шпоры педагогика. 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах
Скачать 175.9 Kb.
|
1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах. 2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока, Древнего Китая. Индии и Египта. 3. Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции. 4. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение подрастающего поколения. 5. Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. 6. Развитие педагогической мысли в Византии. 7. Школа и педагогическая мысль в средние века. 8. Деятельность светских учебных заведений (9-16 вв). Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки. 9. Реформация и ее политика в области образования. 10. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО 13 ВЕКА. 11. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века. Народная педагогика белорусов. 12. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского. 13. Деятельность и особенности образовательного процесса в конфессиональных школах на территории Беларуси (вторая половина XIII в.-1569 г.): православные, иезуитские, униатские, пиарские. 14. Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возраждения и Реформации. 15. Педагогические взгляды Гусовского, Будного, Тяпинского. 16. Просветительская деятельность Ф. Скорины. 17. Значение педагогических идей Л.Зизания, Смотрицкого, Лыщинского. 18. Педагогическая деятельность и взгляды С.Полоцкого. 19. Деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского. 20. Трактовка Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания, разработка классно-урочной системы. 21. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв. 22. Педагогическая концепция Джона Локка. 23. Особенности воспитательной системы Ж.Ж. Руссо. 24. Школа и педагогическая мысль в России XVII-XVIII 25. Просветительские реформы нач. XVIII века 26. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения 27. Школьная реформа 1782 – 1786 гг. Деятельность Ф. И. Янковича, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. 28. Теоретическое обоснование и реализация идей элементарного образования И.Г. Песталоцци. 29. Вклад И.Ф. Гербарта в развитие педагогики. 30. Педагогическая система А. Дистервега. 31. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века. 32. Роль Виленского университета в развитии образования в Беларуси. 33. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX века. 34. Педагогические взгляды и деятельность Пирогова. 35. Идея народности как основа педагогической системы К. Д. Ушинского, его дидактические взгляды. 36. Реализация идеи свободного воспитания Л.Н. Толстым в Яснополянской школе. 37. Просветительские взгляды Калиновского, Богушевича, Богдановича. Просветительская деятельность белорусских педагогов-этнографов. 38. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века. (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт). «Дом ребёнка» М. Монтессори. 39. Деятельность «новых школ»: Йена-план (П.Петерсен), Вальдорфская (Р.Штайнер), Дальтон-план (Е.Паркхерст), система С.Френе, школа-лаборатория Дж.Дьюи, трудовая школа (Кершенштейнер). 40. Деятельность Наркомпроса по реализации новой концепции развития школы. 41. Экспериментальная работа в опытно-показательных учреждениях (С. Т. Шацкий). 42. Педагогические взгляды П.П. Блонского. 43. Практическая и теоретическая деятельность Макаренко. 44. Советская школа в годы ВОВ. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992. 45. Развитие педагогической теории в 60-70 гг. Педагогика сотрудничества. 46. Гуманистическая педагогическая концепция В.В.Сухомлинского. 47.Школьные реформы в Западной Европе и США во 2ой пол XX - начале XXI века. 48. Мировые тенденции развития высшей школы. Болонский процесс. 49. Модернизация системы образования в РБ. 50.Основополагающие документы о развитии образования в РБ в к.20-нач.21 в. 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах. Картину детства чел-ой цивилизации, зарождения восп-я помогает восстановить изучение памятников мат-ой и дух-ой к-ры, языка, фольклора, этнографические данные о жизни немногих племен. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр. Свидетельства о воспитании древних людей донесли народные игры, обряды, развлечения, фольклор. Средством познания является изучение метафорического уровня того или иного языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.). Концепции происходжвоспит: 1.эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас): сближали воспит. деят. людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. 2.психологическая теория (П. Монро): объяснял происхождение воспит проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым 3. трудовая (воспитание как необходимая передача трудового опыта: собирательство, охота(должны были знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных) 4) антропосоциогенеза (объединяет все три). Специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Затем происходит соц. расслоение первобытного общества. Возникает семья. Воспит. становится сословно-семейным. В разных стратах(жрецы,воины,вожди) воспит различалось. В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Девочек обучали дом хоз-ву. 2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока, Древнего Китая. Индии и Египта. В древнейших государствах, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. Одновременно с укреплением общественных государственных структур начал складываться и новый социальный институт - школа. Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превращалось в подготовку ко взрослой жизни. Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. Учитель – новая специальность. Школа и воспитание в государствах Др. Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда Средоточием обучения и воспитания были семья, церковь и государство. «дома табличек» (первые заведения, где готовили писцов). Древний Египет. Особенности воспитания: 1)равноправное восприятие мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье; 2)детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь сформировать немногословие, волю и стойкость. 3) основой воспитания зачастую считалось послушание, которое иногда наказывалось физически. 4) Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем, что профессии передавались по наследству. 5) Школьное обучение начиналось с пятилетнего возраста, дети учились с утра д вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать , потом – составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи и охры. Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи. 6) Школы создавались пи храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математик, географию, астрономию, медицину и языки. 7)В эпоху Нового царства появились школы врачевателей. Существовали также царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов. Древняя Индия: две эпохи: дравидско-арийская (разделение населения) и буддийская. В др.-арийской существовало 4 касты: брахманы (жрецы) – высшая каста (развитие интеллекта), кшатрии (проф. Воины – сила, воля, стойкость), вайшьи – свободный трудовой народ – трудолюбие, мастерство, терпение, упорство, шудры- низший слой – повиновение и покорность., не имевший никаких прав и множество обязанностей. Были введены впервые ноль и счет с помощью десяти знаков. Писали на пальмовых листьях, преобладала устная речь. Были семейные школ, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, обучение было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики. Возникает новая религия – буддизм. Основа ее- провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной части , как неоспоримой ценности. Основа воспитания – совершенствование человеческой души. В период ренессанса индуизма (2-6 вв), получившего название «необрахманского» воспитание претерпевает значительные изменения. Увелич.числа школ, образование направлено на то, чтобы научить чел.различать сущностное и переходящее, достигать душевной гармонии. 2 др.учебных заведений: толь – начальная школа и аграхар – высшая школа. В тот период возникли крупные образовательные центры в Такшашиле и Наланде. Древний Китай: Воспитание носило семейно-общественный характер. Идеалом воспитания был вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством , человек. Первые школы появились в 3-м тысячел. До н.э. И были двух типов :сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт. Сюйбыла военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу бучения которой входило 6 предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание уделялось развитию самостоятельности. Философские школы : даосизм(сближение с природой, пассивность), буддизм, конфуцианство(нравственное самосовершенствование). Идеология конфуцианства стала ведущей. 3. Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции. Древняя Греция была представлена крупными городами (Афины, Спарта). 2 абсолютно различные системы воспитания. Спартанская система воспитания: 1) физичесое развитие: сильный духом человек, который разбирается в военном деле. До 7 лет – семейное воспитание.если новорожденный здоровый, то он имеет право на жизнь. Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) – представитель государственной власти, а непосредственное руководство – эйрены – юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить. Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи – способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях – агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства. Афины: цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога. С 7 лет дети поступали в школу. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе.С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование. юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимназии: Ликей, Академия, Киносарг, Далее все юноши с 18 до 20должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении, целью которого была военная подготовка.Женскоеобразование в Афинах не было развито так, как в Спарте. от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию. 4. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение подрастающего поколения Одним из первых был Пифагор (VI в. до н.э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, которые выглядели на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались известные познания его философии, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. К примеру, совет "не ходи по дороге" подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило "уважай закон" означало призыв к уважению родителей, сдержанности и немногословию. Несколько пифагорейских изречений педагогической направленности: "Правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика", "Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно". В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло хорошо продуманную, отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы "упорядочить и гармонизировать сознание". Затем в храме велось "преподавание, учение и исправление нравов". После полудня проходили совместные чтения с комментариями. Один из первых философов Древней Греции Гераклит (520–460 до н.э.) высказал основательные педагогические идеи: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека ("всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными"), разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать сущность, а не только факты ("мудрость в том, чтобы знать все как одно", "многознание уму нс научает"). Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать". 1. чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания. 2. необходимость сообразовывать воспитание и развитие с внутренней природой ребенка (принцип природосообразности), которую он назвал «микрокосмом». 3. обосновывал важность семейного воспитания, решающую примера родителей 4. выделил упражнение, как одну из составляющих обучения, основанного на сознательном интересе к изучаемому предмету. Самый известный представитель философии софистов - Сократ (470/ 469 - 399 до н. э.). 1. цель воспитания не как овладение установленными моральными нормами, а как развитие формирование основ осознанного поведения. 2. методы воспитания: диалог, спор, беседу. 3. Сократические беседы(!) : педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка постигать истину: «В споре рождается истина», а в финале диалога формулировать понятие или определение. Сократ был одним из родоначальников диалектических приемов поиска истины путем постановки наводящих вопросов. Сократический метод можно считать одним из главных педагогических достижений Сократа. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. Известны имена учеников Сократа, высказавших интересные мысли о воспитании и обучении. Один из них, Ксенофонт (430–355 до н.э.) – автор первого античного педагогического романа "Воспитание Кира". Ксенофонт полагал, что образование может быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости. Другой ученик Сократа – Антисфен (450–360 до н.э.), основатель философской школы киников, полагал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называл пример наставника. Как особую задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага ("пусть дети наших врагов живут в роскоши"). Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), которой сам руководил. Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам. Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона: ✓ в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматривается сущность воспитания; ✓ в "Теэтете" излагается теория познания; Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах "Государство" и "Законы". Платон не принял и осудил педагогические воззрения софистов. Идеальный воспитатель, по его представлениям, антипод софиста. Платон требовал от истинного наставника ограждать учеников от ложного знания, направлять их на путь истины и добродетели. Педагог ни в коем случае не должен стать торговцем секретами, как с помощью красноречия манипулировать другими людьми. Для Платона обучение и воспитание – пайдейя – это трудный путь к нравственному и физическому совершенству – калогатии. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, жизнь – преходящий этап движения человека к "истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям (эйде)". Платон анализировал связи воспитания с общественным устройством. По Платону, общество и образование не только взаимно зависят, но и реформируют друг друга. Платон особо выделил социальные функции воспитания – "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать". Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного". Платон полагал, что воспитание в состоянии помочь улучшать способности человека. Он рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло. Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины. Истинное полноценное знание (любомудрие), по Платону, доступно не всем. Оно неподвластно невеждам, которые самодовольно полагают, что не нуждаются в знании и не осознают своей темноты. Идея всеобщего обязательного образования, по Платону, противоречива. С одной стороны, предлагается программа, выходящая за рамки элементарного обучения. С другой – образование ремесленников и торговцев сводится к простому ученичеству, а рабы и вовсе не удостоились упоминания..Платон выделял несколько последовательных уровней воспитания и обучения: дошкольный (до 6 лет); начальный (с 6 до 18 лет); промежуточный (с 18 до 20 лет); наивысший уровень (с 20 до 50 лет). Относительно организации воспитания малышей Платон не последователен. В "Государстве" предлагается их воспитывать за общественный счет, отстранив родителей. В "Законах" – дошкольное воспитание возложено на родителей. На начальном уровне приобретаются основы образования, которое обогащается ориентацией на разные социальные роли (воины, гражданские чиновники, ученые, юристы). Обучение должно было быть всеобщим (для свободных граждан). Платон рекомендовал "обучать... однако без принуждения... Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски", тем более что "насильственно внедренное в душу знание непрочно". Особое внимание следовало уделять музыке и гимнастике, воспитанию эстетического вкуса и умеренности. В программу всеобщего образования включалось обучение грамоте, началам математики, простейшая трудовая подготовка посредством работы с "малыми инструментами – воспроизведением настоящих". Непременным условием называлось игровое обучение. На промежуточном уровне обучение остается всеобщим и обязательным. Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогических идеи учителя, так и свои собственные. Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Александра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Лицей, которым руководил в течение двенадцати лет. Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Политика": ✓ он придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию; ✓ допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников; ✓ считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование; |