Главная страница
Навигация по странице:

  • Политико-правовая мысль Древней Индии

  • Политико-правовая мысль Древнего Китая

  • Политические и правовые учения Древнего Востока. Материалы лекции по Теме 2. Тема Политические и правовые учения Древнего Востока


    Скачать 27.12 Kb.
    НазваниеТема Политические и правовые учения Древнего Востока
    АнкорПолитические и правовые учения Древнего Востока
    Дата19.12.2022
    Размер27.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМатериалы лекции по Теме 2.docx
    ТипДокументы
    #851790

    Тема 2. Политические и право-вые учения Древнего Востока.


    1. Политико-правовая мысль Древней Индии.

    2. Политико-правовая мысль Древнего Китая.


    К древнему миру принято относить период от IV–II тысячелетия до н.э. до VI в. н.э. Считается, что это было время перехода от родового строя к государственному, первоначального формирования политических, правовых систем и зарождения политической мысли. Государство и право, формировавшиеся в обществе, не являлись самостоятельными институтами, были включены в систему общественного управления и социального регулирования, а представления о них – в систему существовавшего тогда мировоззрения.

    В основе первоначального мировоззрения лежали представления об обществе, человеке, как составной части природы, космоса, о земном порядке и государственном устройстве, как неразрывной части общемирового, космического порядка. Вера в вечность, нерукотворность этого порядка определила консерватизм древнего мировоззрения и негативное отношение к развитию по воле людей, изменению, в котором виделся регресс. Такие представления нашли отражение в мифе о четырех веках: золотом, серебряном, бронзовом и железном (характерны на Востоке для Индии, на Западе для Греции).

    Это мировоззрение официальной философией называется пессимистическим, несмотря на то, что в нем присутствует вера, основанная на циклическом представлении о движении, в возврат золотого века. Иудейско-христианская традиция рассматривает движение, историю как путь от низшего к высшему, к Царству Божьему.

    В этих условиях политико-правовая мысль не носила самостоятельного характера. Она являлась составной частью космических, религиозных, мифологических представлений, легенд, сказаний, обычаев, ритуалов. Она являла собой сложную систему, состоящую из религиозных догм, моральных представлений, прикладных знаний. Прикладной характер политико-правовых знаний определялся тем, что они были связаны не столько с разработкой теоретических понятий, сколько – конкретных вопросов власти, искусства управления личным примером, порядка.

    Вместе с тем политико-правовой мыслью древности были поставлены вопросы, и сегодня составляющие ее содержание. К ним относятся: происхождение, назначение, устройство государства, характер власти, роль принуждения, соотношение человека, личности, общества и государства, политики и морали и др. Дана своеобразная трактовка важнейших категорий – справедливости, ответственности, правды, общего блага.

    Государство рассматривалось как продукт божественной воли. В его устройстве предпочтение отдавалось монархическому и аристократическому принципам. Например, в трактатах жрецов (XXVIII-XXIII в. до н.э.), «Поучениях» египетских царей (XXVIII-XXIV вв. до н.э.) дано обоснование божественной природы государства, власти, централизации государственного управления.

    Демократия считалась худшей из форм правления. Личность рассматривалась как часть целого, общества. Индивидуализм, представления о свободе, неотчуждаемых правах были чужды сознанию древнего человека.

    Каждая древняя цивилизация внесла свой вклад в развитие политико-правовой мысли.

    Древний Восток представлен большим количеством стран: Индия, Китай, Ассирия, Персия, Египет и др. Речь пойдет о политико-правовой мысли Индии и Китая, которые оказали влияние на мировую историю и сохранили свои древние устои и самобытную культуру.

    Их политико-правовые системы отразили общественный и политический строй, основанный на азиатском способе производства. Для него характерны были государственная собственность на землю, сохранение семейной, позднее – сельской общины, эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Этот способ сохранился во многих странах Востока до XX в.

    Типичной государственной формой была восточная деспотия. Господствовали патерналистские представления о власти. Правитель рассматривался как отец подданных, он обязан заботиться об общем благе. Подданные не вправе предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответственен не перед людьми, а перед богом.

    Политико-правовая мысль каждой из этих стран отличалась своеобразием.

    Политико-правовая мысль Древней Индии. Одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения, включавшего политико-правовую мысль, дала Индия. Особенностью мировоззрения и политико-правовой мысли Древней Индии является более тесная связь с религией и мифологией.

    Историческая эпоха Индии подразделяется на два этапа: первый – от III–II тысячелетия до н.э. до VI в. до н.э.; второй от него до н.э. Согласно официальной историографии на первом этапе сохраняется родовой строй. Государственность появляется в середине первого тысячелетия, около VI в. до н.э. в результате образования крупных территориальных объединений.

    В условиях первого периода, пришествия ариев, в результате борьбы арийских племен между собой, с коренным населением, социальной дифференциации произошло формирование сословно-кастового строя. Общество распалось на четыре сословия (варны) с определенным родом занятий. Брахманы – священнослужители, кшатрии – правители и воины, вайшьи – земледельцы, торговцы, шудры – лица физического труда, слуги. Позже в рамках варн возникли более мелкие, но столь же замкнутые группы – касты (джати), их около 600.

    В условиях этого периода безраздельно господствует религия брахманизма, явившаяся детищем брахманов и кшатриев, сосредоточивших в своих руках духовную и светскую власть. Религиозно-философская система брахманизма, получившая название по имени верховного бога Брахмы, впитавшая элементы доарийских культов, была воплощена в Ведах1, священных писаниях брахманов. Поэтому период назван ведийским.

    Брахманизм – политеистическая религия. Среди ведийских богов выделяется один верховный, по-разному называвшийся – Индра, Пуруша – существовавший изначально, сотворивший мир. Наиболее общим обозначение высшего божества является слово «брахман», которое является источником всего сущего, наделяется личностными свойствами и обозначает абстрактное духовное начало, абсолют.

    Веды представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного назначения. Их четыре: Ригведа – собрание гимнов (сложился к X в. до н.э.), Атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний, Упанишады – сборник религиозно-философских трактатов, в которых содержатся поучения, молитвы, ритуалы (ранние –X–III вв. до н.э., поздние –XIV–XV вв. н.э.), в них переход от обрядовой линии поведения, характерной для брахманизма к нравственному и интеллектуальному его обоснованию.

    В Ригведе берет начало концепция космического или божественного закона – риты. Рита – порядок, установленный изначально на небесах и на земле высшей силой и требующий от человека определенного поведения. За его нарушение ждет божественная кара. В фетишизированной форме риты выражалась мысль о закономерности, святости существующего порядка и недопустимости его изменения. Отсюда исключительное уважение к старине, обычаю, традиции, свойственное всем древним обществам.

    Наряду с понятием риты Веды содержат понятие дхармы, которое означает своеобразный кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением и включающий все требования Вед. Дхарма – это прежде всего обязанность. А благами человек пользуется не по праву, а в награду за нравственное поведение, за соблюдение дхармы. Считается, что основная масса людей следует дхарме не из добродетели, а из страха наказания. Его выражением было понятие «данда». Это выражено в законе кармы. Утверждается, что понятие права и категории, обозначающие право, закон, не разработаны в политико-правовой мысли всех стран Востока. Но это положение требует уточнения.

    Из Вед выводились принципы общественного и политического строя, основанного на иерархии варн. Согласно этим принципам шло возвышение вождя над племенем, превращение его в царя, а его власти – в наследственную.

    В VI–V в. до н.э. возникает буддизм как антибрахманистское течение. Оно связано с именем Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья Муни, названного Буддой, что означает «достигший просветления», «постигший истину». Будда отверг брахманистское понимание божественного происхождения власти, человека как маленькой частички мироздания и его ритуальность. Противопоставил им рационалистическое понимание природы и общества.

    Его учение сконцентрировано на личности. Основная цель учения – избавление человека от страданий, сопровождающих его в этой жизни. Основной путь избавления – самоуглубление, спокойное, философски-созерцательное отношение к окружающему миру, позволяющее сделать внутреннюю духовную жизнь неподвластной воздействию внешнего мира и тем самым познать подлинную связь с Вселенной.

    Буддизм проповедывал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной сфере. Равенство обосновывалось тем, что все живут в мире страданий и все имеют возможность духовного роста. Буддизм содействовал формированию крупных государств, укреплению империи Маурьев, в прочной, сильной власти видел гарантию сохранения государства и моральных устоев общества.

    На рубеже старой и новой эры на основе брахманизма, обновленного буддизмом, возникает новая система религиозного мировоззрения – индуизм. Индуизм, поглотивший буддизм, представляет собой обновленный брахманизм, сохранивший все его священные тексты.

    Правовая мысль развивается в соответствии с законоведческими трактатами, основанными на религиозных системах брахманизма, буддизма, индуизма. Исключение составляет жанр, так называемых артхашастр.

    К законоведческой литературе (дхармашастрам) относятся Законы Ману – наставления Ману в дхарме. Этот сборник сложился в период между II в. до н.э. и II в. н.э. Он содержит сведения о дхарме (долге людей разных варн), которая содержит все, что нужно для жизни правоверного индуса. В Законах Ману дается ссылка на Веды. Это свидетельствуют о победе брахманизма над еретическими движениями.

    К эпохе Маурьев относится один из значительных памятников Древней Индии «Артхашастара» Каутильи (IV в. до н.э.), который считается литературным псевдонимом министра основателя империи Маурьев Чандрагупты. «Артхашастра» – это трактат светского характера об искусстве управления, о том, ка следует приобретать, сохранять, преувеличивать и осуществлять власть, используя все доступные средства. Позже об этом будет говорить Макиавелли.

    Политико-правовая мысль Древнего Китая. Считается, что первые достоверные сведения о Китае относятся ко II тысячелетию до н.э. В отличие от Индии политико-правовая мысль Древнего Китая не основывается на священных писаниях. Она рано обособляется от религии, становится рационалистической. Ее разрабатывают философы, ученые, мудрецы. Здесь складываются самостоятельные школы философской, политической мысли – конфуцианство, даосизм, моизм, легизм и др.

    Связь между небом и земными порядками не отрицается, но основное внимание мыслителей обращено к Поднебесной, к проблемам общества, государства, человека. Рассмотрение этих проблем освобождается от религии, мифологии и осуществляется рациональным путем.

    Основу политико-правовой идеологии составляют практическая философия, нравственность, житейская мудрость. Основные направления политико-правовой мысли Древнего Китая: конфуцианство, моизм (479-400), даосизм (VI-V вв. до н.э.), легизм (390-338).

    Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – самый знаменитый китайский философ, чьи взгляды спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии. Взгляды Конфуция изложены в сборнике «Лунь Юй» (Беседы и высказывания), составленном его учениками в V в. до н.э.

    Конфуций излагал свои взгляды в условиях меняющегося общественного строя, прихода к власти зажиточных свободных общинников, землевладельцев, купцов. Его целью было сплочение родовой аристократии и упорядочение взаимоотношений.

    Философскую основу его взглядов составляло мировоззрение, основанное на понимании производного характера всего сущего от Неба, его карающей роли и силе. Небо у него синоним естественного мира природы. Все в Поднебесной предопределено небесной судьбой, в том числе место каждого человека в обществе.

    Этот естественный порядок в мире определяет его внимание и любовь к прошлому, к древности. Он говорил: хочешь знать будущее, изучай прошлое. Его мысль следует за понимаемым им законом природы. Отсюда его принципы государственного устройства и управления, всей системы отношений в обществе.

    К ним относятся: добродетель, справедливость, ответственность, гуманность, искренность, умеренность, уважение к старшим, сыновняя почтительность, исправления имен. Особое внимание Конфуций уделил обычаю, ритуалу, которому он придал мировоззренческое значение и поставил выше закона. Эти принципы обращены в первую очередь к правителю, который должен быть примером для подражания.

    Всех людей он делил на благородных и низких, сформулировал принципы нравственного поведения благородного мужа. В основу поведения положил культ учености и требование: «чего не пожелаешь себе, не делай людям».

    Даосистская школа, представителем которой был Лао-цзы (VI в. до н.э.). Ему приписывается книга «Дао-дэ цзин», хотя составлена она была значительно позже. В его понимании дао есть первопричина и закон развития Вселенной, которому подчинены небо, земля, природа, общество, человек. Подчинение вечному закону, жизнь в единстве с природой обеспечивает счастье человеку. Все сотворенное человеком отделяет его от дао, природы и ведет к несчастьям. Здесь содержится мысль о том, что цивилизация, совершенствование жизни ведет к гибели человечества.

    Его принципы: познание естественного и не уничтожение его человеческим; недеяние; деяние без борьбы; спокойствие; простота; скромность; умеренность; спокойствие.

    Государство – искусственная структура. Для минимизации недостатков государственного управления Лао-цзы предлагал следующее. Будущий правитель должен пройти двенадцать ступеней совершенствования. Государства должны быть маленькими. Их жители не общаются и не воюют.


    1 «Веды» означает ведение, знание. Корень слова тот же, что и в древнерусском глаголе «ведать». Это свидетельствует об общих арийских истоках.


    написать администратору сайта