шпоры педагогика. 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах
Скачать 175.9 Kb.
|
27. Школьная реформа 1782 – 1786 гг. Деятельность Ф. И. Янковича, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений. В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович (1741 – 1814) Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. Открывались и содержались малые училища на средства горожан. Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества. Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. Николай Иванович Новиков– один из самых значительных деятелей русской культуры и общественности XVIII в., просветитель, писатель. Он издал более тысячи книг по самым различным отраслям знаний – истории, педагогике, медицине, сельскому хозяйству, издавал сочинения русских и иностранных писателей, учебники, детские книги, книги для народа. 28. Теоретическое обоснование и реализация идей элементарного образования И.Г. Песталоцци. Г. Песталоцци значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания. Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что "сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точные". Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти от наблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякого познания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу — найти такие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать — крестьянка могла бы обучать своих детей. В основе всякого знания, по мнению Г. Песталоцци, лежат элементы. Каждый человек, по его мнению, когда он хочет выяснить что-либо непонятное, всегда ставит перед собой три вопроса: 1) Сколько у него предметов перед глазами? 2) Какой они имеют вид, какова их форма? 3) Как они называются? "Число, форма и слово, по выражению Песталоцци; элементарные средства всякого обучения". В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу — счет, а слову — речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете и речи пробуждает в ребенке важнейшее качество — способность мыслить. Такова по убеждению Г. Песталоцци, основная и конечная цель обучения в народной школе. Руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование "ума, сердца и руки". И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода: 1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию; 2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела; 3) силы души, вырастающие из задатков к тому, Чтобы любить, стыдиться и владеть собой. Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных. Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об "элементарном образовании", которые он обобщенно именовал как "метод". Метод элементарного образования — это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями: 1) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию; 2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения — основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития; 3) активность ребенка в познавательной деятельности — необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира. И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию. 29. Вклад И.Ф. Гербарта в развитие педагогики И. Ф. Гербарт является довольно известным немецким преподавателем, ученым в области психологии, философии. Это выдающийся метафизик-консерватор. Он был последователем Песталоцци и являлся его почитателем. Выдвигал теорию, что мир состоит из вечно существующих «реалов». Гербарт впитал в себя и переработал большое количество передовых идей того времени. Он опирался на достижения великих ученых различных мировых школ. Именно эти знания помогли Гербарту разработать собственную основу научной теории воспитания и обучения. Его главная педагогическая идея заключалась в том, что педагогика – это сфера научной деятельности. Эта концепция поддерживала интерес великого ученого к работе. Педагогическая система Гербарта заключается в довольно значимом влиянии на развитие теорий обучения. Теория воспитывающего обучения описана великим педагогом в следующих произведениях: • «Очерк лекций по педагогике». • «Общая педагогика». • «Учебник психологии». • «Краткий курс педагогики». • И многих других. Педагогические идеи Гербарта актуальны до сих пор. Очень весомое значение он придавал воспитанию, развивая его через обучение различным наукам. В результате этого развития у человека появляются интересы, которые можно разделить на следующие виды: • Эмпирическая составляющая. Интерес ко всему миру. • Умозрительная составляющая. Интерес к причинам появления различных вещей или ситуаций. • Эстетическая составляющая. Интерес к искусству, музыке, танцам и так далее. • Симпатическая составляющая. Интерес к близким людям. • Социальная составляющая. Интерес к каждому человеку. • Религиозная составляющая. Также Гербарт отмечал важность нравственного воспитания. Он выделил пять основных положений, которые относятся к нравственному воспитанию: • Чтобы человек был целостной, правильно ориентированной личностью, он должен быть свободен. • Внутренняя гармония ведет к совершенству. • Человек должен искать компромиссы в решении проблем с другими людьми. • Человек должен быть справедливым по отношению к другим и к себе. • Человек должен всегда помнить о своих правах и обязанностях. 30. Педагогическая система А. Дистервега Ф.А.В.Дистервег(1790-1866)-немецкий педагог. Он занимался вопросами обучения и в-ия в начальной школе. Является последователем идей Песталоцци. Всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. Оновнойпед-ий труд-«Руководство к образованию немецких учителей» (1835). Является автором 20 учебников и руководств по мат-ке, нем. языку, географии, астрономии. Д. выступал за обновление школьногообр-ия. Главной задачей народной школы должно быть разностороннее развитие каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей. Выделил 3 ступени возрастного развития детей школьного возраста: 6-9 лет; 9-14 лет; 14-16 лет. У Д. ведущие принципы в-ия и об-ия: природа сообразность, культуросообразность, самодеятельность. Природа сообразность: следование в в-ии и об-ии природе ребенка. Культро сообразность означает учет в содержании в-ия исторически достигнутого уровня культуры. Самодеятельность Д. понимал как активность, инициативность личности. Развитие детской самод-сти,по его мнению, конечная цель в-ия. Д.разработал дидактику развивающего об-ия, к-ую изложил в 33 правилах. Эти правила ,по его мнению, должны помогать учителю успешно осуществлять процесс обучения. Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению пед-ких проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек - мое имя, немец - мое прозвище», — говорил Дистервег. Важнейшим принципом воспитания Д. считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природа- сообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Д. является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнение к принципу природосообразности Д. выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Но важно, что он подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Д., развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь том случае, если будет направлено на достижение определены цели, которая составляет объективную сторону воспитания О воспитании Задачи школы: • воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; • воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно. Цели и принципы воспитания - «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: • следование за процессом естественного развития человека; Об обучении Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей. Формальное образование связано с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Предметы преподавания: • отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки, Правила и принципы обучения:'• обучать природосообразно, • обучать соответственно особенностям детского восприятия, • от примеров надо идти к правилам, • от предметов — к обозначающим их словам. Требования к учителю: • должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься ПОСТОЯННЫМ самообразованием; • на уроке должна доминировать атмосфера бодрости; • преподавание должно быть энергичным, чтобы будить. 31. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века. В 1803 г. были опубликованы "Предварительные правила народного просвещения", а затем, в 1804 г. – "Устав учебных заведений, подведомыхуниверситетам.Этими документами была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия, университет. Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский (Дерпт с 1721 перешел к России, а в 1625 был швейцарским городом, с 1893 по 1919 г Юрьевск, в буржуазной Эстонии г Тарту, г. Тарту с 1940 в советской Эстонии). Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. На университеты наряду с научными и учебными возлагались и административно-педагогические функции. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, в связи, с чем при советах университетов создавались училищные комитеты, и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов ("визитаторов"). Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные – директору гимназии, гимназии – ректору университета, университет – попечителю учебного округа. Приходские училища – одногодичный курс обучения, цель подготовки учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались. В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: закон божий, нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики и некоторые отделы книги "О должностях человека и гражданина". Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств и в больше числе. Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а, во-вторых, сообщить детям неприливигированных свободных сословий "необходимые познания для работы в промышленности". Учебный план включал 15 учебных предметов: закон божий, "Книга о должностях чел и гражд.", российская грамматика, география, история, начальные правила геометрии, физики, естествен наук, технология промышленности, хозяйства относящееся к краю, где находилось училище. Предметы преподавались двумя учителями, каждый учитель вел 7-8 предметов. Уездные училища финансировались лучше. Гимназии – учеба продолжалась 4 года. Цель гимназий предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а, во-вторых, преподавание наук тем, которые "пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека". В учебный план входили иностранные языки: лат, нем, франц, статистика, философия, логика, метофизика, нравоучение, словесность, теория поэзии, эстетика, математика, физика, естественные науки, теория коммерции, технология, рисование. В гимназии предлагалось иметь восемь учителей. В гимназии не преподается русский язык. Университеты составляли высшую ступень системы народного образования. Университеты управлялись выборными советами, профессора выбирали ректоров и деканов. Студенты могли создавать различные общества, кружки, устраивать товарищеские сходки. Главной задачей университетов являлась подготовка чиновников для всех родов государственной службы, в том числе и в области просвещения. В уставе 1804 года, как в уставе 1786 года, учителя рассматривались как чиновники. К началу Отечественной войны 1812 года в России было 47 губернских городов и почти в каждом из них были гимназии, уездные и приходские училища. К началу Отечественной войны (правление Александра 1) правительство все больше отходило от либеральных положений 1804 года и принимало меры к тому, чтобы использовать систему народного образования для распространения в народе самодержавной крепостнической идеологии. С 1811 г был введен закон божий во всех учебных заведениях. После Отечественной войны 1812 г свободолюбивые настроения в стране стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы. В учебных заведениях распространяется запрещенная литература: стих Пушкина, Грибоедова, поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского и др., в которых воспевалось высокое гражданское, патриотическое чувство, желание посвятить себя служению Родине, борьбе с тиранами. В отдельных школах передовые учителя рассказывали уч-ся о несправедливости крепостного права и темных сторонах российской действительности. В царских указах было в то время объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. Для того, чтобы затруднить простым людям возможность учиться в школах в 1819 году была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и в гимназиях. В 1828 году (с 1825 до 1855 правил Николай 1, был известен в Европе как "жандарм", из-за своей антидемократичной, жестокой и реакционной политики) был издан реакционный устав. "Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов". Каждый тип школы приобрел законченный характер и был предназначен для обслуживания определенного сословия. В целях укрепления сословного характера школьной системы преемственная связь между учебными заведениями, введенная в 1804 году, была отменена и доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу сильно затруднен. Приходские училища, рассчитанные на мальчиков и девочек из "самых низших сословий", не должны уже были готовить их к уездным училищам. Уездные училища, предназначенные для детей купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, не относящихся к дворянству, стали теперь трехклассными учебными заведениями. Гимназии, предназначенные для дворян и чиновников, сохранили преемственную связь с университетами. Готовили к университетскому образованию и выпускали молодежь со знаниями "приличными их состоянию". В конце 18 века Беларусь вошла в состав России. Это воссоединение положило начало новому периоду в истории культуры белорусского народа, а значит, и в развитии просвещения и педагогической мысли. Воссоединение с Россией создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся довольно широко известными благодаря тому, что в школах Белоруссии начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги. В учебных заведениях вводилось обучение на русском языке. Важными радикальными в области просвещения явились школьные реформы 1773г. в Речи Посполитой и в 1786г. в России. Юридическое оформление первой реформы было связано с образованием Эдукационной комиссии, а второй –с созданием комиссии по организации народных училищ. Обе реформы ставили прогрессивные цели, но небыли результативными, т. к. многое из этих реформ было не выполнено. Особенности первой реформы. Устав первой реформы предусматривал: 1)постепенное изгнание из школ схоластики, зубрежки, применение таких методов обучения, которые содействовали бы развитию мышления; 2)ведение в обучение наук естественного цикла; 3)постепенное освобождение школы от влияния церкви (священник должен выполнять свои функции в церкви и только в выходные и праздничные дни); 4)обучать детей в учебных заведениях независимо от сословий. Этот Устав действовал более 20 лет, в целом носил прогрессивный характер, но многое из Устава не удалось реализовать (бессословное образование, из-за нехватки средств на содержание многие школы опять перешли в руки священников). Не хватало учителей, учебников, наглядных пособий. Такое положение влияло на качество и сроки обучения. Многие школы прекратили свое существование. К этому периоду в России назревает необходимость реформирования школы. Российская реформа способствовала и развитию образования в Беларуси. Утверждается "Устав народных училищ", который предусматривает: 1)открытие главных училищ (с 5-летним сроком обучения) во всех губернских городах и малых 2-х. летним сроком обучения в земских, поветских городах (Полоцк, Могилев, Витебск и др.) В училищах учились дети всех слоев населения, мальчики и девочки. 2)учебные заведения стали лучше снабжаться учебниками, пособиями (гербарии коллекции, карты); 3)по-новому подошли к подготовке педагогических кадров (готовили учителей уроженцев тех мест, где нуждались в кадрах). |