Главная страница

философия. Тема Отечественная философия Философия Цели изучения темы


Скачать 482.89 Kb.
НазваниеТема Отечественная философия Философия Цели изучения темы
Анкорфилософия
Дата24.11.2022
Размер482.89 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаfilosofiya_konspekt_3_temy.pdf
ТипДокументы
#810402

Тема 3. Отечественная философия
Философия
Цели изучения темы:

изучить направления русской философии.
Задачи темы:

изучить основные этапы развития русской философии;

познакомиться с основными представителями русской философии;

изучить основные направления развития отечественной философской мысли.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:

основные этапы и направления развития русской философской мысли.
Уметь:

использовать полученные знания для анализа основных философских понятий.
Владеть:

практическим опытом анализа философских фактов, оценки событий и явлений окружающего мира.
Учебные вопросы темы:
1.
Национальные особенности русской философии.
2.
Русская средневековая философия.
3.
Философия русского Просвещения XIII-XIX веков.
4.
Русская религиозная философия XIX-XX веков.
5.
Русский космизм.
6.
Сущность, исторические периоды, источники и проблемы марксистско-ленинской философии.

Начальный период становления русской философии – XI-
XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода.
Основная черта этого периода
– отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.
Развитие русской философской мысли в X-XVIII вв. характеризуется:
- тесной связью с христианской философией и религией;
- практической направленностью, выражающейся в попытках осмыслить связь человека и бога, человека и общества, личности и государства;
- преобладанием в ней проблем социальной философии и этики;
- воплощением ее идей в художественной форме;
- обращенностью внимания не столько к внешнему миру, сколько к внутреннему миру человека.
Особенности и черты русской философии.
Вплоть до XVIII века философские проблемы в России составляют часть религиозного мировоззрения. И только со второй половины XVIII века философия в России выделяется в самостоятельную отрасль духовной культуры. К этому времени высокого развития достигают литература, театр, живопись, музыка.
Все эти факторы накладывают отпечаток на развивающуюся философскую мысль России и определяют следующие ее особенности.
Историзм. Русских философов глубоко интересуют как вопросы развития общечеловеческой истории, так и, особенно, историческая судьба России, ее роль и место в человеческом общежитии.
Религиозный характер. Наиболее крупные представители русской философии являются людьми верующими и стремятся создать систему христианской философии в соответствии с традиционными учениями церкви.
Интерес к этическим проблемам. Основные проблемы здесь рассматриваются через призму морали. В связи с этим русская философская мысль тесно связана с художественным литературным творчеством.
Соборность. В социальной философии развивается понятие соборности как добровольного объединения всех людей в
противоположность насильственному, официальному объединению.
В теории познания понятие «истина» неразрывно связывается с понятиями «добро» и «красота». Человек познает мир не только разумом и не только чувствами, но всем существом, всеми способностями, поэтому на представление об истине влияют все предпочтения человека.
Наивысшего расцвета русская философия достигает в конце
XIX - начале XX века. Однако вскоре после социалистической революции многие философы изгнаны из страны, а в России получает развитие только ленинско-сталинская версия марксизма.
В начале XIX века философские споры о будущем России, о ее значении в истории человечества приводят к появлению двух противоположных направлений: славянофильство и западничество.
Видными представителями западников являются А. И. Герцен, II.
П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский. По их мнению, Россия отстает от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей. В русскую философию они пытаются внести идеи и положения материализма и эмпиризма.
Лидерами славянофилов становятся А. С. Хомяков, И. В.
Киреевский, Ю. Ф. Самарин. Славянофилы отстаивают идею самостоятельного пути российской государственности, так как основу бытия государства составляют самодержавие, православие, народность (общинный образ жизни, особый русский менталитет).
Они утверждают, что попытки провести реформу и привести
Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.

Рис. Некоторые условия и факторы формирования русской
философской мысли
Этапы русской философии.
Специфика русской философии выражена не только в чертах философских систем русских мыслителей, но и в ее периодизации.
Характер и этапы развития русской философской мысли свидетельствуют и об определенном влиянии мировой философии на отечественную, и о безусловной самостоятельности развития русской философии. Во взглядах на периодизацию русской философии единства нет.

Некоторые исследователи считают, что русская философия зарождается в середине I тысячелетия н.э. Периодом «отсчета» зарождения оказывается формирование мифологии и религиозных языческих систем славянских народов того периода, потомки которых и образовывают Древнюю Русь. Другой подход связывает возникновение русской философии с приходом на Русь и утверждением здесь христианства (то есть после 988 г.). Можно также найти основания для того, чтобы вести отсчет истории русской философии со времени укрепления Московского княжества в качестве главного политического и культурного центра Руси.
Есть определенная логика и в том, чтобы и начальный период становления Российской империи (когда только начинает приобретать черты системы и самостоятельного социального института отечественная наука – XVIII в.), и эпоху централизации
Русского государства вокруг Москвы (XIV-XVII вв.), и все предшествующие периоды считать периодом формирования философской мысли, временем русской «пред-философии».
Действительно, собственно философские взгляды на Руси
(особенно до XVIII в.) не носят самостоятельного характера, а являются, скорее, необходимым элементом мифологических, религиозных, социально-политических, этических систем и позиций отечественных авторов.
В том, что в XIX в. философия в России уже самостоятельная, у большинства исследователей сомнений нет. Во второй половине XIX в. русская философия уже представлена рядом оригинальных, интересных по содержанию, завершенных философских систем.
Поэтому допустимо в самом общем виде в развитии отечественной философии выделить три основных этапа:
- зарождение и развитие русского философского мировоззрения (до второй половины XVIII в.);
- формирование и становление русской философской мысли
(XVIII-XIX вв.);
- развитие современной отечественной философии (со второй половины XIX в.).
Однако каждый из выделенных этапов не однороден и может быть разделен, в свою очередь, на относительно самостоятельные периоды. Например, первый этап формирования философского мировоззрения логично делить на дохристианский период, период
развития философской мысли во времена Киевской Руси и феодальной раздробленности и философские взгляды периода объединения русских земель вокруг Москвы.
В любом случае, всякое деление развития русской философии на самостоятельные периоды довольно условно.
Вместе с тем каждый подход отражает те или иные основания, ту или иную логику рассмотрения истории русской философии, ее связи с общественным развитием России.
Русская философия отличается значительным разнообразием нередко противоречивых направлений, течений, воззрений. Есть среди них материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические. Но только в своей совокупности они отражают всю сложность, глубину и оригинальность отечественной философской мысли.
Философия Древней Руси.
Древнерусская философия – это начальный период становления русской философии, который относится к XI-XVII вв.
Отличительные особенности древнерусской философии – отсутствие самостоятельного статуса и совокупность с религиозным мировоззрением.
Внутри этого исторического типа философии можно вычленить конкретные периоды:
-
XI-XIV вв. (процесс формирования древнерусской философии);
- XV-XVI вв. (эпоха расцвета древнерусской философии);
-
XVII в. (начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейской).
Возникает древнерусская философия в Киевской Руси благодаря процессу христианизации, начало которому положено крещением Руси в 988 г.
Черты и образы древнерусской философии:
- славянское языческое мировоззрение и культура;
- много образов, идей и концепций античной философии;
- восточно-христианская философская и богословская мысль.
Характерной чертой развития русской философии является то, что она проходит через развитие всей русской культуры.
Многие философские идеи воплощаются и выражаются через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

Единство философии и культуры имеет положительные и
отрицательные последствия:
- русская культура философски наполнена, духовно богата и значима, ведь философия органично вплетена в общий язык культуры, служившей ей родным домом;
- соединение культуры и философии сдерживает развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности, не способствует разработке понятийно-логического аппарата собственно философского знания и созданию философских систем.
Характер древнерусской философии достаточно широкий и многозначный:
- распространенным становится учение о стихиях как первоэлементах, ведущее свое начало из античной философии, различные природные явления и человеческое естество связываются с борьбой, сочетанием и взаимопереходом воды, огня, воздуха, земли – первичных стихий;
- философское знание выполняет не только мировоззренческую функцию, но и функцию мудрости, в том числе житейской мудрости, праведности помыслов и поступков людей;
- этическая и историческая мысли основываются на теократическом принципе христианства: эмпирическая, земная, светская реальность подчиняется божественному началу;
- смысл истории раскрывается через борьбу двух начал –
Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьмы.
Набором правил практической философии наполнено
«Поучение» князя Владимира Мономаха (1053-1125), излагающего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов.
С XVI в. появляется идея русского религиозного мессианства
– особой миссии русского царства и народа – идея Святой Руси.
Она становится первым идеологическим оформлением национального русского самосознания.
Уже с XVII в. многие рассматривают философию как мирское знание, начиная тем самым процесс ее секуляризации – освобождения от церковного влияния.
В XVII в. происходит постепенная смена средневекового типа русской философии ее новоевропейским типом, а в XVIII в. русская философия освобождена от церковного влияния.

Формирование и становление русской философии XI-XIX
вв.
Первые значительные произведения, содержащие философские идеи, дошедшие до наших дней, созданы во времена
Киевской Руси. В этот период происходит:
- распространение и окончательное утверждение православного христианства в русских землях;
- становление русской национальности;
- рост авторитета и влияния русского государства.
Важные изменения мировоззренческого, этнического, государственно-политического характера обуславливают стремление к их осмыслению, а также направленность философской мысли. Один из первых русских мыслителей, автор
«Слова о законе и благодати» митрополит Илларион (середина XI) обосновывает самодостаточность Руси. В качестве аргументов он выдвигает прежде всего принятие
Русью христианства.
Христианскую веру он считает высшей благодатью для Русской земли. Другое важнейшее основание самодостаточности Руси заключается в характере и результатах социальной активности ее правителей. Илларион обращает внимание на первостепенное значение добродетелей князей Игоря, Святослава и особенно
Владимира.
В этот же период написаны такие значительные произведения, как «Повесть временных лет», «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XII в.), «Моление
Даниила Заточника...» Большое внимание в них уделяется социально-философским, нравственно-правовым, а также этическим и некоторым другим вопросам. При этом, как правило, вес размышления связывается со становлением русского социума, исследованием его генезиса, основных источников, обоснованием его политической и духовной самостоятельности.
Исихазм.
На развитие воззрений русских философов в период
Средневековья оказывают воздействие зарубежные мировоззренческие системы, философские течения. Среди них важное место занимает исихазм (от греч. хесuхuа – спокойствие, тишина) – философско-религиозное течение в православии, религиозная практика, которой свойственно молитвенное самоуглубление, неподвижность, пост. У истоков исихазма стоят
религиозные мыслители Восточной Европы Григорий Нисский,
Григорий Палама и некоторые другие.
В
России традиции исихазма отстаивают
Сергий
Радонежский (1314 или 1319-1392), Нил Сорский (1433-1508).
Принципы исихазма ложатся в основу позиции нестяжателей – течения, объединявшего противников чрезмерной активности церкви в «мирской» составляющей общественной жизни.
Нестяжатели выступают против церковного землевладения в
России, вмешательства церкви в дела государства (конец XV-XV1 вв.), проявляют определенную терпимость к проявлениям типов мировоззрения, отличных от их собственного.
Иосифляне.
Идейно-политическими противниками нестяжателей являются иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого (1439 или 1440-1515).
Иосифляне (или стяжатели) образовывают в XVI-XVII вв. церковно-политическое течение в России, активно отстаивающее интересы церкви, в том числе крупное монастырское землевладение, осуждение и расправу над еретиками. Иосифляне стремятся участвовать в делах государства.
Большое значение в философском плане имеет концепция иосифлянина Филофея (XVI в.), известная как политическая теория
«Москва – Третий Рим». Концепция утверждает, что после падения
Константинополя (Второго Рима) ведущая роль духовного лидера православного христианского мира переходит к Российскому государству – к Москве.
Идея исключительности русского социума проявляется не раз в философских системах русских мыслителей, в мировоззренческих концептах русского общества. С другой стороны, определенную роль играет идея «отставания» русского общества от стран Западной Европы в сфере пауки, организационного строительства, права и некоторых других областях общественной деятельности.
Следует учесть, что многие мыслящие представители русского общества полагают (и не без основания), что назревает пора преодолевать разрыв с передовыми странами мира. Вместе с тем в русском обществе продолжает укрепляться чувство особенности своей страны, ее исключительности, неповторимости.
Такую позицию можно считать во многом вполне естественной, а в чем-то «завышенной». Так или иначе, все подобные устремления и
настроения самым тесным образом связаны с философскими и идеологическими концепциями русских мыслителей в течение нескольких столетий.
Русские философские системы отличаются своеобразием, самобытностью. Даже развивая философские идеи, пришедшие извне, русская мысль всегда отличается оригинальностью, независимостью, высокой степенью творчества.
Важным условием активного развития философской мысли в
России становятся преобразования, начатые Петром I. Процесс активного социального развития страны, а также многочисленные разноплановые культурные контакты с европейскими странами служат условиями распространения в России идей просвещения.
Философская составляющая русского просвещения находит отражение в воззрениях весьма разных по своим взглядам и социальной практике мыслителей. Это такие известные деятели русского просвещения, как Феофан Прокопович (1681-1736),
Николай Иванович Новиков (1744-1818) и некоторые другие.
Особое место в русском просвещении занимают М. В. Ломоносов и
Н. А Радищев.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), чье имя в определенной мере олицетворяет русскую науку середины XVIII в., придерживается деистических взглядов. Созданная Богом природа, в его понимании, развивается по материалистическим законам. М. В. Ломоносов отстаивает подкрепленное его собственной экспериментальной научной деятельностью представление о корпускулярном (молекулярном) строении материи. При этом молекулы (корпускулы-атомы) пребывают в постоянном движении – вращательном, колебательном и поступательном. Налицо элементы материализма и диалектики.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802), автор трудов
«Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смерти и бессмертии», как и М. В. Ломоносов, придерживается преимущественно деистических взглядов. Развивающуюся природу он представляет в виде лестницы, на вершине которой стоит человек, в котором соединяется и материальное (его организм), и идеальное (сознание).
В социально-философских взглядах А. Н. Радищев проходит от неприятия самодержавия до мнения о предпочтении несовершенного в социально-политическом плане мира гражданской войне. Идеал – общество справедливости, состоящее
из равноправных свободных граждан. Отчасти этот идеал русский мыслитель видит в прошлом: в Новгородской и Псковской республиках с их демократическим управлением, вечевыми собраниями, довольно развитой правовой системой.
Историческое развития представляет собой периодическую смену вольности и рабства, нередко именно борьба за свободу приводит к рабству. В связи с появлением частной собственности и расслоением общества в результате общественного договора (в духе Ж.-Ж. Руссо) образовано государство. Но народ не может добровольно согласиться на рабство, какое А. Н. Радищев наблюдает в
России.
Отсюда мыслитель
(названный
«просвещенным монархом» Екатериной II «бунтовщиком хуже
Пугачева») делает вывод, что народ вправе сулить государя за его несправедливость.
Критически по отношению к существующему в России строю
(и к самому духу материального благополучия и накопления, эксплуатации) настроен также украинский и русский философ
Григорий Саввич Сковорода (1722-1794).
По мнению Г. С. Сковороды бытие представляет собой три мира: вселенную
(макрокосм), человека
(микрокосм) и объединяющий их воедино мир «символической реальности». Мир
«символической реальности» наиболее наглядно представлен в
Священном Писании. Каждый из миров состоит из невидимой
(Бога) и видимой («твариной», созданной Богом) натуры. Смысл и проблема человека как раз и заключены в обнаружении невидимой натуры – Бога. Духовное совершенствование каждого отдельного человека – необходимое условие и единственная возможность движения общества к совершенству.
Русской мысли конца XVIII-XIX вв. свойственны как направленность на освобождение духа, так и стремление к справедливому и совершенному социальному устройству. Эти тенденции существенно усиливаются в связи с ростом национального самосознания, порожденного
Отечественной войной 1812 г. и победой над наполеоновской Францией. А участие сотен тысяч граждан России в заграничных походах 1813-
1814 гг. позволяют, помимо прочего, ближе ознакомиться с западной культурой, увидеть уровень и качество жизни европейцев.
Результатом культурного обогащения, тесно связанного с ростом самосознания, а также с крушением надежд на
просвещенную монархию, становится возникновение освободительного движения в России. В рамках этого движения усиливается интерес к социально-философским вопросам.
Наиболее ярким проявлением данных процессов является деятельность тайных дворянских организаций, таких, как «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное общество», «Южное общество» и некоторых других.
Важной частью освободительного движения становится выработка их идеологических основ. Самыми известными программными документами становятся «Русская Правда...» Павла
Ивановича Пестеля (1793-1826) и «Конституция» Никиты
Михайловича Муравьева (1795-1843), важной составляющей которых является социально-философский аспект. Главные идеи, общие для этих произведений, – требования равных прав граждан
(правда, прежде всего мужчин) перед законом, отмена крепостного права, реорганизация государства (по Н. М. Муравьеву, Россия должна стать конституционной монархией, по П. И. Пестелю – республикой).
Петр Яковлевич Чаадаев.
Наиболее глубокий след в русской философии первой половины XIX столетия оставляет Петр Яковлевич Чаадаев (1794-
1856).
Офицер лейб-гвардии, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов, он вступает в тайное общество, неожиданно для всех в 1821 г. выходит в отставку. Деятельность декабристов удовлетворения не приносит, и П. Я. Чаадаев уезжает за границу, где встречается с представителями целого ряда философских направлений, изучает их взгляды. В Германии он знакомится с Ф. Шеллингом, который называет П. Я. Чаадаева самым умным из известных ему умов.
Поездка и новые знакомства становятся причиной серьезного пересмотра многих воззрений философа. Возвратившись в 1826 г. из заграничной поездки, он многое переосмысливает в судьбе
России. Свое отношение к современной ему действительности П.
Я. Чаадаев выражает в ряде писем. В 1836 г. журнале «Телескоп» опубликован один из таких трудов – первое Философическое письмо.
По мнению автора письма, Россия находится как бы вне истории, люди живут в ней лишь настоящим, забывая прошлое и не заботясь о будущем. Между тем основой мира является

«истинная реальность», «абсолютное единство», «великое Все»
(что, по сути, и есть Бог). «Великое Все» проявляется в двух природах: физической и духовной, схожих по своему строению. Их основное различие в первичных элементах; в духовной природе – это идеи, в физической – атомы. Социальное бытие также подчинено всеобщим законам, и европейские страны следуют им, основываясь на принципах справедливости, нравственности, права, долга.
В силу различного понимания истории возникает противоречие между Россией и Европой. Его можно и нужно преодолеть. Для этого необходимо нравственное воспитание русского общества, а также религиозное сближение на платформе католицизма – самой подходящей, по мнению П. Я. Чаадаева, для успешного социального развития религии.
Реакция на публикацию бурная в самых различных кругах общества: от студентов до императора. Последний объявляет автора письма сумасшедшим, после чего тот взят под домашний арест. Написанная П. Я. Чаадаевым «Апология сумасшедшего»
(1837) опубликована уже после смерти.
Славянофилы и западники в Русской философии.
По-разному воспринимают позицию П. Я. Чаадаева философские круги России. Некоторые публицисты, ученые – их называют славянофилами – выступают против прозападных настроений, прозвучавших в письме, полагая
Россию самодостаточным социумом. Другие разделяют позицию П. Я.
Чаадаева; их называют западниками.
Славянофилы – Алексей Степанович Хомяков (1804-1860),
Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Федорович
Самарин (1819-1876), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) – выступали за развитие России по собственному пути. Они являются противниками индивидуализма, рационализма, духовной противоречивости, которые приписывают Западу. Их идеал – допетровская Россия; отсюда их неприятие реформ Петра I.
Западники – Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855),
Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), Константин
Дмитриевич Кавелин (1818-1885) – вслед за П. Я. Чаадаевым полагают необходимым усвоение российским обществом западных ценностей. Западники не видят возможности развития России вне
Европы, вне опыта западных стран. Они считают, что католицизм
больше, чем православие, подходит для реализации прогрессивного развития.
Иногда к западникам относят и Александра Ивановича
Герцена (1812-1870; его основные работы: «Диалектизм в науке»,
«Письма об изучении природы», «С того берега», «Былое и думы»). А. И. Герцен стоит на материалистических позициях, он воспринимает также и диалектические идеи Г. Гегеля.
Революционные взгляды, преследования со стороны царского правительства вынуждают А. И. Герцена покинуть Россию.
Близкое знакомство с Европой развеивает надежды на многие западные ценности. Происходит своеобразная «деидеализация»
Запада, и А. И. Герцен делает вывод о том, что капитализм для
России не является обязательным этапом ее развития. Он полагает, что социализм в России может наступить даже раньше, но это особый – крестьянский социализм.
И славянофилы, и западники во многом склонны к излишней идеализации защищаемых ими социальных и мировоззренческих моделей. Однако их совместный дискурс углубляет понимание существующего миропорядка и места в нем России. Это явление оказывается неотъемлемым компонентом в развитии русской мысли XIX в. Оно становится необходимым этапом становления русского общественного мировоззрения. Представляющее собой диалектическое созидательное противоречие
«тезиса» и
«антитезиса» в воззрениях передовой части русского общества, оно дает мощный импульс развития русской философской мысли.
Однако «синтез» не может стать единым мировоззренческим течением. Важнейшие направления дальнейшего развития русской философии еще более разнообразны и противоречивы.
XVIII век.
Второй период развития русской философии начинается с
XVIII в.
Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:
- процесс европеизации России, связанный с реформами
Петра Великого;
- секуляризация общественной жизни.
В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси становятся:

- М. В. Ломоносов;
- А. Н. Радищев;
- Феофан Прокопович;
- В. Н. Татищев;
- А. Д. Кантемир.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) прокладывает начало материалистической традиции.
Он выступает с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимает материю только в качестве вещества.
Философия
Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802), как и
Ломоносов, хорошо знает западную философию, в том числе и французский материализм.
После публикации знаменитого произведения Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозглашает идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.
XIX век.
Самостоятельное философское творчество в
России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.
Первым, кто начинает самостоятельное философское творчество в России, является Петр Яковлевич Чаадаев (1794-
1856). Свои мысли он излагает в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева становятся философия человека и философия истории.
Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:
- славянофилы (закладывают основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);
- западники (критикуют церковь и тяготеют к материализму).
В конце 60 - начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей становятся желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание
самобытности пути развития
России.
Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. являются почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) не является философом по профессии и не создает чисто философских произведений. Но его художественные произведения, герои этих произведений, их переживания, поступки и мысли пронизаны философией. Они настолько философичны, настолько глубоки по мировоззренческим идеям и проблемам, что последние часто не вписываются в рамки литературно-художественного жанра.
Его главные произведения: «Преступление и наказание»,
«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Неточка Незванова».
Наиболее важной и определяющей темой его литературы является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Но главное для него – это не физическое существование человека и даже не те социальные блага, которые с ним связаны, а внутренний мир человека, диалектика его идей, которые и составляют внутреннюю сущность его героев: Раскольникова, Ставрогина, Карамазовых,
Неточки Незвановой. Человек весь создан из противоречий, главным из которых является противоречие добра и зла. Вот почему человек для Достоевского – это самое дорогое существо, хотя и самое страшное и опасное.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – великий писатель, автор гениальных реалистических произведений.
Самые
известные и популярные среди них: «Война и мир», «Анна
Каренина», «Воскресение».
Н. Г. Чернышевский (1828-1889) становится известен образованной, читающей России после выхода в свет его произведения
«Эстетические отношения искусства к действительности». Чернышевский видит в искусстве великую силу, которая способна воспитать в человеке нравственные и гражданские качества, необходимые для творческого преобразования, а также его личной и общественной жизни.
В истории русской философии, которая уделяет большое внимание религиозной теме, особое место принадлежит Н. Ф.
Федорову (1828-1903), поставившему в основу всей своей системы идею «всеобщего спасения». Отличительной особенностью мысли
Федорова является его непримиримое отношение к смерти, необходимости ее активного преодоления. В его известной работе

«Философия общего дела» звучит призыв к «действию», а не пассивному созерцанию мира и выражена вера в то, что разум и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Он становится основоположником русской христианской философии как самобытного целостного сознания.
Главной идеей Соловьева является идея «всеединого сущего». Предельно высшее единство сущего, согласно Соловьеву,
– это Бог. Абсолютная глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Только Бог олицетворяет положительное всеединство сущего.
Все неизмеримое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мирового сознания, то есть смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – один из ярчайших представителей русской религиозной философии. Для социального переустройства общества, согласно Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России это связано с утверждением «русской идеи». По мнению Бердяева, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм, который пронизывает все общество, его культуру, сознание. Суть национальной русской идеи – осуществление царства Божия на земле. Бердяев с критикой относится к крайностям и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, по его мнению, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада.
Она находится в центре этих миров и должна сознавать себя
«Востоко-Западом», соединителем, а не разделителем их.
ХХ век.
Следующий этап (конец XIX - первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.
Характерные черты:
- антропоцентризм;
- гуманизм;
- религиозный характер;

- возникновение русского космизма
(мистического, теологического).
Вопросы для самопроверки:
1.
Когда зародилась русская философия?
2.
Какие основные особенности русской философии?
3.
На какие этапы можно разделить развитие русской философии?
4.
Какие мыслители являются основными представителями русской философии?
5.
Какие основные идеи представителей русской философии?


написать администратору сайта