глубоко и правильно восприняли дети содержание, осознали отношение автора к событиям и действующим лицам, т.е. насколько серьёзно была проведена подготовительная работа, во время которой школьники осознают, какую интонацию нужно передать при чтении.
    При чтении по ролям 1 части произведения «Мышонок Пик» помогают определиться с интонацией слова, раскрывающие характер героев:

    мальчик закричал, рубнул, перерубил, убью, сердито сказал

    девочка бросилась к нему, удивилась, засмеялась, взмолилась.

    Приём драматизации требует неоднократного возвращения к первоисточнику: до прочтения, во время и после, чтобы оценить свой результат и уровень восприятия.

    Ещё один распространённый приём – иллюстрирование. Кажется, приём знакомый, но, на мой взгляд, здесь есть некоторые особенности, которые необходимо учитывать. Это, в первую очередь, постоянное обращение к тексту, для того, чтобы выбрать слова, которые помогут обосновать свой выбор.

    Например, при иллюстрировании рассказа Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве» обращаем внимание на детали:

    - Что изобразим на переднем плане? (траву, цветы с капельками росы) Прочитайте, как об этом говорит автор?

    - Какой формы листочки? какие цвета? (треугольные, тёмно-зелёного цвета, т.к. «Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат»)

    - Какие краски понадобятся для изображения капелек росы? ( жёлтый, красный, и синий)

    - Что изобразим на заднем плане (лес)

    - Каким изобразим небо? (ярко-синим, потому что утро «солнечное»)

    Как вы понимаете, не главное, как рисует ребёнок, гораздо важнее, чтобы он мог понять и представить замысел автора. Этому способствует ещё одни вид работы с иллюстрацией: сравнение картинки и текста.

    В. В. Бианки «Музыкант».

    - Прочтите соответствующий отрывок. Всё ли правильно изобразил художник? Что добавил от себя? Как вы бы проиллюстрировали этот эпизод? Какие слова автора помогут вам в описании вашей картины?

    Современное оборудование позволяет сравнить с текстом, данным в учебнике не только статическое изображение, но и видео.

    Например, Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Мы сравнивали диафильм, обнаруживали массу отличий, так ка любой художник привносит своё видение в произведение.

    Интересным мне кажется, пример сравнения с мультфильмом. Посмотрев отрывок из ленты «Мышонок Пик», дети с удовольствием отмечают сходства (действующие лица, события) и различия (отсутствие разговора, замена одних эпизодов другими, характер мальчика показан более мягко, нежели в тексте).

    Представленные мной приёмы, на мой взгляд, не только формируют умение постигать текст, но и помогают мысленно увидеть прочитанное, а, следовательно, воспринять, освоить идейно-художественное содержание произведения.

    Вашему вниманию предлагаю небольшую деловую игру. Проведем фрагмент урока по произведению В. В. Бианки «Мышонок Пик». Ваша задача - сделать выводы по каждой части на основе предложенных вопросов (какие ответы вы хотели бы получить от своих учеников) и вписать их в таблицу.

    Сравним предполагаемые ответы и ваши.

    В заключение хочется сказать, что каждый творчески работающий учитель должен сам для себя решить, как провести литературоведческий анализ на уроке. Но во всех случаях принципиально важна исследовательская направленность в работе. Главное - помните, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Желаю вам сиять самим и зажигать звёздное сияние в ваших учениках.

    Фрагмент урока

    В.В. Бианки «Мышонок Пик»

    Название части

    Виды работы

    Выводы

    Как мышонок Пик попал в мореплаватели.

    – Чем занимались дети на берегу реки?

    – Кого в кустах обнаружил брат?

    - Почему девочка назвала его Пик?

    – Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?

    –Сравните поведение детей?

    - Согласитесь ли вы с мальчиком, что мыши – вредные и их нужно уничтожить?

    - Что бы вы сказали мальчику, если бы встретили его?




    Кораблекрушение

    - Каким был мышонок? Назовите его возраст.

    - С чем сравнивает автор мышонка, чтобы подчеркнуть его размер?

    - Согласны ли вы с предложением «Лучше бы они его сразу убили»?

    - Какие опасности подстерегали мышонка во время плавания? Как удалось спастись?

    - Каким мы видим мышонка в начале этой части? Чему он научился?




    Страшная ночь

    - Прочитайте, почему просидел голодным весь день.

    - Как научился добывать еду?

    - Прочитайте отрывок из этой части, который заставил вас поволноваться.

    - Зачем автор использовал фразу «Плюх-шлёп»?

    - Каким мы видим мышонка на этом этапе пути?




    Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка

    - Расскажите, что означает хвост-цеплялка?

    - Почему шёрстка-невидимка? (предположения детей)

    Чтение отрывка из произведения.

    - Теперь сможете объяснить название шёрстка-невидимка?

    - Как автор относится к своему герою? Какие слова помогают это понять?
    - Какие изменения произошли с мышонком?





    Соловей-разбойник

    - Кто такой соловей-разбойник? Почему автор назвал свою главу так, а не по-другому?

    -Что привлекло мышонка? Об интересе к чему это говорит?

    - Прочитайте описание птицы.

    - Прочитайте описание кладовой.

    - Что грозило мышонку?

    - Какие качество помогло спастись?





    написать администратору сайта