Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Значение педагогических идей Л.Зизания, Смотрицкого, Лыщинского.

  • 18. Педагогическая деятельность и взгляды С.Полоцкого

  • 19. Деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского

  • 20. Трактовка Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания, разработка классно-урочной системы

  • 21. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.

  • шпоры педагогика. 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах


    Скачать 175.9 Kb.
    Название1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах
    Анкоршпоры педагогика
    Дата08.01.2023
    Размер175.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpedagogika_1.docx
    ТипДокументы
    #877254
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    16. Просветительская деятельность Ф. Скорины.

    Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий, своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, их оформление, свидетельствуют о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности), кроме религиозных текстов в ряде книг, в частности в "Малой подорожной книжице" содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств. Его книги прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.

    Педагогические идеи Ф.Скорины.

    • демократизация образования;

    • книга как средство просвещения;

    • опора на родной язык;

    • значение трудового воспитания;

    • воспитание чувства собственного достоинства;

    • формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;

    • ориентация на практические действия.

    Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.

    17. Значение педагогических идей Л.Зизания, Смотрицкого, Лыщинского.

    Лаврентий Зизаний(ок. 1550-60 – ок. 1634) получил образование на Волыни в Острожской школе. Преподавал церковнославянский и греческий языки во львовской, брестской, Виленской братских школах. Создал учебные пособия «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенская», «Катехизис Великий. «Азбука Л. Зизания стала второй по счёту азбукой у восточных славян, вышла в свет в 1596 году. В «Лексисе» автором даются сведения из истории, астрономии, географии, биологии, медицины, философии, юриспруденции, экономики и других наук. Большое внимание уделяется им также воспитанию и обучению. «Грамматик словенская», первый учебник по славянской грамматике, построена в форме вопросов и ответов. Роль учебных пособий Лаврентия Зизания в образовании восточнославянских народов невозможно недооценивать.

    МилетийСмотрицкий(ок. 1578 – 1633) просветитель, общественно-политический и церковный деятель. Родился в деревне Смотрич на Подолье. Начальное образование получил под руководством отца – ректора Острожской школы. Окончил философский факультет Виленской иезуитской академии, преподавал в православных братских школах Вильно, Минска, Киева. Свое образование продолжил за границей: слушал лекции в университетах Германии, Словакии и др. Получил степень доктора медицины.

    Деятельность МилетияСмотрицкого как педагога и учёного в первую очередь связана с деятельностью православных братств. В братских школах он преподавал старославянский, греческий, латинский языки, был ректором братской школы в Киеве. Достаточно долгое время М. Смотрицкий по сути дела находился во главе антиуниатского и антикатолического движения, развернувшегося в тот период на Беларуси. Главное содержание его общественно-политической и литературно-педагогической деятельности заключалось в защите права белорусского народа на свою самобытную культуру.

    Значимым результатом педагогической деятельности М. Смотрицкого стала изданная в 1619 году «Грамматики славенскияправилное синтагма». Эта книга являлась продолжением борьбы просветителя против засилья на территории Беларуси католической церкви и польской экспансии, а также подтверждением прав белорусов на уникальность и сохранение своего языка. В предисловии к «Грамматике» автор высказывает надежду, что на родном языке будут читать лекции, учить писать. Это был один из лучших языковых учебников, сохранивший своё научное значение на протяжении XVII и первой половины XVIII столетия до появления в 1755 году «Грамматики» М.В. Ломоносова.

    Казимир Лыщинский(1634 – 1689) белорусский мыслитель-атеист. Родился в д. Лыщицы (Брестская область). Образование получил в иезуитском коллегиуме в Берестье. Уникальность атеистических взглядов К. Лыщинского заключается в их последовательности и бескомпромиссности в сложный период диктата иезуитов. Обладая врожденными способностями к вдумчивому анализу, исследуя античную философию и современную ему литературу, в своём трактате «О несуществовании Бога» он опровергает все доводы теологов. Считая Бога результатом представлений человека, а не реальности, К. Лыщинский также, будучи поляком по национальности, осуждал захват Польшей чужих земель, ущемление политических и национальных прав православного населения. За свои взгляды К. Лыщинский был приговорён к смертной казни.

    В своём имении Лыщицы им была организована школа, отличавшаяся подлинным демократизмом: учились в ней дети местной шляхты и крестьян. Содержание обучения было выстроено на основе рациональных наук о законах развития природы и природных явлений, окружающей среды. В школе также преподавались различные языки.

    18. Педагогическая деятельность и взгляды С.Полоцкого

    Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский-Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашество, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь. Царь не пообещал помощь, но человек этот ему приглянулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском монастыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя ( Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг Тестомент Василия царя Греческого, Псалтырь(переложенный в стихотворную форму), Букварь с Предисловием к юношам учиться хотящим. Написал сборники стихов Вертоград многоцветный, Рифмологионидр, которые посвящены воспитанию и обучению.

    Педагогические идеи С. Полоцкого. Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноевропейской педагогики.

    • Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.

    • Целенаправленность в воспитании;

    • Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;

    • Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;

    • Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;

    Труды Полоцкого: Педагогические взгляды Полоцкого испытали на себе влияние философии Фомы Аквинского. Пять книг великого схоласта сохранились в московской библиотеке Симеона. Недаром сам патриарх Иоаким находил в книге Полоцкого «Венец веры» «вымышленияАквиновы». Умение Фомы примирить науку и религию было близко Полоцкому. В своем раннем педагогическом сочинении «Книжица вопросом и ответом, иже в юности сущим зело потребны суть» (1669) Симеон отстаивает науку, указывая, что она не только не колеблет веры в бога, но даже утверждает ее. Позже он писал: «Не порицаются зде художества свободная, Грамматика, Риторика, Философия и прочая, иже зело суть полезна в гражданстве и к духовной премудрости пособственно». Усвоил Полоцкий и теорию Фомы Аквинского о пяти человеческих чувствах. Проблеме учительства Фома уделял большое значение. Он писал об учительстве как форме служения людям, ибо, по его словам «лучше передать другим полученное в созерцании, чем созерцать одному». Об этом говорил и Полоцкий во втором предисловии к «Псалтыри рифмотворной», утверждая, что долг человека просвещенного — делиться своими знаниями с другими, воспитывать в них мудрость. По мнению Симеона, тот, кто утаивает в себе мудрость, не делится ею с окружающими,— тот подобен человеку, закапывающему в землю чистое золото. Как не вспомнить тут слова Фомы: «Милости дарованные даны на пользу другим».

    19. Деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского

    Творчество создателя научной педагогики Яна Амоса Коменского (1592-1670) пронизано духом гуманизма. Педагогика Я. А. Коменского была нацелена на разрешение острых противоречий, сложившихся в то время в образовательно-воспитательной практике, безнадежно отставшей от реалий Нового времени и не соответствовавшей новым социокультурным условиям Западной Европы. В трудах Я. А. Коменского впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.

    Теорию всеобщего универсального образования Коменский изложил в главной книге своей жизни - «Великая дидактика» (1633-38). Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

    Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира.

    Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. Воспитание рассматривалось Коменским как важнейшее средство подготовки человека к деятельной, практической жизни, к познанию реальной жизни. Этот вопрос у него связан с идеей пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, существующих в мире.

    Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени:

    — материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);

    — школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);

    —для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию);

    —академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.

    Основной формой обучения в школе, согласно Коменскому, должен стать урок. Учащиеся при классно-урочной системе группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок имеет свою цель и строго определенную тему.

    Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:

    1. Обоснование принципа природосообразности, в соответствии с которым воспитывать и обучать детей необходимо в соответствии с законами природы.

    2. Разработка возрастной периодизации.

    3. Создание классно-урочной системы обучения, сыгравшей значительную роль в истории просвещения всего мира.

    4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения.

    5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.

    6. Систематизация знаний о воспитании детей дошкольного возраста и создание учения о материнской школе. Книга Я. А. Коменского «Материнская школа» — первое в истории педагогики исследование целей, задач, содержания и методов дошкольного воспитания.

    20. Трактовка Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания, разработка классно-урочной системы

    Принцип природосообразности воспитания - отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.

    классно-урочную система обучения:

    — материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);

    — школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);

    —для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию);

    —академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет

    21. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.

    В предверии Нового времени – 17 начало 18 в. – в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским. 17-ое столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования, что также получило отражение в педагогической мысли. Новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Ярким примером проявления указанных тенденций может служить творчество ряда мыслителей. Великий чешский педагог - гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ЯНА КОМЕНСКОГО В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом его педагогической теории. От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою «tabularasa», т.е. чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано. Этапы познания. Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая ступень познания — умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение - и абстракцию. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость. Итак, ступени познания: чувственное познание; обобщение, абстракция, научное знание; осмысление, проверка практикой, мудрость. «Великая дидактика» Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание, Эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви. Ступени школьной системы: 1) материнская школа — для детства (до 6 лет); 2) школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет); 3) латинская школа — для юношества (до 18 лет); 4) академия — для зрелости (до 24 лет). Основные работы: 1631 — «Открытая дверь к языкам». 1657 — «Материнская школа» (написана в 1628 г.). 1657 — «Великая дидактика» (написана в 1632 г.). 1658 — «Мир чувственных вещей в картинках». Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики. Таким образом, Локк развил новые педагогические идеи, которые могут быть кратко представлены следующим образом: — ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков; — все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту; — воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок; — основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель; — здоровье ребенка — первая задача воспитания; — пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов; — следует отказаться от принуждения в воспитании; — польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении. Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм и рационализм. Педагогические идеи Локка были изучены, критически осмыслены и развиты в работах французских просветителей XVIII в. Основные работы: 1690 — «Опыт о человеческом разуме». 1693 — «Мысли о воспитании*.

    РУССО: Итак, цель воспитания — сделать воспитанника человеком, воспитать в нем прежде всего черты, нужные любому человеку. Кто является воспитателем? По утверждению "Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди. Воспитание дается нам или природою, или людьми, или вещами, но, считает Руссо, результат достигается в воспитании тогда, когда они не противоречат друг другу. Природа как источник воспитания — это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека Природа в данном контексте — это природные данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка согласна его природе. Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода: Младенчество — от рождения до 2 лет; детство — от 2 до 12 лет; отрочество — от 12 до 15 лет; юношество — от 15 до вступления в брак. Основные педагогические идеи: — Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный общесгвом и воспитанием человек в его естественном состоянии. — Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку. —Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель. — Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться. — Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы. — Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми — этой задачей следует руководствоваться в учении. — Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей. Основные работы: 1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат). 1761 — «Новая Элоиза» (роман). 1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат). 1772 — «Исповедь». Дени Дидро (1713-1784), французский философ, просветитель, писатель. В 1773-74г. посетил Россию, по предложению Екатерины 2 участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования в России. Написал "План университета, или школы публичного преподавания наук для Российского правительства". Виднейший представитель французского материализма 18в. Вдохновитель, организатор и один из основных авторов знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", главной задачей которого были пропаганда естественнонаучных знаний - сильнейшего оружия против традиционной идеологии. Д. Дидро высоко ценил роль воспитания в формировании человека. Он призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо-физиологические особенности, а также социальные условия, в которых происходит становление личности. Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Высказал соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учащихся. Особое внимание уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил, прежде всего, глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта