тюрки культурология. Тема презинтации Письменные памятники тюрков Готовил Махатай Д
Скачать 1.05 Mb.
|
Тема презинтации Письменные памятники тюрков Готовил Махатай Д. Студент НГДР-101 Вопросы 1) Что вы знаете тюрков ? 2) Расскажите об их культуре. 3) В каком веке появились летопись ? 4) Какойу них был алфавит ? 5) Вывод. Информация о памятниках древнетюрской культуры. В древнетюркских письменных памятниках использовался оригинальный тюркский алфавит, называемый «руническим» (по сходству со скандинавскими руническими текстами) или «орхоно-енисейским» (по месту находки основных памятников). Древнетюркские письменные памятники — важные исторические документы для изучения древнего языка и литературных приемов, истории, этногенеза, географии, культуры, обычаев, миропонимания древнетюркских племен и народностей. К древнетюркским письменным памятникам относятся памятники, найденные в бассейне pек Енисея и Лены (Сибирь), Орхона, Онгина и Селенги (Монголия); на территории Центральной Азии в долинах pек Таласа (Таласские памятники), Сырдарьи, Иртыша и Или. Всего обнаружено около двухсот памятников с надписями. Значительный вклад в изучение памятников внесли В.Томсен, В. В. Радлов, П. М. Мелиоранский, О. Банг, Г. Й. Рамстедт, В. М. Насилов, И. А. Батманов, А. Н. Кононов, Дж. Клоусон, Т. Текин, С. Г. Кляшторный.. Ленско-Прибайкальские памятники Ленско-Прибайкальская группа памятников насчитывает 37 кратких надписей на скалах, чтение которых крайне затруднительно, и несколько надписей на мелких бытовых предметах .Число наскальных надписей может быть увеличено, если считать за руническое письмо руноподобные знаки, которые зарегистрированны в большинстве пунктов Прибайкалья и верхнего течения р. Лены. Алтайские памятники письменности История изучения средневековых древнетюркских рунических памятников горного Алтая насчитывает почти двести лет. В 1818 г. Г.И.Спасский нашел первую алтайскую надпись на реке Чарыш. С тех пор на Алтае ведется поиск и изучение эпитафических памятников. Причем происходит это с переменным успехом. И.Л. Кызласов выделил три условных этапа: первый - конец 40-х - начало 60-х гг. ХХ в., второй - 60-е - 80-е гг., третий - начался в 90-х гг. и продолжается по сей день. К началу 90-х годов ХХ века стало очевидно, что Алтай, как регион широкого распространения памятников письменности встает в один ряд с Хакасией, Тувой и Монголией. Усилиями археологов в предшествующий период были открыты три крупных центра сосредоточения письменных средневековых памятников. Это, прежде всего Ялбак-Таш - крупнейший памятник в России. До этого таковым считался комплекс Хая-Бажи в Туве, где было обнаружено 16 текстов. Два других пункта - это Бичикту-Бом и Мендур-Соккон. Памятники Восточного Туркестана Городище Туркестан, расположенное на восточной окраине одноименного ныне райцентра Шымкентской области, - значительный археологический памятник городской культуры Южного Казахстана. Общеизвестна выдающаяся роль, которую сыграл этот город в позднесредневековой истории казахского народа. Место притяжения экономических и политических интересов различных государств, торговый и культурный центр на стыке степных просторов и региона древних земледельческих культур, место проповеднической деятельности тюркского суфия Ходжи Ахмеда Ясави, политический центр Казахского ханства и "вторая Мекка" мусульманского Востока - средневековый Туркестан пережил бурную историю, в которой были периоды взлета и упадка. Он впитал в себя различные в своих истоках культурные традиции. Одним из первых кто заинтересовался прошлым г. Туркестана был исследователь Оренбургского края П.И.Рычков. Именно он указал, что Туркестан находится на месте прежнего Ясы. В 1867 г. городище Туркестан по заданию Русского археологического общества обследовал П.И. Лерх. Он научно обосновал локализацию Ясы на месте современного Туркестана. Памятники Восточного Туркестана включают четыре надписи на стене древней постройки в Турфане и несколько крупных текстов на бумаге из Мирана и Дуньхуана Прииртыши наскальные рисунки Наскальные рисунки, выполненные рельефным способом, были обнаружены в начале 70-х гг. Экибастузским краеведом О.Моолем на р. Оленты, в окрестностях с. Тай. Интересным памятниками первобытного искусства являются наскальные рисунки урочища Акбидаик, в 30 км к Востоку от г. Экибастуза, недалеко от станци Майкаин. В настоящее время на территории Павлодарской области известно не менее десятка памятников первобытного наскальноо искусства, расположенных на северо-восточной окраине Сары-Арки и в Баянаульских горах. Наиболее интересными и волнующими своей неповторимой реалистичностью являются писаницы урочища Акбидаик, расположенном к Югу от железной дороги Павлодар- Экибастуз, в неск. км от станции Майкаин у юго-восточного склона небольшой сопки, где имеются многочисленные останцы палеогеновых песчаников, на одном из которых размещаются петроглифы. Они выполнены на ровной, выветренной поверхности камня, покрытого красной коркой. На его плоскости, слегка наклоненной к Северо-Западу, размещена основная галерея петроглифов с изображениями лошадей, следующих в западном направлении. Первая, самая группа петроглифов, представлена антропоморфными изображениями примитивного математического или знаково-символического характера. Они выполнены техникой простой точечной выбивки, грубым видимо, каменным инструментом. Это — фигурки «пляшущих» человечков с широко расставленными руками и ногами. Рядом с ними имеются изображения то мифических животных. Вероятно, эти рисунки относятся к каменному веку, аналогии им известны во мн. пам. Европы и Азии. Подобные изображения имеются во всемирно известной галерее петроглифов в урочище Кобыстан на берегу Каспийского моря в Азербайджане, и неделеко от города Баку. Алфавит тюрского народа Монументы древнетюркским посланием были сделаны в тех областях Восточном Туркестане, Центральной и Средней Азии и Сибири, в коих в ранешном Средневековье размещались муниципальные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, античных уйгуров, енисейских кыргызов, карлуков и др. Но они к что времени уже гласили на различных языках или же вернее всевозможных диалектах, надписи тюркским руническим посланием. Делая вывод, можно сказать, что древние тюркские племена долгое время использовали тюркский алфавит. Письменные памятники турок являются памятниками культуры во всем мире, а именно 6-8 веков.. Они просто удивляют нас своим духом, силой, мощью, величием, грохотом войн и кровавых сражений наших предшественников, они призывали нас стремиться к добру и миру. Письменные памятники турок описывают все величие нашего народа, всю силу духа. Я считаю, что эти памятники являются высшим достижением древнего тюркского народа |