Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Ораторская проза

  • Тема 4. Тема Публицистический стиль. Ораторское выступление Основные вопросы


    Скачать 353.12 Kb.
    НазваниеТема Публицистический стиль. Ораторское выступление Основные вопросы
    Дата24.05.2022
    Размер353.12 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТема 4.pdf
    ТипДокументы
    #546583

    Тема 4. Публицистический стиль. Ораторское выступление
    Основные вопросы
    1. Публицистический стиль. Лексика. Морфология. Синтаксис публицистического стиля.
    2. Ораторская проза.
    1.
    Публицистический стиль. Лексика. Морфология. Синтаксис
    публицистического стиля
    В публицистике затрагиваются вопросы весьма широкой тематики − любые актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, быта и т.д. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати
    (газетах, журналах), политических выступлениях, речах на собрании и т.д.
    Общеязыковые черты публицистического стиля

    экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;

    отбор языковых средств с установкой на их доходчивость
    (публицистика − наиболее распространенный вид массовой информации);

    совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного), что обусловлено разнообразием тематики и жанров.
    Функции публицистического стиля
    В публицистическом стиле реализуется функция воздействия
    (агитации, пропаганды), с которой совмещается функция чисто ин- формативная (сообщение новостей).
    Жанры публицистического стиля
    В рамках публицистического стиля широкое распространение получили его газетно-журнальная разновидность и общественно- политическая литература. К этому стилю относятся также ораторская проза, выступления на совещаниях, митингах.
    Лексика публицистического стиля

    общеупотребительные слова (путешествие, дело);


    общественно-политическая лексика и фразеология
    (демократические свободы, избирательная компания, митинг, агитационно-
    массовый);

    терминологическая лексика других стилей, переосмысленная для целей публицистики (международная солидарность, переговоры на уровне
    послов, правящая верхушка);

    речевые стереотипы и клише (люди в белых халатах, черное
    золото);

    экспрессивная лексика: многозначные слова, заимствования, авторские неологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика, эпитеты, сравнения (хакерство, русский авось, огненный ураган артиллерии);

    фразеологизмы (тайна за семью печатями).
    Морфология (грамматика) публицистического стиля

    совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей в зависимости от жанра текста;

    использование глаголов в любых грамматических формах − 1, 2,
    3 лицо, инфинитив, императив и т.д.;

    использование прилагательных в номинативной и экспрессивной функциях;

    активное использование степеней сравнения прилагательных и наречий (наилучший, самый замечательный, быстрее всех);

    использование местоимений, частиц, междометий (вы, ли, даже,
    уже, ах какой).
    Синтаксис публицистического стиля

    использование средств стилистического синтаксиса: риторические вопросы, восклицания, повторы, параллелизм (Нет! Только
    победа! Родина моя, тебе выпало трудное испытание);

    активное использование инверсии (мощные прессы выпускает
    этот завод);

    использование прямой речи, элементов диалога;

    употребление в функции сказуемого описательного оборота, в котором выделяется не действие, а то, что с ним связано (брать на себя обя-
    зательство, выразить надежду, оказывать поддержку, предпринимать
    шаги, принять меры);

    употребление в начале текста вводной конструкции, указывающей на источник сообщения (как сообщает наш корреспондент, по данным бюро
    погоды, по сообщениям из Парижа).
    2. Ораторская проза

    Содержание и композиция
    Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации - разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации.
    Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.п. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций:
    К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность для подготовки.
    Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно. Однако многие выступающие только после того, как они начали говорить, приходят к осознанию того, что все же не представляют достаточно четко, какую мысль они стремятся донести до слушателей, которые, как правило, понимают неподготовленность говорящего раньше его.
    Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?
    В начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, не сосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.
    Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое.
    Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.
    Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов.
    На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. Если внимание аудитории ослабнет, притупится, то это произойдет на наименее важных частях вашего выступления.

    В случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов и т.п.
    Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.
    Высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.
    Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
    Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.
    Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.
    Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.
    Информационное обеспечение выступления
    Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления.
    Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В тексте не должно быть много цифрового материала, так как большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т.д. Такие показатели следует приводить в сравнении. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше.
    Следует по возможности ярко, оригинально интерпретировать цифровые данные.
    В некоторых случаях цифры следует округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются (население Н. Составляет почти 500
    тысяч человек). Но округление нежелательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.

    При подготовке текста выступления отдельное направление составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции, другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным материалом, третьи опираются на авторитет источника (мое мнение верно, потому что такого же мнения придерживается всем известный человек, авторитет которого неоспорим).
    Если цитата действительно необходима в выступлении, то независимо от типа цитаты и ее назначения обязательно нужно, во-первых, проверить цитату, сравнить ее с оригиналом, не полагаясь на память. Во-вторых, смысл цитируемого отрывка в тексте должен совпадать со смыслом отрывка в тексте-источнике. В-третьих, по своему объему цитата должна быть достаточна для того, чтобы ее смысл был относительно самостоятелен и устойчив. Усеченное цитирование - один из способов манипулирования общественным мнением.
    Контакт с аудиторией - ключевая проблема ораторского выступления.
    Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта должна вестись в нескольких направлениях.
    Выступающий должен заранее сформировать у себя коммуникативное состояние. Под коммуникативным состоянием говорящегопонимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:
    *
    Запретить себе думать о посторонних вещах.
    *
    Сосредоточить свое внимание на слушателях.
    *
    Внимательно следить за их реакцией.
    *
    Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного, чем ваше выступление и внимание аудитории.
    *
    Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.
    *
    Иметь наступательный волевой настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.
    *
    Понимать, что публичное выступление - это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.
    Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной.

    Контактоустанавливающие речевые действия.
    О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых - установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету.
    Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении и в отношении стиля.
    Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми проходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.
    Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст - это те слова и предложения вашей речи, в которых вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить или писать, т.е. метатекст - это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления можно уподобить разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в
    начале своего выступления я хотел обратить ваше внимание на...; повторим
    еще раз...; теперь перейдем к вопросу о...; во-первых...; в заключение
    хотелось бы сказать о том, что... и т.п.
    Диалогизация выступления
    Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта очень важно внести в выступление элементы диалога. Диалог - основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично.
    Любое сказанное слово представляет собой реакцию на чужое слово.
    Монолог - это искусственное речевое построение; он по сравнению с диалогической речью имеет очень небольшой возраст. Усвоение и построение монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Монологический текст воспринимается всегда с большими трудностями, чем диалог. Поскольку ораторское выступление - это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога.
    Рассмотрим простейшие приемы диалогизации текста.
    Любую тему, ее отдельные частные аспекты можно обозначить в виде вопросительного предложения или вопросно-ответного
    единства:
    «Задумаемся: если кому-то народ оказывает доверие, то для чего он это

    делает? Исключительно для того, чтобы избранник решал его, народа,
    проблемы».
    Диалогизация текста может проявляться и по-иному. Говорящий в ходе выступления встает на точку зрения предполагаемого оппонента, собеседника, слушателя, и часть текста строится с этой чужой точки зрения, чтобы затем присоединиться к ней, уточнить ее, опровергнуть и т.д.:
    «А ведь бывали случаи, когда не психиатр даже, а только священник
    может помочь. Но к нему стесняются идти. Ему же руку надо целовать, мало ли что еще... У нас ведь масса предубеждений, которые возникли
    благодаря советской власти».
    Выделенные разрядкой конструкции передают речь воображаемых, предполагаемых оппонентов или собеседников, которые в ходе выступления легко узнают себя, свою позицию и более внимательно отнесутся к словам оратора.
    Синтаксические особенности
    Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего - свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.
    Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки из 5-7 слов.
    Более легко воспринимаются такие конструкции, которые тяготеют к разговорной речи. По структуре они представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные, неполные, неосложненные.
    Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.
    «Причина четвертая: сила семейной традиции. Человек родился и
    вырос в шахтерском краю, где кормилец на все один - уголек. В шахте 30 лет
    откалывал уголь его отец, умерший от силикоза. В забое работает старший
    брат. А теперь опускается и он. И это привычное дело дает молодому
    шахтеру ощущение безопасности». (АиФ)
    Для того, чтобы получить текст такого типа, при его написании (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию.
    Длинные предложения, т.е. значительно распространенные и осложненные причастными и деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского выступления.
    3.Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их сфера функционирования - официально-деловой стиль, т.е. тексты, рассчитанные на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

    Лексические особенности
    Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на -ние, -тие, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное - это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления:
    «Необходимо разрешение региональных конфликтов на основе
    компромисса, восстановление стабильности повсюду в мире, где она
    нарушена; прекращение поддержки дестабилизирующих и экстремистских
    сил, всех террористических группировок, не должно быть попыток
    расширения зоны влияния одной стороны за счет другой; необходима
    совместная работа всех стран для решения экономических, социальных и
    экологических проблем».
    К недостаткам этого предложения, затрудняющим его восприятие, следует отнести, во-первых, значительную распространенность и осложненность предложения; во-вторых, большое количество отглагольных существительных: разрешение, восстановление, прекращение, расширение,
    влияние, решение. Можно предложить следующий вариант текста, более приспособленный для устного восприятия:
    «Необходимо разрешить региональные конфликты на основе
    компромисса и восстановить стабильность всюду, где она нарушена.
    Нужно не допускать попыток расширить зоны влияния одной стороны за
    счет другой. Следует прекратить поддерживать дестабилизирующие и
    экстремистские силы, террористические группировки. Все страны должны
    совместно решать общие экономические и социальные проблемы».
    При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминами и не используйте узкоспециальные термины.
    Личностный тип общения
    Контакт с аудиторией будет более успешным, если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте («живая» беседа).
    Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику.
    В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка. Частицы лишь, даже, вот, же и др., несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая
    довольно часто и авторское отношение. С этой же целью используются вводные слова: выражение отношений отражено в них более четко, определенно.
    Наиболее ярко выражают авторское отношение сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным
    считаю, что; ясно, что).


    написать администратору сайта