Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Интегративная сущность науки о культуре.

  • 2. Предмет, задачи, структура культурологии.

  • 3. Методы культурологии.

  • культура. Тема 1. Тема Предмет и функции культурологии. Основные вопросы


    Скачать 316.21 Kb.
    НазваниеТема Предмет и функции культурологии. Основные вопросы
    Анкоркультура
    Дата23.12.2021
    Размер316.21 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТема 1.pdf
    ТипДокументы
    #316187

    Тема 1. Предмет и функции культурологии.
    Основные вопросы
    1. Интегративная сущность науки о культуре.
    2. Предмет, задачи, структура культурологии.
    3. Методы культурологии.
    1. Интегративная сущность науки о культуре.
    Слово «культурология» как название особой науки впервые предложил немецкий химик и философ В.Ф. Оствальд. Однако широкое использование данное обозначение получило благодаря американскому антропологу Л. Уайту.
    Именно он в своих работах подробно обосновал и разработал проект культурологии как самостоятельной области научных исследований.
    Культурология, по мнению Уайта, – это ветвь антропологии, рассматривающая культуру
    (институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам. Л. Уайт стал понимать новую науку как принципиально новый путь изучения культуры, ведущий от конкретных наук, рассматривающих отдельные аспекты и формы культуры, к целостному исследованию культуры как сложной, изменяющейся, объективной системы, законы и принципы существования которой следует раскрыть.
    В современной науке доминируют интегративные тенденции, и культурология подчиняется этому правилу. Она возникла на базе таких наук, как антропология, семиотика, лингвистика, этнография, этика, эстетика, археология, социология, психология, педагогика, история, религиоведение, искусствознание и др., исследующих отдельные аспекты и феномены культуры. Цель культурологии – свести все знания о культуре, полученные в рамках специальных наук, в единую систему, синтезировав и обобщив затем на методологическом уровне.
    Таким образом, культурология – это интегративная область социально-
    гуманитарного знания, рассматривающая культуру как специфический предмет
    анализа, интегрирующего многообразные знания о культурных феноменах с
    целью выявления их генезиса, функционирования, раскрытия базовых оснований
    динамики и особенностей типов деятельности.
    2. Предмет, задачи, структура культурологии.
    Понятие культуры используется для обозначения специфики человеческой деятельности, того, что отличает ее от природных форм организации неживой и живой материи. Поэтому объектом культурологии являются любые виды и формы человеческой жизнедеятельности в той мере, в какой они выступают специфически человеческими.
    Предметом культурологии является содержание, структура, динамика
    функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм
    целеориентированной человеческой деятельности.

    Вопросы функционирования культуры, составляющих ее форм и процессов, в физических, социальных и исторических условиях направляют культурологическое познание на решение задач, каждая из которых формирует специфический раздел культурологических исследований:
    1. Анализ культуры как структуры, состоящей из некоторого логически и функционально необходимого минимума элементов и принципов взаимодействия между ними. Эта задача решается в рамках морфологии
    культуры– учения о внутренней структуре и организационно-функциональном строении культуры.
    2. Исследование культуры как системы знаков, кодов и коммуникативных процессов, регулирующих социальное взаимодействие и обеспечивающих трансляцию смысловых комплексов и социального опыта. Эта задача решается в
    семиотике культуры.
    3. Исследование ценностно-смысловых комплексов – того ментального содержания, которое является предметом осознания и коллективного разделения членами общества и которым они руководствуются в своей деятельности.
    4. Классификация социокультурных систем и их отдельных компонентов в результате применения сравнительных, дифференцирующих и обобщающих процедур. Культурологическое познание исходит из признания того, что человеческая культура существует только во множественном числе – в многообразии конкретных культур со своими уникальными особенностями.
    Поэтому очевидной становится задача типологизации имеющегося многообразия, разделения его на обобщенные типы, решением чего занимается
    типология культуры.
    5. Изучение закономерностей и процессов социокультурной динамики – культурно-исторических изменений. Какие причины вызывают те или иные изменения в культуре? Почему одни культуры ориентированы на сохранение сложившегося за века порядка (традиционные культуры), а другие утверждают ценности постоянного развития и обновления (культуры Модерна)? Какие механизмы действуют в соотношении традиций и новаций в разных типах культур? Существует ли единый для всех культур вектор исторического развития? Эти и другие вопросы, связанные с культурными процессами, культурологи пытаются решить в рамках раздела динамики культуры.
    6. Исследование типов связей и взаимодействий между культурами –
    межкультурных коммуникаций. Основными проблемами здесь являются следующие вопросы: как разные социокультурные системы могут взаимодействовать друг с другом? каковы каналы их коммуникации? какие элементы культуры вбирают в себя инородные влияния, а какие остаются неизменными? от чего зависит восприимчивость и устойчивость тех или иных культур к внешним воздействиям?
    По уровням познания культурология сложилась в следующих структурных элементах:
    1. Фундаментальная (теоретическая) культурология – общая теория культуры, направленная на осмысление специфики феномена культуры,
    разработку ключевых категорий и понятий, выявление общих оснований и структурных элементов культуры.
    2. Историческая культурология– исследование эволюционной динамики культуры, вопросов происхождения и порождения культурных форм, специфики эпохальных, национальных, региональных, этнических и глобальных типов культуры.
    3. Прикладная культурология– применение теоретических и исторических знаний о культуре в проектировании, планировании и прогнозировании социокультурных процессов, социокультурные технологии.
    3. Методы культурологии.
    Под методом понимается совокупность аналитических приемов, операций и процедур, которые используются при научном изучении объекта.
    Методологическая специфика исследования культуры была раскрыта представителями неокантианской философии Г. Риккертом и В. Виндельбандом.
    По их мнению, в отличие от естественных наук, чьи методы носят
    номотетический характер (греч. nomo-teteo – установление законов), т.е. ориентированы на раскрытие всеобщих законов, методы «наук о культуре» имеют идиографический (греч. idios – особенный, graphos–писать), индивидуализирующий характер: задача исследователя культуры – раскрыть уникальность, единичность культурного бытия конкретного общества, исторической эпохи, художественного стиля и т.п.
    Немецкий социолог М. Вебер различил «методы объяснения» и «методы
    понимания», утверждая, что в познании культуры предпочтительны вторые.
    Если при изучении мира природы исследователь прибегает к процедуре объяснения – установления объективных взаимосвязей между явлениями посредством вычислений и измерений, то исследователь культуры осуществляет процедуру понимания – воспроизводит субъективную, духовную жизнь представителя другой культуры посредством вживания, погружения, сопереживания, воображения и т.д.
    К общенаучным методам, использующимся в культурологии, относятся:
    - диалектический метод – рассмотрение культуры как внутренне противоречивого, многостороннего и развивающегося феномена;
    - системный метод – анализ культуры как взаимосвязанного множества компонентов, интегральные свойства которого не сводимы к свойствам элементов, взятых отдельно;
    - структурно-функциональный метод – анализ культуры и культурных феноменов как структурно-организованной целостности, в которой каждый элемент выполняет определенную функцию.
    В рамках решения задач типологизациии динамики культуры используются сравнительный и собственно типологический метод:
    - сравнительный (компаративный, кросс-культурный) метод – анализ культурных форм, явлений, процессов с целью выявления и идентификации подобного (общего, инвариантного) и специфического (различного) в культуре;

    - типологический метод представляет собой расчленение совокупности культурных феноменов или систем на обладающие определенными свойствами, упорядоченные и систематизированные группы с помощью обобщенной модели или типа (идеального или конструктивного).
    Семиотический метод направлен на исследование культуры как совокупности знаков, знаковых систем и текстов.
    В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, таковы методы полевой этнографии – описание, классификация, наблюдение; открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук: сравнительно-исторический, анализ текстов, и т.п.


    написать администратору сайта