Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Пороги чувствительности Кинестетические – ощущения от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении.Чувствительность

  • 3. Синестезия

  • 5. Парастезии и сенестопатии

  • Право. Лекция 2. Тема Патология ощущений


    Скачать 30.62 Kb.
    НазваниеТема Патология ощущений
    АнкорПраво
    Дата03.11.2021
    Размер30.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 2.docx
    ТипДокументы
    #262658


    Тема 2. Патология ощущений

    1. Понятие ощущения.

    2. Пороги чувствительности.

    3. Синестезии.

    4. Гипестезия и гиперестезия.

    5. Парастезии и сенестопатии.


    1. Понятие ощущения

    Познавательный процесс начинается с ощущения – осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки ЦНС значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

    В истории понимания отражения объективной реальности мозгом человека философам, физиологам и психологам пришлось встретиться с представителями нескольких направлений.

    Создатель теории специфической энергии органов чувств И. Мюллер (1801-1858) брал за основу положение, что образ, полученный в ощущении, его свойства, зависят не от характера внешнего раздражителя, а от специфических особенностей соответствующего органа чувств. Особенности эти выступают в качестве «специфической энергии», которой, по И. Мюллеру, обладают органы слуха, зрения, обоняния и др. Следовательно, содержание ощущений связано лишь с состоянием самих воспринимающих аппаратов, зависит от самого субъекта, но не от объекта. Ощущение, по И. Мюллеру, не более, чем «передача в сознание качеств и свойств нервной системы» того или иного рецептора и его центростремительных путей.

    Взгляды Мюллера были поддержаны и развиты его учеником Г. Гельмгольцем (1821-1894), создавшим в свою очередь теорию «периферических рецепторных раздражений», сводившую ощущения к «условным знакам». Эти символы не имеют, по мнению Г. Гельмгольца, никакой «аналогии с вещами, которые они представляют». Полагая, что в ощущениях нет ничего достоверного, Г. Гельмгольц уверял, что они в дальнейшем подвергаются «окончательной обработке со стороны нашего духа». Заключительный вывод делается на основе «бессознательных умозаключений», характер которых ставится в зависимость «от прирожденной формы мышления, его законов», не связанных с человеческим опытом, практикой.

    Основу другого направления - гештальтпсихологии - составляет представление «о целостности всех психических актов» - восприятия, памяти, мышления и др. (от нем. Gestalt - образ, структура). В соответствии с взглядами М. Верггеймера, К. Каффки и В. Келера, возникающие в момент восприятия в сознании человека образы представляют собой следствие «целеустремленной» спонтанной психической деятельности. Это ее качественное своебразие зависит от упомянутого «гештальта» - целостной структуры поведения, возникновение которой объясняется особой «целенаправдяющей» силой. Появившееся «целеустремление» приводит к образованию и целостной структуры. Поэтому рождающиеся образы не являются отражением реальности. Это - продукты спонтанной деятельности мозга.

    В настоящее время оба направления - Мюллера-Гельмгольца и гештальтпсихология, - подвергнутые некоторым изменениям, имеют определенное теоретическое и практическое значение в психологии.

    В трактовке проблемы отражения реальной действительности следует прежде всего обратить внимание на зависимость ощущения от материи и полную независимость существования материи от наших ощущений; материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т.д., т.е. от определенным образом организованной материи. При этом явления объективного мира отражаются посредством органов чувств адекватно, а искажения отражения имеют свои закономерности.

    Следует отметить, что отражение зависит от форм существования материи. В неживой природе оно проявляется в виде механического, физического и химического изменений. В живой природе отражение может быть биологическим, когда организм ко всем внешним воздействиям относится избирательно, активно, что способствует формированию саморегуляции, и психическим, когда происходит реакция не только на биологически значимые раздражители, но и на сигналы о биологически значимых воздействиях среды, что вырабатывает предвидение.

    Познавательный процесс, т.е. процесс отражения объективной реальности - предметов окружающего нас мира и явлений - начинается с ощущения. Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на центральную нервную систему не непосредственно, а через экстеро-, интеро-и проприорецепторы.

    При этом различают экстерорецепторы двух видов: дистантрецепторы, т.е. воспринимающие раздражения вне непосредственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощущения), и контактрецепторы, для деятельности которых необходимо непосредственное раздражение, например прикосновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувство).

    Рецептор - это периферический конец того или иного анализатора. При помощи рецептора осуществляется первичный, грубый анализ. Центральный конец анализатора находится в коре головного мозга, где происходит тонкий анализ. Принцип работы таков: при воздействии какого-либо раздражителя возбуждаются периферические нервные окончания соответствующего анализатора, возбуждение передается по афферентному пути к центральным клеткам. В результате мы испытываем то или иное ощущение. И если раздражение - это сам факт контакта с объектом внешнего мира, если возбуждение - это физиологический процесс в нервных клетках и волокнах, то ощущение - психический процесс, следствие только что имевших место раздражений и возбуждения. Ощущение есть субъективный образ объективного мира.

    Таким образом, ощущением называется процесс отражения человеком отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующей на его органы чувств. Всякое наше ощущение имеет качество, силу и длительность.

    Качество ощущения - внутренняя его сущность, то, чем одно ощущение отличается от другого. Например, качествами зрительных ощущений являются цвета - синий, красный, коричневый и пр., слуховых - звуки голоса человека, музыкальные тона, шум падающей воды и др.

    Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества. В туманное утро очертания леса, контуры зданий воспринимаются органом зрения лишь в общих чертах, неотчетливо. По мере исчезновения тумана становится возможным отличить хвойный лес от лиственного, трехэтажный дом от четырехэтажного. Сила зрительного раздражения, а следовательно, и ощущение, в дальнейшем продолжает нарастать. Теперь видны отдельные деревья, их ветви, в окнах дома - оконные переплеты, цветы на подоконнике, занавески и т.п.

    Длительность ощущения - это то время, в течение которого у человека сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения принципиально отличается от длительности раздражения. Так, действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение в течение некоторого времени продолжает иметь место. Например, ощущение боли после отрывистого удара, жжения - после одномоментного касания раскаленным предметом. Ощущение имеет определенную пространственную локализацию. Всякое ощущение всегда окрашено в определенный, чаще всего специфический тон, т.е. имеет соответствующую эмоциональную окраску. В зависимости от их качества, силы и длительности ощущения могут вызывать положительные или отрицательные эмоции. Легкий запах сирени способствует появлению приятного чувства, тот же запах, концентрированный и существующий длительно, может привести к появлению головокружения, тошноты, общего плохого самочувствия. Матовый свет электрической лампочки успокаивает, прерывистый свет раздражает (например, при езде на велосипеде рядом с неплотным забором, закрывающим ярко светящее солнце).

    Возникновение соответствующих эмоций при определенных ощущениях - процесс индивидуальный. Один человек любит слушать громкую музыку, другой - нет, одному приятен запах бензина, другого он раздражает. Эмоциональная окраска ощущений также индивидуальна.

    Физиологическим аппаратом, при помощи которого мы получаем ощущение, является анализатор (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и т.д.).

    Типы ощущений:

    Проприорицептивные (двигательные) передают информацию о состоянии мышечной системы, о положении тела.

    Интероцептивные (внутренние) передают информацию от внутренних органов в большинстве случаев не осознаются

    Экстерорецептивные (внешние) передают информацию, поступающую из вне.

    Виды ощущений:

    Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха.

    Вкусовые – имеет четыре основных модальностей: сладкое, соленое, кислое и горькое.

    Осязание – кожная чувствительность. Виды: давление, боль, тепло, холод

    2. Пороги чувствительности

    Кинестетические – ощущения от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении.

    Чувствительность обозначает способность рецепторов различать внешние раздражители и отношения между ними.

    Границы, в преде­лах которых организм воспринимает раздражители, назвали порогами.

    Когда речь идет о наименьшем по интенсивности раздражителе, то фиксируется нижний абсолютный порог. Когда же величина раздражения столь велика, что он перестает ощущаться в присущем ему качестве (например, громкость звука достигает такой силы, что восприятие звуковых сигналов становится невозможным), говорят о верхнем абсолютном пороге.

    Наряду с абсолютными порогами (верхним и нижним) были выделены пороги различения, или дифференциальные пороги.

    Среди факторов, изменяющих чувствительность, и тем самым сдвигающих пороги, выделяются адаптация, сенсибили­зация. Адаптация (от латинского adapto- приспособляю) - это весьма распространенный феномен изменения чувствительности к интенсивности действующего на рецептор раздражителя. Каждому хорошо знакомо, например, изменение функций глаза, когда он приспосабливается к различению предметов в темноте. сенсибилизация, под которой подразумевается повышение, обострение чувствительности.

    3. Синестезия

    Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называ­ется синестезией.

    Кроме эмоциональной во время ощущения может возникать (правда, в очень редких случаях) и несколько иная окраска. Например, у знаменитых русских композиторов А.Н. Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова природный слух сочетался с ощущением одновременной окраски воспринимаемых звуков в совершенно определенные цвета спектра. В частности, сложные аккорды (септаккорды) Н.А. Римский-Корсаков воспринимал так: до-ми, соль, си - окрашенными в синевато-золотистый цвет, ре-фа, ля-бемоль, си - в синевато-зеленовато-розовый с сероватым оттенком и т.д. Окраску для Н.А. Римского-Корсакова имели и некоторые трезвучия. При этом во всех трезвучиях ноты до-до «просветляли гармонию», си – «утемняла», а ля придавала аккорду «оттенок ясный, весенний, розовый».

    Такое явление называется синестезией. Описавшие это явление французские авторы назвали его «цветным слухом» (audition colorde). Он может иметь место не только при восприятии музыкальных тонов, но и при слушании любых звуков, например в момент чтения стихов. Физиологической основой данного феномена является необычная иррадиация процесса возбуждения с большим или меньшим захватом центральной части другого анализатора. Это основано на природных качествах того или иного анализатора человека. В дальнейшем эти качества в результате постоянной тренировки развиваются и достигают иногда значительной степени выраженности.

    В результате непосредственного или длительного действия раздражителя может повышаться или понижаться чувствительность анализатора, приводя к адаптации ощущений или обострению (сенсибилизации) их. Подпороговые раздражители не вызывают осознание ощущений.

    По модальности (виду анализатора) различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов - ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и пр. Органические чувства («темные чувства», как их называл И.М. Сеченов) всегда носят не местный, а генерализованный характер и переживаются человеком как определенные состояния организма вообще.

    Взаимодействие ощущений может порождать так называемые интермодальные ощущения (теплый цвет, легкий звук, острая еда, колючий взгляд, тяжелый запах и т.д.).

    4. Гипестезия и гиперестезия

    В практической деятельности человек имеет дело преимущественно с предметами, отдельные стороны и качества которых выступают в виде различных свойств. Эти отдельные свойства и познаются нами в процессе ощущений. И подобно тому, как недостаточно знания какого-либо одного симптома для постановки диагноза, невозможно было бы составить себе правильное представление о данном конкретном объекте, пользуясь при этом всего лишь одним его свойством.

    Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Например, перед человеком находится предмет. Первое ощущение – «прозрачности». На этом этапе взаимодействия человека с конкретным объектом пока еще ничего определенного сказать нельзя, ибо свойством прозрачности обладают и стекло, и вода, и лед, и некоторые пластические массы и т.п. Новое ощущение – «объект твердый». Представление о воде исключается. Еще ощущение – «объект пустотелый, стенки его тонкие, обычной комнатной температуры». Следовательно, о льде речи быть не может. Далее оказывается, что вес предмета довольно значительный. Поэтому предположение о пластмассе должно быть подвергнуто сомнению. На помощь приходят еще два ощущения: «предмет при надавливании не деформируется и издает при постукивании характерный звук». Напрашивается вывод: «Вероятно, стекло». Вслед за синтезом всех этих - в нашем примере последовательных, а в действительности почти одновременных - ощущений происходит сопоставление их со свойствами ранее воспринятого подобного же объекта (чувство жажды, тяжести в руке, ощущение влаги во рту, прохождение тяжести по пищеводу и т.п.). В результате этой почти одномоментной аналитико-синтетической деятельности, субстратом которой служит определенный комплекс ощущений, рождается новая психологическая категория - восприятие. Теперь человек уверен, что у него в руках находится пустой стеклянный стакан.

    Гипопатия и гиперпатия - следствие изменения чувственной окраски и появления своеобразных ощущений и восприятий (например, при гипопатии в области вкусового анализатора любая пища кажется безвкусной «как трава»). Акустическая гиперпатия характеризуется чувством дурноты, тяжести в голове, звуки человеческого голоса кажутся раздражающими и надоедливыми.

    Часто встречается гиперестезия - повышение восприимчивости реальных раздражений, при этом порог раздражения понижается. Например, стук пишущей машинки оглушает больного, горящая свеча слепит и т.п.

    При гипестезии (гипостезии) налицо понижение восприимчивости раздражений при повышении их порога. В этом случае человек почти не реагирует на укол, на ползающую по лицу муху и т.п.

    Если анализатор не способен отвечать на раздражение, то это носит название анестезии (например, при анатомическом перерыве одного из периферических нервных стволов, в случае нарочито вызванного недеятельного состояния рецептора - при введении новокаина, внушенной анестезии и др.).

    5. Парастезии и сенестопатии

    При нарушении нервных проводников, в частности сосудистой иннервации, могут возникать ощущения жжения, покалывания, стягивания кожи, ползанья насекомых - это парестезии.

    Сенестопатии - постоянные неприятные ощущения «внутри тела» неопределенного характера и без точной локализации: «чувство шевеления, переваливания и перекатывания», «постоянные дребезжащие боли», «в ноге надуваются, передвигаются и лопаются пузырьки с газом» и т.п. Они крайне тяжело переносятся больными.

    Так же, как и врачи, психологи и педагоги могут нередко столкнуться с кожным зудом, на который жалуется пациент или учащийся. В механизмах развития зуда еще много неясного. Отсутствие зависимости зуда от состояния других видов кожной чувствительности дает основание предполагать, что он представляет собой отдельный вид ощущения и имеет собственные механизмы возникновения, развития и исчезновения.

    Кожный зуд - предвестник и спутник многих заболеваний, поэтому психологи и педагоги должны рекомендовать всем обращающимся к ним с жалобами на кожный зуд пройти медицинское обследование у врачей-специалистов.

    Кожный зуд может наблюдаться при целом раде различных заболеваний и функциональных состоянии человека: при эмоциональном напряжении, неврозах, органических поражениях центральной и периферической нервной системы, нарушениях обмена веществ, деятельности желез внутренней секреции, болезнях печени, крови и т.д. В других случаях зуд может быть связан с введением медикаментов (антибиотиков и сульфаниламидов, некоторых наркотических средств) или приемом определенного вида пищи (пряности, шоколад). Чаще всего зуд имеет место при заболеваниях кожи.

    Установлено, что возникновение зуда сопряжено с последующими изменениями деятельности внутренних органов, в частности желудка. Особенно неблагоприятное влияние зуд оказывает на психику человека: больные становятся раздражительными, нетерпеливыми, подчас бывают злобны и гневливы. Контакт с такими людьми весьма затруднителен и требует определенного навыка и большого терпения.

    В соответствии с последними данными можно предполагать, что механизмы развития зуда тесно связаны с нарушениями работы вегетативной нервной системы, в частности с гуморальными и сосудодвигательными факторами.

    И все-таки больше всего неприятностей причиняют человеку расстройства восприятия в форме различных болей (невралгии, корешковые боли, фантомные, таламические и др.). Недаром страдающий человек называется больным, а само страдание - болезнью. Боли могут возникать и у здоровых людей (при прорезывании зубов, мышечные боли при перетренировке). Боль сопровождает (что считалось до последнего времени обязательным) родовой акт. Хронические или резкие острые боли изматывают человека, способствуют понижению настроения, угнетению волевых функций, замедлению интеллектуально-мнестической деятельности, а иногда могут привести к выключению сознания.

    Установлено, что переживание боли сопровождается резким повышением мышечной активности и тонуса скелетных мышц. Одновременно учащаются сердцебиение и дыхание, повышается артериальное давление. Сосуды внутренних органов суживаются, сокращается селезенка. В момент ощущения боли расширяются зрачки. В последние годы выяснено, что боль усиливает обмен веществ в организме. Перечисленные и некоторые иные сдвиги являются выражением стимуляции жизненных сил организма человека.

    Наоборот, деятельность тех органов и систем, которые не принимают непосредственного участия в осуществлении защитных реакций, при болевых раздражениях угнетается. Особенно это касается работы секреторных огранов: уменьшается отделение секрета желез кишечника, желудка, поджелудочной железы, печени; понижается лактация, задерживается моторика желудка и кишечника и др.

    Все эти довольно характерные сдвиги обусловлены тем, что при болевых раздражениях прежде всего изменяется тонус нервной системы. Рефлекторное его повышение, в особенности симпатикотония, обеспечивает своевременную перестройку внутренней среды организма с целью мобилизации защитных сил. Характерно, что боль способствует понижению порога возбудимости зрительного и слухового анализаторов. Напротив, пороги тех видов чувствительности, которые не играют решающей роли в непосредственной защите организма, повышаются (тактильная, вибрационная, вкусовая и температурная чувствительность).

    При значительной силе болевых раздражителей после короткого периода возбуждения защитных сил может наблюдаться угнетение активности организма. Это сопровождается падением тонуса центральной нервной системы, замедлением работы сердца и легких, снижением обмена веществ. Исследования показывают, что в подобных случаях в коре больших полушарий головного мозга развивается запредельное торможение, имеющее охранительный характер и достаточную интенсивность, и экстенсивность (с захватом подкорки).

    Оба фактора, о которых говорилось выше, - кожный зуд и боль - должны учитываться, во-первых, с точки зрения особенностей поведения человека (возбужденное состояние, вынужденное положение конечностей, отклонения в речи, моторике и т.п.); во-вторых, некоторые люди по разным причинам склонны скрывать свои ощущения. В этих случаях психолог (врач, педагог) должен проявить наблюдательность и всеми мерами способствовать откровенности собеседника. Наконец, вследствие зуда или боли больные месяцами могут находиться в угнетенном состоянии, а иногда у них даже имеются суицидальные мысли. Многие для утоления боли или зуда прибегают к наркотикам. Все это следует учитывать в общении с людьми.

    Осмотр и наблюдение в некоторых случаях могут дать очень много. О наличии, например, гиперестезии и гиперпатии можно судить по особенностям реакций на некоторые раздражители: человек садится к окну спиной, просит собеседника говорить негромко, сам старается произносить слова тихо, полушепотом, вздрагивает и морщится при скрипе или хлопанья двери.


    написать администратору сайта